Введение
Глава 1 Теоретические аспекты использования SMM-технологий
1.1 SMM-технологии: сущность, этапы, методы
1.2 Специфика применения SMM-технологий в сфере культуры
Глава 2 Опыт использования SMM-технологии в продвижении деятельности библиотек
2.1 Практика применения инструментов SMM в зарубежных странах
2.2 Отечественный опыт
Глава 3 Использование SMM-технологии в государственном учреждении «Национальная библиотека Беларуси»
3.1 История и общая характеристика деятельности государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси»
3.2 Разработка проекта использования SMM-технологии в государственном учреждении «Национальная библиотека Беларуси»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. В современном мире изменились представления о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. К важнейшей задаче библиотек в информационной цивилизации относят обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, все большее значение приобретает роль библиотеки как информационной системы.
Становление рыночной экономики существенно отразилось на деятельности библиотек: новые библиотечные технологии не могут мощно и стремительно вторгнутся в библиотечное пространство, чтобы доказать свою полезность и необходимость обществу, которое их создало и содержит. Сделать это сложно, особенно на фоне почти повсеместно сокращающегося финансирования, в то время как расходы на содержание библиотек и их развитие непрерывно растут. Вторая половина XX века принесла с собой революционные изменения в библиотечную практику. Информационная революция потребовала принятия новых управленческих решений для поддержания эффективности традиционных библиотечных систем и процессов, поскольку тесная интеграция страны в мировое экономическое сообщество напрямую связана с необходимостью изменений в профессиональной подготовке библиотечных специалистов. Кроме того, утвердившаяся система новых экономических отношений требует заново взглянуть на взаимодействие библиотеки и пользователя, не ущемляя при этом основополагающих принципов деятельности библиотек, провозглашенных ЮНЕСКО.
Появление в практике библиотечной деятельности маркетинговых технологий связывается с образованием на рубеже 80-90-х годов мирового информационного рынка и становлением товарного характера информации. Как и любому научному направлению, переживающему период своего становления, маркетингу библиотек свойственно отсутствие системности, неоднозначность понятий, терминологическая путаница.
В настоящее время процесс влияние маркетинга на библиотечную деятельность не носит целенаправленного систематического характера, а скорее является результатом инициатив руководителей библиотечных субъектов. Внедрению маркетинговых технологий в библиотечную деятельность способствовало его успешное применение в других некоммерческих отраслях и сферах деятельности экономики. Адаптируя теорию и методологию классического маркетинга, библиотеки могут успешно осуществлять коммуникационную политику, маркетинговое планирование и контроль, анализ рынка библиотечно-информационной продукции и услуг.
В современном библиотечном обслуживании выделяется ряд важных тенденции, которые требуют современного осмысления: функция обслуживания пользователей остается приоритетной; эффективность библиотечного обслуживания зависит от его восприятия как целостной системы; сотрудники библиотек – главный ресурс качественного обслуживания; библиотечный маркетинг сегодня есть концепция творческого управления библиотечной системой. Эффективное общение между библиотечным работником и посетителем библиотеки должно стать стратегией двустороннего маркетингового взаимодействия, и одной из необходимых составляющих успеха библиотечной деятельности. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью обоснования роли библиотечного маркетинга в условиях рыночной системы хозяйствования.
Объект: SMM-технологии.
Предмет: SMM-технологии в продвижении деятельности библиотек.
Цель исследования: определить эффективные SMM-технологии продвижения деятельности библиотек.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать теоретические аспекты использования SMM-технологии;
провести анализ опыта использования SMM-технологии в библиотеках зарубежных стран и Беларуси.
Разработать проект использования SMM-технологии в государственном учреждении «Национальная библиотека Беларуси».
Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез) и специальные (проектирование).
Источниковая база исследования. Степень разработанности проблемы сравнительно невысока. Базовые работы, посвященные PR, принадлежат зарубежным специалистам (Э. Бернейс, С. Блэк, Я. Мейтленд, Э. Явербаум и др.), которые первыми стали осваивать новую научную отрасль. Среди отечественных авторов наиболее весомый вклад в становление PR как научной и учебной дисциплины внесли такие авторы, как М. Горкина, М. Гундарин, А.Д. Кривоносов, Г.Г. Почепцов, Г. JL Тульчинский, В. Челышев, М. А. Шишкина, А. Ульяновский и др. Отдельно необходимо назвать зарубежные исследования, посвященные развитию библиотечного PR и разработке маркетинговых стратегий библиотеки, которые знакомы отечественным специалистам по многочисленным переводам (Б. Барроуз, К.Д.Б. Бейкуэлл, М. Бем-Ляйцбах, П. Борхард, Д.А. Йорк, Б.А. Либергер, Р. Савар).
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты использования SMM-технологий
1.1 SMM-технологии: сущность, этапы, методы
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и их роль в культуре становится все более значимой. Маркетинг в социальных сетях, или SMM, является одним из ключевых инструментов продвижения бренда, привлечения аудитории и увеличения продаж. Для начинающих в области IT, погружение в мир SMM может казаться сложным, но с помощью правильных инструментов и стратегий, вы сможете добиться значительных результатов [19, с. 54].
Основы и базовые принципы SMM (социального медиа-маркетинга):
1. Понимание целевой аудитории.Прежде чем приступить к созданию и ведению аккаунта в социальных сетях, необходимо четко определить свою целевую аудиторию. Это позволит лучше понять, какой контент и взаимодействие будут интересны аудитории, и поможет сосредоточиться на наиболее релевантных платформах.
2. Разработка стратегии: создание эффективной SMM -стратегии – главный аспект в социальных сетях. Стратегия должна определить цели, целевую аудиторию, уникальное предложение бренда, способы взаимодействия с аудиторией, а также план действий для достижения поставленных задач.
3. Качественный контент: Контент – основа SMM . Он должен быть интересным, полезным, релевантным и визуально привлекательным. Разнообразность контента также важна: фотографии, видео, статьи, инфографика, аудиозаписи – все это поможет привлечь и удержать внимание аудитории.
4. Вовлечение аудитории: Взаимодействие с аудиторией - неотъемлемая часть SMM. Ответы на комментарии, задавание вопросов, организация опросов и конкурсов – все это способствует созданию активного и вовлеченного сообщества, что повышает лояльность к бренду.
5. Консистентность и регулярность: Постоянное обновление контента и активность в социальных сетях важны для поддержания интереса аудитории. Регулярность публикаций создает стабильность и помогает удерживать подписчиков.
6. Использование рекламы: Рекламные возможности социальных платформ позволяют маркетологам таргетировать свою аудиторию и достигать конкретных целей. Платная реклама может увеличить охват и привлечь новых пользователей.
7. Анализ и оптимизация: Оценка результатов и анализ эффективности маркетинговых кампаний в социальных сетях помогает определить, что работает, а что можно улучшить. Постоянная оптимизация стратегии на основе полученных данных поможет достигать более высоких результатов.
8. Отслеживание конкурентов: Изучение действий конкурентов в социальных сетях может дать полезные идеи и помочь понять, что можно сделать по-другому, чтобы выделиться на рынке [13, с. 72-73].
SMM – это динамичный и постоянно меняющийся процесс, требующий творческого подхода, адаптивности и постоянного обучения. Правильное использование социальных сетей позволяет маркетологам эффективно привлекать и удерживать аудиторию, строить лояльные отношения с клиентами и увеличивать продажи.
Цели маркетинга в социальных сетях, или SMM, представляют собой ряд стратегических задач, которые бизнес намеревается достичь через активное присутствие в популярных социальных платформах. К ключевым целям SMM относятся:
1. Повышение узнаваемости бренда: Цель SMM - увеличение узнаваемости бренда через повышение осведомленности о компании, логотипе, слоганах и контенте у широкой аудитории. Чем больше пользователей увидят бренд, тем вероятнее они его запомнят и будут рассматривать как потенциального поставщика продуктов или услуг.
2. Увеличение количества подписчиков и активной аудитории: SMM привлекает новых подписчиков в соцсетях, создавая активную аудиторию. Это расширяет потенциальную аудиторию и формирует базу лояльных пользователей, регулярно взаимодействующих с контентом и продукцией.
3. Привлечение трафика на сайт: SMM - мощный источник трафика на сайт. Размещая ссылки на интересный контент с вашего сайта в соцсетях, вы привлекаете заинтересованных пользователей, повышая вероятность превращения их в потенциальных клиентов.
4. Повышение уровня продаж: SMM позволяет создавать эффективные маркетинговые кампании и рекламные материалы, направленные на привлечение новых клиентов и повышение уровня продаж. Привлекая внимание целевой аудитории к вашим товаром или услугам, вы повышаете вероятность их покупки.
5. Вовлечение пользователей через интересный контент – ключевой аспект успешной SMM-стратегии. Эффективный контент привлекает внимание, вызывает интерес и мотивирует пользователей быть активными участниками вашего сообщества в соцсетях [7, с. 110-11].
[...]
Глава 2 Опыт использования SMM-технологии в продвижении деятельности библиотек
2.1 Практика применения инструментов SMM в зарубежных странах
Поддержание имиджа во многом складывается из общего впечатления о сайте, возникающего в первые секунды его посещения при визуальной оценке. Такое утверждение основывается на модели формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности, обоснованной психологом, одним из основоположников поведенческой экономики, и нобелевским лауреатом Д. Канеманом.
Ученый говорит о двух системах мышления и принятия решений, которые движут поведением и выбором людей. Эти системы – система 1 (скрытая) и система 2 (явная), условно – «автопилот» и «пилот». Явная система, «пилот», занимается обработкой и анализом узкой информации (осознанно обрабатывается 5-9 элементов одновременно) основанной на рефлексии. «Автопилот», в свою очередь, задействует восприятие и интуицию и обрабатывает весь поток входящей информации непроизвольно, без осознания со стороны самого человека, и основывается на уже известных ему шаблонах, построенных в ходе имплицитного обучения.
С точки зрения организации продвижения и построения имиджа учреждения – это важно, потому что при посещении сайта помимо того, что непосредственно интересует человека, его «автопилот» независимо анализирует верстку страницы, дизайн, цвета, общее содержание и структуру. «Автопилот» формирует первое представление о новом сайте менее чем через секунду после того, как его открыли, и это первое впечатление сильно воздействует на последующее поведение пользователя. Таким образом, пользователь, привыкший к современным технологиям в веб-дизайне, реализуемым на всех достаточно популярных ресурсах, с большей вероятностью сформирует положительное впечатление о сайте библиотеки, представленном такими же технологиями. И это отношение экстраполируется на библиотеку в целом. Такой сайт для библиотеки «не просто повышает информационную емкость или обеспечивает рекламу конкретных событий, но формирует пространственно-временной континуум культуры, четко определяя место в нем библиотеки, адекватно создавая ее позитивный образ» [28, с. 55].
Усредненный показатель доли библиотек, перешедших на современный веб-дизайн (от общего массива данных изученных библиотек), – 55,57%. Необходимо отметить, что соответствие библиотек региона (%) тому или иному параметру для дальнейшей оценки рассчитывалось не от общего числа рассмотренных библиотек, чтобы избежать доминирования той или иной территории, а от рассмотренных библиотек страны. Так, из исследованных российских библиотек на современный веб-дизайн перешло около 38% учреждений. Усредненный показатель соответствия был выведен в виде среднего значения полученной доли соответствия. Однако распределение неравномерно как по территории, так и по типу библиотек.
Наибольшее число библиотек, перешедших на современный веб-дизайн, – в США, Канаде, Великобритании, Норвегии, Австралии. С большей интенсивностью обновляются библиотеки национального уровня, а также публичные библиотеки. Среди академических и библиотек вузов обновление дизайна более характерно для библиотек вузов, страница которых является частью корпоративного сайта и обновляется вместе с ним (Приложение А).
По странам Европы распределение неравномерно, но приближается к 40–60% библиотек от рассмотренных по стране, что может свидетельствовать о постепенном обновлении сайтов.
Баннерная реклама, обращающая внимание пользователей на отдельные мероприятия и события в библиотеке, предоставление возможности подписаться на новостную рассылку, а также составление пресс- и пост-релизов – достаточно известные рекламные инструменты, имеющие средние показатели 61%, 60% и 80% соответственно. Однако для лучшего понимания ситуации необходимо рассматривать отдельные регионы [31, с. 34].
В исследовании цифрового маркетинга (интернет-маркетинга) применительно к коммерческим фирмам было обнаружено положительное влияние показа медийной рекламы на последующие посещения сайта.
Размещение баннера на главной странице мо жет стать важной составляющей для создания видимости проходящих в библиотеке мероприятий (за счет уже обозначенных особенностей восприятия), даже большей, чем только использование пресс- и пост-релизов. Библиотеки постепенно переходят от теоретического понимания важности баннерной рекламы в вебсреде к ее использованию на сайтах, начиная с Северной, частично Восточной и Западной Европы, а также Австралии. Усредненное значение по обработанному массиву данных составляет 61%. В целом ситуация коррелирует с переходом библиотек к современному вебдизайну: чаще баннерную рекламу используют библиотеки Австралии (100%), стран Северной Америки (70–90%), Северной Европы (в пределах 60–83%) и частично Западной Европы (50–60%), немногим менее – Восточной Европы (40–50%). Необходимо учитывать, что на текущем этапе в исследование не вошли библиотеки Восточной Азии (кроме Японии), Африки и части Южной Америки.
[...]
Глава 3 Использование SMM-технологии в государственном учреждении «Национальная библиотека Беларуси»
3.1 История и общая характеристика деятельности государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси»
Деятельность, направленная на создание главной библиотеки республики, началась еще в первые годы советской власти и выражалась в сборе научной литературы из различных местных источников. Первоначально предполагалось, что это будет узко ограниченное по профилю книгохранилище сугубо национальной и краеведческой литературы. 5 февраля 1921 г. на второй сессии Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) БССР принял решение об ассигновании средств на создание в Минске Центральной белорусской библиотеки (ЦББ). Об этом факте свидетельствует Рэзалюцыя другой сэссыі Цантральнага Выканаўчага камітэту Саветаў Беларусі «Аб узмацненьні работы Камісарыяту Нар. Асьветы на мясцовых мовах», опубликованная на страницах газеты «Савецкая Беларусь» от 5 февраля 1921 года № 28 (138).
На «закладку» библиотеки было выделено 10 млн рублей, из которых 5 млн. предоставлялись на премии составителям лучших учебников на белорусском языке, 2 млн. – в распоряжение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) БССР на выдачу пособий писателям и ученым, которые пишут на местном языке.
В это же время, параллельно с созданием ЦББ, велась работа по открытию главного высшего учебного заведения республики – Белорусского государственного университета (БГУ) и созданию при нем библиотеки. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные документы, ранее уже получившие свое освещение в различных источниках.
Процесс организации библиотечного дела в БГУ частично нашел свое отражение и в протоколе объединенного совещания представителей Совета народных комиссаров БССР и Президиума ЦИК БССР, представителей временного правления БГУ и московской комиссии профессоров и минской пятерки от 17.04.1921, которое было посвящено организационным вопросам по университету.
В результате данного совещания по вопросу комплектования библиотеки университета было решено «…Отправить немедленно вагон в Петроград для перевозки в Минск библиотеки профессора Жуковича. Купить библиотеку профессора Петровского в Казани и принять меры скорейшей ее доставки в Минск. Просить Госиздат об отпуске для Бел. Университета всех изданных им и вновь издаваемых книг…».
18 апреля 1921 года Президиумом ЦИК Советов Беларуси было принято решение об открытии в г. Минске Белорусского государственного университета.
В ноябре 1921 г. Правление БГУ предложило Иосифу Бенциановичу Симановскому, который на тот момент уже являлся директором библиотеки университета, разработать проект соглашения с Академическим центром Наркомпроса БССР об объединении библиотеки Белорусского государственного университета и Белорусской государственной библиотеки. Предложение Правления было поддержано Академическим центром и в декабре 1921 года на основе двух библиотек была создана Белорусская государственная библиотека, которая обслуживала как студентов и преподавателей университета, так и сотрудников госаппарата, и широкую публику.
Организационные работы по перемещению фонда библиотеки университета в здание Государственной библиотеки (Юбилейный дом по ул. Захарьевской) отражены в протоколе заседания Правления БГУ от 21 декабря 1921 года.
К концу апреля 1922 года закончилось оборудование объединенной библиотеки в Юбилейном доме и 1 мая она была торжественно открыта. В течение месяца сюда была окончательно перевезена и расставлена литература из Университетской библиотеки.
Национальная библиотека Беларуси (НББ) была основана Постановлением Совета Народных Комиссаров БССР от 15 сентября 1922 г. как Белорусская государственная и университетская библиотека. Она входила в состав Белорусского государственного университета (БГУ), но исполняла все функции главной библиотеки республики. Первым директором библиотеки стал Иосиф Бенцианович Симановский, возглавлявший ее почти 40 лет.
На момент открытия фонды библиотеки насчитывали всего 60 тыс. экземпляров, которыми пользовались 1,1 тыс. человек. Первым собственным зданием библиотеки стал Юбилейный дом на Захарьевской улице (сегодня это проспект Независимости). Но уже в 1926 г. 5,5 тыс. читателей могли воспользоваться 300-тысячным фондом, представлявшим собой крупнейшее универсальное библиотечное собрание по всем отраслям знаний и в первую очередь по белорусоведческой тематике.
[...]
Заключение
1 SMM (Social Media Marketing) – это комплекс действий, которые направлены на привлечение внимания к бренду или продукту через социальные сети. Принципиальная особенность SMM состоит в том, что он работает на перспективу, так или иначе формируя позитивный образ бренда в глазах аудитории. Маркетинг в сфере культуры − это система разработки, производства, сбыта товаров и предоставления услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов потребителей и максимизация их взаимной удовлетворенности. Усиление конкуренции в сфере предоставления продуктов и услуг в области культуры, сокращение финансирования культурной сферы из-за постоянного дефицита бюджета определяют целесообразность использования новых инновационных подходов к управлению организациями сферы культуры, одним из которых является маркетинговый подход. Маркетинг – это процесс планирования и осуществления программ, направленных на создание, построение и поддержание отношений взаимовыгодного обмена с целевыми аудиториями для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей. Как показывает опыт стран с развитой социальной сферой, значение маркетинга в деятельности организаций, оказывающих услуги в области культуры, неуклонно возрастает, что объясняется целым рядом причин, среди которых: расширение объема оказываемых услуг в области культуры; большое разнообразие услуг сферы культуры; усложнение задач, решаемых в сфере культуры; интенсификации информационных потоков между государственными и негосударственными организациями, оказывающими услуги, с одной стороны, и потребителями этих услуг – с другой; усложнением структуры потребностей клиентов и ростом их запросов, предъявляемых к организациям сферы культуры. Маркетинг в социально-культурной сфере обладает специфическими особенностями, которые трансформируют весь комплекс маркетинга и оказывают серьезное влияние на выбор технологий маркетинга, а именно: во многом некоммерческий характер деятельности организаций, предоставляющих социокультурные услуги; активное вмешательство, контроль и финансирование государством организаций, предоставляющих социокультурные услуги, а так же пристальное внимание общественности к качеству и количеству предоставляемых услуг в сфере культуры; при планировании и реализации продуктов и услуг в сфере культуры основной акцент делается на получение максимального социального эффекта; многозначность целей социально-культурной деятельности и возможность их расширения; продукты и услуги в области культуры удовлетворяют все виды потребностей человека – от обыденной культуры, которая сосредоточена на нижних ступенях иерархии потребностей, до высших ступеней потребности человека; рост числа и степени конкуренции среди потенциальных участников, желающих получить возможность формировать социально-культурные услуги; конкуренция между организациями и творческими личностями с целью привлечения клиентов (зрителей) на получение социально-культурных услуг; внерыночное давление на потенциальные возможности организации в оказании платных услуг.
2 Наибольшее число библиотек, перешедших на современный веб-дизайн, – в США, Канаде, Великобритании, Норвегии, Австралии. С большей интенсивностью обновляются библиотеки национального уровня, а также публичные библиотеки. Среди академических и библиотек вузов обновление дизайна более характерно для библиотек вузов, страница которых является частью корпоративного сайта и обновляется вместе с ним. Тенденция представления ссылок на социальные сети на главных страницах библиотечных сайтов показывает, что практически вся Европа, США и Канада, Австралия достаточно полно представлены в социальных сетях, значительно хуже – страны Латинской Америки и Южной Азии. Внедрение современных информационных технологий в Республике Беларусь остается приоритетным в работе библиотек УВО и осуществляется по всем направлениям их деятельности. Большое внимание уделяется развитию и обновлению компьютерной и коммуникационной базы: приобретаются и модернизируются ПК, принтеры, сканеры и т. п., активно внедряется сетевое беспроводное оборудование для подключения личных, самых разнообразных гаджетов пользователей; совокупный компьютерный парк библиотек УВО РБ по состоянию на 01.01.2012 г. составил 2 264 компьютера, из них установлено для пользователей – 1 271 и для работников библиотек – 993; к сожалению, из-за финансовых трудностей многие УВО не в состоянии своевременно обновлять компьютерную базу, и поэтому во многих библиотеках имеется большое количество морально устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям сегодняшнего дня. Базовым элементом в автоматизации библиотек УВО РБ является автоматизированная библиотечно-информационная система.
3 Национальная библиотека Беларуси, возглавляя систему библиотек страны, является хранительницей мощного информационного ресурса. Формируя его, она оперативно реагирует на требования времени, обеспечивая удовлетворение универсальных информационных запросов пользователей в интересах развития отечественной науки, экономики, производства, культурной и духовной сферы. Приоритетная задача Национальной библиотеки – создание условий для формирования интеллектуального потенциала нации.
[...]
1 Андреева, Н.Е. Маркетинговое планирование библиографической деятельности библиотек / Н.Е. Андреева // Научные и технические библиотеки. –1997.– № 2. – С. 34–37.
2 Арзуханов, А.С. О маркетинговой ориентации в деятельности библиотечно-информационных систем / А.С. Арзуханов // Научно-техническая информация. – 1991.– № 6. – С. 22–24.
3 Архипова, Т.С. Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности США (по материалам зарубежной печати) / Т.С. Архипова // Научные и технические библиотеки. – 1992.– № 4. – С. 41–44.
4 Архипова, Т.С. Особенности маркетинга в библиотечно-информационном обслуживании / Т.С. Архипова // Экономические аспекты библиотечно- информационной деятельности: сб. науч. тр. / ГПНТБ России. – С. 76–79
5 Ашервуд, Б. Азбука общения, или Public relations библиотеки / Пер. с англ. – М.: Либерея, 1995.– 176 с.
6 Ашервуд, Б. Видимая библиотека: практ. рук. по паблик рилейшнз (связям с общественностью) для работников публ. б-к / Пер. с англ.; Информкультура. – ДОР. – Сер. III. – 1992. – Вып. 4–5. – 51 с.
7 Багрова, И.Ю. Библиотечный менеджмент: управление качеством работы библиотеки: сводный реферат по материалам зарубежной печати / И.Ю. Багрова //Мир библиотек сегодня. – 1997.– Вып. 1. – С. 11–17.
8 Барроуз, Б. Маркетинг в библиотечном обслуживании и информационный менеджмент / Б. Барроуз //Библиотечно-информационный менеджмент: Сб. переводов /ГПНТБ России; Сост. и пер. К. М. Ключникова. – М., 1994.– С. 67–76.
9 Барсуков, Д.П. Маркетинг: учебное пособие / Д. П. Барсуков, С. А. Фатова. СПб.: СПбГИКиТ, 2015. – 162 с.
10 Бейкуэлл, К. Управление библиотечными и информационными службами, ориентированными на пользователя: [Реф.] / Рос. гос. б-ка; Информкультура. – М., 1997. – 118 с.
11 Голубева, А. Н. Библиотека в современном информационном пространстве / А. Н. Голубева // Цифровое пространство библиотеки как среда интеллектуального развития личности: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 22–23 мая 2019 года / Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области, Сахалинская областная универсальная научная библиотека ; редактор-составитель Д. А. Ускова. – Южно-Сахалинск, 2019. – С. 42–45.
12 Гурцкая, Б Т. Продвижение продуктов с помощью smm / Б. Т. Гурцкая, П. А. Меренкова // Ехо. – 2020. – №1. – С. 294–303.
13 Гушул, Ю.В. Сервис-ориентированные технологии библиотечно-библиографического обслуживания и поддержки чтения поколения Z / Ю. В. Гушул, Е. В. Тесля // Вестник культуры и искусств: научный журнал / Челябинский государственный институт культуры. – Челябинск, 2018. – № 3. – С. 54–63.
14 Дворовенко, О.В. Библиотеки в системе виртуального маркетинга / О.В. Дворовенко // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры / редактор А. Ю. Русаков. – Санкт-Петербург, 2015. – Т. 212. – С. 66–68.
15 Кикоть, Д.П. Библиотек мобильное зерцало, или Показания к смартфонному обхождению / Д.П. Кикоть // Современная библиотека. –2019. – № 4. – С. 20–23.
16 Кисленко, И.Ю. Социальный маркетинг как инструмент технологизации социокультурного пространства / И.Ю. Кисленко // Теория и практика современной науки. – 2015. – №2. – С. 109–114.
17 Лизунова, И.В. Социальные медиа как интерактивная цифровая среда популяризации книги и чтения / И. В. Лизунова // Книга: Сибирь – Евразия: труды I Международного научного конгресса, Новосибирск, 01–03 сентября 2016 г. / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук». – Новосибирск, 2016. – С. 92–108.
18 Макарова, А.Е. Сложности использования SMM-маркетинга / А.Е. Макарова // Вестник науки. – 2019. – №10. – С. 18–20.
19 Маркетинг медиаиндустрии: учебник / Е. А. Байков [и др.]; под общ. ред. А. Д. Евменова. – СПб.: СПбГИКиТ, 2019. – 440 с.
20 Миронова, О.А. Технологии и эффективные инструменты smm-продвижения (на примере instagram) / О.А. Миронова // Вестник РГЭУ РИНХ. – 2021. – №1. – С. 21–25.
21 Михайлова, Е.В. Университетская библиотека в медиапространстве: позиционирование и продвижение / Е. В. Михайлова // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; редактор А. К. Дубленных. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. – Выпуск 14. – С. 114–119.
22 Никитина, О.О. Тренды smm-продвижения и их влияние на решения бизнеса / О.О. Никитина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2020. – №4. – С. 71–76.
23 Пантелеева, Т.А. SMM как ключевой инструмент продвижения в современных рыночных условиях / Т.А. Пантелеева // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2017. – №4. – С. 231–238.
24 Провоторова, К.А. Особенности маркетинговых технологий в организациях социально-культурной сферы / К.А. Провоторова, Ю.О. Пылаева // Наука и перспективы. – 2016. – № 3. – С. 65–69.
25 Сибрук, Дж. Культура маркетинга. Маркетинг культуры / Дж. Сибрук. – М.: Литагент «Ад маргинем», 2012. – 205 с.
26 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. – 528 с.
27 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. – СПб.: Лань, 2009. – 381 с.
28 Чабанюк, О.В. Современные тенденции развития маркетинга в России и зарубежных странах / О. В. Чабанюк, Е. Н. Мышепуд // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2020. – №4. – С. 53–62.
29 Чернов, А.С. Маркетинговая парадигма развития социально-культурной деятельности / А.С. Чернов // Вестник ТГУ. – 2012. – № 5. – С. 34–39
30 Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: учебное пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2010. – 324 c.
31 Шнайдер, К.В. Специфика применения smm-технологий в России / К.В. Шнайдер // Инновации и инвестиции. – 2022. – №8. – С. 32–38.
32 Шталь, Т.В. SMM как современные технологии маркетинга / Т.В. Шталь // БИ. – 2019. – №12. – С. 67–73.
33 Ярцева, М.Ю. Библиотека в социальных медиа / М. Ю. Ярцева, Н. А. Туранина // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Белгород, 8 февраля 2019 г. / Белгородский государственный институт искусств и культуры ; ответственные19 редакторы Ю. В. Бовкунова, С. Н. Зенин, А. А. Шакмаков, М. Е. Мережко. – Белгород, 2019. – Том 4. – С. 213–214.