ЗАДАЧА 1
17 марта Самородков, проживающий с женой и 17-летним сыном в двухкомнатной квартире, обратился в РОВД с заявлением о краже. Он пояснил, что из его квартиры похищены ноутбук, фотоаппарат, 2 бутылки коньяка, 1 кг шоколадных конфет, плакат группы «Фабрика» с автографами исполнителей, не- сколько компьютерных справочников и альбомов по искусству, а также 3000 долларов США, приготовленные для покупки автомобиля и находившиеся в тайнике.
При осмотре места происшествия обнаружены и изъяты окурок сигареты, следы нескольких пар кроссовок, следы пальцев рук. Проанализируйте информацию и выдвините версии. Решите, достаточно ли оснований к возбуждению уголовного дела. Обоснуйте свою точку зрения. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий.
Ответ
Общая: совершена кража
Частные: совершена кража соседями
ЗАДАЧА 2
16 апреля в 17:10 Козеев сообщил по телефону в дежурную часть Фрунзенского РУВД г. Минска о том, что, придя домой с работы, обнаружил, что входная дверь квартиры его соседа Михасева открыта. Подойдя к двери ближе, увидел, что замок поврежден. В коридоре на полу в луже крови лежит труп хозяина квартиры. На шее трупа затянута «удавка». Возле трупа на полу находится кухонный нож, клинок которого испачкан кровью. Во всех комнатах квартиры беспорядок. В одной из комнат отсутствуют телевизор, ноутбук, возможно и другое имущество пострадавшего.
Решите, какие действия следует осуществить до выезда на место происшествия.
Определите состав следственно-оперативной группы и лиц, которые должны присутствовать при осмотре.
Определите перечень технико-криминалистических средств, необходимых для осмотра места происшествия.
Решите, какие действия необходимо осуществить по прибытии на место происшествия до начала осмотра.
Определите методы, задачи, границы и исходную точку осмотра места происшествия.
Определите последовательность и тактику проведения осмотра.
Определите методы и приемы, используемые для фотографирования обстановки на месте происшествия и отдельных следов.
Назовите объекты, подлежащие изъятию в ходе проведения осмотра.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра места происшествия с прилагаемыми к нему схемами.
Ответ
Приняв сообщение о происшествии, до выезда на его место следователь:
а)выясняет, кто сообщил о происшествии, характер происшествия, где оно произошло; имеются ли потерпевшие, что сделано для оказания им помощи; что происходит в данное время на месте происшествия; находятся ли на месте происшествия сотрудники милиции;
б)дает указания должностным лицам об обеспечении охраны места происшествия и сохранности следов на нем, о принятии необходимых оперативно-розыскных мероприятий;
По прибытии на место происшествия следователь:
а)проверяет выполнение данных им до выезда на место происшествия поручений;
б)убеждается в том, что потерпевшим оказана необходимая помощь, принимает дополнительные меры к охране места происшествия и обеспечению сохранности следов на нем, удаляет с места происшествия посторонних лиц;
ЗАДАЧА 3
По уголовному делу по обвинению Гаврилова в изнасиловании Алексеевой следователь решил произвести обыск по месту жительства обвиняемого с целью поиска одежды, надетой на него, по словам потерпевшей, в день изнасилования.
При подготовке к обыску следователь выяснил, что Гаврилов проживает вместе с матерью и отцом в двухкомнатной квартире.
Прибыв к дому Гаврилова, следователь обнаружил, что подъезд, в котором находится квартира обвиняемого, оборудован дверью с кодовым замком. Следователь позвонил по домофону и представился ответившей матери Гаврилова, сообщив о цели визита. Гаврилова заявила, что считает обыск унизительным для себя, и отказалась впустить следователя в дом и квартиру.
Когда следователь все-таки проник в квартиру, там кроме Гавриловой оказалась и зашедшая в гости соседка Симонова.
Следователь предъявил Гавриловой постановление о производстве обыска на предмет обнаружения и изъятия одежды, описанной Алексеевой. Гаврилова выдала данную одежду и потребовала не производить дальнейший обыск вследствие добровольной выдачи одежды, с целью обнаружения которой было вынесено постановление. Однако следователь стал производить поисковые действия.
Симонова при обыске также находилась в квартире, однако через 10 мин, заявив, что торопится на работу, ушла.
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите:
1)на обнаружение каких предметов и обстоятельств должен был быть направлен обыск в квартире Гаврилова;
2)должным ли образом следователь подготовился к обыску в квартире Гаврилова, как следовало пройти в подъезд;
3)что должен был предпринять следователь, когда Гаврилова не впускала его в квартиру;
4)все ли необходимые лица присутствовали при обыске у Гаврилова;
5)обосновано ли требование Гавриловой не производить дальнейший обыск, допустил ли следователь ошибку при подготовке к обыску, какими должны быть действия следователя, если он все же считает необходимым провести его после добровольной выдачи искомого;
6)верно ли поступил следователь в отношении соседки Симоновой.
Ответ
1)Вещей Алексеевой
2)Нет
ЗАДАЧА 4
При расследовании уголовного дела по обвинению Карандышева в совершении хулиганства были установлены присутствующие при его действиях свидетели Петрыкин, Васечкин и Фроликов. Петрыкин и Васечкин были допрошены. Они рассказали, как Карандышев разбил стекло торгового ларька и избил продавца Шишкину. Фроликов стал очевидцем преступления, когда шел мимо на вокзал, после чего на два месяца уехал.
По возвращении Фроликова следователь Чайкин принял решение допросить его. На допросе Фроликов начал рассказывать о произошедшем, но запутался и заявил, что из-за того, что это было давно и лично его не касалось, плохо помнит случившееся. Тогда следователь зачитал ему протоколы допроса Петрыкина и Васечкина. После этого Фроликов сказал, что вспомнил, что все было именно так, и попросил отпустить его быстрее, так как он очень спешит. Следователь пошел навстречу Фроликову, распечатал один из предыдущих протоколов, внеся в него некоторые редакторские правки, дал свидетелю расписаться и отпустил его.
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите, стоило ли в обязательном порядке допрашивать Фроликова, если два других свидетеля были уже допрошены. Правильно ли поступил следователь при допросе Фроликова? Если да, обоснуйте свою точку зрения. Если нет, объясните почему, и как он должен был поступить. Какие тактические приемы следовало применить?
Составьте план допроса Фроликова по предлагаемой в задаче 1 форме.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол допроса Фроликова при условии правильной организации допроса и дачи им полных правдивых показаний.
Ответ
1.Фроликова следовало допросить в обязательном порядке, так как он является очевидцем преступления. Проведение данного следственного действия необходимо для полного и объективного расследования преступления.
ЗАДАЧА 5
В производстве следователя Чайкина имелось уголовное дело по обвинению Сиротина в совершении мошенничества в отношении Кукина. Сиротин скрывался от следствия, и следователь предъявил его для опознания Кукину по фотографии, в результате чего потерпевший узнал преступника. Через некоторое время Сиротин был задержан, и следователь принял решение предъявить его для опознания потерпевшему лично.
Каковы требования к фотографии преступника, которая будет использоваться при предъявлении для опознания, где и с соблюдением каких процессуальных требований она может быть получена?
Каковы требования к фотографиям лиц, которые будут предъявляться для опознания вместе с фотографией подозреваемого?
Определите, обосновав свое мнение, прав ли следователь, принимая решение о предъявлении для опознания преступника лично после его предъявления для опознания по фотографии.
Если прав, дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол предъявления для опознания Сиротина Кукину.
При невозможности предъявления лица для опознания может быть проведено опознание по его фотографии, предъявленной одновременно с фотографиями других лиц, по возможности сходных по внешности с опознаваемым, в количестве не менее трех. Предмет предъявляется в группе однородных предметов в количестве не менее трех.
Ответ
Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности сходными по внешности с опознаваемым.
Прав, так как фотография могла не полностью отражать действительность, а также фотография не всегда может быть четкой, например.
ЗАДАЧА 6
При расследовании уголовного дела по обвинению Ермолаева в убийстве Баграмашвили было установлено, что вечером 21 октября Баграмашвили и Мискаридзе шли по улице, разговаривая между собой по-грузински. Впереди них на несколько метров в этом же направлении шел незнакомый им Ермолаев. Неожиданно он повернулся и ударил ножом Баграмашвили в область сердца, а также замахнулся на Мискаридзе. Однако последний смог увернуться и убежать. Баграмашвили скончался на месте происшествия.
Будучи задержанным, Ермолаев пояснил, что ранее несколько лет работал на рынке, где продавал мясо. Рядом с ним работали грузины, которые между собой говорили на родном языке. Так как ему приходилось слушать их целыми днями, а к тому же часто для него или для покупателей они переводили часть сказанного, он научился понимать грузинский язык. Когда услышал, что идущие за ним мужчины по-грузински говорят о том, что сейчас нападут на него, и распределяют, что каждый из них будет конкретно делать (один держать, а второй – перережет горло), он понял, что скрыться от них не успеет, а позвать на помощь не сможет, так как его телефон разряжен, а на улице кроме них никого нет. Поэтому он решил опередить мужчин и имевшимся у него перочинным ножом нанес удар в область сердца одному, после чего собирался ударить и второго, но тот убежал.
Мискаридзе подтвердил, что они действительно говорили по-грузински, но речь шла о его будущей свадьбе. Убивать ни Ермолаева, ни кого-либо другого они не собирались и об этом не разговаривали.
Следователь решил провести по уголовному делу следственный эксперимент.
Определите, может ли быть осуществлен следственный эксперимент в данной ситуации. Если нет, объясните почему, и чем его можно заменить.
Если следственный эксперимент возможен, поясните, какова его цель, что в связи с проведением эксперимента необходимо выяснить об обстоятельствах случившегося, какие условия являются важными, как, с участием кого и где следует организовать эксперимент. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол следственного эксперимента.
Ответ
Проведение следственного эксперимента в данной ситуации возможно, однако вернее будет провести очную ставку между Еромолаевым и Мискаридзе. С помощью следственного эксперимента можно проверить мог ли Ермолаев слышать разговор идущих на расстоянии нескольких метров мужчин, а также его способность правильно воспринимать и трактовать грузинскую речь.
ЗАДАЧА 7
При расследовании уголовного дела по обвинению Петушкова в совершении кражи из магазина было установлено, что обвиняемый состоит на учете в психиатрическом диспансере.
Определите, какая экспертиза должна быть назначена в данной ситуации. Дополните приведенную информацию произвольной и вынесите постановление о назначении экспертизы, подробно указав в нем вопросы, подлежащие разрешению, объекты, представляемые для исследования.
Ответ
Должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, а также дактилоскопическая, трасологическая при обнаружении следов.
ЗАДАЧА 8
21 декабря в РУВД поступил анонимный звонок. Мужской голос сообщил, что неизвестную женщину уже несколько дней насильно держат в кв. 34 д. 12 по ул. Молодежной. По указанному адресу выехала следственно-оперативная группа вместе с сотрудниками ОМОН. В одной из комнат квартиры находилась Рагозина, руки и ноги которой были связаны веревками. В другой комнате спал Мамордиков. Как стало известно, 15 декабря Мамордиков, узнав данные Рагозиной из объявления в брачной газете, под предлогом знакомства по телефону назначил ей встречу в парке, после чего заманил в съемную квартиру на ул. Молодежной. Там находилось еще двое мужчин. Они избили ее, связали и стали удерживать в квартире, периодически избивая и требуя, чтобы она подарила им принадлежащую ей трехкомнатную квартиру. Преступники также похитили из квартиры Рагозиной 14 000 долларов США, 11 000 000 рублей, видеокамеру, компьютер и ряд других вещей.
Проанализируйте информацию и оцените следственную ситуацию. Определите состав следственно-оперативной группы.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол осмотра места происшествия с прилагаемыми к нему схемами.
Определите повод и основания к возбуждению уголовного дела. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий.
Выдвините и обоснуйте общие и частные версии.
Определите обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Составьте перечень необходимых следственных и иных действий.
Составьте перечни вопросов, подлежащих выяснению при допросе Рагозиной, Мамордикова.
Перечислите иных лиц, которые должны быть допрошены в качестве свидетелей, и составьте перечни вопросов к ним.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте постановления о назначении необходимых экспертиз.
Составьте перечни вопросов, подлежащих выяснению при допросе иных подозреваемых. Назовите тактические приемы, которые могут быть применены при допросе.
Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протоколы предъявления для опознания одного из подозреваемых и похищенного потерпевшей.
Ответ
В данном случае сложилась конфликтная ситуация.
Повод: сообщение о преступлении.
Основание: наличие достаточных данных.
Состав следственно-оперативной группы: следователь, оперуполномоченный уголовного розыска, участковый инспектор милиции, специалист Государственного комитета судебных экспертиз.
Общая версия: удерживается человек.
Частная версия: удерживается человек в корыстных целях.
1. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: НОРМА–ИНФРА М, 2001. – 240 с.
2. Еникеев, М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов. — М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. — 216 с.
3. Ищенко, Е.П. Криминалистика: Учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; под ред. Е.П. Ищенко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Инфра-М», 2005. – 696 с.
4. Криминалистика: Учеб. пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин [и др.]; под ред. А. В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с.
5. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006. – 441 с.
6. Криминалистика: учебник / под ред. Г.Н. Мухина; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 863 с.
7. Практикум по криминалистике: Учеб. пособие / И.В. Капустина, В.М. Логвин, О.В. Маркова ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2014. – 194 с.
8. Осмотр места происшествия: Практикум / А.Е. Гучек, И.А. Мороз. — Минск: БГУ, 2003. — 75 с.
9. Подготовка и назначение судебных экспертиз: пособие для следователей, судей и экспертов / А.С. Рубис [и др.]; отв. ред. А.С. Рубис. — Минск: Харвест, 2006. — 320 с.
10. Справочное пособие криминалиста, судьи, прокурора, следователя / авт.-сост. А.С. Рубис, Д.В. Исютин-Федотков. — Минск, 2007. —736 с.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Яблоков, Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 280 с.