1. Макет дела об административном правонарушении по ч. ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь на гражданина Петруса Сергея Александровича.
Задача (вводная):
16 января 2019 года в 9.00 Петрус Сергей Александрович, 01.01.1995 г.р., управляя своим транспортным средством, автомобилем Опель Астра, красного цвета, г.н.5522 ЕВ-4, нарушил правила дорожного движения, чем причинил легкое телесное повреждение Иванову И.И.
Решение вводной:
1. Согласно ст. 3.30 ПИКоАП Республики Беларусь лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в данном случае являются органы внутренних дел, ГАИ.
2. Объект – безопасность дорожного движения, здоровье гражданина.
Объективная сторона – совершенное в конкретное время в конкретном месте нарушение правил дорожного движения (проезда перекрестков), повлекшее причинение протерпевшему легкого телесного повреждения.
Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее механическим транспортным средством.
Субъективная сторона - психическое отношение лица к своему деянию и их последствиям. В рассматриваемом случае проявляется в неосторожной форме вины (лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение).
3. Материал по ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь имеет право рассмотреть суд (ст. 3.2 ПИКоАП Республики Беларусь).
4. Порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и принятия решения (главы 6 – 11 ПИКоАП Республики Беларусь):
а) В данном случае, согласно ст. 6.2 ПИКоАП Республики Беларусь обстоятельствами, подлежащими доказыванию являются:
1) наличие деяния, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
2) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
3) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;
4) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.
б) Согласно ст. 9.5 ПИКоАП Республики Беларусь «При наличии поводов и оснований для начала административного процесса
административный процесс считается начатым с момента:
составления протокола об административном правонарушении;
составления протокола о процессуальном действии;
вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 2–31 статьи 10.3 настоящего Кодекса протокол об административном правонарушении не составляется;
административного задержания физического лица».
в) Согласно ст. 10.1 ПИКоАП Республики Беларусь подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса.
г) В данном случае согласно ст. 8.1 ПИКоАП Республики Беларусь могут применяться следующие меры обеспечения административного процесса: административное задержание физического лица; наложение ареста на имущество; привод; удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.
д) Согласно ст. 1.4 ПИКоАП Республики Беларусь процессуальные действия – это предусмотренные настоящим Кодексом и производимые в соответствии с его положениями действия уполномоченных на то должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса. В данном случае в процессе сбора и закрепления доказательств по делу лицу, осуществляющему подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению надлежит совершить следующие процессуальные действия: составление протокола административного правонарушения.
е) Согласно ст. 11.6 ПИКоАП Республики Беларусь «Председательствующий коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязаны выяснить:
было ли совершено административное правонарушение;
2. Макет дела об административном правонарушении по ч. 6 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь на гражданина Дирика Виталия Игоревича.
Задача (вводная):
Граждан Республики Беларусь Дирик Виталий Игоревич, 01.01.1983 года рождения, уроженец Брестской области, проживающий в г. Минск, по ул. Елочная, 14, и являющийся индивидуальным предпринимателем, 10.09.2019 в 11.00 находясь в своем торговом павильоне №11, расположенном вблизи крытого рынка г.Минска, по ул. Фрунзе, нарушил правила торговли, выразившееся в продаже 2 бутылок пива несовершеннолетним.
Решение:
Действия Дирик В,И. следует квалифицировать по ч.6 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП Республики Беларусь должностные лица ОВД уполномочены оформлять материалы на «правонарушителя» по ч.1 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь.
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ:
Родовым объектом правонарушений, закрепленных в гл. 12 КоАП, является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
С объективной стороны большинство рассматриваемых деяний совершается в форме действия.
По конструкции объективной стороны правонарушения, закрепленные в гл. 12 КоАП, являются формальными, т. е. признаются оконченными с момента совершения деяния.
Субъект административного правонарушения в области предпринимательской деятельности – физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, ИП, юридическое лицо.
Субъективная сторона правонарушений в области предпринимательской деятельности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
В соответствии со ст.ст. 3.1-3.27 ПИКоАП Республики Беларусь только суд может рассмотреть материал по данной статье и привлечь правонарушителя к ответственности.
Порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении:
1) Имеется правонарушение, предусмотренное статьей КоАП Республики Беларусь.
2) Дирик В.И.– есть виновное лицо в совершении правонарушения.
Административный процесс начинается тогда, когда есть поводы и основания для его начала. В нашем случае поводом будет являться – непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс. Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.
При наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента: составления протокола об административном правонарушении; составления протокола о процессуальном действии.
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса (ч.1 ст. 10.1 ПИКоАП Республики Беларусь).
В целях пресечения административных правонарушений, доставления лица в правоохранительный орган, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении в рассматриваемом случае допускается применение мер обеспечения административного процесса: административное задержание физического лица; личный обыск задержанного.
3. Макет дела об административном правонарушении по ст. 24.6 КоАП Республики Беларусь на гражданина Красавчика Валерия Ивановича.
Задача (вводная):
Красавчик Валерий Иванович, 01.01.1983 года рождения, уроженец Минской области, проживающий в г. Молодечно, по ул. Советская, 14/7, 10.03.2019 в 10.00 уклоняется без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный процесс.
Решение:
Действия Красачвика В.И. следует квалифицировать по ст. 24.6 КоАП Республики Беларусь.
В соответствии со ст.3.30 ПИКоАП Республики Беларусь должностные лица, перечисленные в частях 1 и 2 настоящей статьи (по статьям 23.1–23.5, 24.4–24.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, уполномочены составлять протоколы об администартивных правонарушениях.
Состав правонарушения:
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области правосудия, обеспечивающие нормальные условия деятельности органов, ведущих административный или уголовный процесс, дознания или предварительного следствия, судебных исполнителей.
Объективная сторона правонарушения выражается в уклонении без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, дознания или предварительного следствия.
Согласно положений статей главы 6 УПК и главы 4 ПИКоАП, участники уголовного или административного процесса обязаны являться по вызовам органов, ведущих административный или уголовный процесс, дознания или предварительного следствия.
К уважительным причинам можно отнести тяжелую болезнь лица или его родственников, смерть близких, стихийные бедствия, катастрофы, аварии и иные обстоятельства, препятствующие явке вызванного лица в указанные органы.
По конструкции объективной стороны состав правонарушения - формальный. Правонарушение будет оконченным с момента неявки в соответствующий орган по первому вызову.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своего действия или бездействия и желает его совершить.
Субъект правонарушения - общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.
В качестве взыскания применяется штраф в размере от шести до десяти базовых величин.
В соответствии со ст. 3.1-3.27 ПИКоАП Республики Беларусь только суд может рассмотреть материал по данной статье и привлечь правонарушителя к ответственности.
Родовым объектом указанной группы правонарушений является совокупность общественных отношений, создающих благоприятные условия для нормальной управленческой деятельности.
Порядок управления - это урегулированная нормами права система общественных отношений, складывающихся в сфере государственного и общественного управления и осуществляемая компетентными государственными органами и их должностными лицами.
Непосредственным объектом для каждого отдельного состава правонарушения являются конкретные правоотношения в области управления, которые охраняются данной статьей.
Субъекты административных правонарушений против правосудия вменяемые лица, достигшее возраста 16 лет.
Порядок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению
Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении:
3) Имеется правонарушение, предусмотренное статьей КоАП Республики Беларусь.
4) Красавичк В.И.– есть виновное лицо в совершении правонарушения.
5) Непосредственными действиями Красавчика В.И. допущен незначительный вред.
Административный процесс начинается тогда, когда есть поводы и основания для его начала. В нашем случае поводом будет являться – непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс. Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.
1. Административное право : учеб. пособие: в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Республики Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2013, ч. 2.: Административно-деликтное право. Процессуально-исполнительное право / А.И. Сухаркова [и др.]. – 454 с.
2. Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право: сборник образцов административно-процессуальных документов: учебное наглядное пособие для обучающихся в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь / [С.В. Добриян и др.]; учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». - Минск : Академия МВД, 2014. - 154 с.
3. Административное процессуально-исполнительное право : учеб. пособие / Г.А. Василевич и др. ; под ред. Г.А. Василевича, С.В. Добрияна. –Минск : Адукацыя i выхаванне, 2014. – 320 с.
4. Василевич, Г. А. Административно-деликтное право: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по юридическим специальностям / Г. А. Василевич, С. Г. Василевич, С. В. Добриян. - Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013. - 647 с.
5. Сухаркова, А.И. Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений. Административная ответственность: лекции / А.И. Сухаркова ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2011. – 147 с.
6. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право» // Государственный регистр информационного ресурса (регистрационное свидетельство № 1141607332 от 17 марта 2016 г.).НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
7. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996 г., в редакции решения Республиканского референдума от 17.11.2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. –Минск, 2017.
8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 №194-З (в ред. закона от 19.07.2016 № 407-З ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З (в ред. закона от 19.07.2016 № 407-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 г. № 497 (в редакции постановления от 26.02.2016 № 158) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Об утверждении Инструкции о порядке действий должностного лица по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на освидетельствование в организацию здравоохранения: Постановление МВД Республики Беларусь от 15.07.2011 г. № 256 (в редакции постановления МВД от 29.11.2013 № 517) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков: Декрет Президента Республики Беларусь от 28.12.2014 г. № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций: Указ Президента Республики Беларусь от 9.02.2015 г. № 49 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению: Постановление МВД Республики Беларусь от 01.03.2010 г. № 47 (в редакции постановления МВД от 24.08.2016 № 224) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. О практике рассмотрения судами жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 6 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2015 № 3) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 г. № 15 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Об утверждении порядка изъятия удостоверения на право управления транспортными средствами и талона к нему: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 45 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств: приказ МВД Республики Беларусь от 29.02.2016 № 35.