ЗАДАЧА 10 (стр. 47)
В службу «102» обратился житель Минска Васильев, находящийся в Гомеле в служебной командировке, который сообщил, что за 20 мин до этого припарковал возле магазина «Продуктопт» служебный автомобиль «БМВ», а выйдя из магазина, обнаружил, что автомобиль угнан. Через 15 мин после сообщения сотрудники батальона оперативного реагирования ГАИ УВД Гомельского облисполкома зафиксировали передвижение угнанного автомобиля в гаражный кооператив, расположенный по ул. Советской г. Гомеля. В автомобиле находились двое мужчин. После проведенной операции в одном из гаражей данного кооператива был обнаружен угнанный автомобиль, а также задержаны пять жителей Гомеля.
Проанализируйте информацию, выдвиньте и обоснуйте версии.
Составьте план расследования по предлагаемой в задаче 5 форме.
Назовите вспомогательные документы, которые могут быть составлены в процессе планирования.
Решение:
Из условия задачи видно, что для возбуждения уголовного дела есть как поводы (заявление гражданина), так и основания (наличие достаточных данных, указывающих на то, что имел место угон). В данной ситуации есть информация об обстоятельствах преступления, а также о личностях преступников, так как установлены лица, совершившие угон.
Относительно данной ситуации можно выдвинуть общие и частные версии.
Общие версии:
а) угон имел место;
б) угона не было, имела место инсценировка преступления;
в) имело место иное преступление (например, кража).
Частные версии:
а) угон совершили жители Гомеля;
б) угон совершен группой лиц;
в) данное преступление совершили лица, ранее судимые за аналогичные преступления и др.
ЗАДАЧА 1 (стр. 49)
2 сентября в 9:00 в Минское РУВД поступил звонок от заведующей магазином в д. Старина Сафроновой о краже из магазина. Она пояснила, что в 8:45, придя на работу и открыв дверь своим ключом, обнаружила беспорядок в торговом зале и исчезновение различных товаров. Так, исчезли телевизор 50 «Горизонт», два ящика водки, женская и мужская одежда и некоторые другие товары, какие именно, точно она сказать не может. Также пропала выручка за предыдущий день в сумме 550 000 рублей, которую она спрятала под мусорное ведро в подсобном помещении. Там же был выдвинут ящик письменного стола, в котором лежал кошелек с химической ловушкой. Кошелек открыт, а вокруг него имеются пятна красного цвета. Люк на чердак в данном помещении открыт, и через него виден пролом в крыше.
Решите, какие действия следует осуществить до выезда на место происшествия.
Определите состав следственно-оперативной группы и лиц, которые должны присутствовать при осмотре.
Определите порядок взаимодействия участников осмотра.
Определите перечень технико-криминалистических средств, необходимых для осмотра места происшествия.
Решите, какие действия необходимо осуществить по прибытии на место происшествия до начала осмотра.
Определите методы, задачи, границы и исходную точку осмотра места происшествия.
Определите последовательность и тактику проведения осмотра.
Определите методы и приемы, используемые для фотографирования обстановки на месте происшествия и отдельных следов.
Назовите объекты, подлежащие изъятию в ходе проведения осмотра.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра места происшествия с прилагаемыми к нему схемами.
Решение:
Получив сообщение о несчастном случае, связывается с администрацией соответствующего предприятия и дает указание о сохранении места происшествия в неприкосновенности. Туда могут быть направлены работники милиции, которым поручается его охрана до прибытия следственной группы.
До выезда на место происшествия должны быть приняты меры к привлечению всех субъектов, помощь которых потребуется следователю.
Состав следственно-оперативной группы и лиц, которые должны присутствовать при осмотре: оперуполномоченного уголовного розыска, специалист-криминалист, участкового инспектора полиции, специалист-кинолог (в случае необходимости использования служебной собаки).
К средствам обнаружения следов преступления относят следующие:
- средства освещения – приборы, создающие искусственное освещение;
- оптические приборы – приспособления, позволяющие увеличить диапазон чувствительности глаза;
- поисковые приборы предназначены для обнаружения объектов;
- химические вещества – реагенты, позволяющие обнаружить следы биологического происхождения.
ЗАДАЧА 10 (стр. 56)
При расследовании уголовного дела по обвинению Гаминова в получении взятки было установлено, что Гаминов, являясь директором гимназии, получил от родителей двоих учеников по 500 долларов США за прием их детей в учебное заведение. При производстве обыска в квартире подозреваемого следователь обратил внимание на наличие среди вещей новых невскрытых коробок с бытовой техникой: двух электрочайников, двух DVD-проигрывателей, трех цифровых фотоаппаратов, трех утюгов и микроволновой печи. Гаминов пояснил, что приобретал данные вещи впрок, опасаясь их подорожания, чтобы в дальнейшем дарить родственникам и друзьям либо пользоваться самому.
Как должен был поступить следователь? Обоснуйте свою точку зрения.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол обыска.
Решение:
В данном случае необходимо установить наличие чеков на данные предметы и выявить их стоимость. Затем необходимо определить ежемесячный размер заработной платы Гаминова, а также выяснить откуда у него появились средства на приобретение всех данных предметов.
ЗАДАЧА 6 (стр. 60)
Следователь Чайкин при расследовании уголовного дела по обвинению Морисова в краже из магазина получил информацию о том, что примерно в 1:00, когда Морисов возвращался после кражи домой, во дворе дома его видела проживающая в соседнем подъезде 17-летняя Галкина.
Следователь прибыл в школу, где обучалась девушка, и стал ее допрашивать в кабинете директора школы, где они остались одни. Галкина сообщила, что в ночь совершения кражи из магазина ее родители были на даче, она примерно в 1:00 находилась во дворе дома вместе со своим другом Суриным. Они курили, стоя за деревом, и видели, как в свой подъезд зашел Морисов, который нес тяжелую сумку.
Когда следователь стал задавать Галкиной уточняющие вопросы, в кабинет зашла женщина, представившаяся матерью девушки. Она сказала, что возмущена тем, что ее несовершеннолетнюю дочь допрашивают без ее ведома и не в ее присутствии. Следователь объяснил матери, что беспокоиться не стоит, ее дочь всего лишь случайный свидетель обстоятельств, связанных с преступлением, и предложил ей остаться в кабинете во время допроса. Однако Галкина в присутствии матери стала говорить, что, во время, которым интересуется следователь, она была дома и спала, о краже и Морисове ей ничего неизвестно.
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите, правильно ли следователь организовал допрос. Если да, обоснуйте свою точку зрения. Если нет, поясните, как он должен был вызвать несовершеннолетнюю на допрос, где и в присутствии кого ее допрашивать. Как он должен был поступить, когда во время допроса в кабинет зашла мать девушки?
Составьте план допроса Галкиной по предлагаемой в задаче 1 форме.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол допроса Галкиной при условии правильной организации допроса и дачи ею полных правдивых показаний.
Решение:
Согласно статье 221 УПК РБ, при допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля в возрасте до четырнадцати лет педагог или психолог участвуют обязательно, а от четырнадцати до шестнадцати лет – по усмотрению следователя, лица, производящего дознание. При допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля могут участвовать их родители или другие законные представители.
Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им лишь указывается на необходимость говорить только правду. Несовершеннолетним потерпевшему и свидетелю разъясняются право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих, членов семьи и близких родственников, а также другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьями 50 и 60 УПК, о чем делается отметка в протоколе допроса, которая удостоверяется их подписью.
ЗАДАЧА 2 (стр. 66)
При расследовании уголовного дела о краже из квартиры Митрохина был установлен 7-летний Коржиков, который, гуляя во дворе дома, видел преступника выходящим из подъезда вместе с похищенным. На допросе Коржиков сообщил, что преступник похож на соседа его семьи по даче дядю Васю.
Что именно необходимо выяснить в ходе допроса, в том числе по поводу внешности преступника, какие тактические приемы при этом применить? Как еще в данной ситуации может быть получена и процессуально закреплена в деле информация о внешности преступника в связи с тем, что он похож на «дядю Васю»?
Решение:
Предъявление для опознания – это право, но не обязанность следователя, который свободен в выборе тактических приемов расследования. Естественно, в опознании нет никакого смысла, если потерпевший в ходе допроса не смог описать внешность лица, совершившего в отношении него преступление. Вместе с тем, если в своих показаниях потерпевший утверждает, что узнает преступника, следователю необходимо предъявить подозреваемого (обвиняемого) для опознания.
Когда потерпевшим по уголовному делу признается ребенок, предъявление для опознания лица, совершившего в отношении него преступление, имеет свою специфику, которая предопределена возрастными особенностями психофизиологического состояния малолетнего.
Помощь специалиста-психолога особенно важна при подготовке предъявления малолетнему потерпевшему лица, совершившего в отношении него преступление. Во-первых, дети (в отличие от взрослых) воспринимают внешность человека не совсем полно и точно. Так, малолетние от 3 до 6 лет особое внимание обращают на заметно выраженные приметы человека (шрамы, тутуировки), яркую одежду и обувь, эмоционально-поведенческие особенности. Дошкольники слабо запоминают признаки внешности человека, что делает невозможным, либо существенно затрудняет процесс опознания. Во-вторых, встреча с преступником может негативно сказаться на психике ребенка. Несмотря на то, что при предъявлении для опознания малолетний словесно с подозреваемым (обвиняемым) не общается, данное следственное действие все же носит для него стрессовый характер и может негативно повлиять на окончательный результат опознания.
ЗАДАЧА 5 (стр. 71)
При расследовании уголовного дела по факту кражи автомобиля, принадлежащего Суркову, был установлен 14-летний Холкин, который сообщил, что угнал автомобиль Суркова, покатался на нем и бросил его в лесу за городом, откуда его, вероятно, угнал еще кто-то, так как он хотел еще покататься, но, придя в лес, не обнаружил автомобиля там, где оставил его.
В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что Холкин не угнал автомобиль, а похитил его, причем он был не один, а вместе с иными неустановленными лицами, один из которых и управлял автомобилем при завладении им, и автомобиль был разобран на запчасти, которые продали.
Следователь решил провести по уголовному делу следственный эксперимент.
Определите, может ли быть осуществлен следственный эксперимент в данной ситуации. Если нет, объясните почему, и чем его можно заменить.
Если следственный эксперимент возможен, поясните, какова его цель, что в связи с проведением эксперимента необходимо выяснить об обстоятельствах случившегося, какие условия являются важными, как, с участием кого и где следует организовать эксперимент. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол следственного эксперимента.
Решение:
Согласно ч. 1 ст. 207 УПК РБ в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе провести следственный эксперимент путем воспроизведения действия, обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляется последовательность произошедшего события и механизм образования следов.
В данном случае следственный эксперимент возможен. Следственный эксперимент позволяет при проведении опытных действий более детально изучить фактические условия, проверить выдвинутые следователем версии, уточнить отдельные обстоятельства совершенного события, установить способы подготовки, совершения и сокрытия преступления и т.д.
ЗАДАЧА 11 (стр. 79)
При расследовании уголовного дела по обвинению повара столовой Маглыш в хищении путем присвоения, возбужденного по факту задержания Маглыш при уходе с работы с куском масла весом 3 кг, литровой банкой сметаны, пакетом творога весом 2 кг и другими продуктами, обвиняемая заявила, что купила данные продукты на рынке в обеденный перерыв. Про изъятые в ее квартире при обыске мясо и колбасу дала аналогичные показания.
По делу также были изъяты образцы блюд, приготовленных Маглыш в день задержания.
Определите, какая экспертиза должна быть назначена в данной ситуации. Дополните приведенную информацию произвольной и вынесите постановление о назначении экспертизы, подробно указав в нем вопросы, подлежащие разрешению, объекты, представляемые для исследования.
Решение:
Должна быть назначена товароведческая экспертиза.
ЗАДАЧА 2 (стр. 115)
21 декабря в РУВД поступил анонимный звонок. Мужской голос сообщил, что неизвестную женщину уже несколько дней насильно держат в кв. 34 д. 12 по ул. Молодежной. По указанному адресу выехала следственно-оперативная группа вместе с сотрудниками ОМОН. В одной из комнат квартиры находилась Рагозина, руки и ноги которой были связаны веревками. В другой комнате спал Мамордиков. Как стало известно, 15 декабря Мамордиков, узнав данные Рагозиной из объявления в брачной газете, под предлогом знакомства по телефону назначил ей встречу в парке, после чего заманил в съемную квартиру на ул. Молодежной. Там находилось еще двое мужчин. Они избили ее, связали и стали удерживать в квартире, периодически избивая и требуя, чтобы она подарила им принадлежащую ей трехкомнатную квартиру. Преступники также похитили из квартиры Рагозиной 14 000 долларов США, 11 000 000 рублей, видеокамеру, компьютер и ряд других вещей.
Задание и решение к нему:
Проанализируйте информацию и оцените следственную ситуацию.
Следственная ситуация конкретная.
Определите состав следственно-оперативной группы.
Следственно-оперативная группа вместе с сотрудниками ОМОН, эксперт.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра места происшествия с прилагаемыми к нему схемами.
Определите повод и основания к возбуждению уголовного дела. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий.
Повод – похищение человека и его насильное удержание, хищение денег и вещей из квартиры Рогозиной. Основание – совершение преступления, предусмотренного ст. 182, ст. 206 УК Республики Беларусь.
Выдвиньте и обоснуйте общие и частные версии.
Общая версия – похищение Рогозиной из корыстных побуждений;
Частная версия – совершено тремя парнями, с применением мучения и истязаний, а также совершен грабеж имущества.