1. Задача 10 (47)
В службу «102» обратился житель Минска Васильев, находящийся в Гомеле в служебной командировке, который сообщил, что за 20 мин до этого припарковал возле магазина «Продуктопт» служебный автомобиль «БМВ», а выйдя из магазина, обнаружил, что автомобиль угнан. Через 15 мин после сообщения сотрудники батальона оперативного реагирования ГАИ УВД Гомельского облисполкома зафиксировали передвижение угнанного автомобиля в гаражный кооператив, расположенный по ул. Советской г. Гомеля. В автомобиле находились двое мужчин. После проведенной операции в одном из гаражей данного кооператива был обнаружен угнанный автомобиль, а также задержаны пять жителей Гомеля.
Проанализируйте информацию, выдвиньте и обоснуйте версии. Составьте план расследования по предлагаемой в задаче 5 форме. Назовите вспомогательные документы, которые могут быть составлены в процессе планирования.
Ответ:
Для возбуждения уголовного дела есть поводы (заявление гражданина), и основания (наличие достаточных данных, указывающих на то, что имел место угон). В данной ситуации есть информация об обстоятельствах преступления, а также о личностях преступников.
2. Задача 1 (49)
2 сентября в 9:00 в Минское РУВД поступил звонок от заведующей магазином в д. Старина Моновой о краже из магазина. Она пояснила, что в 8:45, придя на работу и открыв дверь своим ключом, обнаружила беспорядок в торговом зале и исчезновение различных товаров. Так, исчезли телевизор «Горизонт», два ящика водки, женская и мужская одежда и некоторые другие товары, какие именно, точно она сказать не может. Также пропала выручка за предыдущий день в сумме 550 000 рублей, которую она спрятала под мусорное ведро в подсобном помещении. Там же был выдвинут ящик письменного стола, в котором лежал кошелек с химической ловушкой. Кошелек открыт, а вокруг него имеются пятна красного цвета. Люк на чердак в данном помещении открыт, и через него виден пролом в крыше.
1. Решите, какие действия следует осуществить до выезда на место происшествия.
1. Приняв сообщение о происшествии, до выезда на его место следователь:
а) выясняет, кто сообщил о происшествии, характер происшествия, где оно произошло; имеются ли потерпевшие, что сделано для оказания им помощи; что происходит в данное время на месте происшествия; находятся ли на месте происшествия сотрудники милиции;
б) дает указания должностным лицам об обеспечении охраны места происшествия и сохранности следов на нем, о принятии необходимых оперативно-розыскных мероприятий;
в) дает указания об обеспечении присутствия на месте происшествия очевидцев и других лиц, от которых можно получить информацию о происшествии и его участниках;
г) определяет участников осмотра и обеспечивает их прибытие на место происшествия;
д) проверяет укомплектованность технических средств криминалистики.
2. Определите состав следственно-оперативной группы и лиц, которые должны присутствовать при осмотре.
Состав СОГ: эксперт-криминалист, следователь, участковый инспектор.
Присутствовать должна следственно-оперативная группа, а также понятые в количестве не менее двух человек (УПК).
3. Определите перечень технико-криминалистических средств, необходимых для осмотра места происшествия.
Лупа, материалы для забора следов, камера. Также можно проводить фотосъемку, но видеосъемка будет наиболее эффективна.
4. Решите, какие действия необходимо осуществить по прибытии на место происшествия до начала осмотра.
По прибытии на место происшествия следователь:
а) проверяет выполнение данных им до выезда на место происшествия поручений;
б) убеждается в том, что потерпевшим оказана необходимая помощь, принимает дополнительные меры к охране места происшествия и обеспечению сохранности следов на нем, удаляет с места происшествия посторонних лиц;
в) на основании краткого опроса очевидцев, сотрудников правоохранительных органов выясняет характер происшествия, его участников, какие меры приняты для их розыска и задержания, устанавливает, кем и какие изменения внесены в обстановку места происшествия с момента его обнаружения и до прибытия следователя;
г) намечает маршруты движения участников осмотра, определяет роль каждого участника, разъясняет им права и обязанности, сущность предстоящего следственного действия.
5. Определите методы, задачи, границы и исходную точку осмотра места происшествия.
Ответ:
Следует осматривать место происшествия эксцентрическим методом.
К задачам осмотра следует отнести:
изучение и фиксация обстановки осмотра места происшествия;
обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника;
выявление преступника и мотивов преступления;
установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Границы осмотра места происшествия заканчиваются там, где следов уже нет или же они получены в достаточном количестве.
3. Задача 10 (56)
При расследовании уголовного дела по обвинению Гаминова в получении взятки было установлено, что Гаминов, являясь директором гимназии, получил от родителей двоих учеников по 500 долларов США за прием их детей в учебное заведение. При производстве обыска в квартире подозреваемого следователь обратил внимание на наличие среди вещей новых невскрытых коробок с бытовой техникой: двух электрочайников, двух DVD-проигрывателей, трех цифровых фотоаппаратов, трех утюгов и микроволновой печи. Гаминов пояснил, что приобретал данные вещи впрок, опасаясь их подорожания, чтобы в дальнейшем дарить родственникам и друзьям либо пользоваться самому.
Как должен был поступить следователь? Обоснуйте свою точку зрения. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол обыска.
Ответ:
Согласно ст. 208 УПК Республики Беларусь основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо помещении или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудия и средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
4. Задача 6 (60)
Следователь Чайкин при расследовании уголовного дела по обвинению Морисова в краже из магазина получил информацию о том, что примерно в 1:00, когда Морисов возвращался после кражи домой, во дворе дома его видела проживающая в соседнем подъезде 17-летняя Галкина.
Следователь прибыл в школу, где обучалась девушка, и стал ее допрашивать в кабинете директора школы, где они остались одни. Галкина сообщила, что в ночь совершения кражи из магазина ее родители были на даче, она примерно в 1:00 находилась во дворе дома вместе со своим другом Суриным. Они курили, стоя за деревом, и видели, как в свой подъезд зашел Морисов, который нес тяжелую сумку.
Когда следователь стал задавать Галкиной уточняющие вопросы, в кабинет зашла женщина, представившаяся матерью девушки. Она сказала, что возмущена тем, что ее несовершеннолетнюю дочь допрашивают без ее ведома и не в ее присутствии. Следователь объяснил матери, что беспокоиться не стоит, ее дочь всего лишь случайный свидетель обстоятельств, связанных с преступлением, и предложил ей остаться в кабинете во время допроса. Однако Галкина в присутствии матери стала говорить, что во время, которым интересуется следователь, она была дома и спала, о краже и Морисове ей ничего неизвестно.
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите, правильно ли следователь организовал допрос. Если да, обоснуйте свою точку зрения. Если нет, поясните, как он должен был вызвать несовершеннолетнюю на допрос, где в присутствии кого ее допрашивать. Как он должен был поступить, когда во время допроса в кабинет зашла мать девушки?
Ответ:
На первоначальном этапе допрос был организован следователем правильно. Он без предупреждения используя фактор внезапности прибыл в школу для допроса несовершеннолетней. Согласно ч.5 ст.216 УПК вызов на допрос в качестве свидетеля лица, не достигшего шестнадцати лет, проводится через его родителей или иных законных представителей. Т.к. Галкиной исполнилось 17 лет, то вызывать ее через родителей не было необходимости, тем более допрос проходил в учебном заведении, в котором учится Галкина. Согласно ч.1 ст. 221 УПК при допросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет педагог или психолог участвуют обязательно, а от четырнадцати до шестнадцати лет – по усмотрению следователя. При допросе несовершеннолетнего свидетеля могут участвовать их родители или другие законные представители.
5. Задача 2 (66)
При расследовании уголовного дела о краже из квартиры Митрохина был установлен 7-летний Коржиков, который, гуляя во дворе дома, видел преступника выходящим из подъезда вместе с похищенным. На допросе Коржиков сообщил, что преступник похож на соседа его семьи по даче дядю Васю.
Что именно необходимо выяснить в ходе допроса, в том числе по поводу внешности преступника, какие тактические приемы при этом применить?
Следует выяснить особенности черт лица. Использовать приемы доверительной обстановки, а также, если возможно, восстановить какие-либо события, связанные с «дядей Васей».
Как еще в данной ситуации может быть получена и процессуально закреплена в деле информация о внешности преступника в связи с тем, что он похож на «дядю Васю»?
Ответ:
Можно сфотографировать «дядю Васю», а также внести данную фотографию в материалы дела, чтобы упростить поиск похожего на него человека.
6. Задача 5 (71)
При расследовании уголовного дела по факту кражи автомобиля, принадлежащего Суркову, был установлен 14-летний Холкин, который сообщил, что угнал автомобиль Суркова, покатался на нем и бросил его в лесу за городом, откуда его, вероятно, угнал еще кто-то, так как он хотел еще покататься, но, придя в лес, не обнаружил автомобиля там, где оставил его.
В ходе производства оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что Холкин не угнал автомобиль, а похитил его, причем он был не один, а вместе с иными неустановленными лицами, один из которых и управлял автомобилем при завладении им, и автомобиль был разобран на запчасти, которые продали.
Следователь решил провести по уголовному делу следственный эксперимент.
Определите, может ли быть осуществлен следственный эксперимент в данной ситуации. Если нет, объясните почему, и чем его можно заменить.
Если следственный эксперимент возможен, поясните, какова его цель, что в связи с проведением эксперимента необходимо выяснить об обстоятельствах случившегося, какие условия являются важными, как, с участием кого и где следует организовать эксперимент. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол следственного эксперимента.
Ответ:
Проведение следственного эксперимента в данной ситуации не возможно, эффективнее провести очную ставку между несовершеннолетним и его друзьями.
7. Задача 11 (79)
При расследовании уголовного дела по обвинению повара столовой Маглыш в хищении путем присвоения, возбужденного по факту задержания Маглыш при уходе с работы с куском масла весом 3 кг, литровой банкой сметаны, пакетом творога весом 2 кг и другими продуктами, обвиняемая заявила, что купила данные продукты на рынке в обеденный перерыв. Про изъятые в ее квартире при обыске мясо и колбасу дала аналогичные показания.
По делу также были изъяты образцы блюд, приготовленных Маглыш в день задержания.
Определите, какая экспертиза должна быть назначена в данной ситуации. Дополните приведенную информацию произвольной и вынесите постановление о назначении экспертизы, подробно указав в нем вопросы, подлежащие разрешению, объекты, представляемые для исследования.
Ответ:
В данном случае должна быть назначена товароведческая экспертиза.
8. Задача 2 (115)
21 декабря в РУВД поступил анонимный звонок. Мужской голос сообщил, что неизвестную женщину уже несколько дней насильно держат в кв. 34 д. 12 по ул. Молодежной. По указанному адресу выехала следственно-оперативная группа вместе с сотрудниками ОМОН. В одной из комнат квартиры находилась Рагозина, руки и ноги которой были связаны веревками. В другой комнате спал Мамордиков. Как стало известно, 15 декабря Мамордиков, узнав данные Рагозиной из объявления в брачной газете, под предлогом знакомства по телефону назначил ей встречу в парке, после чего заманил в съемную квартиру на ул. Молодежной. Там находилось еще двое мужчин. Они избили ее, связали и стали удерживать в квартире, периодически избивая и требуя, чтобы она подарила им принадлежащую ей трехкомнатную квартиру. Преступники также похитили из квартиры Рагозиной 14 000 долларов США, 11 000 000 рублей, видеокамеру, компьютер и ряд других вещей.
Проанализируйте информацию и оцените следственную ситуацию. Определите состав следственно-оперативной группы.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра места происшествия с прилагаемыми к нему схемами.
Определите повод и основания к возбуждению уголовного дела. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий.
Выдвините и обоснуйте общие и частные версии.
Определите обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Составьте перечень необходимых следственных и иных действий.
Составьте перечни вопросов, подлежащих выяснению при допросе Рагозиной, Мамордикова.
Перечислите иных лиц, которые должны быть допрошены в качестве свидетелей, и составьте перечни вопросов к ним.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте постановления о назначении необходимых экспертиз.
Составьте перечни вопросов, подлежащих выяснению при допросе иных подозреваемых. Назовите тактические приемы, которые могут быть применены при допросе.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протоколы предъявления для опознания одного из подозреваемых и похищенного потерпевшей.
Ответ:
В данном случае сложилась конфликтная ситуация.
Повод: сообщение о преступлении.
Основание: наличие достаточных данных.
Состав следственно-оперативной группы: следователь, оперуполномоченный уголовного розыска, участковый инспектор милиции, специалист Государственного комитета судебных экспертиз.
Общая версия: удерживается человек.
Частная версия: удерживается определенный человек.
1. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: НОРМА–ИНФРА М, 2001. – 240 с.
2. Еникеев, М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов. — М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. — 216 с.
3. Ищенко, Е.П. Криминалистика: Учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Инфра-М», 2005. – 696 с.
4. Криминалистика: Учеб. пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Мапин [и др.]; под ред. А. В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с.
5. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006. – 441 с.
6. Криминалистика: учебник / под ред. Г.Н. Мухина; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 863 с.
7. Практикум по криминалистике: Учеб. пособие / И.В. Капустина, В.М. Логвин, О.В. Маркова ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2014. – 194 с.
8. Осмотр места происшествия: Практикум / А.Е. Гучек, И.А. Мороз. — Минск: БГУ, 2003. — 75 с.
9.Подготовка и назначение судебных экспертиз: пособие для следователей, судей и экспертов / А.С. Рубис [и др.]; отв. ред. А.С. Рубис. — Минск: Харвест, 2006. — 320 с.
10. Справочное пособие криминалиста, судьи, прокурора, следователя / авт.-сост. А.С. Рубис, Д.В. Исютин-Федотков. — Минск, 2007. —736 с.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Яблоков, Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 280 с.