Методология, теория и методы психологических исследований
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Методология, теория и методы психологических исследований»
по дисциплине: «Методология, теория и методы психологических исследований»
2021
15.00 BYN
Методология, теория и методы психологических исследований
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Методология, теория и методы психологических исследований
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
1. Донаучные формы осмысления и объяснения реальности в культуре.
2. Сущностные характеристики науки как способа осмысления и объяснения действительности.
3. Наука как социальный институт. Функции науки.
4. Эмпирическое и теоретическое знание, их взаимодействие. Метатеоретическое знание. Виды научных результатов.
5. Понятие о познавательной деятельности и её психологической структуре. Чувственное и рациональное познание.
6. Характеристика субъекта познавательной деятельности. Соотношение понятий «наука», «философия», «мировоззрение».
7. Понятие о проблеме научного исследования. Постановка проблемы. Виды исследований по характеру решаемых проблем.
8. Понятие о теории. Структура и функции теории. Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.
9. Понятие о гипотезе. Выдвижение гипотез. Виды исследовательских гипотез.
10. Понятие о методах исследования. Проблема классификации методов психологического исследования.
11. Понятие методологии науки. Виды и функции методологии.
12. Уровни методологической рефлексии в структуре методологического знания.
13. Предмет, объект и познавательная ситуация исследования. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
14. Влияние философских идей Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы на становление психологической науки в рамках классического типа научной рациональности.
15. Влияние философских идей Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта на становление психологической науки в рамках классического типа научной рациональности.
16. Основные принципы общенаучного уровня методологии в классической науке и их влияние на методологию психологической науки.
17. Методологические принципы и методы исследования в психологии сознания В. Вундта как направления психологической науки, развивающегося в рамках классического типа научной рациональности.
18. Методологические принципы и методы исследования в бихевиоризме и когнитивной психологии как направлений психологической науки, развивающихся в рамках классического типа научной рациональности.
19. Влияние философии позитивизма и неопозитивизма на требования к методам психологического исследования в рамках классического типа научной рациональности.
20. Направления неклассической философии (экзистенциализм, феноменология, модернизм) и их влияние на становление общенаучной методологии и методологии психологической науки в рамках неклассического типа научной рациональности.
21. Основные принципы общенаучного уровня методологии в неклассической науке и их влияние на методологию психологической науки.
22. Методологические принципы и методы исследования в рамках психодинамического направления как направления неклассической психологии.
23. Методологические принципы и методы исследования в рамках гуманистической и экзистенциальной психологи как направлений неклассической психологии.
24. Методы неклассической психологии: контент-анализ, проективные методы, исследовательское интервью, качественные методы анализа данных как диалогические процессы.
25. Сущность феноменологического подхода как направления неклассической психологии.
26. Методологические принципы и методы исследования в рамках культурно-исторического подхода как направления неклассической психологии.
27. Влияние синергентического подхода и философии постмодернизма на становление общенаучной методологии и методологии психологической науки в рамках постнеклассического типа научной рациональности.
28. Методологические принципы построения методов постнеклассической психологии.
29. Методы исследования в постнеклассической психологии: нарративный метод, многоголосое исследование, совместное исследование.
30. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.
31. Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.
32. Научно-исследовательская форма представления результатов. Виды представления научных результатов.
ВОПРОС №1
Донаучные формы осмысления и объяснения реальности в культуре.
ОТВЕТ:
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.
В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к "ведомству" вненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризм.
Выделяют следующие формы вненаучного знания:
1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации.
ВОПРОС №3
Наука как социальный институт. Функции науки.
ОТВЕТ:
Р. Мертон, «Нормативная структура науки» (1942): наука как социальный институт, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения, в науке это научное сообщество. Организационные характеристики научного сообщества – общность цели, устойчивость традиций, самоорганизация, авторитет. Механизмы власти и принуждения отсутствуют. Позитивный результат – признание коллег (цитирование, сноски), негативный результат – игнорирование. Императивы (этос) научного исследования – универсализм (внеличностный характер научного знания, неважно, кто совершил открытие), коллективизм (цель – чтобы результат стал достоянием научного сообщества), бескорыстие (единственный мотив научной деятельности – познание истины), организованный скептицизм (все подвергать критике). Наука как социальный институт – организованная относительно обособленная система сообществ людей, взаимодействующих в определенной сфере социально значимой жизнедеятельности, которая соответствует исторически сложившимся профессиональным и ролевым ценностям и процедурам, удовлетворяющим потребности общества Необходимым условием производства знания являются объединения исследователей –процесс институционализации науки: I. Античность: появление научных школ (сократики, эпикурейцы, Милетская школа и т.д.). Школа предполагала передачу знаний, сохранение традиций, однако бла известной благодаря достижениям, которые внесла в науку. Полани – о творческой значимости научного знания, полученного в рамках школы.
Различают школы как исследовательские коллективы; центры образования; научные направления. II. Конец 12 века: возникновение средневековых университетов (Оксфорд, Кембрижд и т.д.). III. Конец 16- 17 века: появление первых научных сообществ и клубов. Наука как самостоятельная, самоценная сфера деятельности; перестали вмешиваться в теологию, политику, мораль; образ «книги природы», которую надо дешифровать через язык математики (Галилей) или чувств (Бэкон). Наука доступна избранным, открывает путь к благу. Основная форма общения – личная переписка. Научные общества, публикация исследований на национальных языках.
ВОПРОС №5
Понятие о познавательной деятельности и её психологической структуре. Чувственное и рациональное познание.
ОТВЕТ:
Чувственное познание- это активное отражение объекта познания с помощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятиеи представление. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств. Ощущения – это простейшая форма психического отражения, которой обладает не только человек. Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире.В среднем человек почти 80% информации о мире получает через зрительные ощущения, около 15 % - через слуховые, остальные источники информации (обоняние, осязание и вкусовые ощущения) в познавательной деятельности играют вторичную роль. Роль зрительных и слуховых ощущений в познании и, следовательно, в формировании сознания человека доказывается феноменом рождения слепоглухонемых детей, у которых без помощи специалистов-психологов не формируется сознание. В прошлом их называли «дети-растения» в силу отсутствия у них какой-либо активной реакции на внешний мир. Ощущения – субъективны, поскольку не существуют в отрыве от субъекта (человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, он профессии человека (есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета). На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления.
ВОПРОС №7
Понятие о проблеме научного исследования. Постановка проблемы. Виды исследований по характеру решаемых проблем.
ОТВЕТ:
Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.
Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.
Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.
Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи.
ВОПРОС №9
Понятие о гипотезе. Выдвижение гипотез. Виды исследовательских гипотез
ОТВЕТ:
Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
характерные черты гипотезы:
(1) Гипотеза — это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний.
(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений.
(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования. 1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы: (1) описательные и (2) объяснительные.
(1) Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах.
ВОПРОС №11
Понятие методологии науки. Виды и функции методологии.
ОТВЕТ:
Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели. Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания. В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.
ВОПРОС №13
Предмет, объект и познавательная ситуация исследования. Особенности познавательной ситуации изучения психики.
ОТВЕТ:
Познавательная ситуация включает в себя пролапс между научной проблемой и существующими на момент фиксации этой трудности средствами ее разрешения, а также социальными требованиями по отношению к соответствующему знанию, предмет исследования, а также средства организации научного исследования.
Объект исследования определяется познавательной задачей. Объектом становится некоторая часть предметной действительности в том случае, если исследователю удалось зафиксировать ее устойчивые и закономерные, отраженные на языке науки и включенные в систему ее научных абстракций внешние и внутренние связи.
Предмет исследования отражает объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения (Зинченко, Смирнов, 1983). Такое понимание в большей степени характерно для неклассической науки. В классической науке предмет исследования чаще всего рассматривается лишь как сторона объекта, его аспект, непосредственно вычленяемый сквозь призму проблемы.
Рассматривая проблему психического как специфической области научного познания, следует обозначить основные особенности психологии как научной дисциплины, а также обратиться к проблеме методологического статуса психологии на современном этапе ее развития.
Дисциплинарные особенностям психологии:
1. Междисциплинарный статус проблемы психического.
2. Неопределенность положения психологии в дисциплинарном пространстве между естественными и гуманитарными науками.
3. Нечеткость границ между областями психологической науки.
4. Расчленение психики на восприятие, память, мышление и другие психические функции.
ВОПРОС №15
Влияние философских идей Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта на становление психологической науки в рамках классического типа научной рациональности.
ОТВЕТ:
Особое место в философии ХVIII столетия, оказавшей влияние на последующее развитие научной психологии, принадлежит немецкому профессору из Кенигсберга Иммануилу Канту (1724-1804). Выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист явился родоначальником немецкой классической философии. Его достижения в философии, психологии, этике, логике, космологии трудно переоценить. Учение Канта послужило катализатором в становлении и развитии последующих школ, направлений и теорий целой эпохи. К основным сочинениям ученого относятся “Критика чистого разума”(1781), “Критика практического разума”(1788), “Критика способности суждения”(1790). В первый период творчества Кант, восприняв идею развития, выдвинул гипотезу об образовании солнечной системы из первоначальной туманности. Затем от космогонии (учения о происхождении космических объектов) он перешел к “Критике чистого разума” (1781). Так называлось одно из его главных произведений. В нем он разработал новаторское учение об источниках и принципах научного знания. Это знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты - это “вещи в себе”. Они непознаваемы. Он назвал их ноуменами - умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений. Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями - априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было - значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом.
ВОПРОС №17
Методологические принципы и методы исследования в психологии сознания В. Вундта как направления психологической науки, развивающегося в рамках классического типа научной рациональности.
ОТВЕТ:
Психология опирается на ряд методологических принципов. Выдающимся отечественным психологом С. Л. Рубинштейном были обобщен обширный материал и выделены методологические принципы: 1. Принцип психофизического единства, включающий единство психического как с органическим субстратом, функцией которого является психика, так и с объектом, который в ней отражается. 2. Принцип развития психики как производного, но специфического компонента в эволюции организмов, в ходе которого адаптивные изменений образа жизни обусловливают изменения как строения нервной системы, так и ее психических функций в их единстве и взаимосвязи. 3. Принцип историзма применительно к развитию человеческого сознания в процессе общественно-исторического развития, в ходе которого общественное бытие людей определяет их сознание, образ их жизни. 4. Принцип единства теории и практики, то есть, теоретического и экспериментального изучения человеческой психики и воздействия на нее. 5. Принцип единства сознания и деятельности – единство сознания человека и его поведения, внутреннего и внешнего. Психика представляет собой ориентировочные компоненты действия, результатом которого выступает совершенствующийся образ окружающего мира, что в последствие выступает основой планирования и организации поведения и деятельности. 6. Единство знания и переживания – всякое переживание субъекта всегда является переживанием чего-то. 7. Принцип детерминизма – все в мире, включая психические явления, взаимосвязано и подчиняется причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены в научных исследованиях.
ВОПРОС №19
Влияние философии позитивизма и неопозитивизма на требования к методам психологического исследования в рамках классического типа научной рациональности.
ОТВЕТ:
Позитивизм: обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теолог-ой стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью – позитивную. Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти отдельных частных наук недостаточно.
2 этап. Махизм (эмпирико-критицизм) - все сводилось к ощущениям, отрицался материализм и идеализм. Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.
ВОПРОС №21
Основные принципы общенаучного уровня методологии в неклассической науке и их влияние на методологию психологической науки.
ОТВЕТ:
Основные принципы общенаучного уровня методологии в неклассической науке: принцип объективности; принцип развития; принцип историзма; системный подход. Содержательные науч¬ные концепции в неклассической психологии (концепция ноосферы В.И. Вернадского и др.). Универсальные концептуальные системы (текстология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи). Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности; кибернетика Н.Винера и Дж. фон Немана.
Методы неклассической психологии
Опыт сопоставления методов различных научных направлений неклассической психологии (психодинамическое направление, культурно-исторический подход, экзистенциальная психология, феноменологический подход); от количественного подхода в планировании и осуществлении исследования к качественному; анализ отдельных методов неклассической психологии: контент-анализ, проективные методы, исследовательское интервью; качественные методы анализа данных как диалогические процессы.
Философия постмодернизма
ВОПРОС №23
Методологические принципы и методы исследования в рамках гуманистической и экзистенциальной психологи как направлений неклассической психологии
ОТВЕТ:
Для аргументации принадлежности неких подходов к методологии неклассического типа следует базироваться на критериях данного этапа методологии. А именно, для неклассической науки подходит новое положение о том, что целое теперь признается несводимым к простой сумме его частей (холизм). Так же важным критерием для отбора подходов служит детерминизм, но не линейный, как это было на классическом этапе методологии, а 3 новых типа детерменизма: вероятностного (основанного на том, что между причиной и следствием зависимость является вероятностной), целевого (опирающегося не на причину, предшествующую во времени, а на цель, к которой данное явление стремится) и круговой (есть причина, которая обуславливает следствие, и это следствие в свою очередь обуславливает следующую причину, и так по кругу пока не возвращается к первой причине). Гештальтпсихология - появилась в начале 20-го столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад такие известные психологи как Курт Коффка и Вольфганг Келлер. Основным постулатом гиштальтпсихологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. То есть главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Гештальт - форма, вид, он воспроизводит отношения между элементами внешнего физического поля, пространства, с которым взаимодействует организм. Развитие психики отождествляется с ростом и дифференциацией гештальтов. Различные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы, оптико-геометрических иллюзий. Основа развития психики и сознания - восприятие. Гештальтисты показали, что на основе восприятия во взаимосвязи развиваются память, мышление и эмоции. Культурно - историческая психология, основателем которой является знаменитый российский психолог Л.С. Выготский.
ВОПРОС №25
Сущность феноменологического подхода как направления неклассической психологии.
ОТВЕТ:
Гештальтпсихология - появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом гельштатпсихологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. То есть главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Гештальт - форма, вид, он воспроизводит отношения между элементами внешнего физического поля, пространства, с которым взаимодействует организм. Развитие психики отождествляестся с ростом и дифференциацией гештальтов. Различные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры — фона»), оптико-геометрических иллюзий. Основа развития психики и сознания - восприятие. Гештальтисты показали, что на основе восприятия во взаимосвязи развиваются память, мышление и эмоции. Культурно-историческая психология – основателем, которой является знаменитый российский психолог Л.С.Выготский. Согласно его замыслу, психология должна изучать не сформировавшуюся и представшую перед исследователем психику испытуемого человека, как это делалось во многих других экспериментальных направлениях психологии, например, бихевиоризме, а психику, находящуюся в постоянной трансформации, формировании, так как наиболее продуктивно и единственно правильно для психолога рассматривать развивающегося, эволюционирующего человека. Л. С. Выготский предположил существование двух линий развития психики в культурно — исторической психологии:
• натуральной,
• культурно опосредствованной.
ВОПРОС №27
Влияние синергентического подхода и философии постмодернизма на становление общенаучной методологии и методологии психологической науки в рамках постнеклассического типа научной рациональности.
ОТВЕТ:
Научная картина мира постнеклассического типа рациональности.В основе постнеклассической научной картины мира лежит принятие принципиальной возможности объединения ранее считавшихся несогласуемыми (в классической науке) или плохо согласуемыми (в неклассике) представлений о реальности: живой природе, неживой природе и социальном мире. Обозначенные составляющие объединяются в постнеклассике при помощи принципа системного эволюционизма, предполагающего единение принципов системности и эволюционного подхода.
Обоснование системного эволюционизма обеспечили три основные концепции: теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория Пригожина, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.
Идеалы и принципы постнеклассической науки.Изменяется взгляд на объект познания. Предмет рассматривается во внутренней плюральности и негомогененности. Еще одним принципом постнеклассической науки становится принцип холономности (целое равно не сумме частей, но часть может отражать или даже быть больше целого). В психологии эта идея находит свое преломление в трансперсональной психологии. Принципом постнеклассической науки является принцип «допустимо все», впервые объективизированный П.Фейерабендом. Например, в современной физике это выражается в допустимости сопоставления и использования идей разных времен и разных культур. В психологии этот принцип проявляется в современной практической психологии, выстраиваемой при помощи эклектичного использования методик из различных психологических направлений, а также использование религиозных подходов.
ВОПРОС №29
Методы исследования в постнеклассической психологии: нарративный метод, многоголосое исследование, совместное исследование.
ОТВЕТ:
Разработка методов психологического исследования постнеклассической типа предполагает ориентацию на общенаучные концепции позднего модернити. К последним следует отнести синергетику, концепцию диссипативных структур Пригожина, концепции автопоэзиса У.Матураны и Ф.Варелы, заката метанаррации Ж-Ф. Лиотара, а также активно используемую в культурологии, религиоведении, истории, археологии концепцию деконструкции Ж.Дерриды.
Принципами научного познания, конституирующими постнеклассические методы исследования в психологии являются размывание границ между человеком и средой, принцип самоорганизующихся систем, принципы диалогичности и рефлексии.
В целом постнеклассическая исследовательская методология, как указывает В.А.Янчук, носит диалогический характер и реализуется в таких основных методах исследования психики человека как многоголосое исследование, нарративный метод и метод совместного исследования.
ВОПРОС №31
Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.
ОТВЕТ:
Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.
Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты