Ликвидация организации в Республике Беларусь и ее правовое регулирование
ГГТУ им.П.О.Сухого (Гомельский государственный технический университет)
Диплом
на тему: «Ликвидация организации в Республике Беларусь и ее правовое регулирование»
по дисциплине: «Гражданское право»
2017
251.00 BYN
Ликвидация организации в Республике Беларусь и ее правовое регулирование
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Гражданское право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
Заявление о ликвидации юридического лица
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Экономическая сущность ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь
1.2 Анализ современного состояния процесса ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь
1.3 Зарубежный опыт ликвидации организации (предприятия)
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников)
2.2 Ликвидация юридического лица по решению регистрирующего органа и суда
2.3 Особенности банкротства юридического лица
2.4 Защита прав кредиторов при ликвидации
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование экономики в условиях рынка, изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – все это наряду с другими факторами неизбежно влечет значительное оживление гражданского оборота, в котором юридические лица и, в частности, осуществляющие коммерческую деятельность, играют определяющую роль.
Рыночный механизм – это в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица. Даже в максимально благоприятных экономических условиях «жизнь» организации не длится вечно, иными словами, субъект предпринимательской деятельности рано или поздно может быть ликвидирован в добровольном либо принудительном порядке.
В отличие от физического лица, для которого рождение и уход из жизни – естественный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица требует выполнения определенной, установленной законом процедуры.
Актуальность настоящей дипломной работы связана с тем, что в нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в Республике Беларусь, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм, вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает особую значимость.
Регулярно меняющееся законодательство и, как следствие, отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему прекращения деятельности юридических лиц в полном объеме, а также наличие некоторых недостатков в правовом регулировании, и, как следствие, проблемы его практического применения, делают изучаемую тематику особенно актуальной. Поэтому
ГЛАВА 1 ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Экономическая сущность ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь
Прежде чем перейти к рассмотрению экономической сущности ликвидации организации (предприятия), рассмотрим что же в данном случае понимается под организацией (предприятием).
Говоря о ликвидации организации (предприятия) следует обратиться к п. 1 ст. 132 ГК, где дано определение понятия «предприятие». Так, предприятие как объект прав – это имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли [1].
Предпринимательская деятельность – это основной вид хозяйственной деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность субъектов хозяйствования, осуществляемая ими на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [22, с.28].
Основной признак предпринимательской деятельности это систематическое получение прибыли, а условие ее осуществления – государственная регистрация ее участников в качестве субъектов предпринимательской деятельности [25].
Нередко предпринимательская деятельность именуется как бизнес, где все деловые отношения связаны непосредственно с производством продукции, товаров, услуг и ее движением в сфере обращения и потребления. Однако понятие «бизнес» намного шире понятия «предприятие».
С экономической точки зрения организация (предприятие) – это самостоятельный субъект хозяйствования как имущественный комплекс, который создан в соответствии с законодательством для производства продукции (услуг), обладает правами юридического лица и осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность на свой риск и под свою
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников)
Согласно п. 2 ст. 57 ГК, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) конкретного юридического лица, а именно по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной [1].
Порядок ликвидации организаций определен в ст. 59 ГК, где содержатся общие правила проведения ликвидации: этапы, их последовательность и некоторые условия выполнения, начиная с момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) и на протяжении всего срока ее действия:
- ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Помимо публикации ликвидационная комиссия принимает и все иные возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;
- после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Этот баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица;
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В результате проведенного исследования вопросов ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь можно отметить следующие пробелы в правовом регулировании такой ликвидации.
Итак, во-первых, несколько не логичным является, на наш взгляд, установление такого основания для ликвидации субъекта хозяйствования, как достижение цели, ради которой он был создан. Для создания и существования коммерческой организации целью является извлечение прибыли, а также, хоть это и не столь существенно, по критерию цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Таким образом, достижение цели, ради которой создана коммерческая организация, никак не может быть основанием для ее ликвидации, поскольку уже является: а) основной причиной существования; б) главным отличительным признаком. Возможно, под «достижением цели» в данном случае следует понимать наступление определенного события, и тогда обстоятельства, подпадающие под этот критерий, будут подчиняться общим правилам о сроках в гражданском праве.
Норма пп. 1 п. 2 ст. 57 ГК [1] также содержит такие основания, как истечение срока, на который создано лицо и признание судом регистрации недействительной. Надо понимать, что судебное решение о признании регистрации недействительной, не содержит требования (решения) о ликвидации, но делает принятие такого решения обязательным для собственника. Это является важным моментом, т.к. субъектом, принявшим решение о ликвидации также производится назначение ликвидатора (формирование ликвидационной комиссии) и в том случае, когда собственнику (учредителю) дальнейшая судьба имущества не безразлична, он имеет возможность инициировать и провести ликвидацию самостоятельно.
Нормы законодательства, посвященные порядку образования и регистрации организаций не содержат ограничений сроков осуществления деятельности. Такие сроки могут быть установлены учредительными документами – к примеру, срочным может быть договор о совместной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью дипломного исследования являлся анализ правового регулирования ликвидации организации в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрена сущность ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь;
- проанализировано современное состояние процесса ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь;
- рассмотрен зарубежный опыт ликвидации организации (предприятия);
- рассмотрена ликвидация юридических лиц по решению учредителей (участников);
- рассмотрена ликвидация юридических лиц по решению регистрирующего органа и суда;
- выявлены особенности банкротства юридического лица;
- дана характеристика защиты прав кредиторов при ликвидации;
- определены пути совершенствования законодательства при ликвидации организации (предприятия) в Республике Беларусь.
Ликвидация – это форма прекращения деятельности юридического лица, которая представляет собой процедуру, цель которой состоит в прекращении правосубъектности юридического лица без перехода прав и обязанностей такого юридического лица к иным лицам в порядке правопреемства.
Экономическая сущность ликвидации организации (предприятия) состоит в полном прекращении хозяйственной деятельности такого юридического лица посредством завершения производственной деятельности. Ликвидированное юридическое лицо перестает быть субъектом хозяйствования, исчезая из рынка предоставления товаров и услуг.
Ликвидация организации (предприятия) может быть осуществлена лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательством, а также лишь посредством определенной процедуры, установленной законом.
Статистика показывает, что в 2015 году было ликвидировано все 9 779 юридических лиц, при этом наибольшее их число было ликвидировано в Г. Минск. Основная сфера деятельности ликвидируемых организаций (предприятий) – торговля (3 918 юридических лиц).
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 7 декабря 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 19 декабря 2002 г., № 166-З : принят Палатой представителей 15 июня 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 декабря 2002 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.10.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 декабря 1998 г., № 219-З : принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
4. О бухгалтерском учете и отчетности : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 57-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 268-З. – 2/2266.
5. Об обращениях граждан и юридических лиц : Закон Респ. Беларусь, 18 июл. 2011 г., № 300-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 306-З. – 2/2304.
6. Об экономической несостоятельности (банкротстве) : Закон Респ. Беларусь, 13 июл. 2012 г., № 415-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 104-З. – 2/2102.
7. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 : в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 28.02.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 38. – 1/16901.
9. О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 15 апр. 2009 г., № 469 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
10. О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 22 дек. 2006 г., № 18 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
11. Об открытии банковских счетов [Электронный ресурс] : постановление Правления Национального банка Респ. Беларусь, 3 апр. 2009 г., № 40 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
12. Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 30 нояб. 2007 г., № 180 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
13. Гражданский кодекс Германии 1896 года [Электронный ресурс] / Pravo.ua. – Режим доступа: drjv.org. – Дата доступа: 08.04.2017.
14. Гражданский кодекс Китая 1991 года [Электронный ресурс] / Законодательство Китая. – Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/civil_law. – Дата доступа: 08.04.2017.
15. Гражданский кодекс Республики Казахстан 1994 года [Электронный ресурс] / Информационные системы Параграф. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061. – Дата доступа: 08.04.2017.
16. Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств [Электронный ресурс] / Информационная правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. – Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002198_. – Дата доступа: 08.04.2017.
17. Гражданский кодекс Украины 2003 года [Электронный ресурс] / Pravo.ua. – Режим доступа: http://pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/biblioteka/civil-pravo/grazhdanskoe-pravo-ukrainy-uchebnik-dzera-v. – Дата доступа: 08.04.2017.
18. Закон КНР «О банкротстве предприятий» 2006 года [Электронный ресурс] / Законодательство Китая. – Режим доступа: http://chinalawinfo.ru/economic_law/law_enterprise_bankruptcy. – Дата доступа: 08.04.2017.
19. Авдеев, В. В. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник / В. В. Авдеев, А. В. Ананько, В. А. Витушко. – Минск : Книжный дом, 2004. – 365 с.
20. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В. А. Белов. – М. : Высшая школа, 2005. – 349 с.
21. Вабищевич, С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь / С. С. Вабищевич. – Минск : Молодежное, 2003. – 436 с.
22. Годунин, О. Р. Хозяйственное право : учебное пособие для студентов вузов юридических специальностей / О. Р. Годунов. – Минск : БГУ, 2000. – 114 с.
23. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 688 с.
24. Гражданское право : учебник. В 3 т. / А. В. Каравай [и др.]; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск : Амалфея, 2008. – Т. 1. – 864 с.
25. Краткий конспект лекций по хозяйственному праву [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkmog.by/docs/logist/konsprct_xoz.pdf. – Дата доступа: 08.04.2017.
26. Куницкая, О. М. Хозяйственное право : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов / О. М. Куницкая, О. А. Мазур. – Барановичи : РИО БарГУ, 2008. – 200 с.
27. Попондопуло, В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник / В. Ф. Попондуполо. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2008. - 800 с.
28. Мухачев, И. Ю. Понятие несостоятельности и банкротства / И. Ю. Мухачев, А. А. Пахаруков // Вестник Иркутской государственной экономической академии – 1999. – № 3. – С. 91–96.
29. Северин, Д. Добровольная ликвидация или как повернуть процесс вспять, если вы рассчитались с долгами / Д. Северин // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. – 2007. – № 21. – С. 15.
30. Смольский, А. Банкротство как общественный институт: возникновение, развитие и особенности функционирования / А. Смольский // Эковест. – 2003. – № 3–4. – С. 601–620.
31. Смольский, А. П. Причины банкротства и развитие кризисных явлений на предприятии / А. П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 5.
32. Смольский, А. П. Совершенствование правового регулирования банкротства в Республике Беларусь / А. П. Смольский // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск : [б. и.], 2016.
33. Филипчик, Р. И. Некоторые вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц / Р. И. Филипчик // Бюллетень нормативно-правовой информации. – 2003. – № 22. – С. 19–25.
34. Черновалов, А. В. Институт банкротства в Республике Беларусь : история возникновения и проблемы развития / А. В. Черновалов // Белорусский экономический журнал. – 2005. – № 1. – С.102–112.
35. Черновалов, А. В. Прогнозирование экономической несостоятельности действующих предприятий / А. В. Черновалов, А. А. Шевчук // ЭКОВЕСТ. – 2004. – № 1. – С. 15–17.
36. Швед, Ю. Банкротство / Ю. Швед // Бухгалтер.by. – 2010. – № 9.
37. Швед, Ю. Этапы процедуры банкротства должника. Этап 1. Защитный период / Ю. Швед // Бухгалтер.by. – 2010. – № 10.
38. Швед, Ю. Этапы процедуры банкротства должника. Этап 2. Конкурсное производство / Ю. Швед // Бухгалтер.by. – 2010. – № 10.
39. Юн, Г. Б. Конкурсное производство : учебно-практическое пособие / Г. Б. Юн, Ю. А. Воронова, В. В. Григорьев // Академия народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. – М. : Дело. – 2004. – 432 с.
40. Самофалов, В. Н. Признание сделок недействительными по специальным основаниям, предусмотренным законодательством о банкротстве / В. Н. Самофалов // Судебный Вестник Плюс : экономическое правосудие. – 2016. – № 4. – С. 24–30.
41. В 2015 году количество ликвидированных юридических лиц выросло на 21,2 % [Электронный ресурс] / Бизнес новости. – Режим доступа: http://doingbusiness.by/likvidaciyaregistraciya. – Дата доступа: 08.04.2017.
42. Статистические данные о деятельности судов общей юрисдикции за 2016 год [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа : http://www.court.gov.by/justice_RB/statistics/. – Дата доступа : 30.04.2017.
43. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/. – Дата доступа: 08.04.2017.
44. Экономическая несостоятельность (банкротство) [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/zakonodatelstvo/ekonomichesk aya_nesosotoyatelnost. – Дата доступа: 08.04.2017.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
В работе также имеется следующее приложение:
Заявление о ликвидации юридического лица
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты