Введение
1 Смысл жизни как философская проблема
2 Проблема смысла жизни в классической философии
3 Особенности понимания смысла жизни в неклассической Философии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что вопрос о смысле жизни, является традиционной темой философии и культуры в целом. При этом ни философия, ни культура не в состоянии дать однозначно правильного ответа, в равной мере приемлемого для всех людей и эпох. Вне зависимости от наличия множества мудрых советов по поводу того, как и во имя чего следует жить, каждый человек в той или иной форме решает этот вопрос самостоятельно, коррелируя свой жизненный путь относительно предлагаемых культурой и социумом ценностных ориентаций.
Интерпретация этого вопроса в философии, как правило, связана с более фундаментальной темой о природе и сущности человека. Здесь также не существует жесткой зависимости, и можно говорить лишь о наиболее общих тенденциях, в то время как взгляды отдельных мыслителей могут выступать исключением из единого правила. Например, сторонники натурализаторской версии, рассматривающие человека как природное начало, являются преимущественно последователями гедонизма и эвдемонизма в этике. В то же время в ряде современных натурализаторских концепций человек имеет право на личное счастье лишь при условии сохранения жизни как таковой, в силу чего его первейшей задачей становится забота не столько о себе, сколько о природе в целом.
В рамках религиозного персонализма проблема смысла жизни решается в контексте трансцендентализма. Апелляция к вечности свойственна также рационалистическим мыслителям, предлагавшим, однако, в качестве конкретных механизмов ее осуществления не христианскую аскезу и покаяние, а познание и разум. Своеобразной альтернативой указанным классическим версиям интерпретации смысла жизни является экзистенциализм. Отказываясь выносить сущность человеческого существования за границы каждого конкретного случая, экзистенциализм ориентирует человека на конституирование смысла в ситуации «здесь-и-сейчас», на осознание уникальности каждой жизни и ее отдельного момента.
1 Смысл жизни как философская проблема
Проблеме смысла жизни посвящены многие философские концепции. Концепция Экклезиаста древнейшая из них. В данной концепции подчеркивается вся ничтожность и суетность жизни человека. Человеческая жизнь по мнению Экклезиаста, есть бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он считает, что и такие жизненные атрибуты как богатство, власть, любовь, труд – так же не имеют смысла, «как погоня за ветром». Экклезиаст пришел к такому пессимистическому выводу исходя из того, что «один конец ожидает всех» [22, c.187]. Можно сказать что по существу Экклезиаст отвергал наличие у человека смысла жизни.
По нашему мнению смысл жизни нельзя отделить от таких понятий как: самоутверждение, самореализация, самоопределение. При этом человек должен постоянно над собой работать. К примеру, работать над самоанализом, где главным пунктом является воспитание ума, которому большую роль отводили философы Древнего Востока. Об этом говорится в философии Абая Кунанбаева − «устраивать себе самоотчет, об этом и мысль, оставленная в древнеиндийской философии в Упанишадах, − «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем» [6, с. 133-135]. Также представляет интерес труд М.И. Беляева «Каноны единого знания», он работал над исследованием высшего разума. Беляев считает, что самореализацией нужно заниматься всю жизнь. Не бояться «сюрпризов», которые нам подбрасывает жизнь [1].
В советский период истории страны (после 1920-х гг.) проблема смысла жизни человека считалась в основном решенной, смысл полагался безальтернативным, структурно-функциональная проработка данного понятия была сравнительно неглубокой, имела место относительно слабая связь содержания смысла жизни со всеобщей (абстрактной и конкретной) человеческой сущностью. В постсоветское время наблюдается растущий интерес к проблеме, глубина ее решения и разнообразие подходов возрастают, однако, по справедливому замечанию В.Э. Чудновского, хотя «обилие аспектов и направлений делает более богатой, разнообразной, многооттеночной картину исследовательского поиска…», эта картина «…становится все более широкой и, вместе с тем, все более мозаичной, “разбегающейся”. Многообразие затрудняет выявление главного…», «…движение широким фронтом перекрывает возможность сосредоточить “ударные силы” на решающем направлении» [23, с. 19].
2 Проблема смысла жизни в классической философии
В философии классического периода, высшей абсолютной ценностью позиционируется разум, который выступает как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, то есть он не выводится из опыта и не сводится к нему; а также средством объяснения мира и человека через установление причинно-следственных связей; средством переустройства и совершенствования мира и человека, и, кроме этого, неисчерпаемым независимым потенциалом творчества. С точки зрения классического типа философствования, между знанием, которое выступает в логически законченной форме, и окружающим миром имеется согласованность, так как миру свойственен внутренний порядок, то мыслителю остается только отыскать принцип согласования как универсальный метод познания. Классическому рационализму присуще описание объективного мира в терминах деятельного мировосприятия, деятельности.
Ярким представителем философии классического периода является И. Кант. Анализ его работ позволяет сделать вывод о том, что он отдельно не разрабатывал проблему смысла жизни, однако в его изречениях можно выделить мысли, которые дают возможность поставить такой вопрос. И. Кант видел смысл бытия, в том чтобы жить по нравственным законам. Данный закон он называл категорическим императивом, и формулировал так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» [11]. Всякий персональный поступок, который притязает на нравственное качество, должен рассматриваться через призму этого универсального законодательства, по своей сути быть моральным прецедентом или хотя бы примером для всех поступков подобного рода. Следовательно, поступок отдельного человека должен быть таким, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.
По мнению И. Канта, категорический императив всеобщ и необходим, так как он не только является предпосылкой нравственного опыта, нравственного поведения, но только и делает их возможными. Нравственный закон в форме категорического императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг – быть человеком.
3 Особенности понимания смысла жизни в неклассической философии
Термин «неклассическая философия» выражает тип философствования, который сформировался в философии второй половины ХIХ-ХХ вв., в рамках которого мыслители пытались «преодолеть» рационалистические установки классики. Неклассический период в развитии философской мысли, можно назвать сложным явлением, так как он включает в себя противоречивые по своей сути, а иногда даже и несовместимые течения. Тем не менее, данному периоду присуща некоторая общая стилистика и культура философствования, которая имеет принципиальные отличия от философии классического периода.
Одним из направлений неклассической философии в котором наиболее полно рассматривался вопрос о смысле жизни человека является экзистенциализм, утверждающий, что необходимо обратить внимание на человека, на модусы его бытия в мире. Идейным началом экзистенциализма послужила философия С. Кьеркегора – именно он сформулировал антитезу экзистенции (истинного бытия – существования человека) и системы. Кьеркегор С. утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.
Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Согласно А. Шопенгауэру, жизнь – это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознает неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по А. Шопенгауэру, – это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причем все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой [8, с. 1293].
Заключение
Подведя итог исследованию, можно сделать ряд выводов.
1 Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т. д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.
2 Философии классического периода свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, которому присущи разумный порядок и гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению. Нравственная жизнь человека по И. Канту; саморазвитие, самопознание некоего мирового духа, абсолютной идеи Г. Гегеля; деятельность человека по И. Фихте, истинная любовь Л. Фейербаха представляют смысл человеческого бытия.
3 В XX веке происходит так называемый «антропологический поворот»: теперь человеческое бытие интерпретируется как «хрупкое» и «кризисное». Казалось бы, человек наконец-то раскрывает свой творческий потенциал, но в то же время он оказывается на грани самоуничтожения. Многие изобретения и открытия обернулись против самого человека. Возникают два подхода, которые оказали влияние на смежные науки: натуралистический – человек в нем видится глубоко интегрированным в живую природу, и зависящим от нее и экзистенциально-феноменологический – человеческое бытие здесь считается уникальным, оно приобретает подлинность в состоянии экзистенциальной свободы.
4 Особенно много внимания вопросу смысла жизни уделяется в философии экзистенциального направления. Так, экзистенциальная философия, заменив декартовскую парадигму мышления «я мыслю» хайдеггеровской «я умру», стала разрабатывать идею смерти не в плане неизбежного конца человеческого существования как органического тела, а в плане ее смыслозначимости для жизни.
1 Беляев, М.И. Каноны единого знания: Междисциплинарный синтез Веры и Знания / М.И. Беляев. – М.: Издательская группа URSS, 2013. – 200 с.
2 Бердяев, H.A. О назначении человека / Н.А. Бердяев – М.: Республика, 1993. – 383 с.
3 Бердяев, Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. – М.: Международные отношения, 1990. – 336 с.
4 Засядь-Волк, Ю.В. О современном решении смысложизненной проблемы / Засядь-Волк Ю.В. // Новые идеи в философии: Вып. 16: Актуальные проблемы научной философии: Межвуз. сб. науч. трудов. − Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2007. − С. 377-384.
5 Калмыков, В.Н. Основы философии: учебное пособие / В.Н. Калмыков. − 2 изд, перераб. − Мн. : Вышэйшая школа, 2003. − 541с.
6 Канке, В.А. Основы философии / В.А. Канке. – М.: «Логос», 2001. – С. 133-135.
7 Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант – М.: Мысль, 1994. – 591 с.
8 Кривицкий, Л.В. Шопенгауэр, Артур / Л.В. Кривицкий // История философии: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов. − Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 1293-1295. – 1376 с.
9 Маслихин, А.В. Смысл жизни человека / А.В. Маслихин // Философский альманах. – М.: Диалог-МГУ, 2000. – Вып.3. – С. 79-82.
10 Орлов, В.В. История человеческого интеллекта / В.В. Орлов. Ч. 3: Современный интеллект. − Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1999. − 184 с.
11 Основы метафизики нравственности // Книжный архив KOOB [Электронный ресурс]. – 2010. – URL: http:// www.koob. ru / immanuel_kant. (дата обращения).
12 Сабиров, В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти / В.Ш. Сабиров. – М.: Знание, 1987. – 64 с.
13 Сартр, Ж.-П. Тошнота / Ж.-П. Сартр. – М. : АСТ, 2016. – 320 с.
14 Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой // Избранные произведения. − Ростов н/Д: Феникс, 1998. − С. 15-336.
15 Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия В. Франкл. − Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. − 105 с.
16 Фейербах, Л.А. Сущность христианства / Л. А. Фейербах. – М. : Мысль, 1965. – 151 c.
17 Фейербах, Л.А. // Электронная библиотека Гумер-философия Электронный ресурс. – 2010. – URL: http:// www.gumer. info/ bogoslov_Buks/Philos/FilosPers/97.php. (дата обращения).
18 Фихте, И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / И. Фихте / пер. с нем. − Мн. : Харвест, М. : ACT, 2000. − 784 с.
19 Феноменология духа // Книжный архив KOOB Электронный ресурс. – 2011. – URL: http://www.klex2.ru/24a. (дата обращения).
20 Фролов, И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека / И.Т. Фролов. – М.: Знание, 1985. – 360 с.
21 Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М. Канон+; Реабилитация, 2014. – 368 с.
22 Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. – М. : Политиздат, 1991. – 464 с.
23 Чудновский, В.Э. Пятилетие поиска / В.Э. Чудновский / Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симп. / Ред.кол.: В.Э. Чудновский и др. − М.: Ось-89, 2001. − С. 11-21.