1. Методологические основы психологии труда.
2. Междисциплинарные связи психологии труда с инженерной психологией и другими психологическими, общественными и техническими науками.
3. История развития психологии труда.
1. Методологические основы психологии труда.
Психология труда – отрасль психологической науки, включающей комплекс дисциплин о теоретико-методологических основах труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта деятельности, его профессиональном становлении и развитии, кризисах и деструкциях.
Объектом изучения психологии труда является трудовая деятельность человека во всех ее многообразных проявлениях.
Предмет психологии труда включает в себя:
· Психологические компоненты труда;
· Психологические факты (процессы, состояния, свойства) и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью;
· Основные составляющие подготовки человека к труду и восстановления, т. е. обучение, переподготовку, профессиональную реабилитацию.
Основная цель прикладных исследований в психологии труда – это гуманизация труда и повышение его производительности.
Эта цель воплощается в следующих задачах:
· Профилактика переутомления;
· Профилактика профессиональных заболеваний;
· Предупреждение производственного травматизма;
· Предупреждение профессиональной деформации личности;
· Повышение содержательности труда;
· Содержание условий для всестороннего развития работника, расцвета его способностей;
· Повышение производительности труда.
В психологии труда выделяют три уровня методологии:
1. Общая методология, предполагающая общий способ познаний, характерен для всех областей знания.
2. Частная (специальная) методология – совокупность принципов, применяемых лишь в области психологии труда и эргономики.
2. Междисциплинарные связи психологии труда с инженерной психологией и другими психологическими, общественными и техническими науками.
Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда»:
1. Философия (объект и субъект труда, труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей).
2. Социология (общественная организация труда, социальные факторы выбора профессии, отношение молодежи к труду, реабилитация инвалидов и т. д.)
3. Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение, формирование творческого отношения к труду).
3. История развития психологии труда.
Психология труда возникла на рубеже XIX и XX вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью. Она является относительно молодой отраслью. Первая научная система организации трудовой деятельности – тейлоризм была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тейлором (1856 –1915). Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда.
Ф. Тейлор впервые сформулировал принципы, ставшие основополагающими в теории менеджмента, и опубликовал их:
• цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества;
• миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества;
• ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации;
• ядром менеджмента является управляющий.
В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Активное развитие психотехническое направление, наряду с Германией, нашло в США и России.
Еще в годы первой мировой войны в США была принята развернутая программа по профессиональному отбору "Армейские тесты альфа и бэта", в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные армейские профессии. Особую известность получил знаменитый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Мэйо Элтон в 1927–1932 гг. изучал влияние различных факторов организации трудовой деятельности на повышение производительности труда на промышленном предприятии "Вестерн Электрик Компани" (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Мэйо Элтон показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента.