1. Макет дела об административном правонарушении по ст. 24.4КоАП Республики Беларусь на гражданина Петушкова Ивана Петровича.
2. Макет дела об административном правонарушении по ст. 10.9 КоАП Республики Беларусь на гражданина Немкевича Петра Петровича.
3. Макет дела об административном правонарушении по ст. 17.2 КоАП Республики Беларусь на гражданина Петрусевича Сергея Александровича.
1. Макет дела об административном правонарушении по ст. 24.4КоАП Республики Беларусь на гражданина Петушкова Ивана Петровича.
Задача (вводная):
19 сентября 2018 года в 9.00 находясь на рабочем месте по адресу: г.Могилев, ул.Жирова, д.1, эксперт Петушков Иван Петрович вынес заведомо ложное заключение эксперта.
При опросе гр-н Петушков И.П. пояснил, что находясь на рабочем месте вынес заведомо ложное заключение эксперта.
Решение вводной:
1. Согласно ст. 3.30 ПИКоАП Республики Беларусь лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в данном случае являются органы внутренних дел, должностные лица сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах.
2. Объектом данного правонарушения является – правосудие и деятельность органов административной юрисдикции.
Объективная сторона совершается путем действия (заведомо ложный перевод).
Субъект правонарушения - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона – умышленная форма вины Петушкова И.П.
3. Материал по ст. 24.4 КоАП Республики Беларусь имеет право рассмотреть суд (ст. 3.2 ПИКоАП Республики Беларусь).
4. Порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и принятия решения (главы 6 – 11 ПИКоАП Республики Беларусь):
а) В данном случае, согласно ст. 6.2 ПИКоАП Республики Беларусь обстоятельствами, подлежащими доказыванию являются:
1) наличие деяния, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
2) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
3) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;
4) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.
б) Согласно ст. 9.5 ПИКоАП Республики Беларусь «При наличии поводов и оснований для начала административного процесса
административный процесс считается начатым с момента:
составления протокола об административном правонарушении;
составления протокола о процессуальном действии;
вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 2–31 статьи 10.3 настоящего Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется;
административного задержания физического лица».
в) Согласно ст. 10.1 ПИКоАП Республики Беларусь подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса.
г) В данном случае согласно ст. 8.1 ПИКоАП Республики Беларусь могут применяться следующие меры обеспечения административного процесса: административное задержание физического лица; наложение ареста на имущество; привод; удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.
д) Согласно ст. 1.4 ПИКоАП Республики Беларусь процессуальные действия – это предусмотренные настоящим Кодексом и производимые в соответствии с его положениями действия уполномоченных на то должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса. В данном случае в процессе сбора и закрепления доказательств по делу лицу, осуществляющему подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению надлежит совершить следующие процессуальные действия: составление протокола административного правонарушения.
2. Макет дела об административном правонарушении по ст. 10.9 КоАП Республики Беларусь на гражданина Немкевича Петра Петровича.
Задача (вводная):
01.10.2019 примерно в 10.00 часов Немкевич Петр Петрович, умышленно разбил боковое окно автомобиля ВАЗ 2107, принадлежащего Конюху Ивану Ивановичу.
Решение:
Действия Немкевича П.П. следует квалифицировать по ст. 10.9 КоАП Республики Беларусь (умышленное повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере).
В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП Республики Беларусь должностные лица ОВД, Следственного комитета Республики Беларусь уполномочены оформлять материалы на «правонарушителя» по ст. 10.9 КоАП Республики Беларусь.
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
Непосредственный объект правонарушения — отношения собственности.
Предметом правонарушения является чужое движимое или недвижимое имущество.
Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен имущественный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред.
Объективная сторона правонарушения выражается в деянии в форме действия, а именно уничтожение или повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере.
Под повреждением понимается причинение имуществу восполнимого ущерба или частичная утеря объектом своих потребительских свойств в результате противоправного деяния.
Обязательным признаком объективной стороны является причинение виновным лицом незначительного ущерба. Под незначительным размером ущерба понимается размер ущерба на сумму до 40 базовых величин. Умышленные уничтожение или повреждение имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (на сумму, в 40 и более раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения противоправного деяния), квалифицируются как преступление, предусмотренное ст. 218 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Состав правонарушения материальный, т.е. административная ответственность в результате совершения противоправного деяния возможна лишь при наступлении последствий при условии, что между деянием и последствиями существовала причинная связь.
Субъект правонарушения — вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения четырнадцатилетнего возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 4.3 КоАП административная ответственность за совершение умышленных уничтожения либо повреждения имущества наступает с 14 лет.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, т.е. лицо сознает, что уничтожает либо повреждает чужое имущество, предвидит, что причиняет ущерб собственнику или иному законному владельцу, желает или сознательно допускает это.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере до 50 базовых величин.
Органами, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.9 КоАП, являются:
• единолично судья районного (городского) суда (ч. 1 ст. 3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП));
• органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ч. 1 ст. 3.7 ПИКоАП).
В соответствии со ст.ст. 3.1-3.27 ПИКоАП Республики Беларусь только суд может рассмотреть материал по данной статье и привлечь правонарушителя к ответственности.
3. Макет дела об административном правонарушении по ст. 17.2 КоАП Республики Беларусь на гражданина Петрусевича Сергея Александровича.
Задача (вводная):
Граждан Республики Беларусь Петрусевич Сергей Александрович, 01.01.1983 года рождения, уроженец Могилевской области, проживающий в г. Могилев, по ул. Жирова, 14/7, 10.03.2019 стрелял из огнестрельного оружия на территории населенного пункта.
Решение:
Действия Петрусевича С.А. следует квалифицировать по ст. 17.2 КоАП Республики Беларусь (Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте).
В соответствии со ст.3.30 ПИКоАП Республики Беларусь должностные лица, перечисленные в частях 1 и 2 настоящей статьи (по статьям 23.1–23.5, 24.4–24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, уполномочены составлять протоколы об администартивных правонарушениях.
Состав правонарушения:
Объектом комментируемого правонарушения являются общественная и личная безопасность, а также общественный порядок и спокойствие граждан. Оружие — средство поражения людей, животных, а также разрушения строений, сооружений и т.п. В зависимости от способа приведения снаряда в движение выделяют: огнестрельное, механическое и пневматическое оружие.
Правонарушение, предусмотренное ст. 17.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [1] (далее — КоАП), совершается исключительно с использованием (применением) огнестрельного оружия, выступающего в данном случае в качестве средства совершения правонарушения.
Понятие огнестрельного оружия дано в абзаце 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З «Об оружии» [5] (далее — Закон об оружии), согласно которому огнестрельное оружие — оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества.
Ввиду чрезвычайного разнообразия огнестрельного оружия и наличия многочисленных оснований для его квалификации представляется, что дать общую классификацию оружия невозможно. В то же время можно условно классифицировать огнестрельное ручное оружие по ряду различных оснований:
• по способу изготовления: заводское, кустарное, самодельное (в том числе и переделанное из заводского);
• по целевому назначению: боевое, служебное, гражданское;
• по видам (то есть по общей конструкции): пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, карабины, автоматы, ружья, штуцеры, винтовки, пулеметы, обрезы;
• по калибру: малокалиберные (4,25 — 5,6 — 6,32 мм); среднекалиберные (7,62 — 7,65 мм); крупнокалиберные (9 мм и выше);
• по длине ствола: короткоствольное (револьверы, пистолеты); среднествольное (пистолеты-пулеметы); длинноствольное (винтовки, карабины, охотничьи ружья, в том числе и с нарезным стволом) и т.д..
К огнестрельному оружию относятся предметы, обладающие следующими признаками:
• а) огнестрельностью;
• б) специальным назначением для причинения повреждений;
• в) убойной силой;
• г) надежностью.
Вопрос относимости предмета к огнестрельному оружию имеет существенное значение для правильной квалификации комментируемого правонарушения, а в ряде случаев, специально предусмотренных уголовным законом, определяет наличие либо отсутствие состава преступления. В необходимых случаях не исключено назначение судебно-баллистической экспертизы, результаты которой могут иметь существенное значение для решения вопроса квалификации правонарушения по комментируемой статье КоАП.
Для правильного применения термина «оружие» (огнестрельное, охотничье, огнестрельное гладкоствольное, холодное, газовое, пневматическое, метательное) следует руководствоваться их определениями, содержащимися в Законе об оружии (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 03.04.2008 N 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с незаконными действиями в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 294 — 297 УК)» [9] (далее — постановление N 1).