Введение
Производственная (педагогическая) практика проходила на базе ГУО «Гимназия №38 г.Минска» в течение 4-х недель. Практика была направлена на формирование системы профессиональных умений и навыков, совершенствование системы знаний о специфике деятельности психолога; также на освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе; кроме того, на формирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики; знакомство со спецификой деятельности преподавателя психологии в различных типах образовательных учреждений.
В ходе практики я получила возможность:
- развить и усовершенствовать полученные теоретические знания по базовым психологическим дисциплинам, методике преподавания психологии, психологическому консультированию, диагностике и коррекции психического развития личности в процессе практической деятельности в качестве психолога;
- формировать умения осуществлять образовательный процесс;
- формировать систему педагогических умений, необходимых для целостного выполнения функций преподавателя;
- развивать способность анализа и самоанализа педагогической деятельности;
- сформировать умения по индивидуальному планированию и реализации видов деятельности психолога;
- выработать навыки взаимодействия со всеми субъектами процесса обучения (учениками, педагогами, родителями, администрацией учебно-воспитательного учреждения);
Результаты ознакомления с условиями деятельности педагога-психолога ГУО «Гимназия №38 г.Минска»
Перечень нормативных документов по организации деятельности педагога-психолога учреждения образования – в Приложении 1.
Направления психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на разных этапах (ступенях) образования имеет свои особенности.
Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе, предупреждение отклонений в развитии и поведении, формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе; развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.
В базовой школе — психологическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых школьников.
В старших классах - оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.
Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- психолого–педагогическая диагностика;
- здоровьесберегающая деятельность;
- коррекционно–развивающая работа;
- психолого–педагогическое консультирование;
- социально–психологическое обеспечение управленческих процессов;
- психологическая профилактика и просвещение;
- методическая работа.
Анализ просветительского мероприятия педагога-психолога: этической беседы-практикума в 3 «Б» классе
Педагогом-психологом школы в 3 «Б» классе с детьми было проведено внеклассное воспитательное мероприятие – этическая беседа-практикум на тему «Хорошие и плохие черты характера» (Приложение 3).
Целью беседы было: объяснить детям, какие черты характера хорошие и плохие; побудить к обсуждению вопроса, почему надо исправлять плохие качества характера. Данная цель полностью соответствовала теме мероприятия, так как направлена на раскрытие сущности хороших и плохих черт характера человека. Участниками мероприятия были ученики 3 «Б» класса в составе 21 ребенка.
Целесообразность мероприятия очевидна, так как возраст участников беседы – младший школьный возраст – является сензитивным при воспитании у детей чувств сопереживания, доброжелательности, отзывчивости.
Педагог включила в содержание этической беседы разнообразные методические приемы: активизация внимания участников беседы с помощью вступительного слова; устные выступления были наполнены значительным содержанием; проведена тренировка доброжелательности через решение практических ситуаций. Участники были заинтересованы каждым предлагаемым им заданием.
Стиль общения педагога-психолога был демократическим, культура поведения участников мероприятия соответствовала его теме.
Также была соблюдена организационная четкость проведения мероприятия, продолжительность составила 30 минут: время, в течение которого дети младшего школьного возраста в состоянии воспринимать даваемую им информацию, сознательно акцентируя на этом внимание.
Воспитательная ценность этической беседы-практикума доказала свою эффективность. Так, беседа имела проблемный характер и предполагала борьбу мнений и взглядов. При этом специалист задавала нестандартные вопросы, стимулировала учеников на поиски ответов.
Этическая беседа не развивалась по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети говорили именно то, что они на самом деле думали. Педагог-психолог же высказывала свою точку зрения, если была не согласна с мнением своих учеников, но обязательно аргументировала свою точку зрения.
Консультация педагога-психолога школы: наблюдение и анализ
ФИО обратившегося за помощью: Полякова Зинаида Михайловна
Возраст обратившегося и его социальное положение: 49 лет, учитель русского языка и литературы в средней школе, классный руководитель 5 «А» класса
Запрос на работу с учеником.
Причина обращения, краткое содержание жалобы: низкая успеваемость учащегося Михаила Р. Ученик имеет низкие оценки по основным предметам – русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе, математике. На уроках занимает пассивную позицию, не поднимает руку, а «отсиживает» время урока. Домашние задания выполняются с ошибками, причем их исправление всегда идет под прямым руководством учителя (так как дома вообще не хочет садиться делать уроки – со слов родителей).
Особенностью проблемы является то, что ребенок в начальной школе учился лучше, в школу ходил с удовольствием. Если раньше уровень успеваемости учитель охарактеризовывал как средний, то теперь – как низкий.
Описание проблемы словами клиента: со слов ребенка, ему просто неинтересно в школе.
Общее впечатление о клиенте, анализ жалобы:
В целом, Михаил на консультации вел себя адекватно, агрессивных тенденций не выявлено. Поэтому основной акцент при дальнейшей работе необходимо делать на диагностику взаимоотношений в системе «педагог-ребенок».
Ожидания и желаемые изменения:
Со стороны родителей Михаила – была сделана попытка нанять репетитора по математике и белорусскому и русскому языкам, однако ребенок наотрез отказался заниматься дома с чужим человеком.
Со стороны классного руководителя 5 «А» класса – постоянные беседы с родителями, вызов на индивидуальные консультации, а также обращение за помощью к педагогу-психологу школы с тем, чтобы определить причины регресса ребенка относительно его оценок, возможность коррекционно-развивающей работы с Михаилом и консультационной работы с родителями ученика. Однако запрос был дан специалисту незадолго до настоящего времени, поэтому работа педагога-психолога еще не была начата.
Краткое описание встречи и использованных техник:
Во время беседы использовались методические приемы: «Давай думать вместе!», «Психологический контакт», «Человечек» (Михаил пришел не по своей воле, а его привела классный руководитель).
Психологический анализ посещенных занятий социально-психологического тренинга с подростками
Анализ коррекционно-развивающего занятия (№2)
Анализ тренингового занятия №2 на тему: «Невербальные средства общения».
В ходе второго тренингового занятия педагогом-психологом были проведены следующие упражнения: «Впечатления о первом занятии», «Рассказ о первой встрече», «Пингвины, «Тюрьма», «Мама и ребенок», «Дружеский дождик».
Данное занятие содержало в себе упражнения, направленные на: рефлексию от проделанной работы (после первого тренингового занятия), развитие пантомимических средств общения, без использования слов.
Считаю наиболее интересным упражнение под названием «Тюрьма»: после того, как ученики получили инструкцию к выполнению, многих это испугало – для школьников непривычно изъясняться без слов.
Анализ коррекционно-развивающего занятия
Анализ тренингового занятия №4 на тему: «Детские воспоминания».
В ходе второго тренингового занятия педагогом-психологом были проведены следующие упражнения: «Впечатления о первом занятии», «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Сказочный образ», «Воспоминания детства», «С кем бы ты дружил?», «Детская игра».
Данное занятие содержало в себе упражнения, направленные на: актуализацию детского опыта, развитие творческого воображения и восприятия, анализ прошлого опыта из детства.
Анализ тренингового занятия №6 на тему: «Самооценка»
В ходе шестого тренингового занятия педагогом-психологом были проведены следующие упражнения: «Зеркало любви», «За что меня ругают», «Передача чувств», «Мудрец», «Мои положительные черты», «Ласковые имена», «Я люблю себя», «Что мне нравится делать», «Я самый лучший», «Прощальный ритуал».
Данное занятие содержало в себе упражнения, направленные на осознание участниками своей уникальности, поднятия самоуважения, снижение негативного отношения к собственному образу Я. Упражнения были интересны всем участникам, так как все без исключения участники тренинга активно принимали участие при обсуждении собственных качеств личности.
Психолого-педагогический самоанализ семинарского занятия «Творцы и потребители»
Форма проведения – семинарское занятие с учащимися среднего звена (Приложение 6).
Цель занятия: определение основных жизненных ценностей участников семинара.
Задачи лекции:
1. Стимулировать учащихся среднего подросткового возраста к осмыслению своих жизненных ценностей.
2. Помочь разграничить важные жизненные ценности и второстепенные.
Профессиональная рефлексия:
Считаю основную цель семинара реализованной: я затронула актуальную для подростков тему о жизненном самоопределении, позволила лучше понять основные правила формулировки своих жизненных целей.
Так, с учащимися я провела беседу «Что нужно для полного счастья?», после чего следовали деловая игра по теме и выполнение практического задания «Важные жизненные ценности». Завершил семинар рассказ «К вопросу о достойной цели человечества».
Самоанализ групповой консультации «Воспитание детей в семье»
Форма проведения – групповая консультация (Приложение 7).
Цель лекции: раскрыть сущность неблагоприятного воздействия типов матерей на развитие и воспитание ребенка.
Задачи лекции:
1. Информировать педагогов о том, что им может мешать в воспитании ребенка.
2. Представить возможное неблагоприятное воздействие типа матери на рвзитие ребенка подросткового возраста.
Профессиональная рефлексия:
Я выполнила план лекционного выступления: вначале беседовала с родителями о том, что им мешает воспитывать детей; после чего приступила к информированию родителей о типах матерей, которые могут мешать воспитывать детей. На мой взгляд, реализация данных целей стала возможной за счет организационной помощи классного руководителя, а также методической помощи школьного педагога-психолога.
Психолого-педагогический самоанализ мероприятия по психологическому просвещению «Позиция школьника и ее влияние на учебную деятельность»
Форма проведения – групповая консультация (Приложение 8).
Цель: рассмотрение компонентов, необходимых для успешного усвоения социального опыта первоклассниками.
Задачи:
1. Выделение основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста,
2. Групповое обсуждение вопроса взаимоотношений первоклассника со сверстниками.
3. Способствовать осознанию родителями позиции школьника и ее влияния на учебную деятельность;
4. Мотивировать их к помощи в формировании позиции школьника у своих детей.
Профессиональная рефлексия:
Я выполнила план своего выступления – информировала родителей о причинах возможных трудностей в адаптации учащихся 1-го класса к школе.
Так, я выделила основные родительские ролевые позиция для ребенка младшего школьного возраста, провела групповое обсуждение вопроса взаимоотношений первоклассника со сверстниками, способствовала осознанию родителями позиции школьника и ее влияния на учебную деятельность; также я мотивировала родителей к помощи в формировании позиции школьника у своих детей.
Заключение
За время прохождения практики мною были выполнены различные виды деятельности: от планирования до самостоятельного проведения коррекционно-развивающей и просветительской деятельности.
Здесь мною были изучены особенности работы педагога-психолога. Основные направления деятельности специалисты, аналитический отчет за прошлый учебный год. Указанная работа позволила развить аналитические навыки и умения по изучению плана педагога, прогностических и проектировочных умений по составлению плана собственной работы в соответствии с планом работы штатного специалиста.
При этом я узнал много нового о диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской деятельности современного школьного психолога. Например, я с интересом отмечал для себя специальные приемы, с помощью которых специалист удерживали внимание учащихся во время диагностического обследования, развивающего занятия.