Социология Шпаргалка
БГТУ (Белорусский государственный технологический университет)
Шпаргалка
на тему: «Социология»
по дисциплине: «Социология»
2021
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Социология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Социология как наука, ее предмет. Место социологии в системе наук об обществе.
2. Структура социологического знания.
3. Современные социологические теории: структурно-функциональный подход, символический интеракционизм, подход социального конфликта.
4. Классические социологические теории: социологический объективизм и «понимающая социология».
5. Классические социологические теории: интегрализм и исторический материализм.
6. Системно-структурные характеристики общества. Виды обществ.
7. Подсистемы общества. Их структура и функции.
8. Социологическое исследование: виды, этапы, выборка.
9. Методология социологического исследования. Классификация методов социологического исследования.
10. Исторические типы обществ. Социальная модернизация.
11. Социальные изменения. Виды, типы и механизмы социальных изменений.
12. Глобализация как социальный процесс.
13. Социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации.
14. Социальная мобильность. Виды и типы социальной мобильности.
15. Социальная стратификация в развитых и развивающихся обществах.
16. Социальное управление.
17. Социология личности. Статусно-ролевой подход к проблеме личности.
18. Социализация личности: этапы, агенты и механизмы социализации.
19. Понятие социальной нормы и социального контроля.
20. Социальная девиация: сущность, виды и формы. Теории девиантного поведения.
21. Социальный институт: сущность, функции, классификация. Институционализация.
22. Государство как социальный институт, его роль в обществе.
23. Семья как социальный институт.
24. Религия как социальный институт.
25. Религиозные организации и социальные религиозные процессы.
26. Социальная демография.
27. Социальная организация. Теория бюрократии.
28. Социальное расслоение. Социологические теории бедности.
1. Социология как наука, ее предмет. Место социологии в системе наук об обществе.
Термин «социология» (от лат. societas – общество и греч. logos –слово, учение) впервые введен французским мыслителем Огюстом Контом (1798–1857). Говоря буквально, социология – это наука об обществе. В обыденном языке слово «общество» означает совокупность людей или организованную группу людей (например, высшее общество, общество защиты животных, общество филателистов и т. п.).На языке социологии слово «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации (или социальной обусловленности) явлений и процессов, которая формируется как результат совместной жизни, взаимодействий людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в поступках, высказываниях, вещах, сделанных людьми. Таким образом, социологи наблюдают за совместной жизнью, взаимодействиями людей, но изучают социальные явления и процессы. Совместная жизнь людей служит для социологов материалом научных изысканий, или объектом. Под объектом науки понимается та реальность, на которую направлен исследовательский интерес.
Общество – это основной объект социологии.
Объект социологии, в общем, совпадает с объектами других наук, которые принято называть общественными: совместная жизнь людей является объектом экономики, демографии, социальной психологии, политологии, этнографии и т. п., но у каждой из общественных наук свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или иной науки.
Предмет науки – это те аспекты или особенные черты, которые исследователи выделяют в объекте, руководствуясь своими научными интересами, т. е. представлениями о важных, существенных явлениях и процессах. Выделенные аспекты или особенные черты – это не часть реально существующего объекта, а его научный образ, особый способ видения объекта, характерный для данной науки. Предмет науки – это всегда результат концептуализации, под которой понимается процесс формирования отдельной области познания при помощи понятий (концептов). В социологии эту область познания образуют явления и процессы, описываемые и объясняемые при помощи понятий «общество», «социальные взаимодействия», «социальные группы», «социализация», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные статусы», «социальные роли», «социальные конфликты», «социальные изменения» и т. д. Определение предмета социологии путем перечисления тех явлений и процессов, которые включаются в область исследования. Таким образом, предмет современной социологии может быть определен как социальная обусловленность любых явлений.
Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определённых условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.
Принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.
4. Классические социологические теории: социологический объективизм и «понимающая социология».
Социология как наука об обществе ведет свое происхождение с середины XIX века. Основы социологии были заложены в произведениях таких авторов, как Маркс, Спенсер, Вебер и Дюркгейм. Классические теории социологической мысли сформировались к концу Первой мировой войны.
«Социологизм» Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858–1917), основатель французской социологической школы, считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. С его точки зрения, каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются общим правилам и нормам – «коллективному сознанию».
По Дюркгейму, основу социологии составляют социальные факты. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление. Социальные факты Дюркгейм подразделял на морфологические (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.) и духовные (коллективные представления, составляющие в совокупности коллективное сознание). Социальные факты нужно исследовать объективными методами, т. е. следовать принципам естественных (позитивных) наук.
Дюркгейм обосновал идею солидарности обществ. Существует два типа солидарности: механическая, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ и функций, и органическая, которая характерна для современных обществ и основана на разделении труда.
Понимающая социология» Вебера. С именем Макса Вебера (1864–1920) связывается создание методологии социального познания. Одним из основных положений теории Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое образует систему взаимоотношений между людьми. Само общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей.
Социальная философия, лежащая в основе исторической социологии Вебера, наиболее отчетливо воплотилась в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Здесь высказывается идея экономической рациональности современного капиталистического общества с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Главные методологические требования в теории Вебера – «отнесение к ценностям» и «свобода от оценки».
7. Подсистемы общества. Их структура и функции.
В системном подходе Д. Истона, американского социолога и политолога, общество рассматривается как система, целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (природой и другими обществами). Это взаимодействие осуществляется по двум каналам: «вход», т. е. канал влияния окружающей среды на общество, и «выход» – обратное воздействие системы на среду. Согласно Истону, различают два типа «входа»: требования и поддержка.
Общество как система в процессе конверсии «перерабатывает» требования, и на «выходе» появляются управленческие решения и действия по поводу распределения ценностей и ресурсов. Отсюда, главная цель системы заключается в самосохранении путем приспособления к изменяющимся требованиям окружающей среды и активного воздействия на нее. Другими словами, при таком подходе общество изучают через анализ соответствующих стимулов и реакций на них, но собственно общество, его структура и специфика остаются «за кадром».
Поэтому системный подход дополняется функциональным подходом, при котором общество также рассматривается как система, реагирующая на воздействия окружающей среды, но, кроме того, дается анализ структуры общества исходя из тех функций, которые выполняют те или иные подсистемы общества. Таким образом, функциональный подход представляет собой изучение взаимосвязей функций различных подсистем общества.
Функциональный подход по изучению общества был предложен Т. Парсонсом. Подсистемами общества, по Парсонсу, являются экономическая, политическая, социальная и система социализации или культуры, каждая из которых выполняет свою функцию. Так, экономическая подсистема осуществляет функцию адаптации, т. е. приспособления общества к природной среде, эффективного управления ресурсами и удовлетворение материальных потребностей индивида и общества. Политическая подсистема выполняет функцию целеполагания, т. е. принятия рациональных решений и мобилизации ресурсов на их осуществление. Функцию интеграции реализует социальная подсистема, а система социализации – функцию воспроизводства и поддержания образца, т. е. осуществления процесса включения человека в социальную систему, общество.
Экономическая подсистема включает в себя предприятия, заводы, фирмы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капитала и т. п., т. е. то, что позволяет обществу распоряжаться и использовать ресурсы и создавать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей. Основой экономической сферы общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход.
Политическая подсистема включает в себя аппарат президента, правительство, парламент, аппарат управления властью, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии. Основная задача государства сводится к обеспечению социального порядка в обществе, учреждение новых законов и контроль за их выполнением, защита внешних границ и суверенитета государства и т. д. Основной тип взаимодействия в политической подсистеме общества – это борьба, удержание и передача власти.
10. Исторические типы обществ. Социальная модернизация.
Различают такие типы общества как: 1) доиндустриальное, 2) традиционное общество 3) индустриальное, 4) постиндустриальное, 5) информационное общество.
1. Доиндустриальное общество – это общество, в котором экономика и культура зиждется на ручном труде и ручной технике. Главным объектом производственной деятельности людей служит природа, и, соответственно, ведущими являются добывающие отрасли хозяйства (земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, горнорудное дело). В этом историческом типе обществ различаются два подтипа: примитивные первобытные общества и появляющиеся позже «варварские» и «цивилизованные» общества.
2. Традиционное общество. Здесь традиция является основным средством общественного воспроизводства. Новое здесь рождается, как и в любом другом обществе, но человек и общество свою деятельность представляют как следование установленным от века традициям и обычаям.
Традиционное общество – это аграрное общество, с основными видами деятельности: земледелие, ремесло, жилищное и хозяйственное строительство. Хозяйствование ведется на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков.
3. Индустриальное общество – это общество Нового времени. Это общество машинного производства, товарно-денежных отношений, научной организации труда, технического, экономического и политического рационализма. Активное предпринимательство, используя наемный труд, имеет основной целью получение прибыли.
Индустриальное общество порождает соответствующий тип рациональности. Рациональность понимается как совокупность процедур, инструментов интеллектуальной деятельности, обеспечивающих точность и достоверность результатов научного исследования.
4. Постиндустриальное общество начинается с 1960-х годов, именно тогда началось осмысление существенных изменений в жизнедеятельности общества. На Западе оно определяется как общество «всеобщего благоденствия», где имеет место бесконечное умножение объектов, услуг, товаров. Ключевой формой деятельности становится потребление. Потребление, как способ активного поведения, носит характер коллективный и добровольно-принудительный.
5. Информационное общество. По мнению философов, произошла «революция контроля – комплекс быстрых изменений в технологических и экономических предприятиях, в которых информация собирается, хранится, производится, обменивается, через которые формальные и программные решения могут влиять на социальный контроль».
Важным источником и процессом социальных конфликтов в обществах выступает социальная модернизация. Модернизация (от фр. moderne — современный, новейший) в нашем случае — это процесс обновления отсталых общественных систем, формаций, цивилизаций в духе требований современности. Примером модернизации может служить переход от аграрного к индустриальному обществу.
Существуют несколько определений модернизации. Группа западных социологов (Мур, Айзенштадт и др.) рассматривают модернизацию как процесс формирования двух типов социальных систем (западноевропейской и североамериканской). Уточняя эту точку зрения, Нейл Смелзерс перечисляет шесть областей общественной жизни, которые входят в совершенствующиеся социальные системы: экономика, политика, образование, религия, стратификация, семья. Здесь модернизация понимается в широком смысле слова — как эволюционное изменение общества.
В свете такого понимания социальная модернизация затрагивает общественные системы, формации, цивилизации. Она может происходить как в результате собственного ответа на внутренние противоречия, так и в результате заимствования уже открытых другими народами ответов в форме социальных институтов. В первом случае ее называют самомодернизацией, а во втором — догоняющей модернизацией. Модернизация всегда есть результат социальной гибридизации, социальной прививки современности к имеющимся общественным структурам.
13. Социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации.
Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация— иерархически организованная структура социального (статусного) неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:
Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.
Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).
Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность.
16. Социальное управление.
Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. Различают субъект (тот, от кого исходит управляющий импульс) и объект управления (тот, на кого направлен управляющий импульс). Управление осуществляется органами власти в обществе. Органы власти и управления исторически изменяются, соответственно изменениям формы социальной организации.
Механизмы управления в обществе:
а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием, для достижения определенной цели;
б) механизм стихийного регулирования, когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов.
Основные виды управления: координация и властное воздействие. Когда первобытное стадо попадает в изменяющуюся внешнюю природную среду, для выживания необходимо объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность и взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели.
Властное воздействие возможно, если элементы (подсистемы) общества находятся в состоянии иерархии, т.е. соподчиненности. Субъект управления властно воздействует, объект должен выполнить управленческую команду, при невыполнении применяется принуждение. Общее собрание рода, старейшина, вождь, жрец в родовом обществе являются такими властными субъектами управления.
Функции социального управления.
Первой, исторически обусловленной, вынужденной функцией социального управления была функция управления совместной производящей деятельностью людей (функция управления производством). Например, совместная охота, оборона от опасностей извне. Следующими функциями, вероятно, являлись функция распределения добытого продукта, функция “социального обеспечения” - защиты женщин, стариков и детей, функция прогнозирования, без которой невозможно выживание общества, функция принуждения к исполнению требований и другие управленческие функции. Функция принуждения обеспечивала соблюдение правил (обычаев), необходимых для выживания. Со временем сформировался специальный управленческий аппарат.
Признаки социального управления:
1. Сознательный, волевой характер, т.е. управление осуществляется через сознание и воздействует на волю людей.
2. Интегрирующее воздействие на общество.
3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.
4. Историчность управления, его конкретный механизм зависит от этапа развития общества.
5. Способы управления: а) командное, принудительное; б) стимуляционное, добровольное; в) программное (заложена программа).
6. Цикличность управления означает стадии управленческой деятельности: а) сбор и обработка информации; б) принятие управленческого решения; в) реализация решения; г) контроль за исполнением решения, корректировка.
Социальное управление имеет некоторые закономерности.
В силу общественного развития неизбежно нарастание многообразия элементов, входящих в систему и нарастание ее внутренней сложности общества. В то же время для сохранения управляемости обществу как объекту управления должен соответствовать не меньшей сложности субъект управления для обеспечения доминантности. Этот объективный закон лежит в основе постоянно усложняющейся системы управления и постоянного роста управленческого аппарата.
19. Понятие социальной нормы и социального контроля.
Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.
Выделяют следующие механизмы социального контроля:
• изоляцию — изолирование девианта от общества (тюремное заключение);
• обособление — ограничение контактов девианта с другими (помещение в психиатрическую клинику);
• реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.
Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.
Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.
К социальным нормам обычно относят:
• групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
• социальные обычаи (гостеприимства);
• социальные традиции (подчинение детей родителям),
• общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
• социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.
Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.
Типы социальных санкций:
• Формальные (официальные, закреплены законодательно);
• Неформальные (неофициальные; традиции, мораль);
• Позитивные (поощрения; похвала, одобрение, комплименты, слава, хорошие отзывы)
• Негативные (наказания; оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор)
22. Государство как социальный институт, его роль в обществе.
Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.
Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.
Основная цель государства как социального института – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.
Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.
Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.
Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.
Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.
В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.
В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.
25. Религиозные организации и социальные религиозные процессы.
Религиозная организация – это организация, которая была образована с целью совместного исповедания и распространения религиозного учения.
Первичное организующее звено религии – религиозная группа, возникающая при коллективном отправлении религиозного культа. Религиозная группа в современном обществе – одна из форм религиозного объединения. Как правило, такие группы малочисленны. Это может быть группа верующих в рамках большого религиозного сообщества, либо мелкое самостоятельное религиозное направление.
В зависимости от территориальной сферы, религиозные организации могут быть местными и централизованными.
Местная религиозная организация – это религиозная организация, включающая не менее десяти совершеннолетних участников, постоянно проживающих в одной местности.
Централизованная религиозная организация – это религиозная организация, включающая не менее трех местных религиозных организаций.
Религиозное объединение – это духовная общность верующих и организационных структур религиозной организации.
Типы религиозных объединений
В ходе изучения религиозных общностей, исследователями – Вебером, Э. Трёльчем, Г. Беккером, Г. Нибуром, Дж.М. Йингером – было выделено несколько типов религиозных объединений: церковь; секта; устойчивая секта; деноминация; культ; мистерия; тайное общество и пр.
Структура:
1. Религиозное сознание – совокупность теорий, концепций, идей, представлений, составляющих мировидение, которое дает ответы на наиболее важные вопросы человеческого бытия.
1.1. Религиозная психология. В центре – вера, чувство.
1.2. Религиозная идеология.
1.3. Религиозная наука – теология («богословие»).
2. Религиозные отношения – материальная «плоть» религии; конкретные связи людей, в которых воплощено религиозное сознание: обряды, ритуалы, праздники.
3. Религиозные организации – люди, которые объединены общностью сознания и религиозной практики + подчинены законам совместного бытия.
3.1. Клир - духовенство
3.2. Миряне – обычные люди
Вывод: религия – социальный институт в системе общества.
Функции религии:
1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч.
2. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.
3. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию.
4. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиции, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.
5. Социально-организующая (или дезорганизующая) функция объединяет /разъединяет отдельные социальные группы, учреждения и общество в целом. Организующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается общее вероисповедание (татары – мусульмане, евреи - иудеи).
6. Культуротранслирующая. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие – отталкивала.
28. Социальное расслоение. Социологические теории бедности.
Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация— иерархически организованная структура социального (статусного) неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:
Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.
Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.
Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).
Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. На типе зрелости рабство становится рабовладением. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность.
Бедность – это объект достаточно широкого круга социологических исследований. Существует множество теоретико-методологических подходов к изучению этого понятия, но все они восходят к трем ключевым концепциям:
• Абсолютная концепция, которая основана на формальном соответствии доходов человека установленному на законодательном уровне минимуму средств для его существования;
• Субъективная концепция, которая базируется на собственных оценках своего положения, а также на сравнение своего материального состояния с состоянием других людей;
• Относительная концепция, в которой высказывается предположение о том, что при наличии различных стандартов потребления в разных сообществах устанавливается единый, минимальный «порог бедности». Но это может быть проблематично, поскольку наше общество очень разнообразно и структурировано, и поэтому порог бедности напрямую зависит от множества факторов, в том числе от среднего уровня жизни конкретного государства.
Безусловно, бедность и социальное неравенство так или иначе затрагивались в эпоху античности и средневековья, однако развитие свое проблематика получила в эпоху индустриализации. Начиная с XVIII века и до середины XX века, сложились три подхода в рамках социал-дарвинизма и эгалитаризма, и статистико-социологического подхода.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты