Развивающая предметно-пространственная среда учреждения дошкольного образования как условие эффективного образовательного пространства
Литература
Развивающая предметно-пространственная среда учреждения дошкольного образования как условие эффективного образовательного пространства
В современной теории и практике дошкольного образования большое внимание уделяется формированию эффективного образовательного пространства. Одним из составляющих такой среды является развивающая предметная среда.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [2].
Ее продуманная организация призвана развивать ребенка как духовно, так и физически. Задача воспитателя - педагогически грамотно её смоделировать. Цель воспитателя группы учреждения дошкольного образования по созданию предметно-развивающей среды заключается в конструировании многофункциональной и многоуровневой предметно-развивающей среды для полноценного и всестороннего развития личности воспитанника на всех этапах его пребывания в учреждении дошкольного образования.
Форма, дизайн и содержание предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на возраст детей и обеспечение им безопасности. Кроме того, она должна учитывать психологические и физические особенности развития детей группы [3].
Цветовое решение интерьеров дошкольных учреждений активно воздействует на ребенка: или положительно влияет на его развитие, самочувствие, в том числе психологическое; или становится преградой, мешающей ребенку проявлять творческую индивидуальность, может отрицательно повлиять даже на процесс обучения. Существуют четкие параметры воздействия цвета на человека. Поэтому очень важно создать правильную цветовую обстановку, отвечающую разнообразным потребностям детей и способную предотвратить угасание ориентировочных реакций и зрительных ощущений.
Оформление помещения группы в учреждении дошкольного образования - неотъемлемая составляющая всего образовательного процесса, т.к. правильно организованная предметно-пространственная среда способствует разностороннему развитию личности воспитанника, его социализации и саморазвитию [7].
1. Колосова, И. Речевая развивающая среда : основные направления ее организации / И. Колосова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - с. 67-70.
2. Короткова Н.А. Материалы и оборудования для построения предметно-развивающей среды/ Н.А. Короткова.- Москва 2006. – 168 с.
3. Нищева, Н.В. Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней логопедической группе / Н. В. Нищева // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 4. - С. 28-31.
4. Новиков, A.M. Методология образования / А.М. Новиков. – 2-е изд. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.
5. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования/ сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова. – Гомель, 2017. – 51 с.
6. Результаты апробации шкал оценки образовательной среды Ecers-R Ecers-E в детских садах г. Москвы [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ioe.hse.ru/data/2015/12/15/1134314853/ECERS%20ВШЭ%202.0%20%20%20%20%2015.12.15.pdf.
7. Шлапик, А. Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе/ А.Шлапик// Пралеска. – 2019.№7 С 25-29.