ВВЕДЕНИЕ
Целью преддипломной практики является создание условий для углубленного закрепления теоретических знаний, формирования умений ставить задачи в осуществляемой деятельности; развитие способности профессионально использовать имеющиеся умения и навыки; актуализация потребности в самореализации, самообразовании, саморазвитии; развитие способности видеть проблемы и находить эффективные способы их решения в условиях конкретного учреждения образования (предприятия).
Задачи преддипломной практики:
– закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретической подготовки;
– освоение системы управления в организации (учреждении образования) и её составляющих во взаимосвязи и взаимодополняемости;
– усвоение содержания основных видов деятельности психолога в организации или в учреждении образования;
– освоение практических навыков правильного и грамотного ведения соответствующей документации (на производстве и в учреждениях образования);
– участие в разработке организационно-методических и нормативных документов в производственной сфере на предприятиях, в учреждениях образования;
– формирование умения транслировать соответствующим для данной аудитории языком психологическую информацию для психологического просвещения и обучения людей разных возрастных категорий;
– освоение и самостоятельное применение приемов и методов по регулированию межличностных отношений в конкретном коллективе;
– информирование коллектива о современных достижениях психологии по вопросам обеспечения динамического и эффективного управления развитием организации;
– стимулирование потребности в профессионально-личностном развитии, в самосовершенствовании.
База практики: ГУ Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус».
ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ПРАКТИКИ
Полное название: Государственное учреждение «Брестский областной центр медицинской реабилитации «Тонус»
Адрес: г. Брест, ул. Ленинградская, 19.
Главный врач: Богданович Андрей Иванович
Телефоны:
+375 162 57 41 33
+375 29 833 01 12
Сайт: tonus@brest.by
Электронная почта: tonusbrest@gmail.com
Режим работы: понедельник - пятница, 8.00-18.00
Структура учреждения:
Государственное учреждение «Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус» (Брестский ОЦМР «Тонус»), является амбулаторно-поликлинической организацией, которая состоит из:
• консультативно-поликлинического отделения;
• центр раннего вмешательства, дети от 0 до 3-х лет;
• отделения раннего вмешательства (дневной стационар), дети от 1 мес. до 4 лет;
• отделения восстановительного лечения (дневной стационар), дети от 4 лет до 18 лет;
• вспомогательного лечебного отделения;
• вспомогательного коррекционно-педагогического отделения;
• административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала.
На реабилитацию в Центр принимаются дети, имеющие поражения центральной нервной системы с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сочетающиеся с нарушениями умственного и речевого развития, слуха и зрения, проживающие в Брестской области и других регионах РБ (на основании договоров), а на платной основе - иностранные граждане.
Виды реабилитации, реализуемые в Центре:
• медицинская, педагогическая (в части коррекции нарушений умственного развития и адаптации к детскому коллективу);
• психологическая;
• социальная (в части социально-бытовой адаптации и интеграции в общество);
• профессиональная (в части рекомендаций в выборе профессии).
СБОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема дипломного исследования: «Особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Объект исследования – самосознание подростков.
Предмет исследования – особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного двигательного аппарата.
Выборка исследования: Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся 7-8-классов в возрасте 13-14 лет. Выборку исследования составили 30 здоровых подростков и 30 подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата (диагноз – детский церебральный паралич).
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить характеристики идентичности личности у подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Установить уровень и характер самооценки у подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Выявить особенности самоотношения у подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: существуют различия в характеристиках самосознании подростков с ДЦП и здоровых подростков.
Методики исследования:
1. Тест «Кто Я?» М. Куна – Т. Мак-Партленда.
Цель: выявление «образа-Я», содержательных характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом-Я.
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности: Социальное Я; Коммуникативное Я; Материальное Я; Физическое Я; Деятельное Я; Перспективное Я; Рефлексивное Я.
Испытуемый должен написать в течение 15 минут 20 ответов на вопрос «Кто Я?». С помощью теста «Кто Я?» также можно определить: уровень рефлексивности идентичности; уровень дифференцированности идентичности; валентность идентичности.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ПО РАЗВИТИЮ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ВРОЖДЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Обоснование программы:
Проблема слабо развитого самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата оказывает негативное влияние на социальную адаптацию, что свидетельствует об ее актуальности.
Исследование, проведенное в ГУ Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус», позволило неадекватную самооценку и слабо развитые рефлексивные навыки у подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нами была разработана программа тренинга по развитию самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Разработка программы тренинга по развитию самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществлялась с учетом следующих принципов:
1) проведение целенаправленной систематической групповой работы по развитию самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата;
2) принцип активности, предполагающий включение в интенсивную работу всех участников тренинга;
3) принцип объективации поведения, предполагающий использование обратной связи;
4) принцип субъект-субъектного (партнерского) общения, предполагающий такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность личности каждого;
5) принцип персонификации высказываний, предполагающий право высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас;
6) принцип исследовательской позиции участников, предполагающий создание в ходе тренинга таких ситуаций, в которых участникам приходится самим решать проблемы, проявлять творческую позицию;
7) учет психологических особенностей подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Я, _____, студентка 5 курса группы ___ Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, проходила преддипломную практику в ГУ Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус» в период с г. по г.
В процессе преддипломной практики мною были выполнены следующие задания:
1) изучена нормативно-правовая документация базы практики;
2) изучены основные направления деятельности ГУ Брестский областной центр медицинской реабилитации для детей с психоневрологическими заболеваниями «Тонус»;
3) изучена научная и специальная литература по проблеме дипломного исследования;
4) осуществлен сбор материала по теме дипломного исследования на тему: «Особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата»:
– освоены приемы, методы и способы обработки представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований по тематике «Особенности самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата»;
– разработана программа тренинга по развитию самосознания подростков с врождёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата.