1. Значение социологических опросов для профессиональной деятельности и управленческой практики.
2. Социальная и профессиональная коммуникация как условие социологического опроса.
3. Структура профессиональной деятельности.
4. Изменения в профессиональной деятельности как источник исследования.
5. Процессы профессиональной деятельности как проблема исследования.
6. Проблемная ситуация и социальная проблема опроса.
7. Объект и предмет социологического опроса.
8. Цель и задачи социологического опроса.
9. Рабочие гипотезы.
10. Этапы и виды социологического опроса.
11. Классификация социологических опросов.
12. Методологический раздел программы социологического опроса.
13. Методический раздел программы социологического опроса.
14. Организационный раздел программы социологического опроса.
15. Определение выборочной совокупности.
16. Интерпретация и операционализация понятий.
17. Социологическое измерение.
18. Классификация социологических вопросов.
19. Правила формулировки вопросов в социологическом опросе.
20. Социологическая анкета.
21. Интервьюирование.
22. Тестирование.
23. Социологический эксперимент.
24. Контроль качества первичной социологической информации и описание данных.
2. Социальная и профессиональная коммуникация как условие социологического опроса.
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Профессиональная коммуникация – это основа эффективного взаимодействия сотрудников компании. То, как быстро и эффективно передают друг другу сотрудники необходимую информацию, определяет весь темп работы предприятия. Тем не менее, рассматривать профессиональную коммуникацию самостоятельно было бы опрометчиво. Поэтому, наиболее правильным было бы оценить значимость профессиональной коммуникации в оценке кадрового потенциала.
Социологические методы исследования наиболее активно используются при изучении социальной коммуникации. Их можно выделить в отдельный социологический подход. Он представляет собой совокупность методов и приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникационные процессы и явления. Исключительно важную роль в разработке социологических методов исследования сыграли П. Лазарсфельд, Р. Мертон и другие социологи, работающие со средствами массовой информации в середине прошлого века.
4. Изменения в профессиональной деятельности как источник исследования.
Конкретной информации нет в источниках интернета, к ответу данного вопроса можно подойти обширно и вести диалог.
Отталкиваться можно, что какие изменения происходят в профессиональной деятельности, то и есть источник исследования.
Например: произошло сокращение на заводе или в какой-либо известной организации, социологи проводят исследования, что стало причиной данного события.
Проблемы саморазвития в рамках профессиональной деятельности и повышения мастерства, тоже является источником исследования.
6. Проблемная ситуация и социальная проблема опроса.
Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Пример — конфликтная ситуация между двумя народами, социальными институтами, обществом и государством, разными поколениями.
Проблема исследования — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
Проблемная ситуация - реально существующее в социальной действительности противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта, неустойчивое состояние, дисфункция в развитии, причем способы разрешения противоречия в настоящее время еще не известны или не ясны.
Пример: высокая доля экстремистских движений среди молодежных организаций.
Проблема исследования - ключевой вопрос исследования, результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой
формулировке. Проблема выражает необходимость изучения объекта для выявления причин противоречия и способов их разрешения.
Пример: определении мотивационной структуры, вызывающих переход от
толерантных к радикальным формам выражения социального протеста.
Схема перехода от проблемной ситуации к проблеме исследования:
1. Установить реальное наличие данной проблемы
2. Выявить существенные элементы проблемы
3. Вычленить уже известные сегменты проблемной ситуации, имеющие прецеденты успешного разрешения и не требующие специального анализа.
8. Цель и задачи социологического опроса.
Цель - общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную). Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование?
Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.
Основные цели могут формироваться как:
• теоретико-прикладные – при разработке программы основное внимание уделяется построению общей концепции предмета исследования, изучению литературы по данному вопросу, вычленению научной проблемы, конкретной семантической и эмпирической интерпретации первоначальных понятий, логическому анализу гипотез; только после выполнения всей этой работы выделяется объект исследования.
• практические – определяют работу над программой, опираясь на специфику социального объекта и определения практических задач.
Задачи - совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.
Задачи исследования – это совокупность рассматриваемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Количество задач зависит от целей исследования, степени изученности проблемы, потенций и возможностей исследователей проникнуть в суть проблемы.
10. Этапы и виды социологического опроса.
К основным видам социологического опроса традиционно принято относить:
1. Анкетирование. Оно является письменной формой количественного опроса. Анкетирование бывает групповым (до 30 человек) или индивидуальным( обращенным к каждому респонденту отдельно). Главным инструментом данного метода является анкета, которая включает в себя опросный лист, социально-демографический блок респондента, содержательный блок, а также инструкцию;
2. Интервьюирование. Является формой очного проведения качественного опроса, при котором исследователь состоит в непосредственном контакте с респондентом;
3. Экспертный опрос. Данный вид социологического опроса включает в себя получение необходимых сведений об объекте исследования от специалистов-профессионалов в конкретной сфере. Количество опрошенных в данном виде опроса колеблется от нескольких единиц до нескольких десятков человек;
4. Социометрический опрос. Это метод сбора первичной информации для исследования структуры межличностных отношений в малых группах. Он довольно активно применяется в социологии СМИ, рекламе, а также прикладной социологии. Используется для того, чтобы измерить степени сплоченности малых групп;
5. Социологическое тестирование. Это метод измерения межличностных предпочтений в рамках определенных групп между хорошо знакомыми людьми. По своей форме он включает в себя ответы на вопросы о том, с кем человек хотел бы выполнять определенную работу или действие или, наоборот, с кем он ни хотел бы участвовать в определенном деле. По своей форме социометрический тест является довольно простым.
12. Методологический раздел программы социологического опроса.
Методологическая часть программы включает следующие элементы:
1. формулировка проблемы исследования (актуальность, социальная значимость) и собственно темы исследования;
2. выделение объекта и предмета изучения;
3. операционализация и интерпретация базовых понятий;
4. определение целей и задач исследования;
5. выдвижение рабочих гипотез в контексте теории (для количественных исследований).
Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально-исторического развития общества (общностей, групп и т.д.) противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.
Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию(например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.
В качестве базовых понятий в социологическом исследовании выступают объект и предмет исследования. Они подлежат эмпирической интерпретации и операционализации для создания пространства признаков, в котором будет работать исследователь. В результате операционализации и интерпретации понятия «объект» возникает макет выборочной совокупности, которая будет использоваться в данном исследовании.
14. Организационный раздел программы социологического опроса.
Рабочий план исследования - схема действий с распределением времени и ресурсов.
Рабочий план включает следующие основные этапы:
• формирование рабочей группы
• разработку программы исследования
• разработку инструментария
• расчет выборки
• проведение пилотажных исследований
• размножение инструментов
• инструктаж участников полевого исследования
• организацию полевого исследования
• контроль качества заполненных документов
• подготовку инструментов к обработке
• обработку
• анализ результатов
• подготовку отчета
• оформление архива исследования
Организационный раздел.
Сюда входят:
- рабочий план исследования;
- порядок проведения пробного исследования (как правило, он входит в рабочий план исследования, но может быть выделен отдельным пунктом в этом разделе).
Организационный раздел.
Это алгоритм работы самого исследователя (группы исследователей), начиная от получения и формулирования социального заказа на его проведение и завершая обработкой, анализом полученной информации, выдачей конкретных рекомендаций. Этапы и организационно-технические процедуры, операции исследования группируются в блоки и составляют содержание плана.
16. Интерпретация и операционализация понятий.
Важными моментами с точки зрения методологии и методики проведения социологического исследования являются интерпретация и операционализация основных понятий.
Различают три группы понятий, которые могут быть использованы при составлении программы исследования:
1) общенаучные;
2) социологические;
3) операциональные, отобранные специально для разработки социологического инструментария. Операция интерпретации применяется к первым двум группам понятий.
Интерпретация понятий - это истолкование социологического содержания тех терминов, которые включены в понятийный ап- парат описания объекта и предмета исследования
Необходимость в интерпретации понятий возникает тогда, когда понятия. составляющие содержание исследования, нс имеют общепризнанного определения, многозначны или требуют уточнения смысла, в котором будут употребляться. Например, понятие «безработный» в широком смысле может трактоваться как человек, который в данный момент нс работает вынужденно или по собственном} желанию. В узком смысле слова безработный — это человек, которого лишили работы в связи с закрытием предприятия, его реорганизацией или при сокращении штата. При постановке социальной проблемы, определении обследуемой совокупности, выборе показателей и индикаторов необходимо учитывать, в каком смысле используется понятие «безработный».
Социолог должен дать объяснение тех основных понятий, которые имеют непосредственное отношение к задачам исследования и которые понадобятся ему для разработки социологического инструментария. Сложные понятия предполагают объяснение терминов, которые входят в его состав. Для интерпретации понятий рекомендуется использовать научные и справочные источники, уточняя при этом собственное понимание отобранных понятий.
18. Классификация социологических вопросов.
Социологический вопрос - это инструмент, который используется в социологических исследованиях.
Вопросы классифицируются по разным критериям, таким как:
• содержание;
• функции;
• структура;
• форма.
По своим функциям вопросы делятся на программные и процедурные. Если первая группа вопросов непосредственно направлена на реализацию целей и задач исследования, то вторая группа вопросов выполняет вспомогательную функцию, обеспечивающую технически грамотную конструкцию вопросника. Стоит отметить, что программные вопросы фиксируют основные показатели, разработанные в программе исследования
Оптимизация исследования осуществляется с помощью использования контактных вопросов, вопросов контроля, поиска, игровых вопросов, фильтрационных вопросов и вопросов-ловушек. Таким образом, контактные вопросы, расположенные в начале анкеты, психологически подготавливают респондента к процедуре опроса, включая его в обсуждаемые вопросы. Контроль выступает в качестве теста по отношению к основному вопросу.
Роль вопросов-фильтров заключается в том, что они помогают отделять респондентов, которые могут ответить на один из основных вопросов, от тех, кто этого сделать не может. Итак, если мы изучаем свободное время студентов и хотим выяснить, каким спортом они занимаются, сначала нужно сформулировать фильтрационный вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?». Причем, если ответчик дает отрицательный ответ на первый вопрос, то дальнейшие вопросы ему задавать нет никакого смысла. В случае, если человек отвечает на первый вопрос положительно, нужно спросить: "Какой вид спорта вы предпочитаете?". А далее будут задаваться уже все остальные вопросы, которые относятся к данной теме.
20. Социологическая анкета.
Социологическая анкета - объединенная единым смыслом система опросов, направленная на выявление кол/кач характеристик объектов и предмета исследования. Основа ее предназначения– дать исследователю достоверную инфу. Это система опросов, которые представляют собой перевод проблему в формулировку, принятые респондентом.
Вопрос как инструмент.
Функция вопроса – инструмент, с помощью которого исследователь получает нужную инфу. Сложность в том, что один и тот же вопрос будет обращен к разным людям, каждому из которых он должен быть понятен, никого не обидеть пониматься, так как его понимает задающий вопрос.
Классификация вопросов:
1.от отношение цели
-содержательные
-процедурные
2.по предметному содержанию
-о фактах
-о знаниях
-о мнениях
3.по функциям
-вопрос-фильтр
-контрольный вопрос-это достигается с помощью вопроса ловушки когда один и тотже вопрос формулируется по разному.
-функционально-психологические помогают поддерживать интерес, снимать напряжение, помогают точнее понять смысл, переходить от одной темы к другой.
4.по степени стандартизации
-закрытый вопрос
Предполагают готовые варианты ответа.
Виды:
а. дихотомический (да, нет).
б. альтернативный (один вариант ответа).
в. вопрос-меню (несколько вариантов ответов).
22. Тестирование.
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Тесты, как специализированные методы диагностического обследования, представляют собой стандартизированные задания. С помощью тестов можно получить качественную и количественную характеристику того или иного явления, знания, умения, навыки испытуемого.
Термин в научный оборот ввел в 1890 г. американский психолог Дж. Кеттелл. Для того чтобы определить отдельные психофизиологические характеристики личности, он предложил 50-т тестов.
Другой психолог – француз А. Бине к высшим психическим функциям человека применил принципы тестологических исследований. Серия его тестов содержала задания на испытание памяти, внимания, эстетических и этических качеств личности и др.
Немецкий психолог В. Штерн в 1911 г. в метод тестирования вводит коэффициент интеллектуальности.
Чтобы человека изучить, как целостную структуру, появлялись психологические, социологические, культурологические теории личности, ставшие основой для построения тестов.
В социальной работе чаще всего используются личностные тесты, которые представляют собой своего рода испытание. Испытуемый может отвечать на специальные вопросы или выполнять разработанные задания.
Надо сказать, что предлагаемые вопросы отличаются от вопросов, предлагаемых анкетами или вопросов интервью. Тестовые вопросы носят косвенный характер.
Главным в тестировании становится вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.
24. Контроль качества первичной социологической информации и описание данных.
Контроль качества первичной социологической информации, во- первых, предполагает отбор источников информации, которые дают возможность проверить выдвинутые рабочие гипотезы, а во-вторых, позволяет отобрать только те носители информации, в которых содержатся достоверные и наиболее полные сведения. Если, например, в протоколе наблюдения зафиксированы не все необходимые для проверки гипотезы моменты, он подлежит отбраковке. Если в двух доку ментах имеется одна и та же информация, то один из них, тот, в котором она наименее значимая и наименее полная, изымается.
Контроль качества включает в себя тщательную проверку носителей информации с целью выяснения погрешностей, которые чаще всего были допущены по вине респондентов и значительно реже теми, кто изучал документы или проводит наблюдение и опросы. Например, в некоторых анкетах могут отсутствовать ответы на большинство вопросов, отметка вариантов ответов не соответствует инструкции се заполнения, не ясно выражено, какой из ответов был выбран респондентом. При проверке информации выявляются ошибки и пропуски, допущенные при се сборе, бракуются тс «единицы» выборочной совокупности, которые не отвечают ее модели, изымается полностью или частично информация некомпетентных респондентов.
Контроль качества первичной социологической информации в анкетах и бланках интервью начинается с момента принятия анкет от респондентов или анкетеров, а бланков интервью — от интервьюеров. Принимая анкеты от респондентов во время группового анкетирования, анкетер обязан проверить выполнение указаний к заполнению анкеты и полноту ответов. При необходимости он может попросить респондента исправить ошибки в соответствии с указаниями, порекомендовать ответить на пропущенные вопросы.