1)Функции цен
2)Динамика цен
3)Информация
4)Система скидок и ценообразования
5)Франкировка цены
6)Классификация себестоимости по элементам затрат
7)Установление цен с учетом НДС
8)Государственное регулирование цен в РБ
1)Функции цен
Понятие «функция» означает внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.
1.Учетная функция.
Определяется самой сущностью цены, то есть, являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.
2.Стимулирующая функция.
Ее значение состоит в оказываемом воздействии на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров.
2)Динамика цен
Динамика цен означает изменение цен во времени. Повышательная ценовая динамика, как и понижательная, может наблюдаться на конкретных рынках и в экономике в целом. На конкретных рынках цены растут или снижаются под воздействием факторов спроса и предложения. Повышательная ценовая динамика в экономике в целом — это инфляционный процесс, а понижательная — дефляционный процесс. Основной причиной инфляционного предложения является избыточный рост денежного предложения. Соответственно, основной причиной дефляции является нехватка денег в экономике. Инфляция также может проявляться в условиях высокого совокупного спроса на фазе циклического подъема. Дефляция возникает в условиях циклической рецессии при падении совокупного платежеспособного спроса.
Для устойчивого состояния экономической системы характерна низкая инфляция около 2% в год. Инфляция считается неблагоприятным экономическим процессом, но менее опасным по своим последствиям, чем дефляция. Падение цен означает для производителей снижение входящего денежного потока.
3)Информация
Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.
В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономики, выявили резервы прогрессивного развития. "Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима". Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов.
4)Система скидок и ценообразования
В условиях усиливающейся рыночной конкуренции весьма важным для предприятия является обеспечение стабильности поступления доходов, которая возможна при условии наличия постоянного спроса на производимую и реализуемую продукцию. Следовательно, главной задачей менеджмента является удержание и расширение круга потребителей производимой продукции, что во многом определяется той политикой ценообразования, которую организация проводит в целях закрепления старых и привлечения новых покупателей.
Скидка — это важный инструмент ценообразования, с помощью которого можно влиять на поведение покупателя. Система скидок с цен является чрезвычайно полезным и гибким инструментом маркетинга любой фирмы.
Скидкой признается выигрыш покупателя в товарном или денежном эквиваленте при покупке товара у конкретного продавца. Скидки — суммы, выделяемые продавцом товара различным покупателям с целью расширения рынка сбыта и увеличения количества реализуемого товара.
При установлении скидок необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Применение скидки должно обеспечивать положительный эффект, который может выражаться как в увеличении клиентской базы, так и в достижении положительных экономических показателей.
5)Франкировка цены
Особыми факторами, определяющими уровень цен на внешнем рынке, являются условия платежа и базисные условия поставок в международных сделках купли-продажи товаров, а также специфика отдельных форм внешней торговли (встречная торговля, компенсационные сделки и т. п.).
Базисные условия поставки, называемые также термином “франкирование”, играющие важную роль в международном ценообразовании, ниже рассматриваются более подробно.
Включение транспортных расходов в состав себестоимости, а, следовательно, и цены продукции, экономически необходимо. Исходя из этого, базовую формулу цены можно представить в следующем виде: где Р — цена;
S — себестоимость без транспортных расходов;
Т — доля транспортных расходов, оплачиваемых поставщиком;
В — прибыль.
6)Классификация себестоимости по элементам затрат
Классификация:
-Расходы связанные с производством, хранением и доставкой продукции, выполнением работ, приобретением и реализацией товаров
-Расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и обслуживание основных средств. Расходы на освоение природных ресурсов .
-Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)
-Расходы на страхование. Прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции.
-Для целей учёта, анализа и планирования себестоимости, затраты классифицируются по признакам:
-Выделяют следующие элементы затрат:
-Материальные расходы.
-Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
7)Установление цен с учетом НДС
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это один из самых распространенных косвенных налогов (иначе – налогов на потребление). Его суть состоит в добавлении к цене при продаже определенного процента налога. Этот налог уплачивается покупателем продавцу, а тот переводит его в бюджет государства. Взимается в большинстве государств мира. Поскольку налог относится к категории косвенных – то, по умолчанию, включается в стоимость практически любого товара или услуги.
Для лучшего понимания сути НДС можно представить цену любого товара как сумму добавленных стоимостей, т.е. увеличений цены в процессе превращения какого-либо исходного сырья в готовый продукт.
При расчете налога на добавленную стоимость объектами налогообложения в Республике Беларусь считаются:
•выраженные в денежной форме суммы оборота при продаже товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории Республики;
•стоимость товаров ввозимых на территорию Беларуси.
8)Государственное регулирование цен в РБ
Государственные меры по регулированию цен осуществляются главным образом путем косвенного воздействия на процесс их формирования и реализуются экономическими методами через налоговую, кредитную, таможенную, дотационную политику, при которой не нарушается целостность рыночного механизма, сохраняется экономическая обоснованность цен и их взаимосвязь с ценами мирового рынка.
В последние годы в республике использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:
•установление предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары, производимые в республике;
•определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров;
•обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов;
•установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий;