ВВЕДЕНИЕ
1 ТОРГОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Общая характеристика торговой организации
1.2 Анализ и оценка экономических показателей деятельности торговой организации
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационная структура и функции подразделений организации
2.2 Оценка организации труда основных категорий работников
2.3 Материальная ответственность работников магазина
3 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Изучение платёжеспособного спроса населения
3.2 Рекламная деятельность предприятия
3.3 Закупка товаров и анализ договорной работы, характеристика поставщиков
4 ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Источники и факторы формирования ассортимента лакокрасочных товаров
4.2 Анализ показателей и структуры ассортимента лакокрасочных товаров
4.3 Направления совершенствования ассортимента лакокрасочных товаров
5 ПРИЕМКА И ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ
5.1 Наличие нормативных документов и общие положения по приёмке товаров
5.2 Процедура проведения приёмки товаров по количеству и качеству, её результаты и документальное оформление
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Заключение
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В подготовке высококвалифицированных специалистов важное место отводится ознакомительной практике.
Практика является важной частью общего процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса. Практика направлена на закрепление в реальных торговых условиях знаний, полученных в университете, на овладение производственными навыками, передовыми технологиями. Все это подтверждает актуальность практики.
Основная цель прохождения практики является получение информации и приобретение практических навыков, связанных с выбранной специальностью.
Задачей практики:
- дать общую характеристику магазину;
- проанализировать и оценить экономические показатели деятельности торговой организации;
- изучить организационную структуру и функции подразделений организации;
- оценить организацию труда основных категорий работников;
- изучить материальную ответственность работников магазина;
- изучить платёжеспособный спрос населения;
- ознакомиться с рекламной деятельностью предприятия;
- ознакомиться с закупкой товаров и проанализировать договорную работу, характеристику поставщиков;
- изучить источники и факторы формирования ассортимента;
- проанализировать показатели и структуру ассортимента;
- выделить направления совершенствования ассортимента;
- изучить наличие нормативных документов и общие положения по приёмке товаров;
- рассмотреть процедуру проведения приёмки товаров по количеству и качеству, её результаты и документальное оформление.
Объектом исследования является «ТД Комплект», а предметом работы выступает – деятельность «ТД Комплект».
При написании отчета использовался такие методы исследования как анализ и синтез литературы, и интернет источников, связанных с темой курсовой работы и обобщение результатов курсового исследования.
Структура отчета определена содержанием и включает в себя введение, пять разделов, которые поделены на подпункты, заключение, приложения.
Объём отчета составляет 27 страниц печатного текста до приложений.
1 ТОРГОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Общая характеристика торговой организации
При прохождении практики в качестве объекта исследования был выбран торговый дом «Комплект», принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью «ТД Комплект», расположенного по адресу: 220103 г. Минск, ул. Кнорина, дом 50, к302А.
ООО «ТД Комплект» осуществляет свою деятельность на основании Устава. В соответствии с Уставом основной целью деятельности общества является наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах народного потребления и услугах, а также получение прибыли, направляемой на развитие организации и удовлетворения социальных и экономических потребностей коллектива и собственников.
Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, открывать расчётный, валютный и другие счета в банках, иметь печати, штампы со своим наименованием.
На сегодняшний день, компания «ТД Комплект» активно развивается на рынке непродовольственного ритейла. Деятельность компании направлена на достижение максимальной удовлетворенности покупателей, путем постоянного усовершенствования всех бизнес-процессов, связанных с качеством обслуживания.
Торговый дом «Комплект» предлагают широкий ассортимент товаров: ассортиментная матрица, как правило, включает в себя не менее 30 000 наименований самых востребованных товаров. Таких как строительные товары. Товары для сада и огорода, посудо-хозяйственные товары и др.
Численность работников данного торгового объекта составляет 14 человек, площадь магазина 625 кв. м., из нее торговая – 293 кв. м.
Следуем отметить, что данный магазин расположен в выгодном месте, находится вблизи нескольких остановок городского транспорта, транспортное сообщение организовано удобно, однако возле него ограниченное количество парковочных мест.
Режим работы по сравнению с другими торговыми объектами также достаточно удобный: с 8-00 до 20-00 без перерыва на обед и выходных дней.
Магазин «ТД Комплект» расположен достаточно удобно, имеет удобное транспортное сообщение, так как рядом расположена остановка общественного транспорта, а также имеется достаточное количество парковочных мест. Установленный режим работы соответствует интенсивности покупательских потоков и времени работы других торговых объектов в районе обслуживания.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационная структура и функции подразделений организации
В ООО «ТД Комплект» используется линейная структура управления, которая основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей.
Общее руководство общества осуществляет директор. В его подчинении находятся подразделения, занимающиеся закупкой и реализацией товаров, исследованием ситуации на рынке. Организационная структура ООО «ТД Комплект» представлена в приложении Д.
Директор ООО «ТД Комплект» непосредственно отвечает за процесс управления товародвижением, составление первичной документации; работу с персоналом, организацию и проведение встреч и презентаций. А также в его обязанности входит, составление коммерческих предложений, выработка приоритетных направлений, управление деньгами, потраченными на рекламные компании, деловая переписка и пр.
Заведующие магазином организуют и управляют эффективной работой персонала магазина, выполняет в случае необходимости обязанности любого сотрудника магазина, обеспечивает установленный режим работы магазина, следит за исполнением должностных обязанностей специалистов по оформлению документов, кассирами, продавцами, грузчиками, принимает меры по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей, участвует в проведении переучета.
Продавцы в пределах своей компетенции обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей в торговом зале, участвуют в проведении переучета, осуществляют контроль наличия в продаже товара в установленном ассортименте, контролируют ход торгового процесса, следят за исправностью и правильной эксплуатацией торгово-технологического оборудования.
Непосредственное руководство бухгалтерским учетом осуществляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю. Главный бухгалтер участвует в проведении экономического анализа деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности, осуществляет контроль проведения инвентаризации, соблюдения порядка оформления первичных документов, принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования товарно-материальных ценностей, нарушений законодательства, составляет баланс и другую бухгалтерскую и статистическую отчетность.
3 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Изучение платёжеспособного спроса населения
Организации розничной торговли имеют неоспоримые преимущества перед другими участниками процесса товародвижения в вопросе изучения спроса, так как именно здесь покупатель встречается с товаром и дает ему соответствующую оценку.
Спрос – это форма выражения потребности, обеспеченной денежными средствами. Цель изучения спроса – аналитический учет всей его структуры и использование результатов в коммерческой работе торговой организации.
Необходимость тщательного и всестороннего изучения спроса определяется тем, что данные о спросе являются основой для принятия коммерческих решений о закупке товаров нужного объема и требуемого ассортимента. Процесс изучения спроса в розничной торговле представляет собой сбор, обработку и анализ необходимой информации для стратегический, тактических и оперативных решений по развитию производства товаров народного потребления, а также по их закупке и продаже.
Информация о спросе и конъюнктуре рынка очень важна для любого предприятия. Для этого «ТД Комплект» проводит работу по изучению конъюнктуры товарного рынка, которая заключается в анализе соответствия между спросом и предложением, в характеристике и возможности реализации конкретных групп товаров, в анализе ценовой политики, а также в оценке действий конкурентов.
Источниками информации о покупательском спросе являются: статистическая отчетность (отчет о розничной торговле); научно обоснованные нормы и нормативы потребления; данные оперативного и бухгалтерского учета; данные статистических сборников.
Так, в «ТД Комплект» каждое наименование товара имеет свои особенности, которые следует учитывать при изучении спроса. Для изучения реализованного спроса в магазинах применяются различные методы: по товарным чекам (двойным ярлыкам), специальным бланкам наблюдений на выставках-продажах, на основе балансовых расчетов, по материалам статистической отчетности, инвентаризации и др.
Учет спроса по чекам (ярлыкам) на проданные товары осуществляется путем подсчета объема реализованного спроса по учетным признакам. В конце периода наблюдения чеки (ярлыки) последовательно группируют по признакам учета, и на их основании рассчитывается структура продажи, а также другие относительные показатели, характеризующие развитие спроса.
Опрос населения дает возможность получить также информацию о режиме и распорядке работы торговых организаций, обслуживанием покупателей, эффективности рекламных мероприятий.
4 ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ТОВАРОВ
4.1 Источники и факторы формирования ассортимента лакокрасочных товаров
Формирование ассортимента лакокрасочных товаров в магазине «ТД Комплект» в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения и, кроме того, обеспечению прибыльной работы магазина.
Фактором формирования ассортимента лакокрасочных товаров выступает его устойчивость, в связи с чем, номенклатуру товаров можно условно разделить на две части - постоянную и переменную.
Постоянный ассортимент находится в максимально полном ассортименте, соответствуют наличию твёрдого сформированного спроса. Отсутствие каких-либо видов товаров может привести к неудовлетворённому спросу. Переменный ассортимент связан с альтернативным и импульсивным спросом, что способствует разнообразию ассортимента, его систематическому обновлению.
Ассортимент товаров лакокрасочных товаров содержит в себе переменные величины, отвечающие меняющемуся спросу, но в то же время ассортимент имеет постоянные величины, ибо он может заменяться и пересматриваться непрерывно. Частый пересмотр противоречил бы стабильности магазина.
При формировании ассортимента лакокрасочных товаров учитывается также наличие сети магазинов - конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.
5 ПРИЕМКА И ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ
5.1 Наличие нормативных документов и общие положения по приёмке товаров
Приемка товаров по количеству и качеству является одной из важных составных частей торгово-технологического процесса. Она осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с условиями договора, с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству», Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта и правилами перевозки грузов.
Правильное осуществление и оформление приемки товара по количеству и качеству является необходимостью, а также тем из многих факторов, что позволяет торговой организации иметь спокойствие стабильной работы. При приемке товара должны применять определенные правила, система которых сейчас будет изложена на примере общего алгоритма действий, начинающегося от поступления товара в магазин. Нормы этих документов применяются, но всех случаях, если стандартами, техническими условиями или договорами поставки не предусмотрен иной порядок приемки товаров.
Приемка по количеству и качеству может осуществляться покупателем либо самостоятельно или с участием следующих представителей:
-продавца не ниже четвертого разряда, с которым дополнительно заключается договор материальной ответственности;
-торгово-промышленной палаты;
-республиканского органа государственного управления или государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, если покупатель и продавец находятся в их подчинении;
органа, центра, лаборатории по сертификации продукции, аккредитованные Государственным комитетом стандартизации Республики Беларусь.
Приемка по количеству и качеству осуществляется в соответствии с пакетом документов:
-документы на количество (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, счета-фактуры, упаковочные ярлыки, спецификации, кипные карты, описи и др.);
-документы на качество (удостоверения о качестве, сертификаты соответствия, ветеринарные свидетельства и др.);
путевой лист.
Таким образом, приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указываются отсутствующие документы.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Стратегическое планирование в «ТД Комплект» осуществляется с помощью нескольких моделей, среди которых SWOT-анализ, матрица БКГ, SPACE-анализ и идентификация жизненного цикла. Осуществим их.
В целях анализа ближней внешней среды, окружающей «ТД Компакт» , осуществим ситуационный анализ (SWOT-анализ).
Для проведения ситуационного анализа необходимо проанализировать четыре аспекта, характеризующих деятельность компании как с положительной, так и с отрицательной стороны. Осуществим ситуационный анализ «ТД Компакт». Взаимное сочетание полей «S», «W», «O», «T» позволяет выявить возможности развития организации и укрепление своих позиций на рынке.
На основании выявленных возможностей и угроз, сильных и слабых сторон «ТД Компакт» выделим ключевые моменты их взаимодействия, позволяющие осуществить выбор стратегии.
Ключевыми возможностями «ТД Компакт» на настоящий момент являются возможность развития корпоративных клиентов (через предоставление им товаров полностью покрывающих заказы по количеству и ассортименту), расширение рынка сбыта (в том числе за счёт ухода с рынка множества мелких конкурентов, не выживших в период кризиса), большое число потенциальных потребителей, работающих сейчас с конкурентами, использование новых технологий и одновременно всё возрастающие требования к качеству товаров. Помимо этих возможностей ожидается также и рост рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество с ограниченной ответственностью «ТД Комплект», расположено по адресу: 220103 г. Минск, ул. Кнорина, дом 50, к302А. являлось объектом для прохождения учебно-ознакомительной практики.
Торговый дом «Комплект» предлагают широкий ассортимент товаров, как строительные товары, товары для сада и огорода, посудо-хозяйственные товары и др.
В процессе прохождения практики руководством ООО «ТД Комплект» были созданы надлежащие условия и предоставлена необходимая информация для изучения вопросов, предусмотренных программой практики.
Выручка от реализации в 2018 году увеличилась на 16,37 % в действующих ценах и на 3,87 % в сопоставимых ценах в сравнении с 2017 годом и на 57,34 % и 17,07 % соответственно в сравнении с 2016 годом, что положительно характеризует деятельность организации. Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности в 2018 году имела отрицательное значение, которое составила 12752 тыс. р., что на 11002 тыс. р. больше в сравнении с 2017 годом, т.е. убыток сократился, что является положительным моментом для организации.
В ООО «ТД Комплект» используется линейная структура управления, которая основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей.
Общее руководство общества осуществляет директор. В его подчинении находятся подразделения, занимающиеся закупкой и реализацией товаров, исследованием ситуации на рынке.
Рабочие места заведующей магазином и продавцов оборудованы надлежащим образом, оборудование отвечает современным требованиям.
С работниками магазина руководство ООО «ТД Комплект» заключает договоры о коллективной материальной ответственности, ответственность за товарно-материальные ценности распределена по секциям, отдельная бригада отвечает за материальные ценности на складе.
В ООО «ТД Комплект» применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Данная система является эффективной, так как учитывает не только отработанное время, но и эффективность труда каждого работника.
В «ТД Комплект» изучением спроса занимается торговый отдел и непосредственно заведующие магазином. Источниками информации о покупательском спросе являются: статистическая отчетность; научно обоснованные нормы и нормативы потребления; данные оперативного и бухгалтерского учета; данные статистических сборников, опросы населения и журналы заказов.