Введение
1. «Проза лейтенантов»
2. Тема великой отечественной войны в произведениях А.Т. Твардовского
3. Военная лирика А. Тарковского
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
«Завтра начала война…» – это тема стала трагедией миллионов людей и нашла отражение в творчестве писателей двадцатого века, и остаётся актуальной и в наши дни.
Сущность человека раскрывается лучше всего в дни великих и малых испытаний, через которые ему суждено пройти. Великая Отечественная война была испытанием из испытаний. И сколько бы лет ни прошло, она останется в памяти людей, переживших ее, в памяти их потомков. Отдавая дань прошлому, памяти тех, «кто уже никогда не придет» и тем, кто остался жив в этой схватке с фашизмом, писатели посвящают свои произведения – романы, повести, рассказы, стихи.
Для прозы военных лет характерно усиление романтических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.
Военная проза как жанр складывается в 60-е годы, а развитие получает в 70-х годах. В своем развитии этот жанр проходит ряд этапов. Первый этап (1946—1948 годы) – начало становления жанра. Ставится проблема подвига и героизма. На первый план выходят основные символы соцреализма – вождь, партия; герой должен соответствовать социальному слою (А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»). Второй этап приходится на рубеж 60-х годов. Характеризуется он стремлением рассказать правду о войне: не правду факта, а правду жизни человека. Акцент делается на быт войны и психологию людей.
Пишется документальная проза – Д. Гранин, А. Адамович «Блокадная книга». Третий этап – 70-е годы. Авторы стремятся показать не механизм войны, а проблему нравственного выбора. Произведениям свойственна нравственно-философская проблематика (Василь Быков «Карьер», «Сотников», В. Гроссман «Жизнь и судьба»).
1. «Проза лейтенантов»
У истоков правдивой и честной литературы о Великой Отечественной войне стоял и Виктор Платонович Некрасов (1911—1981), в прошлом офицер сапёрного батальона.
Поэт и прозаик Константин Михайлович Симонов (1915—1979), как и многие писатели, служил фронтовым корреспондентом. По воспоминаниям современников, он старался попасть в самое пекло. Это позволило ему написать несколько правдивых произведений о войне, в том числе трилогию «Живые и мёртвые» (1959– 1971 гг.), а также дневники «Разные дни войны» (опубликованы в 1975 г.). И всё же опыт корреспондента не мог сравниться с тем знанием войны, которое отличало непосредственных её участников. Поэтому таким открытием стали повести бывших фронтовиков.
Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х – начале 60-х годов.
Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не столько эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели «второй войны». Тема Великой Отечественной войны — центральная в творчестве Константина Михайловича Симонова (писатель выезжал в качестве корреспондента в места боев). Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения посвятил теме военного времени. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, «связано с Великой Отечественной войной», и что он «до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем»[4, с. 23-24]
2. Тема великой отечественной войны в произведениях А.Т. Твардовского
Среди «иных» лет, памятных и во многом переломных для Твардовского, была лютая зима 1939/40 гг. Тогда он фронтовым корреспондентом участвовал в «войне незнаменитой» (как скажет впоследствии) с Финляндией и остро ощутил боль потерь, гибели «наших стриженых ребят». В ту пору им были сделаны первые намётки будущей «Книги про бойца» – поэмы «Василий Тёркин». Создавалась она уже в годы Великой отечественной войны, когда «огромность грозных и печальных событий» (слова из позднейшего «Ответа читателям „Василия Тёркина"») окончательно утвердила автора в убеждении, высказанном во вступлении:
Что ж ты, брат?
Как ты, брат?
Где ж ты, брат?
На каком Беломорском канале?.. [5, с. 45]
Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастёрке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главами «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался:
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей... [5, с. 46]
И чудо свершилось: книга А.Т. Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что бойцы «„Тёркина" читали на досуге».
3. Военная лирика А. Тарковского
Тема войны в лирике А. Тарковского отличается особой пронзительностью, потому что стихотворения написаны человеком, который ушёл на фронт добровольцем, участвовал в военных действиях под Москвой, Брянском, Втором Белорусском и Первом Прибалтийском.
Вся военная поэзия А.Тарковского объединена одной мыслью: ни в коем случае нельзя забывать о жертвах войны. Память о них нравственный долг живущих. Поэт признаёт моральное право погибших призвать тех, кто живёт на мирной земле, на самый строгий суд. Чувство вины перед ними не покидает его:
Простите меня, что живу...
Я не был убит на войне...
Они достойней были
И умерли, а я ещё живу.
«Памяти друзей»
С этим ощущением написаны почти все Арсения Тарковского. Он постоянно помнил воинском братстве, которое осталось в памяти как сообщество людей, ещё недавно не знавших друг друга, но объединившихся в своей ненависти к врагам, в желании победить:
Хорошо мне в теплушке,
Тут бы век вековать,
- Сумка вместо подушки,
И на дождь наплевать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Советская литература военного времени отличается многогранностью. Стихотворения, очерки, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались нашими писателями в годы войны. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. Традиции литературы Великой Отечественной войны – это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.
Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже недостаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий. Дистанция времени помогала писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме. Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой – опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.
Сущность человека раскрывается лучше всего в дни великих и малых испытаний, через которые ему суждено пройти. Великая Отечественная война была испытанием из испытаний. И сколько бы лет ни прошло, она останется в памяти людей, переживших ее, в памяти их потомков. Отдавая дань прошлому, памяти тех, «кто уже никогда не придет» и тем, кто остался жив в этой схватке с фашизмом, писатели посвящают свои произведения – романы, повести, рассказы, стихи.