1. Понятие торговых субъектов и объектов, их признаки, характер деятельности
11. Организационное построение оптовой торговли в Республики Беларусь
Список использованных источников
1. Понятие торговых субъектов и объектов, их признаки, характер деятельности
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю, бытовое обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство. Основная задача комплекса состоит в доведении товаров и услуг населению через входящих в него субъектов хозяйствования.
Торговля — предпринимательская деятельность торговых организацией и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.
Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.
Торговля подразделяется на следующие виды: оптовая торговля; розничная торговля; общественное питание (торгово-производственная деятельность).
Оптовая торговля — вид торговли, осуществляемый в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Розничная торговля — вид торговли и товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Общественное питание (торгово-производственная деятельность) — вид торговли, включающий производство, пере разработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
Субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько видов торговли в формах, предусмотренных Законом РБ «О торговле».
Формами осуществления торговли являются: комиссионная торговля; торговля на конкурсах; торговля на аукционах; торговля с использованием торговых автоматов; выездная торговля; посылочная торговля; биржевая торговля; торговля на ярмарке; электронная торговля; торговля на рынке; иные формы, не запрещенные законодательством.
Законодательство РБ о торговле основывается на Конституции РБ и состоит из Закона «О торговле» от 28.07.2003 г., Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г., Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей» от 8 июля 2008 г., нормативных правовых актов Президента РБ, Гражданского кодекса РБ.
Закон «О торговле» определяет правовые основы осуществления торговли на территории РБ, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения и спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ и оказание услуг. Действие Закона распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории республики.
11. Организационное построение оптовой торговли в Республики Беларусь
Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую торговлю, могут иметь товарные склады, организовывать хранение и переработку товаров, формировать их запасы в объеме и ассортименте, необходимых для бесперебойной торговли, оказывать информационные и иные услуги, связанные с торговлей.
Оптовую торговлю товарами народного потребления непосредственно организуют и осуществляют оптовые организации ряда министерств и ведомств.
Ведущую роль играют оптовые организации системы Министерства антимонопольного регулирования и торговли. В непосредственном подчинении министерства находятся государственные унитарные предприятия «Белювелирторг» и «Белимпортторг». Кроме того, созданы торговые организации в форме открытого акционерного общества (ОАО), имеющие долю государственной собственности в уставном фонде. Это ОАО «Торг-одежда», «Трикотажторг», «Обувьторг», «Белгалантерея», «Белхозторг», «Белкультторг», «Белбакалея», «Минбакалеяторг».
Оптовую торговлю в областях осуществляют, как правило, специализированные организации по торговле продовольственными и непродовольственными товарами с государственной коммунальной собственностью (унитарные, оптово-розничные предприятия, ОАО). Например, в Гомельской области создано Гомельское коммунальное оптово-розничное унитарное предприятие (ГКОРУП) «Облторгсоюз».
Кроме того, в системе Министерства антимонопольного регулирования и торговли оптовую торговлю как товарами народного потребления, так и продукцией производственного назначения осуществляют оптовые организации концерна «Белресурсы» - РУП «Бела-русинторг» и ЗАО «Белагропромторг».
В системе потребительской кооперации оптовую торговлю осуществляют ведомственные оптовые организации (72 единицы).
Оптовую торговлю некоторыми товарами народного потребления, специфическими с точки зрения производства и реализации, осуществляют организации и предприятия отдельных министерств и ведомств; Министерство здравоохранения и концерн «Белбиофарм» (лекарственные препараты, предметы санитарии и гигиены), концерн «Белнефтехим» (резиновые изделия), Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Реальные структурные изменения в оптовой торговле способствовали развитию конкуренции, замене одноканальной системы товародвижения, действующей в условиях плановой экономики, многоканальной.
Вместе с тем в развитии оптовой торговли проявились серьезные негативные тенденции, среди которых следует отметить:
• невысокий уровень концентрации капитала, который предопределил функционирование в основном мелких и средних оптовых структур;
• достаточно высокий уровень нецелевого использования складских площадей, которые сдаются в аренду или вообще не используются;
• нестабильное финансово-экономическое состояние оптовых организаций;
• отсутствие гибкой системы ценообразования, что делает оптовых посредников невыгодными поставщиками для розничных организаций по сравнению с изготовителями;
• сокращение поставок товаров сложного и социально значимого ассортимента, пользующегося повышенным спросом у населения.