УНИВЕРБЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диплом
на тему: «УНИВЕРБЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»
по дисциплине: «Русский язык»
2017
251.00 BYN
УНИВЕРБЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Русский язык
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОНДЕНСАТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Взгляды лингвистов на сущность универбатов как языковых единиц
1.2 Универбация как продуктивный способ словообразования
ГЛАВА 2 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ДЕРИВАТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНО СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 23
2.1. Словообразовательная структура семантических конденсатов русского языка
2.1.1. Производящая база при деривации семантических конденсатов русского языка
2.1.2. Словообразовательный формант при деривации семантических конденсатов русского языка
2.2. Функционально-стилистические особенности семантических дериватов русского языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Любое явление в мире постоянно развивается, изменяется, находится в движении, в том числе и язык. С одной стороны, некоторые слова в языке устаревают, переходя в разряд неактивной лексики; с другой стороны, постоянно появляется потребность в наименованиях новых понятий или предметов, более экономичных и экспрессивных в своих языковых средствах. Реализация такой потребности в новых наименованиях осуществляется в языке различными способами, в частности образованием новых слов на основе уже существующих, более развернутых наименований.
Общую тенденцию в развитии русского языка на современном этапе можно определить, как установление диктата речевой стихии. Эта тенденция проявляется в процессе использования единиц всех уровней языковой системы во всех сферах межличностного и социального общения, происходит «обращение к живому функционированию языка», «прагматизация лингвистических исследований», являющаяся следствием стремления «учитывать «человеческий фактор» в речевой деятельности» [6, с. 10]. Наиболее активно отмеченная тенденция действует на словообразовательном уровне. Тем более что порождение нового слова (акт словопроизводства) происходит в процессе речевой деятельности, как и порождение любой другой единицы языковой системы (В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Ф. де Соссюр, М.М. Бахтин, Т.Г. Винокур, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, и др.), осуществляется в соответствии с ее законами, носит деятельностный характер.
Установление носителем языка связи между предметами реальной действительности может быть выражено на синтаксическом уровне, с помощью предикативной единицы – предложения. При этом, как отмечает Н.Д. Арутюнова [3, с. 21], субъект – это предмет реальной действительности, предикат – сам говорящий, его отношение к субъекту: Человек работает. Однако носитель языка может обозначить отношения между двумя предметами в реальной действительности, тогда предикат – характер отношений между этими предметами: Человек работает в бюджетной сфере (человек – бюджетная сфера). И в первом, и во втором случае та же мысль, те же отношения могут быть выражены без использования предикативной единицы, более кратким способом – с помощью словообразовательной модели: рабочий, бюджетник.
Синтаксис и словообразование взаимосвязаны, и ряд известных ученых-лингвистов, таких, как Е.Л. Гинзбург, И.Г. Милославский, И.С. Торопцев, Т.А. Тулина, И.С. Улуханов, И.А. Устименко и др. указывают на это. Так, И.Г.
ГЛАВА 1 СЕМАНТИЧЕСКИЕ КОНДЕНСАТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1 Взгляды лингвистов на сущность универбатов как языковых единиц
Термин «универбация» впервые был употреблен К. Бругманном в 1904 г. для обозначения звуковых единиц, «возникших на основе словосочетаний внешне цельнооформленных, но не обладающих содержательной изолированностью» [28, с. 3]. О.С. Ахмановой в работе 1957 г. отмечает синонимичный ряд типа голландка – голландская печь, карболка – карболовая кислота, кредитка – кредитный билет, ночлежка – ночлежный дом, помойка – помойная яма [3, с. 33].
Впервые как предмет обучения термин «универбаты» используется в работе Т.Д. Соколовской «Категория нормативности во вторичных наименованиях сокращенного типа», где представлена следующая дефиниция: это «однословные наименования, производные от опорного атрибута с помощью наиболее употребительного суффикса -к (а), сохраняющие стилевую связь со сферой своего появления (с разговорной речью), а также синонимическую связь с производящими сложными наименованиями" [31, с. 23]. Наиболее полное определение универбации приводится в энциклопедии «Русский язык»: «Универбация (от лат. Unus – один и verbum - слово) – компрессивное словообразование – образование слова на базе словосочетания, которому оно синонимично… используется не для обозначения словом нового понятия, а для однословного обозначения понятия, уже имеющего в языке устойчивое наименование, но неоднословное… Наиболее употребителен в этой функции суффикс – к (а). Основной объект суффиксальной универбации – определительные словосочетания, в которых определительное слово опускается, а к основе определяющего слова присоединяется тот или иной суффикс» [29, с. 277]. Для обозначения данного явления используется несколько терминов: универбация (Е.А. Земская, Л.И. Осипова), семантическая компрессия (В.В. Лопатин), включение (Н.А. Янко-Триницкая), семантическая конденсация (Цао Юэхуа).
Определение Н.А. Янко-Триницкой представляет широкое понимание рассматриваемого явления: в нем не указывается производящая база, словообразовательный формант, обращается внимание лишь на особенности семантики рассматриваемых единиц.
ГЛАВА 2 СЕМАНТИЧЕСКИЕ ДЕРИВАТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
2.1. Словообразовательная структура семантических конденсатов русского языка
2.1.1. Производящая база при деривации семантических конденсатов русского языка
Словообразовательная структура – это формально-семантическое отношение производного слова к производящему, выражаемое формантом. При анализе словообразовательной структуры производных слов значимым является характеристика мотиватора, производящей базы, словообразовательного форманта и реализуемых им словообразовательных значений.
Проанализируем деривационную структуру исследуемых нами слов с учетом названных аспектов.
Как известно, при универбации в качестве мотиватора выступают словосочетания. В качестве производящей базы при этом обычно используется не все словосочетание, а лишь основа одного слова. Как правило, выбирается компонент, в котором содержится основная информация. Чаще всего это прилагательное.
И.А. Устименко так объясняет механизм создания универбатов: «Создатель слова, осознав новые знания, полученные им при анализе реальной действительности, действует по общеязыковой словопроизводственной модели. Он, получив в качестве исходной единицы фразеосочетание, прибегает к мотивировке всем содержанием, но в качестве производящего выбирает не все словосочетание (тогда следовало бы прибегнуть к основосложению, сложению с сокращением основ или к аббревиации: заработная плата – зарплата, государственное хозяйство – госхоз и т. п.), а только один компонент фразеосочетания и меняет способ словообразования, прибегая к суффиксации. В этом и состоит основная особенность создания семантического конденсата, он создается по ненормативному участку словопроизводственной модели: нефтяная промышленность – нефтянка; социальная служба – социалка; пищевая промышленность – пищевка» [33, с. 7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тенденция к экономии языковых средств является одной из наиболее мощных тенденций, проявляющихся в разных языках мира. Быстрый темп жизни, возрастающая потребность в массовой номинации вызывает к жизни новые обозначения тех или иных реалий, которые порой представляют многословные сочетания информативного характера. Отсюда возникает один из видов компрессивного словообразования – универбация.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Универбация характеризуется конденсацией семантики в одном слове, утратой формальной расчлененности в процессе возникновения однолексемной дефиниции из предшествующего ей словосочетания. Усечение атрибутивных словосочетаний способствует появлению универбов. При типичной для словосочетаний редукции определяемого компонента с предметным значением несокращенная часть «вбирает» в себя семантику всего прототипа. Анализируя различные варианты слов, образованных на базе словосочетания путем усечения опорного компонента, можно прийти к выводу, что причины возникновения подобных образований связаны как лингвистическими, так и экстралингвистическими факторами.
Стереотипные ситуации, отражающиеся в сознании, кодируются мозгом в виде образов, картин, схем. Образование универба представляет собой реализацию ментального механизма компрессии, суть которого заключается в сворачивании компонентов смысла, ставших достаточно освоенными, стереотипными, до определенной лексемы, информационно значимой. Концепты оперативной памяти позволяют отразить в психике человека языковую картину мира, окружающую действительность.
Универбы представляют собой характеристику социального статуса человека, поскольку появляются в разговорной, непринужденной речи групп лиц, объединенных общностью интересов, стремящихся обособиться, поддержать друг друга. К тому же развитие в области промышленности, экономики, науки способствует появлению новых предметов, требующих точных экономичных названий. Многословные номинации под действием закона экономии языковых усилий преобразуются в универбы – семантически емкие, но «укороченные» языковые единицы. Универбы отличаются от неоднословных наименований не только разговорным характером, краткостью формы, сконденсированной семантикой.
1. Акунеева, Д.В. Маршрутка, зачетка, социалка. Наименования с формантом -ка / Д.В. Акунеева // Русская речь. – 2009. – № 3. – С. 32–35.
2. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология и паремиология / Н.Ф. Алифиренко. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 344 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 895 с.
4. Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии / О.С. Ахманова. – М.: Учпедгиз, 1957. – 296 с.
5. Белоусова, Т.П. Фразеологическая универбация в современном русском языке / Т.П. Белоусова. – Каменец-Подольский, 2010. – 248 с.
6. Булыгина, Т.В. Вступительная статья / Т.В. Булыгина, А.А. Леонтьев // Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. – М.: Прогресс, 2000. – С. 1–41.
7. Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка / К. Бюлер. – М.: Прогресс, 2000. – 528 с.
8. Валгина, Н.С. Активные процессы в словообразовании / Н.С. Валгина // Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов. – М. : Логос, 2001. – С. 130 – 149.
9. Ван, Ян. Универбация как продуктивный способ словообразования / Я. Ван // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота. – 2015. – № 11(53). – C. 51–56.
10. Гафарова, Р.И. Продуктивные и непродуктивные суффиксы универбатов русского языка / Р.И. Гафарова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. – 2010. – Т. 23 (62). – № 3. – С. 127–135.
11. Гинзбург, Е.Л. Словообразование и синтаксис / Е.Л. Гинзбург. ˗ М. : Наука, 1979. ˗ 264 с.
12. Глотова, И.П. К вопросу об универбации (о функционально-стилевом и общелитературном употреблении) / И.П. Глотова // Вопросы стилистики. – Саратов, 1977. – Вып. 12. – С. 3–17.
13. Гудилова, С.В. Реализация закона речевой экономии на примере универбации / С.В. Гудилова // Русский литературный язык в контексте современности: мат-лы II Всероссийской науч.-метод. конф. с междунар. участием (Ульяновск, 19–21 октября 2011 г.) / под ред. В.Н. Артамонова. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – С. 23–28.
14. Дьячок, Н.В. Модели модификации номинатем типа «словосочетание + универб» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://litmisto.org.ua/?p=9084. – Дата доступа: 05.01.2016.
15. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 636 с.
16. Земская, Е.А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ в. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.Грамота/mag-new.html? id=49/05.11/2016. – Дата доступа: 02.03.2016.
17. Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства / Е.А. Земская // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). – М.: 1996. – 216 с.
18. Земская, Е.А. Словообразовательный тип / Е.А. Земская // Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 292–337.
19. Костомаров, В.Г. Активные процессы в словообразовании / В.Г. Костомаров // Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – СПб: Златоуст, 1999. – С. 208–245.
20. Лексика разговорной речи в системе функциональных стилей современного русского литературного языка / ред. О.Б. Сиротинина. – М. : Лань, 2003. – 256 с.
21. Лопатин, В.В. Русская словообразовательная морфемика / В.В. Лопатин. – М. : Наука, 1977. – 260 с.
22. Лопатин, В.В. Универбация / В.В. Лопатин // Русский язык. Энциклопедия. – М.: Дрофа, 1997. – 577 с.
23. Милославский, И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза / И.Г. Милославский. – М.: МГУ, 1980. – 296 с.
24. Николаев Г.А. Универбаты и субстантивы в истории русского словообразования / Г.А. Николаев // Творба речи и ньени ресурси у словенским iезицима: зборник радова СА четрнаесте международне научне конференци’е. ˗ Белград : Филлологичный факултет, 2012. ˗ С. 245–254.
25. Новицка, Б. Об универбатах с формантом -ка / Б. Новицка // Studia Rossica Posnaniensia. – 2010.– № 35. – С. 177–181.
26. Осипова, Л.И. Активные процессы в современном русском словообразовании (Суффиксальная универбация и усечение) / Л.И. Осипова. – М.: Прометей, 1994. – 117 с.
27. Рацибурская, Л.В. Особенности новообразований в современных средствах массовой информации / Л.В. Рацибурская. – М.: 1989. – 328 с.
28. Русская грамматика / Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – 564 с.
29. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Дрофа, 1997. – 577 с.
30. Серебренников, Б.А. Общее языкознание / Б.А. Серебренников // Территориальная и социальная дифференциация языка. – М.: Наука, 1970. – 820 с.
31. Соколовская, Т.Д. Категория нормативности во вторичных наименованиях сокращенного типа: автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.01. / Т.Д. Соколовская. – М., 2001.-37с.
32. Соколовская, Т.Д. Нормативные сокращения в современном русском языке / Т.Д. Соколовская. – М. Наука, 2000. – 420 с.
33. Устименко, И.А. Причины полимотивированности семантических конденсатов / И.А. Устименко [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://albooking.net/book_170_glava_100_I.A._Ustimenko._Belgorod._PRIC.html. – Дата доступа: 12.03.2016.
34. Устименко, И.А. Словарь семантических конденсатов русского языка. Лексико-словообразовательный / И.А. Устименко. – Воронеж-Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2004. – 271 с.
35. Цао Юэхуа. Разговорная речь в газетной публицистике / Цао Юэхуа // Русская речь. – 2003. – № 5. – С. 71–76.
36. Шмелев, Д.Н. Избранные труды по русскому языку / Д.Н. Шмелев. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 888 с.
37. Языковая номинация: Виды наименований / отв. ред. Б.А. Серебренников и А.А. Уфимцева. – М.: Наука, 1977. – 359 с.
38. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. – М.: Индрик, 2001. – 504 с.
39. Dokulil, M. Tvoření slov v češtině I. Teorie odvozování slov v češtině / Dokulil. ˗ Praha 1962. – 326 s.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты