1. Понятие и признаки коррупции в отечественной научной правовой литературе.
2. Понятие и признаки коррупции в международном и национальном законодательстве.
3. Эволюция национального законодательства о коррупции в Республике Беларусь.
4. Виды коррупции.
5. Формы коррупции.
6. Причины коррупции.
7. Условия распространения коррупции.
8. Негативные социальные последствия коррупции.
9. Общая характеристика механизма коррупционного поведения.
10. Основные элементы коррупционного поведения.
11. Общая характеристика личности коррупционного преступника.
12. Индикаторы коррупции.
13. Принципы противодействия коррупции.
14. Основные задачи в сфере противодействия коррупции.
15. Система мер противодействия коррупции по законодательству Республики Беларусь.
16. Законодательная регламентация проведения антикоррупционной криминологической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь.
17. Субъекты и объекты криминологической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь.
18. Сроки и порядок проведения криминологической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь.
19. Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица.
20. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц.
21. Ограничения, устанавливаемые для лиц, приравненных к государственным должностным лицам.
22. Ограничения по совместной работе в государственных органах.
23. Ограничения по участию в деятельности органов, осуществляющих функции контроля и надзора, по управлению долями в уставных фондах коммерческих организаций.
24. Конфликт интересов на государственной службе.
25. Основания отказа в назначении на руководящую должность, приеме на государственную службу.
26. Понятие и виды коррупционных правонарушений.
27. Правонарушения, создающие условия для коррупции.
28. Общая характеристика коррупционных правонарушений.
29. Коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок.
30. Критерии разграничения коррупционных правонарушений и коррупционных преступлений.
31. Ответственность за коррупционные правонарушения.
32. Доходы и имущество, подлежащие обязательному декларированию.
33. Ежегодное декларирование доходов и имущества государственных должностных лиц, занимающих ответственное положение.
34. Ежегодное декларирование доходов и имущества иными категориями государственных должностных лиц.
35. Права, обязанности и ответственность лиц, обязанных представлять декларации о доходах и имуществе.
36. Контроль в сфере декларирования доходов и имущества.
37. Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции.
38. Государственный контроль и надзор за деятельностью по борьбе с коррупцией.
39. Общественный контроль в сфере борьбы с коррупцией.
40. Перечень коррупционных преступлений по законодательству Республики Беларусь, общая характеристика.
41. Порядок создания и деятельности комиссии по борьбе с коррупцией.
42. Категория государственных должностных лиц по Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
43. Категория лиц, приравненных к государственным должностным лицам по Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».
44. Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений.
45. Полномочия Генеральной прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией.
46. Государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией.
47. Участие Республики Беларусь в деятельности международных организаций
48. Международные организации по противодействию коррупции.
49. Международные конвенции в области противодействия коррупции.
50. Модельное законодательство государств-участников СНГ о противодействии.
1 Понятие и признаки коррупции в отечественной научной правовой литературе.
Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. В античных обществах различные подношения и подати были нормой. Дорогой подарок всегда выделял человека среди других просителей и способствовал, чтобы его просьба была выполнена.
Легальное определение коррупции закреплено в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», в соответствии с которой коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
[...]
5 Формы коррупции.
Коррупция обладает значительным разнообразием в своем проявлении. Все разновидности коррупционных действий делятся, прежде всего, на две формы:
-экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к бюрократической системе);
-эндогенной коррупция (коррупция, намеренно создаваемая внутри бюрократической системы самими бюрократами).
Экзогенная коррупция может быть разбита на два вида.
Первую мы обозначим как бытовая коррупция. В этом случае в качестве клиентов выступают граждане, вступающие во взаимодействие с властью. Сюда относится коррупция в государственных вузах и медицинских учреждениях, в военкоматах и автоинспекциях, в учреждениях социального обеспечения и отделениях милиции. Понятно, что перечислены далеко не все разновидности бытовой коррупции.
[...]
10 Основные элементы коррупционного поведения.
Состав коррупционного поведения это характеристика, которая состоит из элементов и признаков, каждый из которых необходим а все вместе достаточны для того, чтобы признать поведение коррупционным.
В зависимости от субъектов коррупционного поведения можно выделить
а) коррупционное поведение, осуществляемое должностными лицами заключающаяся в использовании ими своих властных полномочий в интересах какого либо юридического или физического лица в ответ на получаемую им или его членами семьи материальной выгоды,
б) коррупционное поведение совершаемое физическими или юридическими лицами, направленными на подкуп должностного лица с тем, чтобы оно использовало свои властные полномочия в интересах данных физических или юридических лиц
В зависимости от формы можно выделить коррупционное поведение выраженное в форме действия и коррупционное поведение, выраженное в форме бездействия
[...]
15 Система мер противодействия коррупции по законодательству Республики Беларусь.
Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:
-планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;
-установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;
-обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля, а также надзора за этой деятельностью;
-совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
-проведения мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);
[...]
20 Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц.
Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных лиц, предусмотрены частями 1,3 статьи 17 Закона о борьбе с коррупцией.
К примеру, для государственных должностных лиц (далее – ГДЛ) установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью, который включает: запрет регистрироваться и заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя; запрет учреждать и (или) быть лично либо через иных лиц учредителем (соучредителем) коммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность. При наличии дохода от осуществления предпринимательской деятельности имеются основания для привлечения ГДЛ к административной ответственности по ч.3 ст.12.7 КоАП Республики Беларусь. В случае, когда ГДЛ является руководителем (учредителем) юридического лица, также как и индивидуальным предпринимателем, имеются основания для привлечения ГДЛ к дисциплинарной ответственности за нарушение ограничения, установленного ст.17 Закона о борьбе с коррупцией.
25 Основания отказа в назначении на руководящую должность, приеме на государственную службу.Не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение пяти лет после такого увольнения, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
[...]
30 Критерии разграничения коррупционных правонарушений и коррупционных преступлений.
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня всех возможных правонарушений. В УК конкретно названы деяния, признаваемые должностными преступлениями, и установлены их обязательные признаки. Поэтому юридическим (т.е. формальным) критерием разграничения должностных преступлений и дисциплинами проступков являются нормы УК.
В соответствии с этим критерием все должностные правонарушения можно разделить на две группы. Первая – те нарушения установленного порядка реализации служебных полномочий, которые не содержат признаков преступления: опоздание на работу, невыход на службу, пререкание с начальником и т.п. Они ни при каких обстоятельствах не могутбыть признаны должностными преступлениями.
Вторую группу составляют правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в УК. Разделение таких деяний на преступные и непреступные проводится в зависимости от наличия или отсутствия обязательных признаков состава, предусмотренных в статьях главы 36 УК.
Обязательными признаками материальных составов преступлений против интересов службы являются общественно опасные последствия. Поэтому в случае, когда причиненный должностным правонарушением вред не является существенным и отсутствует имущественный ущерб в крупном размере, содеянное может быть расценено только как должностной проступок, влекущий лишь дисциплинарную ответственность.
[...]
35 Права, обязанности и ответственность лиц, обязанных представлять декларации о доходах и имуществе.
Лица, обязанные в соответствии с настоящей главой представлять декларации о доходах и имуществе, имеют право на:
получение в кадровой службе государственного органа, иной организации, у должностного лица, в которые (которому) представляется декларация о доходах и имуществе, бесплатной консультации о форме и содержании представляемых документов и порядке заполнения указанной декларации;
возмещение убытков (вреда), причиненных им неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных (трудовых) обязанностей должностными лицами государственных органов, иных организаций, в которые представляются декларации о доходах и имуществе;
получение безвозмездно в государственном органе, иной организации, у должностного лица, в которые (которому) представляется декларация о доходах и имуществе, информации о результатах контроля в сфере декларирования доходов и имущества.
Лица, обязанные в соответствии с настоящей главой представлять декларации о доходах и имуществе, обязаны:
представлять декларацию о доходах и имуществе в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства;
представлять сведения (пояснения) об источниках и размерах доходов в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства;
не препятствовать государственным органам, иным организациям, должностным лицам при проведении ими проверки полноты и достоверности сведений, указанных в декларации о доходах и имуществе.
[...]
40 Перечень коррупционных преступлений по законодательству Республики Беларусь, общая характеристика.
Постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 43/9/95/571/57/274 утвержден перечень коррупционных преступлений.
В данный перечень входят следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь:
1.хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210);
2.легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (часть 2 и часть 3 статьи 235);
3.злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 2 и часть 3 статьи 424);
[...]
45 Полномочия Генеральной прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией.
Генеральная прокуратура является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией.
В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура:
-аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;
-анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;
-координирует правоохранительную деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;
[...]