Вариант 1
1. Определение категории «материя».
2. Характеристика понятий «социальный статус», «социальная роль».
3. Понятие «государство», его основные признаки и функции.
Вариант 2
1. Определение категории «сознание».
2. Характеристика понятий «социальная группа», «социальная общность».
3. Понятие «демократия», ее содержание.
Вариант 3
1. Определение категории «бытие».
2. Характеристика понятия «социальная стратификация».
3. Понятие «демократия», ее принципы.
Вариант 4
1. Определение понятия «биосоциальная сущность человека».
2. Характеристика понятия «социальная мобильность».
3. Понятие «политическая партия», ее признаки и функции.
Вариант 5
1. Определение категории «бытие».
2. Характеристика понятия «социальная мобильность».
3. Понятие «государство», его основные признаки и функции.
Вариант 6
1. Определение категории «материя».
2. Характеристика понятия «социальная стратификация».
3. Понятие «политическая партия», ее признаки и функции.
Вариант 1
1. Определение категории «материя».
В истории философии понятие материи пытались дать еще античные мыслители. Они отождествляли ее с веществом, понимали как первоматерию (первооснову всего). Фалес видел начало мира в воде, Анаксимен связывал его с воздухом, Гераклит – с огнем.
В V в до н. э. возникает атомистическая концепция Демокрита, в которой за первоначало принимается атом как мельчайшая и неделимая частица мира.
Материя связана с веществом, но не тождественна никакому конкретному виду вещества. Материя связана с атомом, но не тождественна ему. В дальнейшем наука и философия определяли материю по принадлежащим ей свойствам. (Декарт - по протяженности, Гольбах - по познаваемости нашими чувствами). Однако перечень свойств изменчив, в силу чего определение материи оказывалось неполным.
Современная философия рассматривает материю как субстанцию, благодаря которой существуют все отношения и явления в мире, в том числе и сознание. В определение материи, предложенное В.И. Лениным, включены следующие признаки: «Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.
2. Характеристика понятий «социальный статус», «социальная роль».
Социальный статус— это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д.
Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств.
Социальные статусы подразделяют на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.
Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу - ролевая система («ролевой набор»).
3. Понятие «государство», его основные признаки и функции.
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство – главный институт политической системы. Основные признаки: территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы); публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления); суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях); принудительный характер власти («монополия на законное насилие»); исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег; обязательность членства в государстве; представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага; наличие государственной символики (герб, флаг, гимн). Дополнительные признаки: единый государственный язык как средство общения; единая оборонная внешняя политика; единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.
Вариант 2
1. Определение категории «сознание».
Наивысшая форма психического отражения – сознание, присущее только человеку. Природа создает сознание человека с необходимостью, поскольку именно в сознании человека природа осознает саму себя. Это высший уровень целеполагания и реализации саморазвития жизни. Вспомним мысль известного советского философа Э. В. Ильенкова: «Именно в человеке природа как раз самоочевиднейшим образом и совершает то самое действие, которое мы привыкли называть “мышлением”. В человеке, в его лице мыслит сама природа... В человеке природа мыслит самое себя, осознает самое себя, ощущает самое себя, действует сама на себя».
Сознание – (англ. consciousness) — предельная абстракция и одновременно «вечная» проблема философии, психологии, социологии.
Это высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.
Это обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлении, мыслей, идей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и другие знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.
2. Характеристика понятий «социальная группа», «социальная общность».
Многообразие социальных взаимодействий способствует объединению людей в социальные общности.
В общности объединяются люди, имеющие одинаковые функции и обусловленное ими положение в обществе, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.п.
В основе социальной общности лежит стремление получить преимущества, которые дает солидарность, объединение усилий. Индивиды, образующие объединенные формы, общности, качественно повышают эффективность своих индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию.
Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, определенной общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
3. Понятие «демократия», ее содержание.
Демократия – понятие, введенное в практику древними греками. Дословно - "власть народа". Это форма государственного правления, которая предполагает участие в нем граждан, их равенство перед нормами законодательства, предоставление индивиду определенных политических свобод и прав. Аристотель утверждал, что это состояние социума выражало "власть всех", чем отличалось от аристократии и монархии.
Данное состояние социума рассматривается в нескольких значениях. Демократия – понятие, выражающее способ организации и работы госорганов и негосударственных организаций. Ею также именуют установившийся правовой режим и тип государства. Когда говорят, что страна демократическая, имеют в виду присутствие всех этих значений. Государство при этом имеет ряд отличительных признаков: признание народа в качестве высшего источника власти; выборность ключевых госорганов; равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав; подчинение меньшинства большинству в ходе принятия решений.
Вариант 3
1. Определение категории «бытие».
Категория бытия в философии связывает в единое объективное и субъективное, позволяет найти общее в различных видах реальности, подчеркивает главное свойство всех явлений - бытийность, существование.
Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др. Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.
Категория небытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто.
Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия. Часто философию бытия называют субстанциональной онтологией. Философию небытия - признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Эту онтологию иногда называют волюнтативной или атрибутивной.
Виды бытия - объективная реальность и субъективная. Объективная охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, живая и неживая природа и, наконец, человек и общество образуют объективное реальное бытие.
2. Характеристика понятия «социальная стратификация».
Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.
Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы.
3. Понятие «демократия», ее принципы.
Демократия (от греч. Demokratia - власть народа) - форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.
Слово «демократия» употребляется в разном значении: как форма государства; как политический режим; как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.
Принципы демократии представляют собой абстрактные правила по отношению к любому сообществу людей, к человеку вообще как к члену политического союза и гражданского общества.
Выделяют следующие принципы:
Суверенитет народа.
Принцип подчинения меньшинства большинству. Принцип большинства признается всеми: либералами, консерваторами, коммунистами, социалистами.
Вариант 4
1. Определение понятия «биосоциальная сущность человека».
Человек - биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем и социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству)
В отличие от животных, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность, и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Он формируется под влиянием того общества, в котором живет человек. Понятие «общество» является однокоренным словом с термином «общение» (в последнее время в литературе часто стал применяться его синоним — коммуникация, что означает «связь, путь сообщения»). Именно благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является прежде всего язык.
2. Характеристика понятия «социальная мобильность».
Статусные положения индивидов в социальной структуре общества не являются раз и навсегда данными. Любой из членов общества хотя бы раз течение жизни меняет свое статусное положение. Такие изменения статусов людей и групп в социальной структуре общества называются социальной мобильностью.
Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).
Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.
3. Понятие «политическая партия», ее признаки и функции.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.
Признаками партии являются:
- функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
- наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
- направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
- наличие народной поддержки, добровольность членства;
- наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Вариант 5
1. Определение категории «бытие».
Категория бытия в философии связывает в единое объективное и субъективное, позволяет найти общее в различных видах реальности, подчеркивает главное свойство всех явлений - бытийность, существование.
Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др. Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.
Категория небытия фиксирует все то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто.
Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия. Часто философию бытия называют субстанциональной онтологией. Философию небытия - признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным. Эту онтологию иногда называют волюнтативной или атрибутивной.
Виды бытия - объективная реальность и субъективная. Объективная охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, живая и неживая природа и, наконец, человек и общество образуют объективное реальное бытие.
2. Характеристика понятия «социальная мобильность».
Статусные положения индивидов в социальной структуре общества не являются раз и навсегда данными. Любой из членов общества хотя бы раз течение жизни меняет свое статусное положение. Такие изменения статусов людей и групп в социальной структуре общества называются социальной мобильностью.
Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).
Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус.
3. Понятие «государство», его основные признаки и функции.
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство – главный институт политической системы. Основные признаки: территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы); публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления); суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях); принудительный характер власти («монополия на законное насилие»); исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег; обязательность членства в государстве; представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага; наличие государственной символики (герб, флаг, гимн). Дополнительные признаки: единый государственный язык как средство общения; единая оборонная внешняя политика; единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.
Вариант 6
1. Определение категории «материя».
В истории философии понятие материи пытались дать еще античные мыслители. Они отождествляли ее с веществом, понимали как первоматерию (первооснову всего). Фалес видел начало мира в воде, Анаксимен связывал его с воздухом, Гераклит – с огнем.
В V в до н. э. возникает атомистическая концепция Демокрита, в которой за первоначало принимается атом как мельчайшая и неделимая частица мира.
Материя связана с веществом, но не тождественна никакому конкретному виду вещества. Материя связана с атомом, но не тождественна ему. В дальнейшем наука и философия определяли материю по принадлежащим ей свойствам. (Декарт - по протяженности, Гольбах - по познаваемости нашими чувствами). Однако перечень свойств изменчив, в силу чего определение материи оказывалось неполным.
Современная философия рассматривает материю как субстанцию, благодаря которой существуют все отношения и явления в мире, в том числе и сознание. В определение материи, предложенное В.И. Лениным, включены следующие признаки: «Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Материальность стала преимущественным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.
2. Характеристика понятия «социальная стратификация».
Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.
Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы.
Рабство- это первая историческая система стратификации. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей.
3. Понятие «политическая партия», ее признаки и функции.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.
Признаками партии являются:
- функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
- наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
- направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
- наличие народной поддержки, добровольность членства;
- наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.