Современная политика Туркменистана в области туризма: анализ, проблемы, перспективы развития.
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Современная политика Туркменистана в области туризма: анализ, проблемы, перспективы развития.»
по дисциплине: «Экономика туристической индустрии»
2017
251.00 BYN
Современная политика Туркменистана в области туризма: анализ, проблемы, перспективы развития.
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Экономика туристической индустрии
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеются следующие приложения:
Природные объекты Койтендага, рекомендуемые для придания им статуса «Памятник природы Туркменистана»
Карта туристической зоны Аваза
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Сущность и значение государственной политики в области туризма
1.1 Основные теоретико-методологические понятия в области регулирования туристической деятельности
1.2 Разработка и реализация государственной политики в области туризма в условиях глобализации
1.3 Международный опыт государственного регулирования туристической индустрии
Глава 2 Современное состояние государственной политики Туркменистана в области туризма
2.1 Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в туризме
2.3 Органы управления туризмом в Туркменистане
2.3 Законодательные основы и ресурсная база формирования национального туристического продукта Туркменистана
Глава 3 Пути совершенствования государственной политики Туркменистана в области туризма
3.1 Современное состояние туристической индустрии Туркменистана в XXI веке
3.2 Актуальные вопросы развития туризма в Туркменистане
3.3 Деятельность по продвижению национального туристского продукта на внутреннем и международных рынках
3.4 Анализ перспектив развития туризма в Туркменистане
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Туркменистане настало время политологического осмысления развития туристической сферы и турбизнеса как объекта и субъекта политического процесса и как экономического фактора, влияющего на принятие решений. В таком качестве турбизнес не только формирует политические способы, методы и, средства развития туризма в стране, но и содействует (хотя и косвенным образом) решению некоторых политических и экономических задач, стоящих перед государством. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, тем, что на современном этапе, характеризующемся некой стабилизацией экономического и социального развития общества, а также формирующимися политическими возможностями участия различных субъектов социального действия в политическом процессе, турбизнес начинает работать на изменение институциональной структуры, действующей в туристической сфере и оказывающей значимое влияние на ее развитие.
В сфере туризма в последнее десятилетие происходят существенные изменения, отражающие те серьезные процессы социально-экономических и политических преобразований, которые разворачиваются в туркменском обществе. Туризм стал отраслью, весьма привлекательной для предпринимательства. Туристический бизнес в нашей стране находится в стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. Совершенствуется туристическая инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается и новая система государственного регулирования туристической деятельности. Возникают новые подходы к формированию государственной политики в сфере туризма, само его развитие постепенно становится приоритетной национальной задачей. Туризм может стать самой динамичной областью экономики и, что немаловажно, потянуть за собой развитие и других сфер - транспорта, связи, сферы услуг. Кроме того, развитие туризма - это огромный рынок новых рабочих мест.
Государственная политика в сфере туризма пока еще не стала предметом серьезных политологических исследований, но настало время, однозначно требующее привлечь внимание к этой теме, представить научное осмысление происходящих процессов. Политологической тема является и потому, что в сфере туризма тесно переплетены интересы развития культуры, транспорта, занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса, охраны окружающей среды, поддержания безопасности, укрепления международных отношений, представители которых тесно взаимодействуют сегодня не только друг с другом, но и с властными органами всех уровней.
Глава 1 Сущность и значение государственной политики в области туризма
1.1 Основные теоретико-методологические понятия в области регулирования туристической деятельности
Государственная политика в сфере туризма, ее цели, методы и средства их достижения не могут быть поняты без соответствующего определения понятий, включающих в себя туризм или туристическую сферу как отрасль экономики, туристический бизнес, его политическую и экономическую роль, государственную политику в туристической сфере. Их определение произведено на основе уже существующих в научной литературе и нормативных документах подходах.
Туризм как понятие отражает множество аспектов. В настоящее время в научной- литературе не сложилось его единого универсального определения. Многоплановость этого явления нашла отражение в противоречивости различных определений туризма как «одного из видов активного отдыха», «большой экономической системы с разнообразными связями», «особого рода межличностной деятельности».
Одно из первых определений туризма было дано австрийским экономистом Германом фон Шуллардом в 1910-м году. Он определил его как «общую сумму действий, в основном экономической сущности, имеющих непосредственное отношение к въезду, проживанию и передвижению иностранцев внутри и за пределами определенного государства, города или региона». Хунцикер и Крапф в 1942-м году определили туризм, как «совокупность отношений и событий, возникающих при приезде и проживании иностранцев, при условии, что проживание не предполагает получения гражданства и не связано с деятельностью, направленной на получение прибыли». В 1976-м году Английское общество по туризму дало следующее определение: «Туризм - это временное, краткосрочное передвижение людей к цели, удаленной от мест их обычного проживания и работы, а также их деятельность во время проживания в местах назначения».
В Гаагской декларации по туризму (1989) «туризм определяется как «вид деятельности, имеющей важнейшее значение для жизни людей современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени и основное средство межличностных связей, а также политических, экономических и культурных контактов».
Особый интерес представляет определение, которое было сформулировано в так называемой Манильской декларации по мировому туризму, принятой Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле в 1980 году.
Глава 2 Современное состояние государственной политики Туркменистана в области туризма
2.1 Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в туризме
В контексте политики Президента Туркменистана делается многое, чтобы превратить Туркменистан в международный туристический центр. По прежним караванным тропам прокладываются стальные и магистральные пути, и Великий шелковый путь возрождается на новой основе. Интенсивному развитию туризма в Туркменистане способствуют строящиеся современные автомагистрали Ашхабад-Туркменбаши, Ашхабад-Туркменабат, Ашхабад-Дашогуз, аэровокзальные комплексы и современные отели международного класса в столице, в велаятских центрах и городах.
Вопросы регулирования туризма в Туркменистане освещены в различных законах, Положениях и Инструкциях в области туризма. К таковым относятся:
- Закон Туркменистана «О туризме» № 107-IV от 10.05.2010 г.;
- Указ президента Туркменистана «О лицензировании туристической деятельности в Туркменистане» №202-III от 25 июня 2008 года;
- Программа развития туризма в Туркменистане на 2012-2016 гг.;
- Программа развития туризма в Туркменистане на 2011-2020 гг.;
- Положение о порядке выдачи государственных лицензий на осуществление туристической деятельности в Туркменистане;
- Положение о порядке организации выездного туризма в Туркменистане;
- Постановление Президента Туркменистана от 24 июля 2007 года №8855 "О национальной туристической зоне "Аваза".
Главенствующим правовым документом в данной области является Закон Туркменистана «О туризме», который определяет большинство правил о регулировании въездного и выездного туризма в Туркменистане, определяет порядок организации туров и закрепляет правила деятельности туристических фирм на территории Туркменистана [37, с.12].
Вопросы государственного регулирования в сфере туризма оговорены в статьях 10-16 Закона Туркменистана «О туризме» от 10 мая 2010 года [2, с. 206]. Статья 11 данного Закона перечисляет имеющиеся принципы государственного регулирования в сфере туризма в Туркменистане.
К таким принципам относятся следующие принципы:
- содействие туристической деятельности и создание благоприятных условий для развития международного и внутреннего туризма;
- развитие индустрии туризма как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Туркменистана;
- формирование представления о Туркменистане как о стране, благоприятной для развития туризма.
Глава 3 Пути совершенствования государственной политики Туркменистана в области туризма
3.1 Современное состояние туристической индустрии Туркменистана в XXI веке
Туркменистан известен во всем мире как родина древних цивилизаций, оставивших нам в наследие богатые культурные традиции. Перекрестком “семи дорог света” называли наш край, который являлся важным отрезком Великого шелкового пути. Архитектурные памятники Древнего Мерва, Куняургенча, Нисы, Дехистана, Абиверда и других вызывают исключительный интерес у туристов.
Памятники Древнего Мерва, Куняургенча и Нисы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Туркменистан, по территории которого некогда проходил Великий Шелковый путь, на протяжении веков связывающий Запад и Восток, Европу и Азию, можно без преувеличения назвать музеем под открытым небом. Анау, Алтындепе, Гургандж, Машат-Мисриан, Серахс, Гонурдепе, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО Древний Мерв, Куняургенч, Ниса и сотни других древних памятников свидетельствуют об огромном вкладе туркменского народа в сокровищницу мировой цивилизации, поражают воображение историков и археологов.
Туркменистан известен своими природными зонами: Каракумы – одна из величайших пустынь мира, бескрайние воды Каспийского моря, живописные горы Копетдага, пещеры Койтендага, целебные воды озер и источников Ков Ата, Арчмана, Моллакара. Туркменистан страна со строгим визовым режимом.
В рассматриваемый период развитию туризма создавало некоторые неудобства то обстоятельство, что еще в 1999 году Туркменистан заявил о своем выходе из Соглашения о безвизовом передвижении граждан СНГ по территории его участников. В начале XXI века Туркменистан вел проработку вопросов, связанных с созданием новой консульско-визовой системы взаимодействия со странами Содружества, основанной на общепринятых международных нор¬мах и стандартах. Надо сказать, что Туркменистан заранее проинформировал партнеров по СНГ о своем намерении и этот вопрос проходил в процессе согласования на двуутороннем уровне [44, с.6]
Как заявили в МИД республики, принимая данное решение, Туркменистан продемонстрировал четкое следование принципам, по которым не делит государства на ближнее и дальнее зарубежье, настаивая на их одинаковой важности в качестве партнеров. Инициатива Туркменистана о выходе из Соглашения о безвизовом передвижении впервые прозвучала в рамках прошедшего в феврале 1999 года Совета министров иностранных дел стран СНГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования реализована цель и последовательно решены все задачи. На основании изложенного материала можно сделать выводы:
1. Туристская политика — это общая политика государства, направленная на реализацию и систематизацию мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического и иного характера, которая ведется государственными органами в целях организации условий для успешного функционирования туристской отрасли, индустрии и туризма в целом. Туристская политика государства содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития, а также определяет и поддерживает приоритетные направления в сфере туризма. Это определяет содержание мер государственной политики в области туризма, делая их инклюзивными. Во многих странах туризм играет лидирующую роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.
2. В условиях глобализации возникают новые особенности развития туризма, усиливается глобально-рыночное регулирование отрасли. Это приводит к снижению цен на услуги, а также росту количества туристических поездок. Все это должно учитываться и найти отражение в государственной политике в области туризма, которая должна приобрести новый формат и содержание. Все мероприятия государственной политики в области туризма необходимо разрабатывать на основе глобального подхода. Содержание государственного регулирования развития туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство при проведении этой политики. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.
3. В некоторых странах государственная политика в сфере туризма зачастую не выделяется, а интегрируется в политику других секторов экономики, например, в производственную политику, политику платежного баланса и т.д. Однако при таком подходе неизбежно теряется целевая направленность регулирования развития туризма. Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.
1. Аваза – жемчужина туризма. / Под ред. Б. Ораздурдыева. – А., 2013. – 170с.
2. Аверин, А. Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2006. – 231с.
3. Акиниязов, С. По маршруту великого шелкового пути / С. Акинязов // Туризм – 2016. - № 2. – С. 26-27.
4. Акопян, М. Международный опыт регулирования въездного туризма // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2016. — № 4. – С.38-47.
5. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2011. – 304с.
6. Александрова, А. Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. — М.: Пресс- Соло, 2012. – 109с.
7. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
8. Ашхабад в книге рекордов Гиннеса. / Под ред. О. Бяшимова – А., 2013 – 103с.
9. Байрамалиева, М. Новые грани старой Нисы: живая связь времен / М. Байрамалиева // Туризм. – 2015. - № 6. – С.18-24.
10. Байриева, А. Сокровищ нет дороже / А. Байриева // Туркменистан. – 2016. - № 1. – С. 45-47.
11. Бакиева, Г. Ашхабад – 2017 – спортивная столица Азии Г. Бакиева // Туризм. – 2013. - № 6. – С. 10-14.
12. Бенько Е. В. Направления и методы государст¬венного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе / Е. В. Бенько // Экономические науки. - 2011. - № 1. - С. 218-222.
13. Бессонова В. Б. Государственная политика в сфе¬ре туризма: правовой аспект [Электронный ре¬сурс] / В. Б. Бессонова. - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/bessonova.htm.
14. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. — М.: СПб., 2011. – 214с.
15. Бушмакин, А. Примечательные уголки пустыни Каракумы / А. Бушмакин // Экологическая культура и охрана окружающей среды. – 2013. - № 3. – С. 41-43.
16. Воронин А. Н. Теоретические и методические ас¬пекты совершенствования государственного ре¬гулирования туризма в регионах / А. Н. Воронин, К. Э. Сухенко // Проблемы современной экономи¬ки. - 2007. - № 3(23). - С. 380-383.
17. Гараев, Ш. Экономико-правовая база регулирования деятельности туристической индустрии/ Ш. Гараев // Экономика золотого века. – 2015. - № 5. – С. 35-39.
18. Гарлыев А. Всемирная туристская организация ООН поддерживает Национальную стратегию Туркменистана в области туризма / А. Гарлыев // Туризм. – 2015. - № 4. – С.31-33.
19. Гуламов, Т. Койтендагский «портал»: путешествие по следам динозавров / Т. Гуламов // Туризм. – 2013. - № 6. – С. 27-31.
20. Гуляев, В. Г. Основы туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М: Нолидж, 2006. – 309с.
21. Гурбангельдыев, Д. Природные памятники Балканского велаята Туркменистана как объекты туризма / Д. Гурбангельдыев // Экологическая культура и охрана окружающей среды. – 2013. - № 4. – С. 70-74.
22. Довлетова, М. Национальная туристическая зона «Аваза»: курортный кластер расширяет инфраструктуру/ М. Довлетова // Туризм. – 2014. - № 1. – С. 1-6.
23. Дурдыев А. М. Аваза – национальная туристическая зона – А., 2009. – 68с.
24. Дурдыев С. Традиции добрососедства // Туркменистан. – 2014. - № 1 – С. 38-41.
25. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: Учеб пособ. / А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Мн: Экономпресс, 2008. – 196с.
26. Забавцева М. Н. Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принци¬пы и методы / М. Н. Забавцева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 2. - С. 89-98.
27. Закон Туркменистана «О туризме» // Ведомости Меджлиса Туркменистана. – 2010. - № 2. – С. 206 – 249.
28. Ильина, Е. Я. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Я Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 137с.
29. Кабушкин, Я. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2011. – 124с.
30. Какалыева, Г. Маркетинг: гостеприимство и туризм / Г. Какалыева// Экономика золотого века. – 2014. - № 8. – С. 23-26.
31. Калинина, Л. Е. Принципы государственного управления в сфере туризма / Л. Е. Калинина // Право и экономика. - 2016. - № 12. - С. 86-92.
32. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 280с.
33. Кипендорф, Е. Теория и практика туристического маркетинга: Учебник / Е. Кипендорф. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 185с.
34. Клейнер, Г.Б. Эволюция институциональных систем / Г.Б. Клейнер. - М.: Наука, 2014. - С. 239-252.
35. Комаров, В. В целях охраны исторических мест и памятников / В.В. Комаров // Туризм. – 2016. - № 1. – С.19-21.
36. Коткин Е. Карелия хлебосольная республика, и мы всегда, рады гостям / Е. Коткин // Туризм и отдых. - 2017. - № 2. – С. 34-47.
37. Мамедниязов, А. Национальная туристическая индустрия и динамика перемен /А.Мамедниязов // Туризм. – 2013. - № 6. – С. 4-9.
38. Мурадов, Р. Ниса как историко-культурный заповедник/ Р. Мурадов // Туризм. – 2016. - № 3. – С. 28-35.
39. Нурыев, А. Столица гостеприимства // Туркменистан. – 2015. - №1. – С. 46-49.
40. Оразов А. «Аваза»: элитный комфорт - новое прочтение традиций гостеприимства // Туризм. – 2013. - № 5. – С. 36-37.
41. Пириев Б. Каракумы – край развития туризма / Б. Пириев // Экологическая культура и охрана окружающей среды. – 2013. - №3. – С. 32-34.
42. Положение о порядке выдачи государственных лицензий на осуществление туристической деятельности в Туркменистане // Собрание актов и постановлений Президента Туркменистана. – 1994. - № 9. – С.79-82.
43. Положение о порядке организации выездного туризма в Туркменистане // Собрание актов и постановлений Президента Туркменистана. – 1999. - № 5. – С. 35-40.
44. Программа развития туризма в Туркменистане на 2011-2020 гг. // Собрание актов и постановлений Президента Туркменистана. – 2010. - № 11. – С. 38-48.
45. Программа развития туризма в Туркменистане на 2012-2016 гг. // Собрание актов и постановлений Президента Туркменистана – 2010. - № 10 – С. 98-114.
46. Рауткина, Л. В. Построение эффективной структу¬ры государственной власти по управлению разви¬тием туристской отрасли / Л. В. Рауткина // Ре¬гиональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 39. - С. 44-53.
47. Указ президента Туркменистана «О лицензировании туристической деятельности в Туркменистане // Собрание актов и постановлений Президента Туркменистана – 1994. - № 9 – С.78.
48. Ханкулиев Т. Спорт и путешествия: новый тренд международного туризма в Туркменистане / Т. Ханкулиев // Туризм. – 2014. - № 2. – С. 9-12.
49. Чарлыева, О. Актуальность инновационной модернизации туристической отрасли / О. Чарлыева // Экономика золотого века. – 2015. - № 1. – С. 25-31.
50. Чолуков, С. Некоторые вопросы развития туризма в Туркменистане и оценки его эффективности / С. Чолуков // Экономика золотого века. – 2010. - № 2. – С. 30-33.
51. Чолуков, С. Проблемы повышения уровня туристических услуг в Туркменистане до международных стандартов // Наука и техника в Туркменистане – 2008 - № 5 – С. 13-16.
52. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2005. - 184с.
53. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 264с.
54. Щупак, В. Деловые связи интегрируются в индустрию гостеприимства / В. Щупак // Туризм. – 2014. - № 2. – С. 1-5.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 70.
В работе также имеются следующие приложения:
Природные объекты Койтендага, рекомендуемые для придания им статуса «Памятник природы Туркменистана»
Карта туристической зоны Аваза
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты