1. Предмет социальной психологии как области психологического знания.
2. Исторически первые формы социально-психологического знания. Психология народов и психология масс.
3. Зарождение эмпирической социальной психологии. Экспериментальные исследования В.Меде, Ф.Олпорта, В.М.Бехтерева.
4. Теория инстинктов социального поведения В. Макдуагалла.
5. Бихевиористская ориентация в социальной психологии. Принципы социального научения и теория социального обмена.
6. Психоаналитическая ориентация (психодинамическая) в социальной психологии.
7. Символический интеракционизм и его основные понятия.
8. Теория поля К.Левина.
9. Общая характеристика методов социальной психологии и их специфика. Корреляционный и экспериментальный методы исследования в социальной психологии.
10. Социометрический метод в социальной психологии: специфика, разновидности, технологические особенности.
11. Контент-анализ в социальной психологии.
12. Использование обмана и этические проблемы социально-психологических исследований.
13. Особенности социальной перцепции: категоризция, стереотипизация, внутригрупповый фаворитизм.
14. Формирование первого впечатления о другом человеке. Принципы категоризации и их приложение к социальной перцепции.
15. Структура коммуникативного акта: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы коммуникации.
16. Коммуникативные и интерактивные составляющие общения.
17. Характеристика невербальной коммуникации. Кросскультурные аспекты коммуникации.
18. Каузальная атрибуция наивного наблюдателя.
19. Определение причин поведения. Концепция Ф.Хайдера.
20. Теория о корреспондентном умозаключении.
21. Теория каузальной атрибуции Г.Келли. Ковариация и конфигурация.
22. Фундаментальная ошибка атрибуции.
23. Прикладное значение теорий атрибуции. Самоэффективность. Выученная беспомощность. Аттрибутивная предрасположенность в пользу своего «Я». Наивный реализм.
24. Содержание социального познания. Схемы личности, роли, события.
25. Влияние схем на внимание, кодирование, воспроизведение.
26. Эвристика репрезентативности и доступности.
27. Социальная фасилитация. Модель Р. Зайонца.
28. Феномен социальной лености.
29. Влияние большинства. Классические экспериментальные исследования конформизма. Функции, уровни и объяснительные модели конформизма.
30. Социально-психологический анализ феномена подчинение. Эксперименты С. Милгрэма.
31. Социальная власть: уступчивость и самопрезентация.
32. Определение, критерии и описательные характеристики малых групп.
33. Групповая динамика: возникновение и распад, руководство и лидерство, нормообразование и сплочение.
34. Групповая статика: размер, структура и статус. Социометрическая структура малой группы.
35. Групповые нормы и способы их объективизации. Групповые санкции. Референтная группа и группы членства.
36. Природа групповой агрессии. Межгрупповая агрессия.
37. Сопоставление процессов лидерства и руководства. Функции лидера. Основные теории лидерства.
38. Групповое решение. Феномен сдвига к риску и его объяснения.
39. Концепция «огрупления» мышления Джениса.
40. Классификация групповых задач и модель групповой активности И. Стейнера. Виды потерь
41. Структура, измерение и функции социальной установки
42. Мотивационные функции аттитюдов: эго-защитная, экспрессивная, инструментальная, познавательная.
43. Влияние аттитюдов на поведение. Эффект Лапьера.
44. Способы изменения аттитюдов и поведения: от маленькой просьбы к большой, от большой просьбы к маленькой.
45. Когнитивный диссонанс (Л. Фестингер): понятие, причины и условия возникновения, способы разрешения. Условия когнитивного диссонанса.
46. Диссонанс, связанный с принятием решения, с затраченными усилиями, недостаточным оправданием.
47. Предрассудки и предубеждения. Социальные последствия предрассудков. Дискриминация. Сексизм.
48. Теория реалистического конфликта (Эксперимент М. Шерифа).
49. Концепция социального научения как источник предубеждения. Когнитивные источники предубеждения.
50. Характеристика социальной стигматизации. Защитные свойства стигмы.
51. Толерантность. Шкала толерантности Богардуса.
52. Аффилиация как потребность в социальных контактах. Ситуации, способствующие аффилиации. Детская привязанность. Стили привязанности.
53. Привлекательность и установление тесных отношений: роль внешней привлекательности, пространственной близости, психологического сходства.
54. Аттракция: привлекательность, дружба, романтические отношения, любовь, супружество. Треугольник любви Р. Стернберга.
55. Природа помогающего (просоциального) поведения. Пятишаговая концепция помогающего поведения (Латане, Дарли).
56. Просоциальное поведение. Ситуационные факторы оказания помощи: эффект свидетеля, диффузия ответственности, предвосхищение оценки, нехватка времени.
57. Объяснительные модели помогающего поведения: социальный обмен, социальная ответственность, альтруистические инстинкты, рациональное принятие решения, социобиологические модели.
58. Социальные дилеммы и способы их решения.
59. Основные теории агрессии. Социальные причины агрессии. Нормы агрессивного поведения и культурные различия.
60. Эффективные способы предотвращения агрессии.
61. Социальная идентичность: понятие, теоретические подходы, структура и содержание.
62. Развитие идентичности. Кризисы идентичности (Э. Эриксон)
63. Социальная идентичность. Я-концепция как стержневое образование личности: основные подходы, содержание.
64. Я-концепции: когнитивная, аффективная и конативная составляющие.
65. Интернальность – экстернальность как социально-психологическая характеристика личности.
66. Характеристика ситуационизма (Левин, Мюррей, Мишел).
67. Характеристика интеракционизма. Эмпирические исследования в интеракционистском направлении.
68. Двухфакторная теория эмоций С. Шахтера и Дж. Зингера.
69. Социализация личности: феномены, механизмы и направления.
70. Основные теории социализации и развития личности: психоаналитические, когнитивные, поведенческие, гуманистические.
5. Бихевиористская ориентация в социальной психологии. Принципы социального научения и теория социального обмена.
Бихевиоризм – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного. Поведение изучалось по формуле: стимул – реакция. Реакция – это ответ на внешний стимул, посредством которого происходит адаптация индивида к окружающей среде. Закономерности поведения человека выводились из закономерностей внешнего стимулирования. Центральной социально-психологической проблемой в рамках бихевиоризма стала проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта путем проб и ошибок, и идея подкрепления. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.
Представители: Скиннер, Бандура.
Основные теоретические принципы теории социального научения следующие:
- подкрепление. Если вскоре после реакции на стимул следует подкрепление, то реакция выучивается (закрепляется), т. е. скорее всего повторится, если стимул будет предъявлен позднее. Теория подкрепления позволяет, например, легко объяснить, почему ребенок научается правильно держать бутылочку с молоком: подкреплением служит получение молока;
- вторичное подкрепление: первоначально неподкрепленное событие может стать подкрепленным. Так, если стимул постоянно появляется вместе с первичным подкреплением, этот прежде нейтральный стимул сам начинает действовать как подкрепление (вторичное). Когда мать каждый раз улыбается ребенку во время кормления, улыбка становится подкреплением. Иногда ребенок осваивает новый вид поведения только благодаря тому, что мать улыбается ему, когда у него «получается».
[...]
10. Социометрический метод в социальной психологии: специфика, разновидности, технологические особенности.
Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Основоположник – Морено.
Выявляет социально-психологические отношения в группе; статус людей в группе; психологическую совместимость и сплочённость в группе. = Изучение неофициальной структуры социальной группы (по лидерству, престижу, поддержке и пр.) и её психологической атмосферы – межличностных отношений, симпатий и антипатий, ценностных ориентаций и пр.; выявление группового статуса её членов. Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и малое — отвержений. Среди них можно выделить высокостатусных «звезд». Непопулярные члены группы имеют статус пренебрегаемых (мало положительных выборов), отверженных (нет положительных выборов) и изолированных (нет ни положительных, ни отрицательных выборов).
Члены группы отвечают на серию опросников (типа «с кем бы ты пошёл в разведку? – выбери 5 человек); результаты ответов представляются в виде числовых величин и графиков. Результат – составление социограммы – схематического изображения реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограммы бывают групповые (изображающие картину взаимоотношений в группе в целом) и индивидуальные (изображающие систему отношений отдельного индивида с остальными членами группы).
[...]
15. Структура коммуникативного акта: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы коммуникации.
Модель коммуникативного процесса – составляющие компоненты (субъекты и объекты) общения: коммуникатор – сообщение (текст) – канал – аудитория (реципиент) – обратная связь.
Коммуникатор – тот, кто передает информацию. Выделяют три позиции коммуникатора: 1) когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение; 2) отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально); 3) закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения).
Сообщение (текст) – информация, которая передается в процессе коммуникации. Два типа информации: 1. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию подразделяют на: а) активизацию (побуждение к действию в заданном направлении); б) интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности); в) дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). 2. Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Канал коммуникации – средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация.
[...]
20. Теория о корреспондентном умозаключении.
Первая из теорий внешней атрибуции – теория Джонса и Дэвиса (1965) о корреспондентом умозаключении — рассматривает то, как мы используем информацию о поведении других людей и приходим к заключению, что они обладают разными чертами характера или придерживаются разных взглядов.
Другими словами, эта теория рассматривает то, как мы, наблюдая за действиями других людей, определяем их личностные особенности (диспозиции), которые проявляются в разных ситуациях и сохраняются стабильными на протяжении длительного времени.
Согласно теории Джонса и Дэвиса, мы решаем эту задачу, фокусируя свое внимание на определенных типах действий — тех, которые кажутся нам наиболее информативными.
Во-первых, мы рассматриваем только те действия, которые нам кажутся свободно выбранными, и игнорируем те, которые были тем или иным образом навязаны интересующему нас человеку.
Во-вторых, мы уделяем большое внимание действиям, которые завершаются нетипичным, характерным образом.
В третьих, мы уделяем больше внимание действиям, которые являются социально нежелательны или неординарны для большинства людей.
[...]
25. Влияние схем на внимание, кодирование, воспроизведение.
Данные исследований показывают, что схемы оказывают сильное влияние на три процесса, являющиеся важной частью как социального познания, так и познания в целом: внимание, кодирование и возвращение информации из памяти.
Внимание отвечает за то, какую именно информацию мы замечаем: мы с большей вероятностью обратим внимание на одни особенности других людей и их действия и можем не заметить других. Кодирование подразумевает процессы, благодаря которым информация, выделенная нами, сохраняется в памяти. Но не все, что мы замечаем в окружающем нас социальном мире, сохраняется в нашей памяти для использования в будущем. Наконец, вопроизведение подразумевает процессы извлечения информации из памяти для использования ее тем или иным способом — например, чтобы решить, будет ли этот человек хорошим соседом по комнате.
Оказалось, что схемы влияют на эти основные аспекты социального познания. Что касается внимания, то мы замечаем информацию или события, не соответствующие имеющимся у нас схемам, гораздо чаще, чем информацию или события, которые этим схемам соответствуют. Это не удивительно, поскольку схемы сообщают нам, чего ожидать, и поэтому именно неожиданные события или действия привлекают наше внимание. Например, если зубной врач просит вас сесть и открыть рот, вы не уделяете этому особого внимания. Однако если вдруг он встанет со стула и начнет громко петь, вы определенно заметите это поведение: оно не вписывается в ваш сценарий (схему событий) этой ситуации.|
[...]
30. Социально-психологический анализ феномена подчинение. Эксперименты С. Милгрэма.
Так, в социальной психологии выделяются следующие формы подчинения: внушаемость – некритическое подчинение мнению большинства, приводящее к полному согласию и изменению собственных оценок, конформность – изменение поведения в ответ на давление большинства, уступка – удовлетворение просьбы другого человека вести себя определенным образом и подчинение авторитету – выполнение распоряжений индивида, формально наделенного властью.
Один из самых известных и скандальных экспериментов социальной психологии, — это йельский эксперимент Стэнли Милгрэма. Он пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на якобы сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актеру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренилась в сознании людей настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.
[...]
35. Групповые нормы и способы их объективизации. Групповые санкции. Референтная группа и группы членства.
Нормы группы - это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками.
Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно.
Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности.
Мерой интернализации участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое коллективом для их сохранения и защиты. К психотерапевтическим нормам обычно относят: искреннее проявление эмоций, открытое изложение своих взглядов и позиций, рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений и пр.
Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм.
Санкции могут быть двух типов: запретительные и поощрительные, негативные и позитивные.
[...]
40. Классификация групповых задач и модель групповой активности И. Стейнера. Виды потерь
Стейнер выделяет три параметра, на основании которых и создает свою классификацию групповых задач:
1) задачи, стоящие хоть перед индивидом, хоть пред группой могут быть делимыми, структурированными и неделимыми, унитарными;
2) все задачи могут быть разделены на те, что сопряжены с достижением максимального количественного результата (без особого акцента на качестве) и те, что требуют достижения высокого, т.е. оптимального качества. Первые — задачи максимизации, вторые - задачами оптимизации;
3) учитывает то, как распределяются индивидуальные усилия членов группы и какую роль они играют в достижении конечного группового результата.
Последний параметр дает исследователю возможность выделить четыре типа задач:
1. Дизъюнктивные - задачи такого типа, как правило, встают пред группами, которые работают над интеллектуальными проблемами. Суть их в том, что на поставленный перед группой вопрос может быть найден лишь один правильный ответ.
2. Конъюнктивные - для выполнения задач данного типа непременно требуется увязать в единый процесс индивидуальные усилия всех членов группы.
3. Аддиктивные - это такие задачи, для выполнения которых необходимо объединение усилий членов группы.
4. Дискреционные - задачи, дающие возможность самим членам группы свободно определять, кто и какой вклад будет вносить в общий результат и, соответственно, решать, кто какую роль сыграет в конечном итоге.
[...]
45. Когнитивный диссонанс (Л. Фестингер): понятие, причины и условия возникновения, способы разрешения. Условия когнитивного диссонанса.
Реальность современного человека отличается постоянно растущим темпом жизни, воздействием на личность потоков информации. В таких условиях легко возникает когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта, напряжения, вызванное столкновением в сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей.
Когнитивный диссонанс — это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) — мыслями, опытом, информацией и т. д. — при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта, иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Теория когнитивного диссонанса характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и описывает то, как это делает человек в типичных случаях.
[...]
50. Характеристика социальной стигматизации. Защитные свойства стигмы.
Стигматизация — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — увязывание какого-либо качества (как правило, отрицательного) с отдельным человеком или множеством людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.
Согласно Ирвингу Гофману, стигматизация в общественном смысле означает вид отношений между постыдным общественным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной общественной жизни из-за лишения права на общественное признание
Стигма описывает отрицательные и негативные предрассудки, стереотипы и дискриминацию, связанные с определенной группой людей или определенным атрибутом. Однако стигма может иметь и защитные свойства, которые помогают отдельным индивидам или группам справляться с этими отрицательными эффектами. Вот некоторые из них:
1. Положительная идентификация: люди, которые сталкиваются со стигматизацией, могут использовать свою принадлежность к определенной группе в качестве источника личной идентичности и силы. Они могут искать поддержку и соединение с другими людьми, сталкивающимися с похожими стигмами, и таким образом формировать позитивные социальные связи.
[...]
55. Природа помогающего (просоциального) поведения. Пятишаговая концепция помогающего поведения (Латане, Дарли).
Помогающее поведение определяется как действия: 1) которые направлены на благо других, 2) за которые не предусматривается каких-либо внешних вознаграждений.
Помогающее поведение является частным видом просоциального поведения
Просоциальное поведение охватывает все положительные формы социальных действий, имеющие своей целью пользу или выгоду других.
На привлечение внимания психологов к данной области повлиял целый ряд факторов:
1. дух времени, отразившийся в стремительном улучшении качества жизни в 1960-х и начале 1970-х гг.;
2. теоретический анализ проблемы развития моральных суждений, предпринятый Пиаже и Колбергом в 1960-х;
3. пионерские исследования Берковица по социально ответственному поведению человека перед другими людьми, зависящими от него в достижении своих целей;
4. исследования Дарли и Латанэ о вмешательстве случайных свидетелей в аварийные ситуации.
Помогающее поведение включает в себя такие действия, как делиться, дарить, помогать и подбадривать.
[...]
60. Эффективные способы предотвращения агрессии.
Эффективные способы предотвращения агрессии – катарсис и наказание.
• Грозящее наказание может эффективно предотвращать агрессию, но лишь тогда, когда:
• - агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления;
• - если наказание, которое он может ожидать, достаточно сурово;
• - если вероятность применения такого наказания действительно высока;
• - если выгода от совершения агрессивного действия не слишком высока.
Наказание может удерживать от последующих агрессивных действий, если агрессор считает его вполне заслуженным и оно приводится в исполнение сразу после совершения проступка и с соблюдением всех правил.
• Осуществление катарсиса предполагает, что если человеку дать возможность «выпустить пары» в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и снизит вероятность проявления опасных форм агрессивного поведения.
[...]
65. Интернальность – экстернальность как социально-психологическая характеристика личности.
Локус контроля - степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними силами.
Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни.
Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы.
Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.
Хотя веру в экстернальный или интернальный контроль можно рассматривать как черту личности в смысле индивидуальных различий, Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», поскольку каждый имеет характеристики не только своей категории, но и, в небольшой степени, - другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом — «интернальность», убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине.
[...]
70. Основные теории социализации и развития личности: психоаналитические, когнитивные, поведенческие, гуманистические.
На сегодняшний день не существует единой теории о психическом развитии ребенка.
Психоаналитическая теория. Ее предмет–человеческие эмоции и межличностные отношения. З.Фрейд объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия(оральная стадия (0 – 2 года); анальная стадия (2 – 3 года); фаллическая стадия (4 – 5 лет); латентная стадия (6 – 12 лет); генитальная стадия (12 – 18 лет),т.е.основа индивидуального развития-врожденные влечения и инстинкты
Э. Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.
Когнитивная теория. Касается проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже(1896 – 1980)-человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
[...]