Аграрные преобразования во Франции в период Учредительного и Законодательного собраний май 1789-сентябрь 1792 гг.
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Диплом
на тему: «Аграрные преобразования во Франции в период Учредительного и Законодательного собраний май 1789-сентябрь 1792 гг.»
по дисциплине: «История»
2021
251.00 BYN
Аграрные преобразования во Франции в период Учредительного и Законодательного собраний май 1789-сентябрь 1792 гг.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: История
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Поделиться
Введение
1 Историография и источники
2 Решение аграрного вопроса в период Учредительного собрания
2.1 Аграрные законы Учредительного собрания
2.2 Изменения во Французской деревне в период Учредительного собрания
3 Аграрные преобразования в период Законодательного собрания
3.1 Законы Законодательного собрания
3.2 Преобразования во Французской деревне в период Законодательного собрания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. Хотя хронологические границы новой эпохи остаются дискуссионными в отечественной историографии, ее основное содержание признается всеми учеными как возникновение принципиально новой социально-политической системы, которая первоначально появилась только в Западной Европе и некоторых странах США. Это был исключительный шаг в социальном развитии человечества. Были созданы условия не только для быстрого и беспрецедентного развития производительных сил, но и для качественных изменений в государстве и праве.
Французская революция занимает особое место среди революций современной эпохи как поворотный пункт в переходе от средневековья к индустриальному обществу. Предпосылки к Великой Французской революции начали появляться примерно в середине 17 века. В 1643 году умирает Людовик XIII и на престол вступает малолетний Людовик XIV. Регентом был назначен кардинал Мазарини, считавший, что Франция должна была остаться абсолютной монархией, и стремившийся всеми способами усилить власть короля. Но это политика не нашла одобрения в глазах низших слоев и политической элиты. В 1648-1649 гг. образовывается парламентская фронда - оппозиция королевской власти, основывавшаяся на народных массах. В 1650-1653 гг. действовала фронда принцев крови, которая поставила перед собой задачу сделать Францию конституционной монархией. В 1661 году, после смерти кардинала Мазарини, Людовик XIV стал полноправным правителем. В период его правления французский абсолютизм достиг апогея в своем развитии. Но данная политика не нравилась низшим слоями. Общество было недовольно многочисленными проблемами в государственном устройстве Франции: коррупцией, отсутствием четкого законодательства, хаосом в системе управления. Власть дома Бурбонов быстро теряла доверие в глазах всех слоев населения. Бесконечные войны, проводимые Людовиком XIV, разорили страну: начались общественные недовольства. Смерть короля, между прочим, сделавшего много хорошего для государства, встретили с облегчением. Людовик XV, правивший Францией почти 60 лет, не смог вывести страну из кризиса и улучшить ее экономическое положение. В 1774 году к власти пришел Людовик XVI, больше всех старавшийся восстановить страну, но по стечению обстоятельств закончивший свою жизнь на гильотине.
Исследование Французской революции является актуальным в современном мире, так как она навсегда изменила мировоззрения европейского общества, «перевернуло сознание людей» и дала миру горький опыт: любая революция наносит неизгладимый ущерб государству, унося тысячи людских жизней, при этом, не принося никаких существенных изменений и возвращая ситуацию в исходную точку.
Она нанесла сокрушительный удар по старому порядку: отменила дворянские привилегии и крепостное право, ослабила власть церкви, отменив церковное и монастырское землевладение, закрепила земельную собственность крестьян, обеспечила свободу предпринимательства, обогатила буржуазию и многие средние классы в городах и деревнях. Французская революция отменила монархию, установила республику и провозгласила свой знаменитый лозунг свободы, равенства и братства.
Наиболее важным было то, что революция разрешила вопрос с собственностью. Земли большинства дворян были проданы крестьянам парцеллами с возможностью выплаты в течение 10 лет. Уничтожила все классовые барьеры. Привилегии дворянства и духовенства были признаны недействительными , а низшие слои стали законодательно защищены. Все это помогло расширению гражданских прав во всей Европе и появлению конституций в странах, не обладавших ими до этого. Революция шествовала под защитой важнейших выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791 гг.), Законодательное собрание (1791-1792 гг.), Конвент (1792-1794 гг.) Это продвинуло развитие парламентской демократии, несмотря на будущие периодические возвращения назад. Также было создано новое государственное устройство, в котором поручителем равных прав для всех подданных стало являться государство - парламентская республика. Не менее важным была перестройка финансовой системы: убран сословный характер пошлин, введена концепция их всеобщности и соразмерности прибыли и собственности. Объявлена гласность бюджета.
Крестьяне были одной из главных движущих сил революции, но различные политические силы, пришедшие к рулю страны, видели решение земельного вопроса по-разному.
Период конституционной монархии был периодом компромисса в ее подходе к феодальному землевладению, в ее усилиях по подавлению крестьянских восстаний и в ее законодательстве в интересах буржуазии. Идея равенства оказала большое влияние на аграрное законодательство, особенно на попытки ограничить крупные владения. Многие декреты, принятые под давлением народа, предусматривали определенную степень вмешательства в капиталистические отношения собственности и принудительные займы, и поэтому не устраивали буржуазию. В результате аграрное законодательство Франции менялось на протяжении всей революции.
1 Историография и источники
Историография – это совокупность исторических исследований, посвященных определенному предмету или историческому периоду. В более широком смысле историография – это специальная дисциплина истории, изучающая историю исторических наук. Историография изучает, правильно ли применяется научный метод при написании исторического произведения, уделяя особое внимание автору, источникам, разделению фактов и интерпретации, а также стилистике, предпочтениям автора и аудитории, для которой пишется историческое произведение.
Историографию экономической стороны Великой Французской буржуазной революции можно начать с труда Ж. Жореса [19, c. 45-46; 20, c. 31-32].
Когда-то провинциальный профессор философии, сделавшийся социалистом, попавший в палату депутатов, занявший в ней пост вождя своей партии и влиятельное положение вообще среди депутатов, он начал работать над трудом «Социалистическая история». Шеститомный труд Жана Жореса считается популярным произведением. Первые четыре тома были составлены им самим. Впервые он затронул экономическую сторону истории революции. Автор инициировал создание огромной коллекции документов по экономической истории Французской революции. К сожалению, Жорес не делал ссылок на источники, что делает его работу не такой ценной как у последующих авторов. Однако именно он впервые затронул темы экономической стороны истории революции. По инициативе автора были изданы огромные «Собрания документов по экономической истории французской революции» [19, c. 45-46; 20, c. 31-32].
История аграрного вопроса и крестьянской борьбы, во многом получившая новое значение, впервые широко вошла в общую концепцию революции, в ткань повествования, когда он создал сводный труд. Жорес открыл много новых аспектов сельской социальной борьбы – борьбу бедняков против крупного фермерства, отношение различных слоев крестьянства к продовольственной проблеме, наконец, особые интересы и первые действия сельских рабочих [19, c. 45-46; 20, c. 31-32].
Работа Ф. Минье, опубликованная в 1823 году, является первым завершенным научным трудом по историографии, посвященным этому важнейшему эпизоду в истории не только Франции, но и всего мира. Она положила начало подлинно научному изучению событий этих бурных лет. Открытие социальных классов и классовой борьбы дало Ф. Минье возможность рассматривать Французскую революцию не как ряд отдельных событий, а как объективный процесс, управляемый законами, не зависящими от сознания и воли народа. Он рассматривал крестьянство не просто как вспомогательную армию буржуазии, а как активную силу с собственными интересами и методами борьбы. Видна реакция различных слоев крестьянства на огораживание и наступление на общину, порядок распродажи народного имущества, борьбу за раздробление крупных хозяйств, борьбу за изменение условий аренды и многое другое [21, c. 52].
В общую тему о положении французского крестьянства, который рассматривался историками XIX века накануне революции входят частные, одним из них является землевладение и землепользование, состояние сельского хозяйства, производство хлеба и торговля им, налоговые вопросы и т.д. Интерес представляют работы И. Лучицкого. Он в своем труде «Состояние землевладельческих классов во Франции накануне революции и аграрная реформа 1789-1793 гг.» [22, c. 23], основное место отвел деятельности Учредительного собрания, хотя и в большей степени рассматривал общественно-политическую систему.
В 1918 году была опубликована работа Н. И. Кареева «Великая французская революция», в которой автор положительно оценивает реформы Учредительного собрания. Интересна и поучительна оценка исследователем отношения к крестьянам и обретению ими личной свободы и прав собственности. Автор приходит к выводу, что аграрные законы революционного периода были естественным следствием крестьянских восстаний [23, c. 33]. Исследователь утверждал, что крестьяне владели землей не столько в начале землевладения, сколько на основе «чинков», «десятин», «вечной наследственной аренды». Автор прослеживает зарождение социального расслоения французского крестьянства и развитие капиталистических отношений и обработки земли на севере Франции. Он отмечает, что накануне революции помещики «увеличили размер налогового бремени крестьянства до крайней степени перераспределения». В такой ситуации, по мнению Н. И. Кареева, Французская революция была совершенно естественным явлением [23, c. 34]. Стоит упомянуть П. А. Кропоткина, который был теоретиком анархизма и, следовательно, идейным противником Ленина. Но, возможно, лучше, чем любой другой современный историк, он смог описать роль масс в революционном процессе в своей знаменитой работе «Великая французская революция». Поэтому не случайно, что его работа была впервые опубликована на русском языке в 1919 году, по предложению Ленина, кооперативной прессой, поскольку Кропоткин принципиально отказался от печати своей книги в государственной прессе [24, c. 65].
2 Решение аграрного вопроса в период Учредительного собрания
2.1 Аграрные законы Учредительного собрания
Франция восемнадцатого века была аграрной страной. В 1789 году его население достигло 25 миллионов человек, из которых по меньшей мере 22 миллиона были крестьянами. Правда, по уровню коммерческого (торговля) и промышленного развития Франция опережала всю остальную Европу и уступала только Англии. Во Франции было много крупных городов. Накануне революции в Париже проживало 600 000 человек, в Лионе – 135 000, в Марселе – 90 000, но экономика Франции по-прежнему основывалась на сельском хозяйстве. Так, в 1789 году генерал Толозан оценил годовой доход от сельского хозяйства в 1826 миллионов ливров. Деревня по-прежнему имела решающее преимущество перед городом.
Система сельского хозяйства во Франции характеризовалась рядом особенностей. Здесь не было крупных помещичьих хозяйств, как, например, в странах Восточной Европы, основанных на крепостном праве. Ни дворянство, ни церковь, которые напрямую владели примерно 1/3 французской земли, как правило, не имели собственных ферм. Крупномасштабное контрактное фермерство, которое в такой стране, как Англия, было гораздо менее развито во Франции, хотя с середины XVIII века оно заметно выросло. Основная роль в сельскохозяйственном производстве Франции принадлежала мелкому и мельчайшему хозяйству крестьян в феодальной зависимости, которое было раздроблено многочисленными поборами в пользу феодала, церкви и короля [14, c. 19].
Французская промышленность оставалась в основном ремесленной и мелкомасштабной, хотя ремесленники стали зависеть от купцов и производителей, которые были скупщиками и раздатчиками сырья. Ремесленники, мелкие лавочники, ремесленники и другие составляли очень большую часть мелкой буржуазии (в которую также входили мелкий и средний классы, составлявшие подавляющее большинство населения) [16, с. 7].
Общая производительность сельского хозяйства оставалась очень низкой, а частые неурожаи еще больше снижали ее. Тяжелое положение сельского хозяйства в дореволюционной Франции было обусловлено феодальными условиями в сельской местности, которые пустили там наиболее глубокие корни [27, с. 15].
Национальное собрание начинается с созыва Генеральных штатов. Затем Людовик XVI назначил женевского банкира Жака Неккера новым генеральным контролером финансов. Неккер убедил короля созвать Генеральные штаты, которые не собирались с 1614 года, чтобы заручиться общественной поддержкой реформ.
5 мая 1789 года Генеральные штаты собрались в Версале. Король выступил с речью, но говорил только о финансовых трудностях правительства и ничего не сказал о политических и социальных реформах. Еще большее недоумение у депутатов вызвали старые правила процедуры Генеральных штатов, которые остались неизменными: депутаты должны были собираться и голосовать отдельно по каждому сословию. Эти правила автоматически низводили представителей третьего сословия, то есть все группы, кроме привилегированных, до меньшинства [33, с. 181].
Вся Франция потребовала удвоения числа мест для Третьего сословия уже в ноябре 1788 года, а в январе потребовала полного голосования. Представители Третьего ордена требовали общего всесословного заседания и индивидуального голосования [36, c. 45].
12 июня они созвали общее собрание и пригласили других присоединиться к ним. Первыми на призыв откликнулись представители духовенства. 17 июня, по предложению Сийеса, все они объявили себя национальным собранием, то есть заявили, что представляют граждан всей страны. Это смелое решение нарушило существующий правовой порядок и фактически ознаменовало начало революции. Людовик XVI приказал закрыть зал заседаний Национального собрания.
23 июня Людовик XVI созвал всех членов Генеральных штатов на общее собрание. Он объявил им, что готов ввести равное налогообложение для всех подданных, реформировать судебную систему и т.д. Однако король подчеркнул, что не собирается ни с кем делить власть и поэтому не отменит старые правила Генеральных штатов.
9 июля 1789 года представители всех сословий в Национальном собрании объявили себя учредительным Национальным собранием. По сути, они посягали на одну из прерогатив короля – его право определять устройство государства. Они создали комиссию по разработке конституции. Такие действия напугали придворные круги. В Париж были введены войска. 11 июля Людовик XVI резко отстранил Неккера от должности [33, с. 181-182].
Крестьянские восстания в июле 1789 года не были ни внезапной вспышкой народного гнева, ни результатом тайного заговора. Они были логическим следствием больших противоречий в аграрной экономике Франции XVIII века [1, с. 2].
3 Аграрные преобразования в период Законодательного собрания
3.1 Законы Законодательного собрания
Конституция 1791 г. разграничила властные полномочия между монархом и представительством. Наделив короля исполнительной властью, буржуазия ограничила его законотворческую деятельность, предоставив, правда, право накладывать вето на решения Собрания. Прежде чем вынести постановление о прекращении заседания Учредительного собрания, депутаты объявили о начале выборов в Законодательное собрание. Только после их проведения король подписал манифест, по которому Учредительное Собрание прекращало свою деятельность, уступая место депутатам, избранным в Законодательное собрание.
1 октября 1791 г. в Париже начало свою работу Законодательное собрание в которое было избрано 745 членов [14, c. 76].
Все они были новыми людьми, поскольку члены Учредительного собрания по предложению Робеспьера заявили, что не могут быть переизбраны. Новая Ассамблея была гораздо более однородной, чем ее предшественница [14, c. 15]. Если половину мест в Учредительном собрании занимали представители дворянства и духовенства, то в Законодательном собрании было не так много людей благородного происхождения и духовенства: около 20 учредительных священнослужителей и всего несколько дворян [15, c. 40]. С первых своих шагов он имел возможность показать свою лояльность новому порядку и уважение к творцам Французской революции. Конституционный закон был торжественно передан ему архивариусом Камю и двенадцатью старейшими членами Национального собрания. Собравшиеся с высоко поднятыми головами приняли этот акт и под общие аплодисменты поклялись жить свободно или умереть. Он сразу же решил поблагодарить членов Учредительного собрания и продолжил свою работу [21, с. 160].
Когда Национальное законодательное собрание начало свою работу, оно столкнулось с рядом серьезных проблем. Восстание чернокожих рабов, начавшееся в Сан-Доминго, привело к разрыву экономических связей с колониями. Колониальные поставки продовольствия, составлявшие основу рациона многих жителей французских городов, были прекращены. Недовольные граждане устроили беспорядки на рынках, а в Этампе толпа напала на мэра за отказ регулировать цены. Крестьяне, убежденные в том, что им придется выплачивать значительную часть помещичьих пошлин, взимали «жакерию» в центральных и южных регионах страны. В Лозере и Вандее происходили крестьянские восстания против церковных реформ и в защиту неназначенных священников [53, c. 294].
Во время восстания 10 августа все повстанцы в Париже подчинялись Национальному собранию. Они хотели поддержать собрание против агрессии абсолютизма. Однако восстание было направлено не только против короля, но и против Ассамблеи, которой удалось поддержать мятежного генерала Лафайета. Это означало, что Ассамблея отклонила петицию о низложении монарха. Это привело к созыву Конвенции [31, 18-19 c]. Победа народного восстания 10 августа 1792 года заставила Законодательное собрание приступить к проведению аграрной реформы. Было принято решение о частичной конфискации имущества, особенно земель контрреволюционных эмигрантов. Поместья эмигрантов должны были быть раздроблены, а бедняки должны были получить небольшие участки земли в обмен на арендную плату.
Согласно указам от 14, 20 и 22 августа 1792 года, земля эмигрантов должна была быть передана крестьянам небольшими участками в бессрочное владение (за «годовую ренту») или продана им. В отличие от церковных земель, которые продавались только крупными кусками, эмигрантские хозяйства, таким образом, служили основой для удовлетворения потребностей крестьянства. Земли эмигрантов находились в руках крестьян – а у крестьян был дополнительный стимул бороться за революцию [51; 52].
14 августа 1792 года Законодательное собрание принимает декрет о распределении имущества коммун и прав.
По предложению одного из депутатов Национальное собрание решает вопрос в срочном порядке:
1. С этого года, сразу после сбора урожая, все общинные земли и общинные права, кроме лесов, должны быть разделены между гражданами каждой коммуны.
2. Эти граждане получат полную собственность на свои земли.
3. Общинные земли, называемые пустошами и остатками, также разделены между жителями.
4. Для определения способа распределения Комитет по сельскому хозяйству представит проект постановления не позднее чем через три дня [38, c. 36].
Национальное собрание, учитывая, что, хотя феодальная система была уничтожена, ее последствия все еще сохраняются, и что нет ничего более срочного, чем ликвидировать остатки крепостного права во Франции, которые загромождают собственность и снижают ее ценность, решает, что этот вопрос должен быть решен в срочном порядке.
Заключение
Историографию предмета нашего исследования можно условно разделить на три периода. Первый период заканчивается 1917 годом и характеризуется фрагментарным рассмотрением вопроса. Второй период – это советский период, где законодательство и аграрный вопрос рассматривались очень однобоко. Третий период начинается в середине 1980-х годов и продолжается до сегодняшнего дня, когда историки рассматривают проблему на основе принципов полидисциплинарности и историзма, со ссылкой на более ранние периоды и с точки зрения изучения источников. За относительно короткий период после начала Французской революции было опубликовано большое количество работ, прямо или косвенно касающихся сельскохозяйственного сектора. Многие из вышеупомянутых историков считали аграрное законодательство дореволюционной Франции нежизнеспособным элементом.
Положение крестьянства во французской деревне до революции было довольно тяжелым. В конце XVIII века в сельском хозяйстве Франции все еще преобладали старые, полуфеодальные условия. Феодальные тяготы, порой граничащие с абсурдом, плотно охватывали основного производительного крестьянина, лишая его инициативы и стимула к увеличению сельскохозяйственного производства. Налоги, которые платили только владельцы третьего сословия, ложились тяжелым бременем на крестьянство. Такая ситуация только усугубила положение и в итоге привела большую часть крестьянства к революции.
Учредительное собрание 1789 года столкнулось с одним из самых важных вопросов революции – аграрным вопросом, который требовал радикальных изменений во всех сферах жизни французского общества. Пойдя на некоторые уступки (все феодальные повинности, вытекавшие из личной зависимости крестьянина, отменялись безвозмездно, упразднялись серваж и мэнморт, отменялись церковная десятина и плата за требы, отменялись дворянское право охоты и рыбной ловли, право содержания голубятен и кроличьих садков, упразднялись сеньориальные суды), Учредительное собрание не приняло решения об окончательной отмене остатков феодализма в деревне, что было отложено на более поздний срок и еще больше усугубило ситуацию. В аграрном вопросе почти все меры, принятые жирондистами, не выходили за рамки запланированного, а то, что было сделано, мало способствовало смягчению острой нехватки земли у крестьян. Простые крестьяне оставались бедными до и во время революции. Изменилось то, что раньше у них не было земли, но во время революции они могли покупать землю в кредит, что означало, что через определенный период времени земля будет принадлежать им. Точно так же изменились быт, одежда, пища и различные обычаи крестьянства.
Учредительное собрание было заменено Законодательным собранием в октябре 1791 года. В общем, Законодательное собрание, пользуясь случайным отсутствием некоторых правых, приняло закон об отмене некоторых феодальных прав – бесплатной выплаты единовременных сумм за получение крестьянами наследства, заключение брака и т.д. Одним из главных достижений Национального собрания и Французской революции в целом было расширение и укрепление крестьянского землевладения и хозяйства. Освободившись от бремени сеньориального строя, крестьянин стал главным действующим лицом сельскохозяйственного производства на большей части территории Франции. Наличие сильного мелкого крестьянского сектора было ключевой особенностью экономического развития и социальной структуры страны.
В целом, изменения, произошедшие в революционные годы, привели к укреплению и расширению прав и возможностей крестьянских землевладений и хозяйств. Свободное крестьянское хозяйство создавало широкую основу для развития сельских капиталистических порядков. Одним из результатов революции стало появление двух типов буржуазного землевладения: крестьянской земли (ее площадь увеличилась в ходе революционных потрясений) и крупных поместий бывших дворян (ее площадь уменьшилась) и буржуазии. Укреплялось крупное фермерство, поскольку зачастую именно зажиточное и богатое крестьянство покупало распродаваемые национальные земли. Произошла «Консолидация крестьянского землевладения и фермерства». Однако крестьянство так и не было полностью освобождено от обременительной ренты.
Однако в период между Термидором и Брюмерами началось наступление на крестьянские завоевания. С закатом революции лозунги «покончить с беззаконием санкюлотизма» и «страна, управляемая собственниками» сменили друг друга. Достижения и завоевания начали пересматриваться: пересматривалось законодательство, отвоевывались уже завоеванные земли, пересматривался вопрос о разделе общинных земель, конфискация земли якобинцами не оставалась бесспорной, и вопрос о земельных обязательствах (ренте) снова встал на повестку дня. Конечно, было несколько попыток пересмотреть знаменитый указ от 17 июля 1793 года, но эти попытки не увенчались успехом. После поражений, понесенных в борьбе за отмену постановления, его противники решили пойти другим путем: сузить сферу действия закона.
1. Адо, А. В. Крестьянские восстания в начале Французской революции в 1789 г. / А.В. Адо // Сборник статей в память академика Е. В. Тарле, М.: изд-вл АН СССР, 1957. – С. 148-149.
2. Адо, А.В. Документы истории Великой французской революции / А.В. Адо. – М., 1990-1992. – Т 2.
3. Адо, А.В. Крестьяне и Великая Французская революция. Крестьянские движения в 1789-94 гг / А.В. Адо. – М., 1987. – 256 с.
4. Адо, А.В. Очередная атака на марксистскую концепцию Французской революции конца XVIII в. / А.В. Адо // Вопросы истории. – 1973. – № 4,5.
5. Блуменау, С.Ф. От социально-экономической истории к проблематике массового сознания : Фр. историография революции конца XVIII в. (1945-1993 гг.) / С.Ф. Блуменау; Ин-т всеобщ. истории Рос. АН, Брян. гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского. – Брянск : Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1995. – 336 с.
6. Блуменау, С.Ф. Отечественная историография Учредительного собрания Великой Французской революции / С.Ф. Блуменау // Вестник БрГУ. – 2016. – №1. – С. 22-26.
7. Блуменау, С.Ф. Правовые отношения вокруг сеньории во Франции Старого порядка / С.Ф. Блуменау // Право: история, теория, практика. – Вып. 3. Брянск, 1999. -С. 143-150.
8. Блуменау, С.Ф. Проблема сеньориальных прав в начале Французской революции: закон 3 мая 1790 года / С.Ф. Блуменау // Вестник БрГУ. – 2016. – №1. – С. 40-45.
9. Блуменау, С.Ф. Просвещение и проблема истоков Французской революции: современное видение / С.Ф. Блуменау // Вопросы истории. – 2003. – № 9. – С. 155– 161.
10. Блуменау, С.Ф. Революционные преобразования Учредительного собрания во Франции в 1789-1791 годах / С.Ф. Блуменау. – Брянск: Изд-во «Курсив», 2011. – 216 с.
11. Блуменау, С.Ф. Учредительное собрание и избирательный ценз / С.Ф. Блуменау // Всеобщая история: современные исследования. – Брянск. – 2005. – № 14.
12. Блуменау, С.Ф. Фискальный пресс накануне Великой Французской революции и налоговые реформы Учредительного собрания / С.Ф. Блуменау // Всеобщая история: современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. – 2008. – № 17. – С. 75-89.
13. Блуменау, С.Ф. Французская революция конца XVIII в. В современной научной полемике / С.Ф. Блуменау // Вопросы истории. – 1998. – № 9. – С. 141-150.
14. Ревуненков, В.Г. История Французской революции / В.Г. Ревуненков – СПб: «Образование и наука», 2003. – 776 с.
15. Ревуненков, В.Г. Очерки по истории Великой французской революции 1789-1792 / В.Г. Ревуненков. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. – 240 с.
16. Ревуненков, В.Г. Парижские санкюлоты эпохи Великой французской революции / В.Г. Ревуненков. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-за, 1971. – 176 с.
17. Лефевр, Ж. Великий страх 1789 года / Ж. Лефевр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istmat.info/node/28031. – Дата доступа: 20.01.2022
18. Саньяк, Ф. Гражданское законодательство французской революции (1789-1804) / Ф. Саньяк; под ред. Н.И. Челяпова; предисл. П.И. Стручка; Коммунистическая академия, Секция общей теории государства и права. – М.: Изд-во Коммунистической акад., 1928. – 374 с.
19. Жорес, Ж. Социалистическая история Французской революции. Т. I, кн. 1 / Ж. Жорес. – М.: Прогресс, 1976. – 256 с.
20. Жорес, Ж. Социалистическая история Французской революции. Т. I, кн. 2 / Ж. Жорес. – М.: Прогресс, 1977. – 203 с.
21. Минъе, Ф. История Французской революции с 1789 до 1814 гг. / Ф. Минъе; пер. с фр. И. М. Дебу иК. И. Дебу. – СПб., 1906. – 550 с.
22. Лучицкий, И.В. Состояние землевладельческих классов во Франции накануне революции и аграрная реформа 1789-1793 гг. / И.В. Лучицкий. – Киев, 1912.
23. Западная Европа в Новое время (революция и наполеоновская эпоха) / под ред. Н. И. Кареева. – Петербург: «Наука и школа», 1922. – 123 с.
24. Кропоткин, П. А. Великая Французская революция / П. А. Кропоткин. – М., 1991. – 465 с.
25. Лукин, Н. Альфонс Олар / Н.Лукин // Историк-марксист. – 1928. – № 10. – C. 71.
26. Французская буржуазная революция 1789-1794 – годов. / под ред. акад. В. П. Волгина и акад. Е. В. Тарле. – М.-Л., 1941.
27. Манфред, А.З. Великая Французская революция / А.З. Манфред. – М.: Издательство «Наука», 1983. – 435 с.
28. Манфред, А.З. Вступительная статья / А.З. Манфред // Французский ежегодник 1978. – М., 1978.
29. Манфред, А.З. Некоторые тенденции зарубежной историографии / А.З. Манфред. – К., 1977.
30. Манфред, А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции / А.З. Манфред. – М., 1979.
31. Матье, А., Французская революция / А.Матье // Пер. с фр. К. И. Цидербаума. – Ростов н/Д. – 1995. – С. 25-33.
32. Пименова, Л.А. Дворянство накануне Великой Французской революции / Л.А. Пименова. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 218 с.
33. Арзаканян, М.Ц. История Франции: учебник для вузов / М.Ц.Арзаканян, А.В. Ревякин, П.Ю. Уваров. – М .: Дрофа, 2005. – 474 с.
34. Гордон, А.В. Великая французская революция в советской историографии / А.В. Гордон. – М.: Наука, 2009. – 380 с.
35. Якобинство в исторических итогах Великой французской революции // Новая и новейшая история. – 1996. – №5. – С. 12-22.
36. Кошен, О. Малый народ и революция / О. Кошен – М,: Айрис – Пресс, 2003. – 287 с.
37. Генифе, П.Политика революционного террора, 1789-1794 / П.Генифе ; Пер. с фр. под ред. А. В. Чудинова. – М. : УРСС, 2003. – 319
38. Документы истории Великой французской революции: Учеб. пособие для студентов вузов / Отв. ред. Адо А. В. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990-1992. Т. 1, 528 с. ; Т. 2. 352 с.
39. Аграрное законодательство Учредительного собрания. [Электронный ресурс] / Электронная библиотека «Исторические материалы». – Режим доступа: http://istmat.info/files/uploads/31671/1789-1794_legislations-agraires_z_1926.pdf
40. Лотте, С. А. Великая Французская революция / С. А. Лотте. - Из-во "ОГИЗ - СОЦЭГИЗ", Москва – Ленинград, 1933 год. – 166 с.
41. Собуль, А. Французская сельская община (XVIII-XIX века) / А. Собуль. – М.: Иностранная литература, 1960. – 58 с.
42. Документы революции. [Электронный ресурс] / Электронная библиотека «Документы». – Режим доступа: http://vvfr. shpl. ru/dokum. html#vverx.
43. Захер, Я.М. Французская революция в документах 1789 – 1794 г. / Я.М. Захер. – Л.: рабочее издательство «Прибой». 1926. – 114 с.
44. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из французской культуры / Р.Дартон. – М.: Новое литературное обозрение. – 2002. – 384 с.
45. Дарнтон Р. Высокое Просвещение и литературные низы в предреволюционной Франции / Р.Дартон // НЛО. – 1999.
46. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. / под ред. Н. П. Галанза. – М.: Государственное издательство юридической литературы. – 1957. – 650 с.
47. Креленко, Н.С. Некоторые проблемы истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Н.С. Креленко // Судьбы историков. – Саратов. – 2011.
48. Поликарпова, Е.В. Антифеодальное аграрное законодательство Великой французской революции / Е. В. Поликарпова. – М.: «Пресс», 1987.
49. Чилингарян, А.А. Великая французская революция / А.А. Чилингарян, Е.В. Пашковская, К.А. Косыгина // Вестник науки и образования. 2017. – №1 (25)
50. Чудинов, А.В. Смена вех: 200-летие Революции и российская историография / А.В. Чудинов // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. – М., 2000.
51. Коротков, С.Н. Французское законодательство об эмигрантах эпохи Французской революции XVIII веку / С.Н. Коротков // Вестник ЛГУ. – №2. – 1985 – C. 129-150.
52. Французское законодательство об эмигрантах эпохи Великой Французской революции. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «Киберленика». – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/frantsuzskoe-zakonodatelstvo-ob-emigrantah-epohi-frantsuzskoy-revolyutsii-xviii-veka/viewer.
53. Чудинов, А.В. Французская революция: история и мифы / А. В. Чудинов. – М.: Наука, 2007. – 307 с.
54. Чудинов, А.В. Огюстен Кошен и его вклад в историографию Великой Французской революции / А.В. Чудинов // Французский ежегодник 1987. – М., 1989. – С. 220-239.
55. Кислица, Н.А. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. Практикум / Н.А. Кислица. – М., 1968. – C. 174-175
56. Морщихина, Л.А. Эволюция взглядов Франсуа Фюре на Великую Французскую революцию / Л.А. Морщихина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://larevolution.ru/evolution.html.
57. Соколов, А.Б. Современный зарубежный опыт преподавания истории в школе / А.Б. Соколов // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – №6.
58. Ферро, М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / М.Ферро. – М., 1992.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты