Государственная политика регулирования рыночных отношений в системе здравоохранения
Государственная политика регулирования рыночных отношений в системе здравоохранения
В настоящее время развитие сектора здравоохранения определяется социальной политикой, которая включает в себя около семнадцати направлений, каждое из которых в той или иной степени влияет на поддержание здоровья населения. Кроме того, образование, Отдых, Спорт и туризм, экология и социальное обеспечение – все это связано со здравоохранением. Все эти направления образуют единую систему охраны здоровья населения.
Системы здравоохранения развитых стран сталкиваются с проблемой поиска дополнительных источников финансирования и повышения качества медицинской помощи. Для этих стран характерны три модели развития сектора здравоохранения: бюджетная, социальная и частная, в основе которых лежат различия в источниках финансирования медицинской помощи, а также способах ее организации. Давайте рассмотрим эти модели более подробно.
Особенностью бюджетной модели является то, что в этой модели основным источником финансирования сектора здравоохранения являются налоги. Наиболее ярким примером этой системы является британская система здравоохранения, в которой все медицинские услуги предоставляются Национальной службой здравоохранения, которая, в свою очередь, обеспечивает жителей необходимой медицинской помощью и лекарствами. Другим примером является австралийская система здравоохранения, где федеральное правительство обеспечивает большую часть ресурсов здравоохранения, финансируя две основные национальные правительственные программы-систему обязательного медицинского страхования Medicare, которая покрывает около 75% стационарной и 90% амбулаторной помощи, и программу возмещения расходов на лекарства PBS, которая обеспечивает вакцинацию и оплачивает около 80% расходов на отпускаемые по рецепту лекарства. Австралийское правительство также ежегодно финансирует больницы и региональные программы здравоохранения. Частное здравоохранение играет в этой модели лишь второстепенную роль. Эта модель также используется в Греции, Ирландии, Испании, Швеции и других странах. [5]
1 Chan, M. The rising importance of family medicine [Electronic resource] / M. Chan. – June 2013. – Mode of access: http://www.who.int/dg/speeches/2013/family_medicine_20130626/en/.
2 Доброхлеб, В. Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В. Г. Доброхлеб // Социол. исслед. – 2008. – № 8. – С. 55–61.
3 Демографический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. – Минск, 2019. – С. 292.
4 Демографический ежегодник Республики Беларусь: стат. сб. – Минск, 2019. – С. 164.
5 International Profi les of Health Care Systems, 2012. Australia, Canada, Denmark, England, France, Germany, Iceland, Italy, Japan, the Netherlands, New Zealand, Norway, Sweden, Switzerland, and the United States. Edited by S. Thomson, R. Osborn, D. Squires, M. Jun. The Commonwealth Fund, November 2012, p. 11–12.