Вопрос 1 Трудовые ресурсы как экономическая категория: понятие. Значение в организации торговой деятельности и повышении ее эффективности.
Вопрос 2 Особенности труда работников торговли и их влияние на формирование состава и структуры трудовых ресурсов. Факторы, определяющие содержание труда в торговле и их влияние на профессионально -квалификационный состав трудовых ресурсов.
Вопрос 3 Особенности состава и структуры трудовых ресурсов в розничной, оптовой торговле и общественном питании.
Вопрос 4 Необходимость и формы государственного регулирования трудовых отношений и оплата труда на национальном, отраслевом, региональном и микроуровнях.
Вопрос 5 Планирования потребности в трудовых ресурсах и специалистах торгового предприятия. Формы подготовки и повышения квалификации кадров торговли.
Вопрос 6 Состав, структура, движение трудовых ресурсов в организациях торговли, показатели их характеризующие. Понятие списочного состава, явочной и среднесписочной численности работников.
Вопрос 7 Трудовой и коллективный договор как основные формы регулирования трудовых отношений и оплаты труда между нанимателем и трудовым коллективом.
Вопрос 8 Формы и роль мотивации труда в достижении целей организации(предприятия). Сущность процесса управления стимулирования труда.
Вопрос 9 Производительность и эффективность труда: понятия, показатели и методы измерения. Факторы. Влияющие на производительность и эффективность труда работников торговли.
Вопрос 10 Нормирование труда в организациях торговли. Виды норм и нормативов труда.
Вопрос 11 Заработная форма как основная форма стимулирования труда, принципы ее организации. Государственное регулирование оплаты труда.
Вопрос 12 Тарифная система: понятие, значение, ее основные элементы. Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, ее содержание и применение в коммерческих организациях.
Вопрос 13 Формы и системы заработной платы. Гибки системы оплаты труда, ее разновидности и возможности их применения в организациях торговли.
Вопрос 14 Повременная заработная плата. Ее сущность и условия эффективного применения.
Вопрос 15 Сдельная заработная плата, ее сущность, разновидности, условия применения.
Вопрос 16 Принципы организации эффективной системы премирования работников торговли. Виды премирования.
Вопрос 17 Состав фонда заработной платы и источники ее формирования. Виды, выплат включаемые в фонд заработной платы. Состав выплат стимулирующего и компенсирующего характера.
Вопрос 18 План по труду и заработной плате, его содержание и исходные предпосылки для разработки. Нормативные и инструктивные материалы, используемые при планировании показателей по труду и заработной плате.
Вопрос 19 Анализ численности, состава, движения трудовых ресурсов организации торговли.
Вопрос 20 Анализ фонда заработной платы и система показателей оценки эффективности его использования.
Вопрос 21 Штатное расписание, его содержание и порядок составления. Нормы управляемости кадрами, учитываемые при создании структурных подразделений и составлении штатного расписания.
Вопрос 22 Планирование фонда заработной платы в организации торговли. Методы планирования, их сущность, методика расчета основных видов выплат и фонда заработной платы торговой организации.
Вопрос 23 Понятие, экономическая сущность, состав, назначение основных средств торговли. Матерально - техническая база торговли как натурально-вещественная форма основных средств и составная часть экономического потенциала торговли.
Вопрос 24 Показатели, характеризующие состояние, тенденции и закономерности развития матерально – технической базы внутренней торговли Республики Беларусь. Показатели уровня обеспеченности матерально – технической базой.
Вопрос 25 Классификация основных средств предприятия торговли.
Вопрос 26 Структура основных средств: отраслевая, технологическая, возрастная. Факторы влияющие на объем и структуру основных средств.
Вопрос 27 Виды оценки основных средств. Показатели, характеризующие движение и уровень технического состояния основных средств.
Вопрос 28 Амортизационная политика торговых организаций на современном этапе.
Вопрос 29 Понятие амортизируемой стоимости основных средств и методы начисления амортизации.
Вопрос 30 Показатели эффективности использовании основных средств.
Вопрос 31 Лизинг как фактор обновления основных средств и его экономические преимущества.
Вопрос 32 Необходимость, сущность и формы воспроизводства основных средств. Структура инвестиций: отраслевая, воспроизводственная, технологическая.
Вопрос 33 Понятие нового строительства, расширение и реконструкции, технического перевооружения действующих объектов торговли, модернизация оборудования и их значение.
Вопрос 34 Планирование инвестиций в воспроизводство основных средств в организациях торговли
Вопрос 35 Показатели и пути повышения экономической и социальной эффективности инвестиций. Направляемых на воспроизводство основных средств организаций торговли.
Вопрос 36 Оборотные средства, их экономическая сущность и признаки классификации. Понятие истого оборотного (работающего) капитала.
Вопрос 37 Источники формирования оборотных средств. Факторы, определяющие объем и структуру оборотных средств торговли.
Вопрос 38 Задачи и механизм управления оборотными средствами в современных условиях. Стратегии управления оборотными средствами, выбор оптимальной модели управления.
Вопрос 39 Нормирование оборотных средств. Методика определения рациональных норм и нормативов оборотных средств по товарам, денежным средствам и прочим нормируемым товарно- материальным ценностям.
Вопрос 40 Показатели эффективности использования оборотных средств и их влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности организаций торговли. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.
Вопрос 41 Экономическая сущность понятий «затраты», «расходы», «издержки». Совокупность затрат. Отличительные черты категории «расходы».
Вопрос 42 Состав расходов. Расходы по видам деятельности. Финансовые и инвестиционные расходы.
Вопрос 43 Классификация расходов на реализацию товаров. Номенклатура статей расходов торговой организации по ведению основной деятельности.
Вопрос 44 Показатели, характеризующие состояние, динамику и эффективность текущих расходов торговой организации. Абсолютные и относительные показатели.
Вопрос 45 Анализ расходов по основной деятельности торговой организации. Цели, задачи, исходная информация, последовательность и методы анализа.
Вопрос 46 Оценка эффективности расходов по основной деятельности. Резервы и направления снижения расходов торговой организации по основной деятельности.
Вопрос 47 Прогнозирования и планирования расходов торговой организации по основной деятельности. Исходные предпосылки, методы прогнозирования. Требования к обоснованности прогнозных показателей.
Вопрос 48 Экономико-математические методы и модели, используемые для оптимизации расходов торговой организации.
Вопрос 49 Методика прогнозирования расходов по реализации в постатейном разрезе.
Вопрос 50 Порядок разработки плана расходов по общему объему и структуре в целом по торговой организации, по структурным подразделениям.
Вопрос 51 Особенности прогнозирования и планирования расходов по основной деятельности и организациях общественного питания и оптовой торговли.
Вопрос 52 Особенности анализа, планирования и прогнозирования финансовых и инвестиционных расходов.
Вопрос 53 Механизм управления расходами торговой организации. Суть процесса управления, задачи, функции, субъекты, принципы, критерии и методы управления затратами и расходами.
Вопрос 54 Доход как экономическая категория. Классификация доходов торгового предприятия.
Вопрос 55 Функции доходов: воспроизводственная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, оценочно –информационная. Направления использования доходов.
Вопрос 56 Доходы торговой организации. Состав и источники формирования доходов от основной (от реализации товаров и услуг), от финансовой и инвестиционной деятельности.
Вопрос 57 Торговые, оптовые надбавки, наценки, скидки, - важнейшие источники образования доходов от реализации. Дифференциация торговых надбавок по отдельным торговым группам.
Вопрос 58 Методика расчета торговых надбавок по товарам, реализуемым по свободным (с учетом конъюнктуры рынка) и реализуемым ценам. Методы и принципы обоснования уровня торговой надбавки.
Вопрос 59 Специфика исчисления торговых надбавок по социально – значимым товарам и скидок по квотируемым товарам. Формирования торговых надбавок по импортируемой продукции.
Вопрос 60 Порядок пересчета торговых надбавок в уровень дохода от реализации. Методы определения среднего размера торговой надбавки при различных условиях закупки и доставки товаров.
Вопрос 61 Анализ доходов торговой организации. Цели, задачи, источники информации, последовательность анализа, факторный анализ доходов торговой организации.
Вопрос 62 Определение резервов роста доходов торговых предприятий.
Вопрос 63 Методика прогнозирования и планирования доходов торговой организации. Увязка прогнозной величины доходов с планами товарооборота, прибыли, с условиями деятельности, текущими и стратегическими задачами по развитию торговой организации.
Вопрос 64 Методы расчета прогнозной величины доходов торговой организации: технико – экономический рост(метод прямого счета), расчетно – аналитический, экономико – стратегический, экономико –математический, целевого формирования прибыли, оптимизационные модели.
Вопрос 65 Методы определения показателей, характеризующих надежность прогнозных расчетов доходов торговой организации.
Вопрос 66 Порядок разработки плана доходов в целом по организации, в разрезе структурных подразделений и поквартально.
Вопрос 67 Система управления доходами торговой организации. Ценовая и ассортиментная политика – основные составляющие комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления доходами.
Вопрос 68 Прибыль как экономическая категория и обобщающий показатель конечных финансовых результатов деятельность хозяйствующих субъектов. Функции прибыли.
Вопрос 69 Виды прибыли и методика их исчисления.
Вопрос 70 Источники образования прибыли от основной деятельности. Прибыль от финансовых и инвестиционных операций.
Вопрос 71 Факторы, определяющие величину прибыли торговой организации.
Вопрос 72 Порядок формирования, распределения и использования прибыли торговой организации. Особенности распределения и использования прибыли акционерных обществ.
Вопрос 73 Система налогообложения торговых организаций. Взаимоотношения торговых организаций с финансовой системой по платежам в бюджет.
Вопрос 74 Показатели рентабельности и методы их определения.
Вопрос 75 Цели, задачи, информационное обеспечение, последовательность выполнения анализа прибыли и рентабельности.
Вопрос 76 Факторный анализ прибыли и рентабельности. Выявление неиспользованных резервов роста прибыльности.
Вопрос 77 План прибыли, его содержание. Последовательность разработки плана прибыли.
Вопрос 78 Методы прогнозирования прибыли. Оценка надежности прогнозных расчетов.
Вопрос 79 Механизм управления прибылью и его элементы. Цели и функции системы управления прибылью торговой организации.
Вопрос 80 Основные направления повышения прибыли рентабельности торговых предприятий.
Вопрос 81 Экономический потенциал торговли: понятие, количественные параметры и показатели эффективности использования.
Вопрос 82 Экономическая и социальная эффективность торговли: понятие, показатели экономического и социального эффекта.
Вопрос 83 Классификация ресурсов и затрат при оценке экономической эффективности торговли. Примененные и потребленные ресурсы (единовременные и текущие затраты), их состав и показатели стоимостной оценки.
Вопрос 84 Внешние и внутренние факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность использования экономического потенциала.
Вопрос 85 Критерии и показатели общеотраслевой экономической эффективности торговли. методы измерения экономической и социальной эффективности: ресурсный и затратный, их сущность.
Вопрос 86 Классификация и система показателей экономической эффективности. Обобщающие и частные показатели.
Вопрос 87 Анализ и оценка экономической и социальной эффективности в розничной, оптовой торговле, общественном питании. Методика определения влияния изменения примененных ресурсов на динамику товарооборота и прибыли.
Вопрос 88 Показатели оценки социальной эффективности торговли. Пути повышения эффективности использования экономического потенциала торговли.
Вопрос 89 Финансы торговли как составная часть финансов отраслей народного хозяйства и их значение в развитии торговой отрасли.
Вопрос 90 Понятие финансового обеспечения и финансовых ресурсов торговли. Принципы организации финансовой деятельности в торговле и способы ее финансирования.
Вопрос 91 Управление финансовыми ресурсами: задачи и содержание процесса управления.
Вопрос 92 Финансовые стратегии: виды, содержание и роль их в обеспечении эффективной финансовой деятельности.
Вопрос 93 Источники образования финансовых ресурсов. Внешние и внутренние источники формирования собственных финансовых ресурсов.
Вопрос 94 Особенности образования собственного капитала в организациях различных хозяйственно – правовых форм.
Вопрос 95 Источники привлечения заемных финансовых ресурсов. Критерии определения предельного объема привлечения заемных средств.
Вопрос 96 Финансовый кредит как основной источник привлечения заемных средств, его иды и роль в развитии товарооборота.
Вопрос 97 Принципы, условия предоставления кредитов торговым организациям. Показатели оценки кредитоспособности кредитополучателей.
Вопрос 98 Документы, необходимые для получения кредита. Технико – экономическое обоснования возврата кредита.
Вопрос 99 Методика расчета полной процентной ставки за использования кредитом.
Вопрос 100 Кредитный договор, его содержание, порядок заключения. Определение потребности организаций торговли в кредитах.
Вопрос 101 Товарный кредит, его разновидности и влияние на финансовые результаты торговой деятельности.
Вопрос 102 Показатели оценки и пути повышения эффективности использования кредитных ресурсов.
Вопрос 103 Задачи, принципы, методы и виды финансового планирования. Критерии принятия инвестиционных решений в процессе финансового планирования.
Вопрос 104 Финансовый план: содержание и требования, предъявляемые к его разработке. Исходные предпосылки для составления финансового плана.
Вопрос 105 Анализ и оценка финансового состояния как важнейшая исходная предпосылка для разработки финансового плана.
Вопрос 106 Понятие финансового состояния торговой организации и показатели его характеризующие. Цели, задачи, методы анализа и источники информации.
Вопрос 107 Анализ и оценка эффективности использования долгосрочных и краткосрочных активов, капитала, собственного оборотного капитала.
Вопрос 108 Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности торгового предприятия.
Вопрос 109 Понятие, признаки, типы финансовой устойчивости и платежеспособности торговой организации. Факторы, влияющие на финансовую устойчивости и платежеспособность.
Вопрос 110 Оценка деловой ( коммерческой ) активности и финансовых результатов деятельности.
Вопрос 111 Критерии оценки структуры баланса и платежеспособности торговой организации.
Вопрос 112 Общая оценка финансового состояния и определение резервов и пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Вопрос 113 Составление финансового плана. Организация контроля над выполнением финансового плана.
Вопрос 114 Взаимоотношения организаций торговли с госбюджетом по платежам в бюджет.
Вопрос 115 Финансовое прогнозирование в предприятиях торговли.
Вопрос 116 Прогнозирование потока денежных средств. Содержание плана прогноза движения денежных средств.