Умственный труд состоит в переработке ЦНС различных видов информации в соответствии с социальной и профессиональной направленностью индивидуума. В процессе переработки информации происходят сличение с имеющейся в памяти информацией и ее интеграция. Интеграция новой информации, с одной стороны, обогащает память, с другой - лежит в основе принятия решений, направленных на формирование творческих программ двигательных действий, бытовых, трудовых процессов. Умственная деятельность пронизывает все сферы активности человека. Ее эффективность определяется высоким функциональным состоянием нейронов ЦНС, широтой связей между ними, энергетическим обеспечением нейронов и глиальных элементов, активностью медиаторной системы, адекватным уровнем активности кровоснабжения структур мозга и гормональными влияниями.
Информационный компонент наиболее выражен при умственном труде. При чтении, генерировании и обдумывании идей, творчестве он составляет 100%. Умственная работа связана с деятельностью целостного мозга, участием новой, старой и древней коры, особенно сенсорного центра речи, префронтальной области, лимбической системы, а также зрительного бугра, гипоталамуса, ретикулярной формации ствола мозга, всех сенсорных систем, преимущественно зрительной. Точные механизмы взаимосвязей всего комплекса структур мозга до настоящего времени полностью не изучены. Известно, что при деструкции префронтальной зоны коры больших полушарий человек теряет способность решать сложные задачи, быстро переключаться в мыслях, четко формулировать длинные фразы, выполнять движения, которым был обучен раньше…
В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми…
Профессиональной деятельности принадлежит существенное место в жизни человека. Влияние профессии на личность может быть не только позитивным, но порой негативным и даже разрушительным. Одним из негативных последствий профессиональной деятельности является синдром профессионального выгорания.
В настоящее время накоплен большой научный материал в изучении компонентов выгорания, симптомов и факторов, способствующих его появлению. Проблема взаимодействия факторов выгорания и ресурсов преодоления выгорания требует теоретического обоснования, поэтому необходимы определение и конкретизация личностных ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания…
Тема 13 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ
1 Болезни цивилизации
Существует множество теорий обусловленности здоровья. Одной из самых распространенных среди них является теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации. Эту теорию представили еще в 50-х гг. XX в. французские медики Э. Гюан и А. Дюссер в книге «Болезни нашего общества». Эта теория пред¬ставляет собой ответ на вопрос о причинах резких изменений общественного здоровья, особенно сокращение его потенциала и возникновения массовой патологии. Патология (от греч. раthos+logia - переживание, страдание, болезнь + учение, наука) - болезненное проявление, не норма для организма. Б.Н. Чумаков иллюстрирует понятие «болезни цивилиза¬ции» следующими фактами. Интересен результат вскрытия более 300 погибших солдат американской армии во время Корейских событий в пятидесятые годы, возраст которых равнялся 22 годам, не имевших признаков атеросклероза. При жизни они считались абсолютно здоровыми. При патологоанатомическом вскрытии у 75% из них были поражены коронарные сосуды атеросклеротическими бляшками…
2 Концепция «психология отношения»
«Психология отношений» как концепция зародилась в начале XX в. в школе В. М. Бехтерева. Ее первые штрихи были набросаны А. Ф. Лазурским и С. П. Франком в опубликованной ими в 1912 г. «Программе исследований личности и ее отношении к среде». Рассматривая личность как биосоциальный организм, А. Ф. Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию. Другой важной стороной он считал отношение личности к внешней среде (природе, людям, социальным группам, духовным ценностям и др.). Он придавал отношениям особое значение в достижении душевной гармонии личности, под которой понимал разносторонность, полноту и согласие психических функций человека. Преждевременная смерть А. Ф. Лазурского не позволила ему придать этой теории законченный вид. В дальнейшем «психология отношений» развивалась Владимиром Николаевичем Мясищевым, в творчестве которого представлена вершина разработки идеи отношений в отечественной психологии. Таков один из выводов, к которому приходит Е. В. Левченко, завершая свое обстоятельное исследование истории психологии отношений…
3 Отношение к здоровью и его структурные компоненты
Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п…
4 Критерии и причины степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью
Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Дифференцируя отношения к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью.
Отношение к здоровью включает в себя и самооценку своего физического и психического состояния, которое является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Однако, в реальной жизнедеятельности подобная полярность практически исключена и следует устанавливать степень отношения к здоровью.
Самооценка может служить реальным показателем здоровья, так как обнаружена высокая степень соответствия объективным данным.
Каждый молодой человек не хочет быть больным. По данным литературы и исследованиям, намечается две тенденции отношения студентов к занятиям физической культуры, формирует определенную ситуацию. Это чаще всего касается тех студентов у кого обнаружено или иное заболевание…
5 Факторы, оказывающие влияние на отношение к здоровью (гендерные, возрастные, профессиональные)
Гендерные особенности отношения к здоровью. Говоря о влиянии пола на формирование и проявление отношения к здоровью, мы будем использовать термин «гендерные особенности». Использование данного термина при описании особенностей отношения к здоровью не только правомерно, но и необходимо, так как оно подчеркивает прежде всего социокультурную, а не биологическую обусловленность различий между мужчинами и женщинами.
Данные многочисленных эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что на протяжении нескольких десятилетий в экономически развитых странах, в том числе и в России, увеличивается разрыв в средней продолжительности жизни мужчин и женщин, который в настоящее время достигает 10 лет и более…
Тема 14 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ
1 Концепции психической саморегуляции
Психологический (эмоциональный) стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, пожалуй, одна из весьма неприятных сторон образа жизни современного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артериального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и пр.)…
2 Виды психической саморегуляции - аутогенная тренировка
Психическая саморегуляция — это метод самокодирования собственной психики. Психическая саморегуляции еще носит название аутотренинг. Аутотренинг или аутогенная тренировка, является методом самопогружения в транс, и ввод на фоне измененных состояний сознания (ИСС) психологических установок. В результате происходит психокодирование личности. Слово «ауто» означает «сам», «генос» — рождение, «тренинг» — тренировки. Т.е. если в расширенном варианте — рождение новой личности путем регулярных занятий (тренировок). Во время аутогенного погружения в транс наблюдается торможение участков коры головного мозга, а значит чрезвычайно возрастает внушаемость, и подаваемые в этот момент (момент нахождения в трансе) формулы самовнушения (самоприказы) четко усваиваются подсознанием…
3 Ступени и модификации аутогенной тренировки
Аутогенная тренировка по Шульцу включает в себя две ступени:
1) низшая ступень — обучение расслабления мышц с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;
2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.
Низшую ступень составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентами в одной из трех поз:
1) сидя («поза кучера»: положение сидя на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены, глаза закрыты)…
4 Метод прогрессирующей релаксации
Метод прогрессирующей релаксации (от лат. relaxatio – уменьшение напряжения, ослабление) для снятия нервно-психического напряжения был предложен в 30-х годах. Д. Джейкобсоном.
Эта техника первоначально предназначалась для пациентов больниц, испытывавших напряжение. Джекобсон обратил внимание на то, что напряженные пациенты не могут быстро и в полной мере рас¬слабиться. Это заметно, например, по таким признакам, как наморщенный лоб. Пытаясь избавиться от подобного остаточного мышечного напряжения, Джекобсон стал обучать своих пациентов упражнениям, в которых требовалось сначала на¬прячь определенную группу мышц, а затем расслабить ее, переходя от одной группы мышц к другой…
5 Методика самоконтроль-саморегуляция
Под психической саморегуляцией (ПСР) мы понимаем сознательные воздействия человека на присущие ему психические явле- ния (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (со- хранения) или изменения характера их протекания (функционирования). Процессы ПСР носят обязательно сознательный (но не всегда во всех своих фазах осознанный) и целенаправленный (следовательно, и активный) характер. Большинство известных и востребованных в современной психологии здоровья видов ПСР, используемых в них методических приемов и процедур, так или иначе, прямо или косвенно, но уходят своими корнями в йогу, где они применялись как эффективное средство профилактики функциональных расстройств…
6 Методика систематической десенсибилизации
Эффективной методикой, позволяющей повысить надежность специалистов, является применение систематической десенсибилизации в сочетании с AT. Под психической десенсибилизацией понимается процесс уменьшения или ликвидации неприятных чувств, тех или иных отрицательных эмоций, например боли, страха, голода, жажды.
Систематическая десенсибилизация – один из первых методов поведенческой психотерапии Джозефа Вольпе, основанный на систематическом постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии. Основной принцип метода заключается в том, что антагонистическая по отношению к страху реакция, которая может быть сформирована во время действия стимулов, вызывающих страх, постепенно подавляет его реакции…
7 Метод биологической обратной связи
Метод биологической обратной связи (в англоязычной литературе biofeedback - байофидбек) - современный метод реабилитации, представляющий собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности своего организма с целью совершенствования своих функций в норме (укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии. [4]
Регуляция непроизвольных функций, например вегетативных, осуществляется системой гомеостаза в соответствии с потребностями организма…
8 Методы медитации и йоги
В переводе с латинского «meditatio» означает «размышление», «рассуждение», «обдумывание», но в этом случае есть отличие от обычного «европейского» способа обдумывать что-либо. Задействовав силу разума, мы углубляемся в размышления целенаправленно, пытаясь быть как можно более объективными. Тем самым мы выступаем в роли сторонних наблюдателей, стремимся ввести в рамки и четко определить преследуемые нами интересы, рассуждаем разумно и логически с целью достичь четкой дефиниции и уяснить вытекающие из нее задачи. Медитация же означает то, что мы чему-либо предоставляем место, позволяем этому развиваться, наблюдаем, находимся в контакте, воспринимаем во всей полноте и движемся навстречу без цели. Сам участник процесса пассивен, занимает выжидательную позицию: все случится само собой. Чем более осознанны его стремления, тем больший вред они наносят. Занимающийся медитацией ничего не должен оценивать, предоставив полную волю мыслям, чувствам и протекающим в организме процессам…
9 Методика психомышечной тренировки
Методы психической саморегуляции непрестанно совершенствуются. В этой книге мы практически познакомимся с методом, названным «психомышечной тренировкой» или сокращенно ПМТ. Созданию психомышечной тренировки способствовало знакомство с методом прогрессивной релаксации по Э. Джекобсону, с активным самовнушением А.С. Ромена, с методикой Л. Персиваля, с методом регуляции эмоциональных состояний, предложенным В.Л. Марищуком и целым рядом других исследований.
ПМТ состоит из двух частей: успокаивающей и мобилизующей.
Первое практическое занятие ПМТ. Для удобства обучения все мышцы тела разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Представьте, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу слабо светится небольшой ночник. Лампы – это группы мышц, а ночник – спокойное, ненапряженное внимание…