РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
БГАС (Белорусская государственная академия связи)
Диплом
на тему: «РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»
по дисциплине: «Маркетинг»
2018
251.00 BYN
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Маркетинг
Организация: ДЯТЛОВСКОЕ, РУП ЖКХ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы продвижения услуг
1.1 Сущность и характеристика услуг
1.2 Сущность продвижения. Элементы комплекса продвижения
1.3 Этапы разработки комплекса продвижения
1.4 Оценка эффективности продвижения услуг
2 Анализ среды маркетинговой деятельности Дятловского РУП ЖКХ
2.1 Характеристика Дятловского РУП ЖКХ
2.2 Организация маркетинговой деятельности на предприятии
2.3 Классификация услуг, оказываемых Дятловским РУП ЖКХ
2.4 Анализ доходов от жилищно-коммунальных услуг Дятловского РУП ЖКХ
2.5 Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) Дятловского РУП ЖКХ
2.7 Анализ внешней среды предприятия
2.7.1 Анализ основных групп потребителей
2.7.2. Анализ основных конкурентов Дятловского РУП ЖКХ
3 Разработка мероприятий по продвижению дополнительной услуги «Мастер на час»
3.1 Разработка программы продвижения дополнительной услуги Дятловского РУП ЖКХ «Мастер на час»
3.2 Выбор комплекса продвижения услуги «Мастер на час»
3.3 Расчет экономической эффективности рекламной кампании
4 Охрана труда
4.1 Организация системы управления охраной труда в Дятловском РУП ЖКХ
Основные законодательные и нормативные акты, положенные в основу СУОТ
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов
4.3 Организационные, технологические и иные решения по устранению опасных и вредных факторов
4.4 Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса
4.5 Выводы и предложения по совершенствованию мероприятий по охране труда
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Сфера услуг является одной из самых перспективных и развивающихся в экономике. Она охватывает широкий спектр деятельности: от транспорта, туризма, информационных, услуг ЖКХ, издательских услуг до финансирования и посредничества различного вида.
Сфера услуг в большинстве развитых стран занимает доминирующее положение. По мере насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. Товары и услуги часто производятся и продаются как единое целое. Многие услуги становятся неотъемлемой частью производства товаров.
Все более широкое использование в деятельности отечественных предприятий принципов и приемов маркетинга приводит к тому, что предприятия испытывают возрастающую потребность информировать о своей продукции и убеждать потребителя отдать предпочтение именно его продукции, услугам. Эти вопросы решаются в рамках одного из элементов маркетинга - продвижении товаров и услуг, в основе которого лежит развитие маркетинговых коммуникаций.
Маркетинговые коммуникации, благодаря которым осуществляется связь между предприятием и ее существующими и потенциальными потребителями, нередко принимают весьма творческие формы. В современной предельно конкурентной среде эффективные коммуникации представляют собой жизненно важный элемент маркетинговой стратегии любого предприятия, поскольку именно благодаря им новые потребители проходят через все этапы процесса принятия решения о покупке и именно они помогают укрепить предпочтение существующих покупателей к конкретной торговой марке продукта.
Продвижение — это комплекс мероприятий направленных на увеличение спроса на товар или услугу, так же продвижение может преследовать цели популяризации организации, товара или услуги.
Тема продвижения услуг особенно актуальна в современных рыночных условиях жесткой конкуренции. Продвижение услуг помогает увеличить объем продаж, что в свою очередь увеличит прибыль предприятия. Продвижение услуг на рынок в условиях конкурентной среды требует разработки комплекса информационных, организационных и экономических мероприятий.
При продвижении услуг широко используется такой способ продвижения как реклама. Если используется реклама, значит, возникает вопрос оценки ее эффективности, что является очень распространенной проблемой для многих предприятий. Оценка эффективности рекламы необходима для того, чтобы определить, разумно ли затрачены средства на рекламную кампанию, а также для того, чтобы рационально планировать рекламные бюджеты в будущем и таким образом снизить затраты и повысить окупаемость рекламных кампаний.
Объектом исследования данной дипломной работы выступает Дятловское районное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства.
Предметом исследования является дополнительная платная услуга «Мастер на час».
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по продвижению дополнительной платной услуги «Мастер на час».
Задачи дипломной работы:
- проанализировать методические основы продвижения услуг;
- рассмотреть способы оценки эффективности продвижения услуг;
- дать характеристику деятельности предприятия;
- рассмотреть виды и описание услуг, предоставляемых предприятием;
- провести анализ основных показателей деятельности предприятия;
- разработать мероприятия по продвижению услуги;
- провести оценку эффективности предложенного мероприятия по продвижению услуги.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ УСЛУГ
Под продвижением продукта понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта(услуги) до потенциальных потребителей и стимулирования желания его купить. Роль продвижения заключается в налаживании коммуникаций с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых и косвенных средств, с целью обеспечения продаж продуктов(услуг) организациям. Современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов с посредниками, клиентами, с различными общественными организациями и слоями [1].
1.1 Сущность и характеристика услуг
Услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по су¬ти своей является неосязаемой и не приводит к пере¬даче собственности.
Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и определения особенностей маркетинга в этой специфической сфере.
Сегодня известны и широко применяются следующие характеристики услуг как товара: неосязаемость, неотделимость, непостоянство, несохраняемость и отсутствие собственности.
Неосязаемость. Неосязаемость услуги означает, что ее нельзя проде¬монстрировать, т.е. до покупки услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать.
Неосязаемость вызывает проблемы, как у покупателя, так и у продавца услуги. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до момента приобретения, а иногда даже и после. Покупатель вынужден верить.
Продавец может лишь описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги. Хотя бывают услуги, когда клиент не может оценить преимущества и после их получения. Неосязаемый характер услуг затрудняет ценообразование и продвижение услуг на рынок. При оказании услуг предприятия сталкиваются со следующими сложностями, связанными с неосязаемостью услуги: сложно показать клиентам услугу, еще сложнее объяснить, за что клиенты платят деньги.
Меры необходимые для укрепления доверия клиента: повышение осязаемости услуг (отзывы бывших клиентов, предоставление гарантий, привлечения к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость), улучшение внешнего вида предприятия - создает общее впечатление у клиентов, необходимо обратить внимание клиентов на выгоды от предоставления услуг [2].
Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, тогда как товар в материальном виде существует независимо от присутствия его источника. Оказать услугу можно только тогда, когда наступает заказ или появляется клиент. Некоторые специалисты считают, что это самый главный фактор, который делает услугу действительно услугой и отличает ее от товара.
Неразрывность потребления и производства услуг создает особую форму "потребительного производства". При этом потребитель заранее оплачивает стоимость услуги, прежде, чем получает возможность для оценки уровня удовлетворения совей потребности. Это вызывает необходимость укрепления доверия потребителей к производителю услуг.
Невозможность потребления услуги без производителя накладывает ограничения на развитие сбытовой деятельности. Сбытовые подразделения в сфере услуг на практике смыкаются с отделами рекламы и пропаганды, а их функции сводятся к стимулированию сбыта услуг в различных потребительных сегментах.
Включение покупателя в процесс производства услуги означает, что продавец должен проявить заботу о том, что производить и как. Последняя задача особенно важна. То, как персонал предприятия поведет себя, продавая и демонстрируя свои услуги, будет зависеть вероятность того, что клиент вернется еще не раз. Поэтому очень важен правильный отбор и обучение персонала [2].
Непостоянство качества. Изменчивость исполнения услуг является неизбежным последствием одновременности производства и потребления услуг, а также того, что составным элементом услуги являются люди.
Для уменьшения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Чаще всего это связано с квалификацией работника, слабой тренировкой и обучением персонала, отсутствием конкуренции в данной сфере, недостатком информации и коммуникации. Другой очень важный источник изменчивости услуг - это, конечно, сам покупатель, его уникальность. Это объясняет степень индивидуализации услуги в соответствии с требованиями покупателя.
2 АНАЛИЗ СРЕДЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЯТЛОВСКОГО РУП ЖКХ
2.1 Характеристика Дятловского РУП ЖКХ
Дятловское районное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства является государственным предприятием, относящимся к коммунальной форме собственности районного уровня и входит в систему жилищно-коммунального хозяйства области. Предприятие в своей деятельности подчиняется районному исполнительному комитету и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и Уставом Предприятия, законодательными актами Республики Беларусь, а также локальными нормативно-правовыми актами.
Филиалов и представительств у Дятловского РУП ЖКХ, как на территории Республики Беларусь, так за рубежом нет. Предприятие не является учредителем (участником) каких-либо хозяйственных общественных товариществ.
Продукция, по которой предприятие включено в Государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Дятловского района:
- услуги водоснабжения;
- услуги теплоснабжения;
- услуги водоотведения;
- услуги бань;
- услуги санитарной очистки.
В состав Дятловского РУП ЖКХ входят следующие участки:
- Участок водоснабжения и водоотведения, который обслуживает 43 артскважины, в том числе в сельской местности 20 шт.; 99,5 км. водопроводных сетей, в том числе 25,8 км. в сельской местности; имеются 3 станции обезжелезивания воды производительностью 5400 м3/сутки. Протяженность обслуживаемых канализационных сетей составляет 59,1 км. На балансе РУП ЖКХ находятся 8 канализационно-насосных станций, установленной пропускной способностью сточных вод 8184 м3/ сутки, 8 очистных сооружений –2210 м3/сутки и два поля фильтрации -1200 м3/сутки.
- Участок отопительных котельных и тепловых сетей, который обслуживает 26 котельных, из них на МВТ- 8, газовых – 9, смешанных -9. Суммарная мощность котельных 89,6 Гкал/час. Протяженность обслуживаемых тепловых сетей 45,8 км.
- Участок жилфонда обслуживает 4500 квартир общей площадью 280,4 тыс. кв.м. Эксплуатация жилищного фонда ведется согласно норм и правил содержания жилых домов, утвержденных Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
- Участок транспорта и саночистки, который насчитывает 54 единицы автотракторной техники. Участок обеспечивает выполнение транспортных, погрузочно-разгрузочных работ по заявкам структурных подразделений, работ по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, вывозу жидких отходов, работ по санитарной уборке города, а в зимнее время – очистку улиц и тротуаров от снега, посыпку их пескосолевой смесью.
- Гостиница «Липичанка» 3 категории имеет 23 номера единовременной вместимостью 40 человек.
- Банное хозяйство. На балансе РУП ЖКХ имеются 3 бани и банно-оздоровительный комбинат. Единовременна вместимость -115 помывочных мест.
- Участок благоустройства обслуживает 85,3 км улиц, в том числе с усовершенствованным покрытием 39,1 км или 52% (стандарт 60,0%).
Дятловское районное унитарное предприятие включает в себя следующие структурные подразделения: жилищно- эксплуатационные участки(ЖЭУ) г.Дятлово, г.п. Новоельня. г.п. Козловщина, п. Гезгалы, участок водопровода и канализации (ВиК), участок отопительных котельных и тепловых сетей (ОКиТС), дорожно-эксплуатационный участок, участок транспорта, участок санитарной очистки и участок аварийно-восстановительных работ(АВР), гостиница, бани (структура организации Приложение А).
Предметом деятельности предприятия является текущее содержание и ремонт жилищного фонда, благоустройства и объектов коммунально-бытового назначения, оказание коммунальных услуг.
Главной целью деятельности является увеличение объемов и повышение качества оказываемых работ и услуг, получение максимальной прибыли за счет оптимизации затрат, модернизации и совершенствовании производства, развития системы управления предприятием, а также освоение рынка дополнительных платных услуг.
Основными задачами, поставленными перед предприятием, являются: повсеместное снижение затрат, экономия топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов при одновременном обеспечении качества предоставляемых населению услуг и повышении производительности труда.
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «МАСТЕР НА ЧАС»
3.1 Разработка программы продвижения дополнительной услуги Дятловского РУП ЖКХ «Мастер на час»
Согласно методике, изложенной в подпункте 1.3 первого раздела дипломной работы, разработаем план продвижения для услуги «Мастер на час» Дятловского РУП ЖКХ.
Постановка целей продвижения
Учитывая стадию жизненного цикла товара (стадия роста), цели продвижения будут следующие:
- стимулирование сбыта;
- сохранение намерений дальнейшего использования;
- выполнение плана маркетинга.
Продвижение воздействует на такие ступени иерархии как убеждение и покупка. Следовательно, наиболее действенными способами реализации продвижения будут являться реклама на радио, средствах массовой информации, размещение на квитанциях ЖКУ.
Дятловское РУП ЖКХ ведет активную сбытовую политику, с каждым годом наращивает свою клиентскую базу, увеличивает свою долю рынка, направляет свои усилия для удержания клиентов, установление долгосрочных отношений. Но ведь следует понимать, что нельзя постоянно увеличивать количество потребителей. Необходимо осуществлять стимулирующее воздействие и на действующих потребителей. Цели продвижения на Дятловском РУП ЖКХ полностью соответствуют стратегическим целям компании в целом. Выполнение бизнес- плана – это один из основных показателей эффективности работы предприятия. Также это стимул для работников, инструмент мотивации персонала. Как правило, на предприятии ежемесячно выделяются определенные суммы на премирование лучших работников. А это своего рода стимулирование сбыта за счет принятия мер по стимулированию специалистов.
Подготовительные мероприятия
План мероприятий рассчитан на жителей города Дятлово и Дятловского района. Городское население составляет большую часть пользователей услуг ЖКХ. Численность городского населения -10.1 тыс.чел., сельского населения 13,2 тыс. чел. Так как объектом продвижения является услуга «Мастер на час» т.е. услуга ЖКХ, следует учитывать некоторые особенности, такие, как отсутствие материальной формы, одновременность процессов производства и потребления, целостность системы предоставления услуги.
Предприятие Дятловского РУП ЖКХ выступает как самостоятельный бренд с четко сформированной стратегией, которое имеет положительные имидж в глазах потребителей. Что касается жизненного цикла этой услуги, то она находится на стадии роста. На этой стадии эффективными инструментами продвижения являются реклама, стимулирование сбыта. Именно этим видам продвижения будет уделено наибольшее внимание при разработке программы мероприятий.
Что касается финансового вопроса, то для выбранных мероприятий требуется вложение денежных средств и трудовых ресурсов.
Определение целевой аудитории
Потребители — важнейшая составляющая внешней среды маркетинга. Знание конкретных желаний потребителей, их стремлений и надежд позволяет предприятию разрабатывать четкие программы действий. На уровне микросреды представляется целесообразным выделить такие слои потребителей, как население, организации, индивидуальные предприниматели. Именно правильно поставленная работа среди потенциальных потребителей позволяет наращивать абонентскую базу, а, следовательно, и доходы предприятия.
Потенциальный рынок услуг ЖКХ все жители Республики Беларусь.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого контролируется внешние по отношению к предприятию факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Исследование этих факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды предприятия.
Профиль потребителей услуг ЖКХ, предоставляемых Дятловского РУП ЖКХ, может быть составлен по следующим характеристикам:
- Дятловское РУП ЖКХ работает в городе Дятлово и Дятловском районе, следовательно, потребителями услуг ЖКХ являются жители города Дятлово и Дятловского района;
- что касается демографических характеристик потребителя услуг, то – это люди различных возрастов, причем, не зависимо от пола;
- по социально-психологическим характеристикам - это люди с различным положением в обществе, с различным стилем поведения, вкусом, привычками и т.п. Мы не можем выделять потребителей по их отношению к услугам, так как услуги ЖКХ есть в каждом доме и в каждой квартире, и каждый житель, сам того не замечая, уже является пользователем услуг ЖКХ.
4 ОХРАНА ТРУДА
4.1 Организация системы управления охраной труда в Дятловском РУП ЖКХ
Основным направлением политики в области охраны труда в Дятловском РУП ЖКХ является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников перед результатом хозяйственной деятельности.
Система управления охраной труда (СУОТ) устанавливает единые требования к организации безопасности труда и регламентирует:
- единый порядок управления охраной труда и промышленной безопасностью в соответствии с действующим законодательством, достижениями науки и техники и отраслевыми особенностями;
- создание здоровых и безопасных условий труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- совершенствование структуры управления охраной труда в Дятловском РУП ЖКХ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь по охране труда и нормативными актами государственных органов надзора и контроля.
Система управления охраной труда, базирующаяся на комплексных подходах к обеспечению безопасности, здоровья и благоприятных условий труда работников, приобретает особое значение в условиях повышения социальной значимости и направленности деятельности. Целью функционирования СУОТ является контроль и минимизация влияния потенциальных опасных и вредных факторов технологических процессов, оборудования и устройств на обслуживающий персонал, население и окружающую среду. Никакие соображения экономического, технического или иного плана не могут быть приняты во внимание, если они противоречат интересам обеспечения безопасности людей и окружающей среды.
Под системой управления охраной труда в Дятловском РУП ЖКХ понимается часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью. Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда.
Основные законодательные и нормативные акты, положенные в основу СУОТ:
- Конституция Республики Беларусь.
- Закон об охране труда Республики Беларусь от 26.06.2013.
- Трудовой Кодекс Республики Беларусь.
- Постановление Министерства Труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2006 № 132 «Об утверждении рекомендаций по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства».
- Постановление Совета Министра Республики Беларусь от 22 февраля 2008г № 253 « Об аттестации рабочих мест по условиям труда».
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 185 « Об утверждении Рекомендаций по оценке работ по охране труда при разработке организациями систем управления охраной труда и подготовке их к сертификации».
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г. № 136 « Об утверждении Межотраслевой типовой инструкции по охране труда для работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы»
- Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33 «О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников».
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 марта 2006 г. № 38 об утверждения перечня «Виды работ с вредными или опасными условиями».
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 ноября 2004 г. № 138 «Об утверждении Межотраслевой типовой инструкции по охране труда при работе с персональным компьютером».
- OHSAS 18001:2007 - Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.
Цели внедрения требований стандартов организациями:
- разработать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента ОH&S;
- внедрить официальную процедуру, обеспечивающую сокращение рисков для здоровья и безопасности работников, клиентов и общественности;
- убедиться в своем соответствии установленной политике ОH&S;
- продемонстрировать свое соответствие требованиям стандарта заинтересованным сторонам;
- сертифицировать или зарегистрировать свою систему менеджмента ОH&S внешними организациями;
- выполнить самооценку и декларировать свое соответствие настоящей спецификации OHSAS.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе были изучены теоретические основы продвижения услуг, инструменты их продвижения, проведен сравнительный анализ видов продвижения, установлена зависимость применяемых инструментов продвижения от стадии жизненного цикла услуги. Далее был проведен анализ внутренней и внешней среды Дятловского РУП ЖКХ.
Анализ хозяйственной деятельности Дятловского РУП ЖКХ за последних три года свидетельствует о наметившихся негативных тенденций результатов работы предприятия.
В 2017 г. выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 339 тыс.руб. по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка от оказания коммунальных услуг составила 6656,3 тыс. руб., что на 327,5 тыс. руб. ниже 2016 г. Выручка от оказания дополнительных платных услуг составила 87,7 тыс. руб., что на 11,5 тыс. руб. (13,2 %) ниже 2016 г. Предприятие является прибыльным, однако его деятельность имеет невысокую рентабельность на уровне 6-7 %. Примерно 75 % оказываемых услуг занимают коммунальные услуги населению и это самая перспективная группа потребителей, расширение перечня услуг для которой является эффективным направлением. Рентабельность от оказания бытовых услуг составила 9,4 %, что на 2,1 % ниже 2016 г.
В общем объеме выручки дополнительные платные услуги составляют всего лишь 1,3% и, соответственно, не способны оказывать значительное влияние на финансовые показатели. Поэтому увеличение объемов, расширение перечня и оценки доходности дополнительных платных услуг оценивается предприятием как перспективное стратегическое направление экономического развития Дятловского РУП ЖКХ.
По количеству предоставляемых услуг на платной основе Дятловское РУП ЖКХ занимает несколько лучшие позиции в г.Дятлово и Дятловском районе по сравнению с конкурентами.
В дипломной работе были предложены маркетинговые мероприятияпо продвижению дополнительной платной услуги «Мастер на час».
Рассчитанная эффективность маркетинговых мероприятий по продвижению новой услуги на рынок составила более 82 %.
Таким образом, в результате разработки мероприятий, а также за счет планомерной работы по реализации данных мероприятий прогнозируется увеличение объёма оказания дополнительных платных услуг ЖКХ, рост выручки и прибыли предприятия.
1 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник. - 6-е изд. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. –511 с.
2 Голубков, Е.П. Основы маркетинга. - Москва: Финпресс, 2008. – 656с.
3 Дихтль, Е., Практический маркетинг / Х. Хершген, Е. Дихтль – Москва: Высшая школа, 2005. – 321 с.
4 Кеворков, В.В. Практический маркетинг. Руководство по внедрению. – Москва: РИП – холдинг, 2002. – 254 с.
5 Кеворков ,В.В. Политика и практика маркетинга. – Москва: Бизнес – Тезаурус, 2003. – 243 с
6 Кожекина, Г.Я. Маркетинг: теория и практика. / под ред. Г.Я. Кожекина. – Мн.: Плюсминус, 2006. – 135с.
7 Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок. – Москва.: Издательство АСТ, 2008. – 272 с.
8 Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 496 с
9 Овчинников, С.П. Оценка возможностей джабинга на белорусском рынке. // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2005. - №9. - С. 13-18.
10 Романова, А.Н. Маркетинг/ под ред. А.Н. Романова. – Москва: Банки и биржи, 2006. - 569c.
11 Титова, В.А. Маркетинг: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 448с.
12 Федько, В.П., Основы маркетинга / В.П. Федько, О.А. Шапор – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 511с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 72.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты