ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие экономики характеризуется возрастанием не только производства товаров, но и увеличением количества и спектра оказываемых услуг самого разнообразного характера, в том числе посредством использования глобальной компьютерной сети Интернет.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
Следует отметить, что ГК Республики Беларусь в главе 39 регламентирует только возмездное оказание услуг, что может натолкнуть на первый взгляд на мысль, что услуги не могут носить безвозмездный характер. Полагаем, что данное представление является несколько однобоким, поскольку услуга как таковая может предоставляться как безвозмездно, так и за плату, все зависит от позиции исполнителя услуги, который, например, в силу экономических причин готов определенный период времени оказывать эту услугу для заказчика на безвозмездной основе.
Например, в рекламных целях парикмахер осуществляет бесплатную стрижку в течение недели, за этот период времени он «нарабатывает» себе соответствующую клиентскую базу, т. е. срабатывают законы экономики. Бесплатная стрижка в данном случае не означает, что если парикмахер плохо выполнил свою работу, то заказчик не может предъявить ему претензии. Полагаем, что правовое регулирование такого рода ситуаций должно найти отражение в ГК Республики Беларусь в части закрепления самой возможности оказания услуг без взимания платы, ответственности исполнителя за некачественно оказанную услугу. Следующий момент, на котором хотелось бы остановиться, это понятие договора возмездного оказания услуг. Согласно пункту 1 ст. 733 ГК Республики Беларусь по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги [1].
Современный мир характеризуется тем, что в ряде случаев нет задания со стороны заказчика как такового. Например, автоматическая мойка машин, машинный массаж в соответствующем кресле и т. д. Задание как таковое уже утратило свое первостепенное значение в качестве признака договора возмездного оказания услуг. В данной части следует исключить из определения договора указание на обязательность наличия задания заказчика. Обращает на себя внимание и отсутствие определения понятия «услуга» в ГК Республики Беларусь.
Например, в Договоре о Евразийском экономическом союзе услуга трактуется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, а также передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных прав. В Налоговом кодексе Республики Беларусь услуга рассматривается как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности либо по ее завершении [2, ст. 13].
В Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» услуга определяется как деятельность, результаты которой могут не иметь материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [3, ст. 1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, наши предложения заключаются в следующем:
1. Законодателю необходимо пересмотреть подходы к регулированию оказания услуг с включением в сферу правового регулирования ГК Республики Беларусь отношений по безвозмездному оказанию услуг;
2. Из определения договора возмездного оказания услуг следует исключить указание на обязательность наличия задания заказчика по оказанию услуги. В данном случае достаточно волеизъявления заказчика на вступление в договорные отношения, задания как такового может и не быть...
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Республики 19 ноября 1998 г.: с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. № 135-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2. Налоговый кодекс [Электронный ресурс]: Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г. : одобр. Советом Республики 2 декабря 2002 г.: с изм. и доп. от 30 декабря 2018 г. № 159-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. О техническом нормировании и стандартизации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 5 янв. 2004 г. № 262-З: с изм. и доп. от 24 окт. 2016 г. № 262-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.