1. Предпосылки возникновения психологической науки.
2. История европейской экспериментальной психологии.
3. История американской экспериментальной психологии.
4. История становления экспериментальной психологии в России.
1 Предпосылки возникновения психологической науки.
Зародившаяся в VII–VIII вв. до н.э. внутри философии, психология всегда обнаруживала тесные связи с естествознанием.
Философские предпосылки: Л. да Винчи (1452–1519) сформулировал основные принципы познания, на которые опирается и современная наука: 1. опыт; 2 для определенности опытных данных необходимо использовать математику. Л. да Винчи принадлежат первые открытия по психофизиологии: описание зависимости восприятия предмета от его удаленности, освещенности и других параметров внешней среды. Ф. Бэкон (1561–1626). считал математику «царицей наук». Ввел само понятие «опытная наука» и стал разрабатывать экспериментальный метод. Р. Декарт (1596–1650). Французский математик, философ и физиолог. Основатель научной традиции рационализма: критерий истины – познающий ум, но его сначала надо научить. Согласно Р. Декарту познание должно начинаться с сомнения. Опора на скептицизм позволяет уму прийти к истине. Сделать это можно посредством дедуктивного метода: умозаключений от общего к частному. Х. Вольф (1679–1754). издал фундаментальный труд «Эмпирическая психология» (1732), благодаря которому понятие «психология» вошло в научный оборот. В 1734 выпускает работу «Рациональная психология». Эти два труда позволили выделить психологию в качестве самостоятельной и довольно дифференцированной области философии.
Естественно-научные предпосылки возникновения психологии
Активно развивающиеся в эпоху Просвещения естественные науки стали инициаторами возникновения и психологической науки. Началось все с ошибочных измерений. Необходимость изучения органов чувств, с помощью которых человек получает информацию об окружающем мире, стала источником исследования психических процессов ощущения и восприятия. Успехи в области физиологии и анатомии, а также эволюционная теория Ч. Дарвина составили естественно-научную основу для развития психологии, а используемые в этих науках экспериментальные методы вдохновили ученых на их применение и в области психологии.
2 История европейской экспериментальной психологии.
Появление психологии как самостоятельной науки обусловлено использованием для изучения психического экспериментального метода. Этот фундаментальный прорыв связан с именем В. Вунда (1832–1920). издает труд «Основы физиологической психологии». В 1979 г. основывает первую в мире лабораторию физиологической психологии, которая в конце 80-х гг. превращается в Институт экспериментальной психологии. В. Вундт, обозначая перспективы формирования психологии как самостоятельной науки, предполагал два направления исследований: естественно-научное и культурно-историческое. Естественно-научное направление в психологии предназначено для изучения элементарных проявлений психического экспериментальным методом. Экспериментальные работы В. Вундта и его учеников посвящены изучению психофизиологии ощущений, времени простых двигательных реакций, выразительных движений, чувства времени. Сложные психические функции по мнению В. Вундта, не поддаются экспериментальному изучению, поэтому должны исследоваться с применением иного, культурно-исторического метода.
3 История американской экспериментальной психологии.
В США первыми представителями экспериментальной психологии были ученики лаборатории В. Вундта. Вернувшись на родину после обучения, они, однако, избрали свой научный путь, повернув фундаментальный вопрос своего учителя «Что есть сознание?» в прикладное русло «Как оно работает?» Основной причиной такого поворота стали экономические обстоятельства -бурное развитие промышленности. Также бурно развивалась и американская психология. Если в 1880 г. в стране не было ни одной психологической лаборатории, то в 1890 г. их насчитывалось уже 42, Если в 1880 г. американцы уезжали в Германию, чтобы изучать психологию, то в 1890 г. они могли уже получить свой отечественный диплом о психологическом образовании.
Дж.М. Кэттелл (1860–1944). интересовали индивидуальные различия во времени реакции. И вскоре американец оказался в лаборатории Ф. Гальтона в Англии. В 1890 г. в статье «Умственные тесты и интеллект» Дж.М. Кэттелл отмечал: «Психология не может стать прочной и точной как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения умственных тестов к большому числу индивидов». Наряду с научной ценностью статистического подхода в психологических исследованиях Дж.М. Кэттелл подчеркивал и его практическую значимость. Ученый создал серию тестов для оценки интеллекта студентов колледжей, которые включали также измерения мышечной силы, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции, скорости движений и др. Эта работа Дж.М. Кэттелла стала основой психометрики и психодиагностики.
4 История становления экспериментальной психологии в России.
Интенсивное развитие естественных наук в России поставило под сомнение существующую философскую ориентацию психологии как гуманитарной дисциплины. В.М. Бехтерев (1857–1927) в 1885 г. создает первую в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике душевных и нервных болезней в Казанском университете. Бехтерев разработал ряд оригинальных методик экспериментально-психологического исследования ощущения, восприятия, памяти, мышления, изготовил ряд устройств для проведения психологических экспериментов. Бехтерев отстаивал идею о многогранности человека и необходимости его комплексного изучения. В 1907 г. он основывает Психоневрологический институт. Бехтерев разрабатывал общепсихологическую теорию, которую назвал рефлексологией. Он внес большой вклад в развитие и становление различных отраслей психологического знания, при этом используя среди прочих объективных методов и эксперимент. Бехтерев был основателем социально-психологического эксперимента. Он провел ряд исследований влияния внушения на деятельность человека, впервые экспериментально обнаружив феномены, как групповое давление и конформизм. Совместно с Н.Н. Ланге экспериментально исследовал групповую деятельность, в результате чего был обнаружен ряд эффектов фасилитации, изменений психического состояния личности в ситуации совместной деятельности.