1. Соотношение права, экономики и политики.
2. Какие факторы воздействуют на изменение формы государства?
3. Каково соотношение понятий «федерация» и «конфедерация»?
4. Почему в XXI в. существуют недемократические политические режимы?
5. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности государственного аппарата.
6. Опишите механизм государства, используя положения Конституций КНР, КНДР, Республики Кореи.
7. Охарактеризуйте понятия: «система права», «отрасль права», «институт права», «законодательство», «систематизация законодательства»?
8. Как соотносятся понятия «частное право» и «публичное право»? Охарактеризуйте гражданское, уголовное, международное право. Является ли эта отрасль частной или публичной, материальной или публичной? Приведите примеры институтов права, входящих в эту отрасль.
9. Существует ли этой отрасли права отрасль законодательства? Существует ли кодифицирующий эту отрасль законодательства нормативно-правовой акт? «Система права» и «система законодательства»: как они соотносятся?
10. Приведите пример наиболее успешной кодификации в международном праве. Обоснуйте свою позицию.
1. Соотношение права, экономики и политики.
Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.
Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.
Согласно первому среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права над экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).
2. Какие факторы воздействуют на изменение формы государства?
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства.
Элементами формы государства являются: форма правления; форма государственного устройства; политический (государственный) режим.
Внутренние факторы:
1) Территориально-географические: размеры территории государства.
Для северных народов в силу холодного климата характерен спокойный темперамент, следовательно, северным государствам в большей степени присуща монархическая форма правления. Для южных же народов в силу жаркого климата характерна «горячая кровь», взрывной темперамент, следовательно, этим народам в большей степени присуща республика. В современных условиях столь однозначной зависимости проследить невозможно, но тем не менее географическое расположение и климат оказывают влияние на политико-правовой режим, точнее—на стабильность политико-правового режима. Так же на форму государства оказывает влияние континентальное или островное расположение государства; выход к морю, наличие на его территории полезных ископаемых и т.д.
3. Каково соотношение понятий «федерация» и «конфедерация»?
Федерация - это суверенное государственное образование, которое создаётся не для достижения конкретных целей, а для успешного решения общих задач. Федерация представляет особую структуру государственного механизма, включающего в себя как общефедеральные органы власти и управления, так и органы власти и управления всех субъектов федерации.
Общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.п.;
- В союзном государстве верховная и законодательная и судебная и исполнительная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией;
- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной Конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
4. Почему в XXI в. существуют недемократические политические режимы?
Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.
Признаки антидемократического режима:
1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;
2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);
3. Огосударствление всех общественных организаций;
4. Личность лишена каких-либо прав;
5. Реально действует примат государства над правом.
5. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования: 1) нормативность,2) непротиворечивость, 3) полнота, 4) самостоятельность.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.
К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: 1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; 2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; 3) гласность. (необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации).
6. Опишите механизм государства, используя положения Конституций КНР, КНДР, Республики Кореи.
Государственный строй Китайской Народной Республики основан на конституции КНР, согласно которой «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней.»
В состав государственных органов КНР входят: органы государственной власти (Всекитайское собрание народных представителей и местные советы народных представителей различных ступеней); Председатель Китайской Народной Республики; государственные административные органы (Государственный совет КНР и местные народные правительства различных ступеней); Центральный военный совет КНР; государственные судебные органы — народные суды; государственные органы юридического надзора — народные прокуратуры.
7. Охарактеризуйте понятия: «система права», «отрасль права», «институт права», «законодательство», «систематизация законодательства»?
Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.
Иными словами, система права — это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам
Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
8. Как соотносятся понятия «частное право» и «публичное право»? Охарактеризуйте гражданское, уголовное, международное право. Является ли эта отрасль частной или публичной, материальной или публичной? Приведите примеры институтов права, входящих в эту отрасль.
Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).
Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие между разными организациями и гражданами, а также между отдельными гражданами.
9. Существует ли этой отрасли права отрасль законодательства? Существует ли кодифицирующий эту отрасль законодательства нормативно-правовой акт? «Система права» и «система законодательства»: как они соотносятся?
Общая теория права – это юридическая дисциплина, изучающая общество в его государственно-правовом разрезе. Она занимает центральное место в правоведении, являясь его основой и фундаментом. Да, существует законодательство.
Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Первый вид - это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства).
10. Приведите пример наиболее успешной кодификации в международном праве. Обоснуйте свою позицию.
Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.
Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:
1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;
2) изменением или пересмотром устаревших норм;
3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;