Правоведение Шпаргалка
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Правоведение»
по дисциплине: «Правоведение»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Правоведение
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Правоведение
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Основные доктринальные подходы к определению источников права.
2. Система источников конституционного права.
3. Источники конституционного права Республики Беларусь: понятие, виды, соподчиненность, характеристика.
4. Особенности развития источников белорусского права.
5. Обычай, прецедент, доктрина как нетипичные источники права.
6. Классификация и иерархия нормативных правовых актов.
7. Проблемы определения юридической силы правовых актов.
8. Обратная сила нормативного правового акта.
9. Конституция как основной источник конституционного права.
10. Конституционные законы.
11. Обыкновенные законы и другие акты Парламента.
12. Акты Президента Республики Беларусь: декреты, указы, распоряжения.
13. Акты Совета Министров Республики Беларусь, их виды и место в правовой системе.
14. Понятие, виды и система государственных органов.
15. Правовой статус государственных органов.
16. Роль и задачи государственных органов на современном этапе.
17. Разделение властей и единство власти в Республике Беларусь.
18. Надзорно-контрольные органы в системе государственного аппарата.
19. Теория и практика развития системы государственных органов некоторых зарубежных государств: США, Великобритании.
20. Теория и практика развития системы государственных органов некоторых зарубежных государств: Германии, Франции, Польши.
21. Современные подходы к определению правового статуса личности.
22. Основные современные классификации основных прав и свобод человека и гражданина.
23. Принцип единства прав и обязанностей человека и гражданина.
24. Конституционные и иные гарантии основных прав и свобод граждан Республики Беларусь.
25. Система защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь.
26. Проблемы реализации на практике конституционных прав и свобод личности.
27. Понятие, принципы государственной службы в Республике Беларусь и особенности ее правового регулирования.
28. Государственная служба Республики Беларусь в сравнении с существующими моделями государственной службы.
29. Система государственной службы Республики Беларусь. Основные подходы к определению ее видов.
30. Служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, контрольно-надзорных органах.
1. Основные доктринальные подходы к определению источников права.
Понятие источников права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права.
Ученые выделяли два главных способа образования норм права.
Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Это был, по их мнению, наиболее распространенный способ. Прямое предписание власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но нормы позитивного права, отмечали они, могут возникать и без непосредственного участия законодателя — они складываются в виде обычая и уже затем утверждаются законодателем. Эти две формы права — закон и правовой обычай — и называли в XIX веке источниками права.
В этом смысле источник права, как утверждалось в дореволюционной юридической литературе, это и определенным образом формализованный акт, откуда, собственно, и проистекают сведения о правиле поведения. Однако высказывании и иные взгляды на источник права.
Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другим правилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают их обязательность.
3. Источники конституционного права Республики Беларусь: понятие, виды, соподчиненность, характеристика.
В соответствии с этим под источниками конституционного права понимаются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.
Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Иерархия нормативных актов выглядит следующим образом:
1. Конституция Республики Беларусь, в том числе и конституционные законы, например, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Конституция является основным источником конституционного права.
а) Конституция устанавливает правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
5. Обычай, прецедент, доктрина как нетипичные источники права.
Судебный прецедент. Существует несколько подходов к вопросу о том, что является судебным прецедентом. Кто-то понимает под ним «не только решения Конституционного Суда, применительно к которым просто неправильно говорить о том, что нет прецедента, но и решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов». Другие полагают, что «все решения Конституционного Суда являются источниками права и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Конституционным Судом, как и акты толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами».
Правовой обычай. В современной научной литературе под правовым обычаем предлагается понимать «нормативную систему, закрепляющую исторически сложившиеся, удобные и потому привычные образцы (правила) поведения, соблюдение, исполнение которых обеспечивается силой государства. Иными словами, это обычай, получивший официальное одобрение государства. Правовые обычаи, по сути, представляют собой общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.
7. Проблемы определения юридической силы правовых актов.
Эффективности законодательства способствует его упорядоченность, которая достигается не только посредством систематизации, что обеспечивает приведение правовых актов в целостную, согласованную систему ш повышает, таким образом, качественный, уровень законодательства, но и четким определением иерархии актов, что позволяет качественно соотнести одни акты с другими, не нарушая их силу.
До сих пор в общей теории права существует проблема, которая заключается в том, «что в литературе не дан сопоставительный анализ и сообразно этому не проводятся четкие различия между актами в разных значениях этого термина». Обобщенная характеристика правовых актов, формы их проявления, и что важно, их юридическая сила, а также способы приведения правовых предписаний в систему является насущной задачей современной правовой науки.
Определение юридической силы временных декретов выступает одной из основных задач в развитии национального законодательства, сформулированной в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь. Можно выделить основные точки зрения на проблему юридической силы временных декретов, высказываемые в литературе: 1) временные декреты обладают большей, чем закон юридической силой; обычные (делегированные) декреты обладают меньшей, чем закон юридической силой; 2) временные и обычные декреты имеют силу закона. Множественность взглядов на место декретов Главы государства в национальной системе законодательства свидетельствует об отсутствии четкой иерархии нормативных правовых актов.
9. Конституция как основной источник конституционного права.
Под конституцией понимают совокупность правовых норм, имеющих высшую юрид. силу и регулирующих основы отношений между человеком, обществом и гос-вом, а также основы деятельности гос-ва.
Конституция учреждает:
1.Основы гос. и общ. строя.
2. Механизм осуществления гос.власти.
3. Конституция провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина.
4. Все предписания конституции явл. основополагающими. Нормы конституции закрепляют важнейшие социальные, экономические, политические отношения. Конституция воздействует на все сферы жизни общ-ва. Конституция служит базой несущего закон-ва.
Конституция -правовой акт высшей юрид. силы, своеобразный признак государственности, юрид. фундамент гос. и общ. жизни, главный источник нац. системы права. Характерные черты конституции:
1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается.
2. Учредительный, первичный хар-р констит. установлений.
3. Всеохватывающий объект констит. регламентации.
4. Особые юрид. свойства: верховенство, высшая юрид. сила, порядок принятия, внесения в её поправок, специфические формы охраны.
11. Обыкновенные законы и другие акты Парламента.
Палата представителей принимает решения в форме законов и постановлений по вопросам и в порядке, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.
Наиболее значительной группой законодательных актов являются обыкновенные законы (в данном случае автор не затрагивает конституционные законы). Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни.
В юридической литературе закон обычно определяют как нормативный акт, содержащий в юридической форме характеристику закономерностей общественного развития и регулирующий важнейшие общественные отношения, принимаемый в установленном порядке высшим органом государственной власти или путем референдума и обладающий высшей юридической силой.
Возможна классификация законов по различным основаниям. По мнению одних авторов законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные законы. Особую юридическую категорию представляют органические законы.
13. Акты Совета Министров Республики Беларусь, их виды и место в правовой системе.
В ст. 108 Конституции предусмотрено, что Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр вправе в пределах своей компетенции издавать распоряжения.
В Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» приведен перечень вопросов, которые могут решаться Правительством как коллегиальным органом, и, следовательно, по итогам их рассмотрения принимаются постановления. В этом Законе указано также, в каких случаях Премьер-министром могут издаваться распоряжения. Они издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра Республики Беларусь, а также при наличии поручения Правительства Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, имеющих нормативный характер.
Таким образом, на основании закона Премьер-министру в соответствии с решением Правительства могут быть делегированы определенные полномочия.
15. Правовой статус государственных органов.
Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности государства. Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.
В сфере государственного управления важнейшим вопросом ее правового обеспечения является правильное установление компетенции государственных органов и ее строгое соблюдение. Необходимо, прежде всего в специальных законах и положениях, определить статус каждого органа — его цели, задачи, функции, полномочия, взаимодействие, ответственность.
Правовой статус органа государственного управления состоит из грех групп элементов, имеющих юридический смысл.
17. Разделение властей и единство власти в Республике Беларусь.
Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов с особыми источниками и процедурами формирования, принципами организации и деятельности и связанных системой взаимного контроля и взаимодействия органов государства как частей единой власти через механизм сдержек и противовесов.
Разделение власти:
Функциональное – наделение органов гос. власти различными полномочиями и компетенцией.
Политическое - предполагает создание системы издержек и противовесов для избежания произвола со стороны отдельных органов гос. Власти. (разделение властей)
Так же выделяют: Виды разделения властей: горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.
Законодательная власть – это одна из ветвей гос. власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не вправе принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.
19. Теория и практика развития системы государственных органов некоторых зарубежных государств: США, Великобритании.
Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными конституционными (конвенциональными) соглашениями и правовыми обычаями.
Британский Парламент состоит из Палаты общин и Палаты лордов. При этом неотъемлемой частью Парламента считается британский монарх. Важнейшая особенность Парламента заключается также в том, что одна из его палат – Палата лордов формируется по наследству, иными словами на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула, дающего право быть ее членом.
Монарх рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной властей. Монарх олицетворяет символ нации, стабильности британской государственности. Он рассматривается как глава государственной церкви.
Правительство Великобритании – это высший политический исполнительный орган, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. Основная масса законопроектов исходит от правительства.
В США: Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании.
21. Современные подходы к определению правового статуса личности.
Правовое исследование научных подходов к определению индивидуального правового статуса личности в настоящее время представляется актуальным.
Для того, чтобы дать более полное определение индивидуального правового статуса личности необходимо рассмотреть понятие и структуру правового статуса личности. Здесь необходимо отметить, что «личность» в теории права и конституционно-правовой теории рассматривается как некий универсальный термин, подразумевающий под собой любое лицо, как гражданина, так и иностранного гражданина, лицо без гражданства.
Так как в целом положение личности в конкретном государстве определяется различными видами социальных норм (правовые, политические, религиозные, моральные и др.), которые опосредуют многообразные связи личности с обществом в целом. В совокупности это представляет собой общественный статус личности, составной частью которого является правовой статус, характеризующий отношения личности не с обществом в целом, а только с государством.
Ряд ученых проводят различие между основными и конституционными правами и свободами личности, отмечая, что термин «основные» указывает на их содержательную сторону, а термин «конституционные» - на правовую форму их закрепления. Определяя понятие «конституционно-правовой статус личности», ряд ученых вводят более широкое его понятие, понимая под ним «совокупность норм конституционного права, а также теоретических представлений конституционно-правовой науки, предметом которых являются права, свободы и обязанности личности».
23. Принцип единства прав и обязанностей человека и гражданина.
В условиях укоренения в государственно-правовой жизни основополагающих конституционных принципов правового и социального государства появилось новое прочтение у известного еще государственно-правовой науке конституционного принципа единства прав и обязанностей личности. Его обновленное восприятие обусловлено, во-первых, исследованиями сущности, содержания и роли самой идеи единства прав и обязанностей предшествовавшего советского периода; во-вторых, корректировкой положения человека в обществе и государстве.
Конституирование принципа единства прав и обязанностей человека и гражданина стало возможным в связи с утверждением принципов свободы личности и равноправия, осуществления взаимоотношений между членами общества и членов общества с государством.
Регулятивная «мощь» принципа единства прав и обязанностей реализуется в конкретных правоотношениях, где он выступает залогом их должного формирования и беспрепятственного осуществления».
Принцип единства прав и обязанностей личности вытекает из необходимости сбалансированного поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных и формально-юридического равенства индивидов. Как уже отмечалось ранее, правам и свободам отдельного лица корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами, сообществом людей и государством.
25. Система защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Беларусь.
Гарантированность прав и свобод человека и гражданина, кроме гарантированной их реализации, предполагает также их защиту. Нарушенное право обязательно должно быть восстановлено. Восстановить нарушенное право возможно различными путями, методами, формами и способами. В юридической практике и в научной литературе указаны такие формы защиты, как судебная и несудебная.
Судебная форма защиты предполагает восстановление нарушенных прав с помощью обращения в специальный орган (судебный). Несудебная форма включает в себя защиту прав человека без судебного разбирательства.
Судебная власть в сфере защиты прав человека осуществляется судами общей юрисдикции в объеме, регулируемом гражданским процессуальным законодательством. Оно в соответствии регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, иных исков, дел, возникающих из административно-правовых отношений, дел о производстве, дел о порядке рассмотрения дел, а также о других случаях и порядке обеспечения исполнения, рассмотрении гражданских дел и исполнении судебных актов защищаются права, возникающие практически во всех отраслях права. Поэтому гражданско-процессуальная судебная форма защиты носит универсальный характер.
27. Понятие, принципы государственной службы в Республике Беларусь и особенности ее правового регулирования.
Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах или организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате), т.е. как деятельность только служебного аппарата государственных органов. В таком понимании государственная служба есть деятельность административно-управленческого персонала.
В структуре государственной службы четко различают две группы отношений:
- во-первых, организация государственной службы, ее подготовка;
- во-вторых, служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми служащими вместе своих служебных полномочий.
Практически сами задачи и функции государства становятся при их реализации задачами и функциями государственных служащих. К государственным служащим относятся только лица, занимающие должности в государственных организациях.
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе, что обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций. Государственная служба выступает в качестве связующего звена между государством и гражданином. Среди основных задач государственной службы центральное место отводится защите прав и свобод человека и гражданина, созданию необходимых условий для развития личности, укреплению основ гражданского общества. Служба призвана выполнять роль действенного средства упорядочения деятельности государственного аппарата.
29. Система государственной службы Республики Беларусь. Основные подходы к определению ее видов.
Для современной организации государственной службы характерна принципиально новая система с установленной видовой классификацией. Cистема государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
– государственную гражданскую службу;
– военную службу;
– государственную службу иных видов.
Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому можно выделить несколько видов государственной службы.
В органах ветвей власти: служба в органах законодательной власти; служба в органах исполнительной власти; служба в органах судебной власти.
В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется: служба в органах внутренних дел; служба в прокуратуре; служба в таможенных органах; служба в налоговых органах и т.д.
В зависимости от места органа в системе государственных органов: служба в республиканских органах; служба в местных органах.
Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующим образом.
Гражданская: общеадминистративная (президентская), парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты