Педагогический бизнес-проект «Школа маленького экономиста»
Список использованных источников
Педагогический бизнес-проект «Школа маленького экономиста»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) Республики Беларусь и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Формирование экономических знаний и финансовой грамотности у дошкольников является актуальной проблемой современного обучения и воспитания, так как все мы живем в мире экономики. Именно экономика обеспечивает на тем, что нам необходимо. Свет и тепло в доме, одежда и еда, обучение и развлечение, а также многое другое стало возможным в результате этой деятельности. В связи с этим я считаю, что знания в области экономии можно и необходимо формировать в процессе обучения и воспитания. Именно поэтому мной был разработан педагогический бизнес-проект «Школа маленького Экономиста».
1. Назначение, идея проекта, цель и задачи
Актуальность педагогического проекта «Школа маленького Экономиста» обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных ношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Такие качества человека, как бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Цель проекта: помочь детям 5-7 лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия), познакомить детей с ведением хозяйства;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) Республики Беларусь и других стран;
- сформировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Структура работы: курс рассчитан на 16 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия будет составлять 45 минут. Количество участников в группе – до 10 человек.
Разработанная программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Основными ее принципами являются учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания). Содержание программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.