Введение
1.1 Изучение и анализ законодательства, регулирующего деятельность организации
1.2 Изучение основных направлений деятельности кадровой службы. Анализ функциональных обязанностей сотрудника отдела кадров
1.3 Делопроизводство кадровой службы
1.4 Документы по личному составу. Документальное оформление1.5 приема на работу и увольнения. Документирование движения кадров
1.5 Регулирование рабочего времени в организации и времени отдыха работников организации. Предоставление социальных отпусков
1.6 Организация работы по укреплению трудовой дисциплины, по наложению дисциплинарных взысканий, привлечению к материальной ответственности, поощрению работников
1.7 Оформление документов по аттестации кадров
1.8 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
1.9 Оформление документов о трудовой деятельности работников
1.10 Изучение установленной статистической отчетности по труду, табеля учета использования рабочего времени, воинского учета граждан в организациях
1.11 Организация работы комиссии по трудовым спорам (КТС). Разрешение индивидуальных трудовых споров
1.12 Изучение основных направлений деятельности юридической службы
1.13 Изучение договорной работы организации
1.14 Изучение порядка ведения хозяйственных и иных дел от имени организации юрисконсультом в судах
1.15 Изучение претензионной работы в организации
1.16 Изучение порядка приема и консультирования работников организации юрисконсультом и инспектором отдела кадров
1.17 Составление и оформление отчета по преддипломной практике
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Базой практики являлось УЗ «4-я городская поликлиника г. Минска».
Основные цели практики, проводимой учреждением высшего образования:
- оказывает помощь сотрудникам юридической (кадровой) службы предприятия (учреждения) в осуществлении правовой деятельности;
- изучает положения, нормативные акты о юридической службе (кадровой службе), знакомится с ее задачами, функциями, формами работы по оказанию правовой помощи подразделениям предприятия, учреждения, работникам;
- знакомится с ведением документации юридической (кадровой) службы под руководством руководителя от базы практики, участвует в ее оформлении, собирает образцы (копии) документов для отчета по практике;
- с целью обретения практических навыков подготовки и оценки внутренней документации осуществляет под руководством руководителя практики от базы практики работу с входящими и исходящими документами;
- проводит правовую экспертизу проектов нормативных и локальных нормативных правовых актов, разрабатываемых службами и отделами предприятия (учреждения);
- принимает участие в подготовке, заключении трудовых договоров (контрактов);
- обобщает практику применения трудового законодательства на предприятии.
1.1 Изучение и анализ законодательства, регулирующего деятельность организации
По прибытии на место практики со мной были проведены организационные мероприятия, связанные с оформлением на базу практики, а именно:
- издан приказ;
- проведен инструктаж по технике безопасности;
- разъяснен порядок работы в организации, правила внутреннего трудового распорядка.
Так, организация работает с 9.00 до 20.00.
В ходе практики мной были изучены следующие акты законодательства, действующие в рассматриваемой сфере:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».
1.2 Изучение основных направлений деятельности кадровой службы. Анализ функциональных обязанностей сотрудника отдела кадров
Кадровая служба в организации представлена специалистом по кадрам. Деятельность кадровой службы осуществляется в соответствии с Уставом организации.
Права и обязанности специалиста по кадрам закреплены в должностной инструкции специалиста по кадрам, разработанной в соответствии с первым выпуском Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (ред. 13.02.2015) и типового положения о кадровой службе.
Согласно положения основными задачами кадровой службы являются:
• участие в разработке и реализации стратегии управления персоналом;
• обеспечение организации необходимым количеством кадров руководителей, специалистов, рабочих требуемых профессий, специальностей и квалификации.
1.3 Делопроизводство кадровой службы
Так, под делопроизводством понимается деятельность по обеспечению документирования и организации работы с документами.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере делопроизводства, являются:
• Закон Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве»;
• Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 №4;
• Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 №40.
1.4 Документы по личному составу. Документальное оформление1.5 приема на работу и увольнения. Документирование движения кадров
Личное дело – это совокупность документов, содержащих наиболее полные сведения о работнике и его трудовой деятельности. Личные дела ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь. Формирование, ведение и оперативное хранение личных дел осуществляет кадровая служба организации (специалист по кадрам).
Личное дело работника формируется после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).
При формировании личного дела документы включаются в него в следующей последовательности:
• внутренняя опись документов личного дела;
• дополнение к личному листку по учету кадров;
• личный листок по учету кадров.
1.5 Регулирование рабочего времени в организации и времени отдыха работников организации. Предоставление социальных отпусков
Изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц.
Перевод работника на контрактную форму представляет собой изменение существенных условий.
В соответствии со ст.149 ТК Республики Беларусь работники имеют право на трудовые и социальные отпуска при наличии оснований, предусмотренных настоящим Кодексом.
1.6 Организация работы по укреплению трудовой дисциплины, по наложению дисциплинарных взысканий, привлечению к материальной ответственности, поощрению работников
Поощрения
К работникам могут применяться меры поощрения за высокие показатели в труде, трудовую дисциплину и другие показатели.
В соответствии со ст. 50 ТК Республики Беларусь сведения о награждениях и поощрениях вносятся в трудовую книжку. Основанием для внесения данных сведений в трудовую книжку является приказ. Как правило приказ издается на основании служебной записки непосредственного руководителя поощряемого работника.
Дисциплинарная ответственность
Согласно ст.197 ТК Республики Беларусь за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47).
1.7 Оформление документов по аттестации кадров
Цели аттестации зависят от направления деятельности организации, ее организационной структуры, корпоративной политики. Они могут быть открытые и латентные (скрытые).
Открытыми целями являются: объективная оценка уровня профессиональной подготовки, деловых и личностных качеств, результатов практической деятельности работников; улучшение подбора, расстановки и подготовки кадров, повышение квалификации работников, качества и эффективности труда; обеспечение более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда.
1.8 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
В условиях рыночной экономики вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров приобретают особую значимость и актуальность, ибо залог успешной деятельности любого субъекта предпринимательской деятельности — профессиональные кадры.
Пунктом 11 части первой статьи 55 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Стоит отметить, что в соответствии со статьей 220-1 ТК «наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором».
1.9 Оформление документов о трудовой деятельности работников
По решению кадровой службы (специалиста по кадрам) в состав личных дел включаются трудовые договоры (контракты) с работниками.
В сформированное личное дело документы включаются в хронологической последовательности.
Перевод работника на другую работу регламентирован в ст.30 ТК Республики Беларусь.
Законодательство дает нанимателю право выбора: заключать контракт или иной вид (вид) трудового договора (например, трудовой договор на неопределенный срок) (часть 1 пункта 1 декрета № 29) [5]. Однако в некоторых случаях, предусмотренных законом, наниматель лишается права выбора и обязан заключить с сотрудником контракт (например, когда гражданин переходит на службу в органы прокуратуры).
Контракт является видом трудового договора. Соответственно, при заключении контракта с наемным работником должны соблюдаться все те же правила, которые предусмотрены при заключении трудового договора.
При заключении договора наниматель обязан потребовать, а работник должен представить следующие документы (ст. 26, 54 ТК):
- документ, удостоверяющий личность;
- документы военной регистрации (для военной службы и лиц, подлежащих военной службе);
- трудовую книжку (за исключением случаев, когда лицо устраивается на работу впервые и на неполный рабочий день);
- диплом (еще один документ об образовании и обучении, подтверждающий право на выполнение этой работы);
- отправка на работу за счет резервирования (для определенных категорий работников в соответствии с законом);
- индивидуальная программа реабилитации инвалидов (для инвалидов);
- страховой сертификат, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы, подтверждающие другие обстоятельства, связанные с работой, если их представление предусмотрено законодательными актами [1].
1.10 Изучение установленной статистической отчетности по труду, табеля учета использования рабочего времени, воинского учета граждан в организациях
Контракт позволяет нам индивидуализировать условия работы с учетом особенностей навыков сотрудника, его деловых навыков и специфики работы. Он может содержать широкий спектр условий, указанных непосредственно сторонами, в том числе об организации труда, его стимулах, социальном обеспечении, ответственности и т. д.
Контракт также содержит все основные условия трудового договора и служит основой для возникновение трудовых отношений между работником и нанимателем. В то же время в контракте есть ряд особенностей по сравнению с обычным трудовым договором [1].
Срок действия договора до его истечения может быть сокращен по основаниям, установленным Трудовым кодексом, иными законодательными актами или договором. Основания для расторжения трудового договора, предусмотренного договором, должны соответствовать законодательству.
Трудовой кодекс Республики Беларусь разрешает руководителю организации, а также любому другому сотруднику только те основания для увольнения, которые указаны в тексте самого кодекса (часть 1 статьи 35) [2].
1.11 Организация работы комиссии по трудовым спорам (КТС). Разрешение индивидуальных трудовых споров
Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений (ст. 377 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Под индивидуальным трудовым спором понимаются разногласия между работником и нанимателем по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.
1.12 Изучение основных направлений деятельности юридической службы
Исковое заявление является процессуальной формой иска как требования заинтересованного лица, о защите нарушенного или оспоренного субъективного права или охраняемого законом интереса, направленного на рассмотрение и разрешение судом спора о праве и постановление законного и обоснованного решения.
Форма и перечень сведений, которые должны содержаться в исковом заявлении определяется ХПК Республики Беларусь.
Исковое заявление оформляется на основании документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в нем. Копии данных документов прикладываются к иску.
1.13 Изучение договорной работы организации
Реализация оказания услуг в ГУЗ «ГЦГДКП» осуществляется на основании договоров.
Каждый договор должен отвечать ряду обязательных требований:
• соблюдение принципа свободы договора (ст.2 и ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• наличие согласованной воли сторон для заключения договора (ст.155 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соблюдение соответствующей формы (ст.ст.161, 162, 164, 165 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• соответствие договора законодательству (ст.392 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
• согласование сторонами договора всех его существенных условий (ст.402 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
1.14 Изучение порядка ведения хозяйственных и иных дел от имени организации юрисконсультом в судах
Юрисконсульт активно следит за ходом судебного процесса и после вынесения судом решения по существу контролирует получение исполнительного документа, после вступления решения в законную силу.
В предусмотренных Хозяйственно-процессуальным кодексом Республики Беларусь случаях взыскание задолженности может производиться не в исковом, а в приказном производстве.
Большинство судебных заседаний проходят по поводу взыскания задолженностей, которые невозможно взыскать в приказном производстве или с помощью исполнительной надписи.
Так, юрисконсульт прибегает к составлению искового заявления и направлению его в суд.
1.15 Изучение претензионной работы в организации
В соответствии с приложением № 1 к Хозяйственно-процессуальному кодексу Республики Беларусь «Претензионный порядок урегулирования спора», в случае нарушения контрагентом своих обязательств, в его адрес направляется претензия. Претензия, как правило, должна содержать наименование должника и его почтовый адрес, ссылку на договор и конкретные его условия, которые были нарушены, суммы долга и конкретные сроки, предлагаемые должнику для добровольного погашения долга, а также срок для ответа на претензию.
Работники заинтересованной службы организации, которые отвечают за направление, в котором допущено контрагентом нарушение обязательств, представляют юрисконсульту необходимую информацию и документы.
Оформленная и подписанная претензия вручается уполномоченному представителю должника под расписку, или направляется почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае отказа в удовлетворении, изложенных в претензии требований, или не получении ответа на претензию рассматривается вопрос о разрешении претензии в судебном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги вышесказанному, можно с уверенностью заявить, что практика имеет большое значение в образовательном процессе в целом.
Теория взаимосвязана с практикой. Квалифицированный специалист, знающий свое дело, ценится лишь тогда, когда умеет правильно применять свои знания. Именно в этом и состоит значение практики.
В процессе ее прохождения мной было определено, как «работает» норма права в той или иной ситуации, что лишь неукоснительное и точное соблюдение закона позволяет в полной мере обеспечить защиту прав и законных интересов граждан.
По окончании практики мной было получено представление о применении теоретических знаний в практических ситуациях, а также сформировано четкое представление о деятельности организации.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 07 дек. 1998 г., № 218-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
3. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
4. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Республики Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
5. Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем организации и его деятельности : Указ Президента Республики Беларусь, 28 июня 2007 г., № 302 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
6. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования : Декрет Президента Республики Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
7. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь, 09 дек. 1992 г., № 2020-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск , 2019.
8. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Общая часть : учеб. пособие / Д.А.Колбасин. – Минск : ФУАинформ, 2009. – 592 с.
9. Лаевская, Е.В. Гражданское право Республики Беларусь: учеб.-метод. комплекс / Е.В. Лаевская. – Минск : ФУСТ БГУ, 2003. – 328 с.
10. Суханов, Е.А. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть : учеб. Для студентов вузов, обучающихся по направлению и по специальности 021100 «Юриспруденция» / А.Л. Маковский, А.С. Комаров; под ред. Е.А. Суханова. – М. : Волтерс Клувер, 2006. – 720 с.