ВВЕДЕНИЕ
Психоаналитическая концепция австрийского врача и ученого З. Фрейда, возникшая на рубеже веков, оказала большое влияние на духовную культуру XX века. Идеи Фрейда, основанные на открытиях в области неврологической терапии и методах изучения бессознательных психических процессов, наряду с их доступностью для понимания и широкими перспективами, которые они открывают для объяснения механизмов социальной жизни, поведения человека, природы научного и художественного творчества, стали привлекательными не только в глазах ученых, но и среди творческой интеллигенции и «широкой публики» в целом. Психоанализ внес свой вклад в такие дисциплины, как психология, культурология, этнология, социология и нашел практическое применение в уголовном праве.
Теория влечения является ключевой в психоанализе. Она концептуально связана не только с метапсихологией (частью которой она является), но и с другими, теоретическими и практическими разделами, широко используемыми в клинических и прикладных аналитических направлениях – теориях развития, лечебной и терапевтической тактике, вопросах культуры, истории и многих других.
В построении психоаналитического учения место теории влечения прорисовано достаточно четко – оно лежит в ее основе, являясь ее неотъемлемой частью. И, может быть, именно поэтому среди самих психоаналитиков нет другой теории, более противоречивой, противоречивой и раскольнической (более поверхностная, периферийная позиция не привлекла бы столько внимания).
Безусловно, теория влечения уязвима для критики – в ней есть противоречия и нестыковки. Наверное, не стоит винить в этом самого Фрейда, он уже сделал достаточно для одного человека. Скорее, это вина его учеников и последователей, которые не могли заглянуть за пределы своего учителя, чтобы преодолеть сопротивление ума в познании глубин своей психики и увидеть новые горизонты.
Или, может быть, сам Фрейд, слишком опередив свое время, дал человечеству истину, которую оно еще не могло принять (хотя я все еще не уверен, что он может это сделать). Во всяком случае, теория влечения, а вместе с ней и вся метапсихология, подвергалась нападкам и преследованиям.
Отсутствие стабильной фундаментальной теоретической концепции привело к рассеянию и расколу внутри психоаналитического движения, исследовательский потенциал самого психоанализа как науки уменьшился, уменьшился общественный интерес, и в результате психоанализ стал постепенно терять завоеванные позиции в мире.
1. Анализ книги З. Фрейда «Влечения и их судьба»
Мы часто слышали, что наука должна строиться на четких и четко определенных исходных данных. Фактически, никакая наука, даже самая точная, не начинается с таких определений. Настоящее начало науки – это описание явлений, которые затем группируются, упорядочиваются и связываются между собой. Но уже в описании невозможно не прибегнуть к обработке материала с помощью каких-то абстрактных идей, которые берутся из любых других источников, которые, несомненно, находятся за пределами нового опыта.
Ещё более необходимы такие идеи, из которых впоследствии, в ходе дальнейшей обработки материала, вырабатываются базовые понятия науки. Сначала они должны оставаться несколько расплывчатыми, о четком и ясном ограничении их содержания не может быть и речи. Пока они находятся в таком состоянии, их смысл определяется постоянным обращением к материалу опыта, на основе которого они кажутся созданными, в то время как в действительности материал подчиняется им [2, с.45].
Строго говоря, они носят условный характер, однако основная суть их заключается в том, что они не выбираются произвольно, и решающее значение при их выборе имеет их отношение к эмпирическому материалу, который должен быть еще раньше, чем его можно будет точно распознать и доказать. Только после тщательного изучения всей области изучаемых явлений можно точно определить его основные научные понятия и последовательно изменить их таким образом, чтобы они могли быть в значительной степени применены и избавлены от противоречий. В этом случае будет своевременным сформулировать их в точных определениях. Но прогресс в знаниях не терпит формальных определений. Как показывает блестящий пример физики, и основные понятия, сформулированные в точных определениях, подвержены постоянным изменениям в их содержании.
Данная книга дала нам понятие раздражения и рефлекторного контура, согласно которому внешнее раздражение, действующее на живую ткань (или нервную субстанцию), посредством движения переносится наружу. Это движение уместно, поскольку оно удаляет вещество, вызывающее раздражение, из ирританта из среды, вызывающей раздражение.
Какое соотношение между влечением и раздражением? Ничто не мешает нам подвести понятие влечения к понятию раздражения: влечение – это раздражение для ума человека. Но с самого начала мы не будем отождествлять влечение с ментальным раздражением. Несомненно, что для интеллекта, помимо раздражения влечения, существуют и другие раздражения, которые имеют гораздо большее сходство с физиологическим раздражением [3, с.48].
2. Основные движущие силы влечения в книге З. Фрейда
Мы рассматриваем книгу Зигмунда Фрейда «Влечения и их судьба», написанную в 1915 году. До 1920 года. Фрейд говорит о двух влечениях – сексуальном влечении и влечении самосохранении. В этих работах Фрейд описывает неврозы переноса, психоневрозы – истерические и навязчиво-компульсивные неврозы. Нарциссические расстройства, а именно шизофрения, дают повод для создания новой конструкции. В 1920 году Фрейд реконструирует первую модель влечения (Я и сексуальное влечение). Первая модель влечений и вторая модель влечений Фрейда – эти конструкции взаимно дополняют друг друга. В данной работе Фрейд описывает первую модель влечений.
Влечение Фрейда происходит как динамический процесс, который определяет и направляет ментальную жизнь человека. В этой работе Фрейд исследует влечение и пытается рассмотреть и определить его содержание под разными углами зрения. С физиологической точки зрения можно сказать, что влечение на уровне тела связано с каким-то раздражением, которое имеет источник внутреннего тела.
С биологической точки зрения, влечение рассматривается как стоящее на границе между ментальным и соматическим, т.е. само по себе влечение находится не в теле или в психике, а между ними, и наше осознание притяжения доступно лишь косвенно. Когда речь заходит о психике, мы знаем влечение только по его эффектам - через аффекты и восприятия [6, с.77].
Как говорилось ранее, влечение иногда неправильно переводится как «инстинкт» в некоторых руководствах. Влечение или побуждение заставляет человека действовать для достижения определенных целей без сознательного размышления. Такие побуждения являются «основным мотивом любой деятельности». Фрейд определял физические аспекты притяжения как потребности, а ментальные – как желание. Эти потребности и желания побуждают людей к действию.
«Не следует ставить под сомнение ограничение тех или иных основных влечений в рамках одной области психики, их присутствие неизбежно везде».
Все влечения имеют четыре составных элемента: источник, цель, стимул и объект. Источником, то есть местом, где возникает потребность, может быть часть или тело всего человека. Цель должна ослаблять потребность до такой степени, что нет необходимости действовать; это дает телу удовлетворение его реальных желаний. Стимул – это количество энергии, силы или давления, которое используется для удовлетворения притяжения. Объектом притяжения является любая вещь или действие, которое позволяет удовлетворить первоначальное желание.
3. Основные противоречия в рамках книги З. Фрейда «Влечения и их судьба»
Есть определенные противоречия в рамках данной книги. Как говорилось ранее, любовь способна не только на одну, но и на три противоположности. Помимо противоположности любви – ненависти, есть еще одна: любить – быть любимым, и, кроме того, «любить» и «ненавидеть», вместе взятые, противопоставляются другому состоянию равнодушия или безразличия. Из этих трех противоположностей вторая, т.е. «любить - быть любимым», соответствует переходу от активности к пассивности и допускает возможность упрощения, к одной базовой ситуации, как на страсть смотреть. Эта ситуация гласит: любить себя, что для нас характеризует нарциссизм. В зависимости от того, заменяется объект или субъект, возникает активное желание любить или пассивное желание быть любимым, последнее остается близким к нарциссизму.
Может быть, мы сможем приблизиться к лучшему пониманию различных противоположностей «любви», если будем учитывать, что психическая жизнь в целом имеет три полярности, противоположности:
- субъект («я») – объект (внешний мир);
- удовольствие, удовлетворение (Похоть) – неудовлетворенность;
- активность – пассивность [5, с.33].
Противоположность «Я» - «не-я» (внешнее) (субъект - объект), как мы уже говорили, навязывается каждому живому существу рано, благодаря наблюдению за тем, что оно способно успокаивать внешние раздражения за счет мышечного воздействия, а против раздражений притяжения оно совершенно беспомощно.
Но особая активность по отношению к внешнему миру стимулируется влечением, поэтому, подчёркивая самое главное, можно сказать, что Я-объект пассивно относится к внешним раздражителям и активен за счёт собственных притяжений. Противоположность активной - пассивной деятельности позже сливается с противоположностью мужской - женской, которая до этого момента слияния не имеет психологического значения. Активность с мужественностью, пассивность с женственностью предстают перед нами как биологический факт; но она проявляется не так эксклюзивно и не так сильно, как мы склонны верить.
Эти три интеллектуальные полярности объединяются в ассоциации, которые очень важны. В одной первичной ментальной ситуации две из них сталкиваются. Во-первых, в самом начале психической жизни «Я» находится во власти влечения и отчасти способен удовлетворить себя сам. Это состояние – то, что мы называем нарциссизмом, и сама возможность удовлетворения аутоэротической потребности [8, с.77].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что влечение представляет собой сложное образование, направленное на систему функционирования человека, и определяет его чувства и направленность действий. С одной стороны происходит более тщательный анализ системы функционирования, но с другой, определяются «слабые» места человека, которые оказывают влияние на его личность.
Основными движущими силами влечения являются такие как сексуальные и агрессивные влечения. Они отражают по мнению Фрейда, основные направления в развитии и функционировании личности человека.
Основные противоречия теории Фрейда заключаются в том, что в человеке есть определенные противоречивые чувства, которые подкрепляются влечением. Основными парами таких противоречивых чувств являются такие как любовь-ненависть, активность-пассивность, удовлетворение – неудовлетворенность.
1. Фрейд, З. Влечение и их судьба [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://filosoff.org/freud/wp-content/uploads/sites/109/2015/11/frejd-zigmund-vlechenie-i-ih-sudba-filosoff.org_.pdf.
2. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 321 с.
3. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. – М.: «Медицина», 1993 – 400 с.
4. Бронин, С.Я. Малая психиатрия большого города / С.Я. Бронин. – М.: Медицина, 2010. – 247 с.
5. Жариков, Н.М. Судебная психиатрия: учебник для вузов / Г.В. Морозов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – с 432.
6. Кудрявцев, И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (научно-практическое руководство) / И.А. Кудрявцев. – М.: Изд-во МГУ, 2009 – 197 с.
7. Судебная психиатрия: учебное пособие для студентов вузов/Э.Б. Царгясова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003 – 239 с.
8. Судебная психиатрия / под ред. Б.В. Шостаковича – М.: Зерцало, 1997. — 320с.