1. Назвать и описать факторы, влияющие на изменение среднегодовой выработки продукции одним работником. Охарактеризовать методику факторного анализа.
2. Раскрыть экономическое содержание показателя «рентабельность». Назвать показатели рентабельности. Охарактеризовать последовательность анализа рентабельности, рассчитанной в целом по предприятию.
1. Назвать и описать факторы, влияющие на изменение среднегодовой выработки продукции одним работником. Охарактеризовать методику факторного анализа.
Экономическая оценка эффективности использования живого труда начинается с расчетов уровней выработки на одного работающего (работника промышленно-производственного персонала) и продолжается оценкой фактических изменений уровня выработки на одного работающего за весь анализируемый период. Затем рассматриваются факторы, которые оказали влияние на изменение среднегодовой выработки на одного работника. Выработка продукции – это первый показатель объема произведенной или реализованной продукции (работ, услуг) в расчете на единицу трудовых затрат. Выработка по производству или реализации продукции является прямым показателем производительности труда, так как чем больше продукции вырабатывается и продается на единицу трудовых затрат, тем выше уровень производительности труда [1, с. 146]. Факторы – это возможные резервы и причины изменения уровня производительности труда. Исследование факторов и анализ причин снижения эффективности труда определяют основные направления повышения производительности труда. Поэтому главный вопрос сводится к знанию факторов роста и причин снижения производительности труда. Факторы и основные направления повышения производительности труда на предприятии классифицируются на технико-технологические, организационные, структурные, социальные, изменения объема производства и природные.
2. Раскрыть экономическое содержание показателя «рентабельность». Назвать показатели рентабельности. Охарактеризовать последовательность анализа рентабельности, рассчитанной в целом по предприятию.
Интегральным показателем экономической эффективности реализованной продукции и активов предприятия выступает рентабельность. Рентабельность характеризует экономическую эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателей функционирования организаций. Ими могут быть: объем производства и реализации, себестоимость, основные и оборотные средства, фонд оплаты труда, ресурсы. Выбор относительного показателя зависит от того, какая сторона финансово-хозяйственной деятельности изучается. Исчисляется уровень рентабельности в процентах. Рентабельность — это степень выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений ее деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенными средствами или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности субъекта хозяйствования и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [3, с. 11]. По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам (рисунок 2).
1 Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. - Минск : Выш. шк., 2015. - 688 с.
2 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. М. : ИНФРА-М, 2015. 519 с.
3 Савицкая, Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. М.: ИНФРА-М, 2011. – 272 с.
4 Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 303 с.