ВВЕДЕНИЕ
Компетентная организация и грамотное проведение коммерческого мероприятия предполагает необходимость детального планирования предстоящих действий в осуществлении таких мероприятий. В связи с этим отметим, что первым его проявлением является бизнес-план – широко распространенное в хозяйственно-рыночной деятельности как общепринятое средство менеджмента, которое используется предприятиями и организациями любых масштабов для обоснования цели нового дела и предложить пути их достижения.
Бизнес-план в современных условиях приобретает все большее значения, а вопросы, качающиеся планирования и процесса бизнес-планирования становятся все более актуальными.
Бизнес-план разрабатывается для обоснования возможности обеспечения сбалансированности основных экономических и финансовых показателей деятельности организации на очередной календарный год и служит конкретным планом по мобилизации всех видов ресурсов и реализации организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение целей и задач, установленных прогнозом развития организации на пять лет в увязке с направлениями и параметрами, определенными прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и программой социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет. Развитие грамотного научно-обоснованного бизнес-планирования в Республике Беларусь может способствовать существенной активизации инвестирования, как внешнего, так и внутреннего капитала.
Тема дипломной работы актуальна, так как она обусловлена тем фактом, что термин «бизнес-план» используется в Республике Беларусь достаточно давно (с начала 90-х годов), но до последнего времени он стойко ассоциировался с такими понятиями как «инвестиционный проект», «новый бизнес» и составлялся больше из необходимости получения кредитов или инвестиций.
Однако сегодня руководители субъектов хозяйствования приходят к выводу о необходимости составления не только инвестиционных бизнес-планов, но и бизнес-планов текущей деятельности, чему в определенной степени способствует и государство, которое законодательным путем обязывает предприятия составлять текущие бизнес-планы.
Цель дипломной работы – разработать направления совершенствования маркетингового обеспечения бизнес-планирования на предприятии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть понятие бизнес-плана, виды, функции, роль маркетинга;
− изучить содержание и основные направления маркетинга в бизнес-плане, его цели и функции;
− изучить структуру маркетингового раздела бизнес-плана;
− рассмотреть ценовую и сбытовую политику в бизнес-планировании на предприятии;
− составить организационно-экономическую и маркетинговую характеристику ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»;
− провести анализ функций службы маркетинга и оценка значимости аналитической функции;
− провести анализ порядка и методики формирования бизнес-плана ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»;
− предложить пути совершенствования маркетингового бизнес-планирования.
Объект исследования: маркетинговое обеспечение бизнес-планирования.
Предмет исследования: отношения с внутренними подразделениями и внешними организациями по поводу маркетингового обеспечения бизнес-планирования.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, планирование, систематизация, экономический анализ, обработки информации (табличный, графический).
Методологической основой написания работы являются нормативные акты Республики Беларусь, специальная литература, бухгалтерская и статистическая отчетность ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» за 2015-2017 гг..
Теоретической основой исследования являются экономическая литература и материалы периодической печати, отражающие различные подходы к бизнес-планированию.
Решение проблем, связанных с бизнес-планированием, опирается на общую теорию бизнес-планирования, анализ хозяйственной деятельности и стратегический менеджмент. Существенный вклад в теорию бизнес-планирования внесли такие зарубежные и отечественные ученые как Абрамс Р., Владыко А.В., Гайнутдинов Э.М., Даутов А.П., Забродская Н.Г., Маркова В.Д., Максименко Н.В., и др.
В использованных источниках излагаются основные положения бизнес-планирования, рассмотрен отечественный и зарубежный опыт бизнес-планирования.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Содержание процесса маркетингового обеспечения бизнес-планирования на предприятии ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»
1.1 Понятие бизнес-плана, виды, функции, роль маркетинга
Бизнес-план - это документ, содержащий в концентрированном виде ключевые показатели деятельности предприятия в будущем, в нем анализируются все проблемы, которые могут возникнуть, а также определяются пути решения этих проблем. Кроме того, это может быть документ, обосновывающий действия по созданию нового предприятия или реализации другого инвестиционного проекта [9, с. 55].
Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и бизнес-стратегий для организации на срок до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план похож на стратегический план, который также ориентирован на довольно длительный период времени. Другая общая черта этих двух планов - это стратегическое рассмотрение разработки или приобретения новых продуктов, освоение новых рынков для достижения желаемых финансовых целей. Бизнес-план, как и маркетинговый план, основан на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако первый не содержит планов действий, что является характерной особенностью маркетинговых планов, и лишь в обобщенном виде излагает основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то бизнес-план также содержит обобщенные данные о поддержке реализации этого решения, но изложение этой стратегии не сопровождается планом разработки новый продукт.
Бизнес-план может включать в себя следующие разделы: реквизиты организации; описание бизнеса, включая характеристику форм собственности; его текущее состояние и перспективы развития; руководство организацией, включая краткие автобиографические справки для руководителей; характеристики продукции; цели и стратегии развития; исследование рынка (сегменты рынка и их емкость, характеристики клиентов, конкуренты, доля рынка, барьеры входа на рынок); маркетинговые стратегии; прогнозные оценки продаж на несколько лет (возможно, пять лет) с разбивкой по годам; средства и их использование с подробным обоснованием необходимой иностранной валюты; обоснование погашения кредита [10, c. 26].
Основные принципы, лежащие в основе бизнес-плана организации:
- принцип единства. Организация представляет собой сложную многоуровневую социально-экономическую систему, состоящую из ряда подсистем, каждая из которых выполняет функцию планирования. Это означает, что планирование должно быть систематическим;
- принцип непрерывности. Процесс планирования развития организации должен осуществляться непрерывно в жизненных циклах программ и проектов. Кроме того, разработанные планы должны постоянно корректироваться;
- принцип гибкости. Планы должны быть в состоянии изменить их фокус и предварительные параметры связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для реализации этого принципа необходимо предоставить финансовые резервы;
- принцип точности. План должен быть составлен с максимальной степенью точности, иными словами, он должен быть подробным и конкретным.
- принцип интеграции. Каждый член организации становится участником запланированных мероприятий независимо от должности и функции, которую они выполняют. В результате каждый сотрудник получает более глубокое понимание целей и задач деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений;
- принцип независимости. Принцип реализуется по вертикали путем интеграции и дифференциации плановых заданий и по горизонтали путем координации планов организационных подразделений организации;
- принцип эффективности. Планирование затрат не должно превышать эффект от его использования, то есть планы должны быть уточнены и детализированы настолько, насколько это необходимо для определения уровня рентабельности продукта. [14, c. 35].
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Первый из них связан с возможностью использования его для разработки бизнес-стратегии. Эта функция жизненно важна при создании предприятия, а также при разработке новых видов деятельности.
Вторая функция - планирование. Это позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри компании.
Третья функция позволяет привлекать средства - кредиты, займы. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значимый проект, но получить кредит непросто. Основной причиной является увеличение срока погашения кредита. В этой ситуации банки предпринимают целый ряд мер по обеспечению возврата средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального обеспечения и др., Но решающим фактором при выдаче кредита является хорошо разработанный бизнес-план.
Четвертая функция позволяет привлечь потенциальных партнеров к планам компании, которые хотели бы вложить свой капитал в производство или технологии, которые у них есть. Вопрос о предоставлении капитала, ресурсов или технологий возможен только при наличии бизнес-плана, который отражает курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функция, вовлекающая всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана, позволяет им повышать свою осведомленность о предстоящих действиях, координировать усилия, создавать мотивацию для достижения целей [16, с. 39].
2 Анализ маркетингового обеспечения бизнес-планирования на предприятии ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»
2.1 Организационно-экономическая и маркетинговая характеристика ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»
ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» − ведущее предприятие Республики Беларусь в сфере машиностроения, производства городского электрического транспорта. Учредителем является Минский городской исполнительный комитет. Уставный фонд сформирован за счет источников собственных средств, без участия государства, иностранных и других участников.
Созданное в 1974г. предприятие функционировало как ремонтное, но уже более 10 лет успешно производит широкий модельный ряд троллейбусов и трамваев, применяя свои собственные новейшие разработки и достижения.
Адрес ОАО «УКХ «Белкоммунмаш»: 220070, г. Минск, ул. Переходная, 64.
Основным видом деятельности предприятия является производство и ремонт широкого модельного ряда городского электрического транспорта (троллейбусов и трамваев), также на предприятии выпускается специальная техника (пожарные, аварийно-спасательные машины) и оборудование.
ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» производит широкую для предприятия машиностроения номенклатуру продукции, это:
- троллейбусы;
- трамваи;
- специальная техника (пожарная техника и специальные автомобили, коммунальная специальная техника);
- товары народного потребления (сантехническое оборудование).
Основное внимание на предприятии уделяется производству горэлектротранспорта (троллейбусов и трамваев). Производство сантехнического оборудования, как и для многих предприятий машиностроения, является побочным продуктом.
Сегодня ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» производит более 20 наименований продукции. Основной задачей предприятия является выпуск разнообразной продукции в широком ассортименте для удовлетворения потребностей покупателей на разных сегментах рынка.
ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» является государственным предприятием, учрежденным Минским городским исполнительным комитетом. Уставный фонд в размере 10 000 000 (десять миллионов рублей) сформирован за счет источников собственных средств, без участия государства, иностранных и других участников. Предприятие относится к отрасли машиностроения.
В настоящее время ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» является ведущим промышленным предприятием не только Республики Беларусь, но и СНГ в области производства и капитального ремонта подвижного состава городского электрического транспорта. Инженерно-производственный потенциал ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» делает завод единственным, который комплексно производит троллейбусы и трамваи, т.е. производит и шасси, и электрооборудование собственной разработки. Так получается наиболее сбалансированный, отработанный, надежный и современный продукт, за который предприятие несет полную ответственность и обеспечивает его поддержку.
Успех марки обусловлен, прежде всего, оптимальным соотношением цены и качества. Предприятие гарантирует оперативность выполнения заказа, проведение поставок в минимальные сроки. При этом учитываются все пожелания клиентов.
Современная философия предприятия – это разработка новейших образцов техники, постоянное совершенствование ее качества и полное сервисное обслуживание продукции в соответствии с жесткими требованиями потребителей.
Согласно Уставу предприятия, основной стратегической целью ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» на ближайшие годы является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличение объемов реализации городского электротранспорта (троллейбусов и трамваев).
Иные цели деятельности Унитарного предприятия:
- развитие производства для серийного выпуска продукции и экспериментальных разработок, направленных на производство новых устройств, внедрение новых процессов, а также на существенное улучшение тех. Которые уже созданы и внедрены, для обеспечения выпуска качественной, конкурентоспособной, востребуемой продукции (товара), выполнения работ (оказания услуг);
- развитие социальной сферы для удовлетворения интересов работников.
Предмет деятельности Унитарного предприятия – экспериментальные разработки, внедрение, серийное производство и реализация продукции (товара), осуществление ремонта и модернизации продукции.
Для реализации стратегической цели предприятия осуществляется решение следующих задач:
- обновление и расширение номенклатуры выпускаемой предприятием продукции;
- разработка техники нового поколения;
- техническое перевооружение производственных мощностей предприятия с заменой устаревшего морально и физически оборудования и технологий на новые, более прогрессивные и современные;
- проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости производимой продукции;
- дальнейшее развитие маркетинговой деятельности с целью завоевания и освоения новых рынков сбыта и сохранения существующих.
3 Пути совершенстсвования маркетингового бизнес-планирования
3.1 Повышение роли аналитической функции в комплексе маркетинга
Можно выделить следующие мероприятия по повышению роли аналитической функции в комплексе маркетинга организации:
1) Разработка планов, выбор методов и проведение регулярных маркетинговых исследований с выявлением новых групп потребителей и установлением соответствующих технических и маркетинговых ноу-хау.
2) Создание и обслуживание корпоративной информационной базы данных по маркетингу, включая данные о постоянных заказчиках.
3) Подготовка отчетов, информационных и аналитических материалов по вопросам конъюнктуры рынка и спроса на услуги/продукцию предприятия.
4) Сравнительный анализ издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов.
5) Оценка согласованности сбытовых и рекламно-информационных стратегий предприятия.
6) Участие в планировании рекламных кампаний и прогнозировании их эффективности.
7) Оценка целесообразности организации рекламы в средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио).
8) Изучение возможностей ценовой дискриминации (дифференциации) потенциальных покупателей товаров (заказчиков услуг).
Для совершенствования роли аналитической функции разработали следующие мероприятия:
1. Разрабатывать бизнес-планы развития сроком на 5 лет и на 1 год.
Оптимизация процесса планирования позволит увеличить эффективность хозяйственной деятельности на 30%.
2. Для разработки бизнес-плана инвестиционного проекта привлечь специалистов из консалтингового агентства, к примеру, из Национального центра Маркетинга и конъюнктуры цен, которые смогут подойти к данному вопросу профессионально.
3. Осуществлять расчеты эффективности управленческой деятельности по бизнес-планированию. Для этого проводить контроль выполнения запланированных бизнес-планом показателей.
4. Расчеты различных вариантов бизнес-планированияя проводить с помощью специального программного продукта «Альт-Инвест», который работает в среде MS Office и является относительно недорогим средством автоматизации разработки инвестиционных проектов.
5. Проводить контроль за выполнением запланированных показателей с помощью внедренных средств автоматизации стратегического планирования.
Данное мероприятие позволит увеличить эффективность управления на 10-15%.
План маркетинга предприятия: разработка планов, выбор методов и проведение регулярных маркетинговых исследований с выявлением новых групп потребителей и установлением соответствующих технических и маркетинговых ноу-хау.
При написании дипломной работы выявлены проблемы при бизнес планировании на предприятии – это поверхностная работа отдела маркетинга. Там не проводятся тщательные работы по маркетинговым исследованиям по изучению своих потребителей, конкурентоспособности отдельных видов продукции, что приводит к не эффективному планированию ассортимента и косвенно влияет на прибыль.
1. Отделу маркетинга провести маркетинговые исследования.
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем.
Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Решению таких проблем способствует маркетинговые исследования.
2. Провести анализ ассортимента по потребностям потребителей.
Если компания хочет извлечь выгоду из обслуживания потребностей покупателя и не упустить появляющиеся возможности, она просто обязана составить детальный профиль запросов своих покупателей. Например, она должна точно знать, какое сочетание характеристик продукта, какой уровень сервиса, какие цены, какие условия оплаты и доставки, какое продвижение нужны каждому типу покупателей.
3 Изучить внутреннюю среду предприятия.
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.
4. Провести переобучение персонала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговый план - это документ, который является важным компонентом плана развития предприятия, в котором излагаются рыночные цели компании и предлагаются методы их достижения.
Поскольку в условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией предприятия, то маркетинговый план доминирует над другими планами и разрабатывается в первую очередь.
Этот раздел бизнес-плана закладывает основу для взаимоотношений с будущими партнерами, поэтому его цель - дать четкое представление о схеме распределения товаров, методах ценообразования и стимулировании сбыта. Все это должно найти отражение в вопросах маркетинговой политики.
ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» − ведущее предприятие Республики Беларусь в сфере машиностроения, производства городского электрического транспорта. Учредителем является Минский городской исполнительный комитет. Уставный фонд сформирован за счет источников собственных средств, без участия государства, иностранных и других участников.
ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» на протяжении 2015-2016 гг. получало чистый убыток, сумма которого за два года возросла с 3111 тыс. руб. в 2015 году до 6647 тыс. руб. в 2016 году, однако в 2017 году ситуация поменялась и компания получила чистую прибыль в размере 4540 тыс. руб.
В 2015 году рентабельность продаж и продукции составила, соответственно, -10,10% и 8,28%, то по данным за 2016 год значение показателей снизилось до убыточности на уровне 31,73 % - по показателю продаж и 19,45 % – по показателю реализованной продукции. В 2017 году данные показатели выросли на 22,75% и 5,59% соответственно по сравнению с 2015 годом. В 2017 году наблюдается положительное значение показателей рентабельности.
Среднесписочная численность работников ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» за три года сократилась на 132 человека (в том числе на 70 и 62 человека, соответственно, в 2016 и 2017 гг.), и составила по данным за 207 год 750 человек. Производительность труда на предприятии при этом снизилась на 9,11 тыс. руб. в 2016 году, или на 26,10 % за год, и выросла на 22,06 тыс. руб. в 2017 году, или на 85,50 % за год.
Таким образом, работу организации в 2017 году можно назвать эффективной.
Функции маркетинга на предприятии выполняет служба маркетинга, включающая два управления: управление маркетинга и продаж в Республику Беларусь и Российскую Федерацию и Управление внешнеэкономической деятельности, ориентированное на работу со странами СНГ и странами Дальнего зарубежья.
Управление состоит из структурных подразделений – бюро и группы, осуществляющих свою работу по соответствую¬щим направлениям деятельности:
- бюро продаж по дальнему зарубежью и СНГ,
- бюро маркетинга закупок,
- бюро по перспективному развитию и рекламе,
- группа протокола.
Служба маркетинга ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» работает в следующих направлениях:
- разработка фирменного стиля;
- участие в выставках, ярмарках;
- участие в конкурсах;
- реклама, рекламные компании;
- промо-акции;
- разработка стандартов позиционирования продукции предприятия;
- разработка и реализация политики сбыта и продаж организации.
Для оценки удовлетворенности потребителей на предприятии используются следующие методы сбора информации:
- анкетирование потребителей;
- интервьюирование потребителей;
- работа с жалобами и претензиями потребителей;
- участие в выставочной деятельности;
- взаимодействие со СМИ.
Этапами проектного цикла в ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» являются: предварительный отбор проектов; оценка проектных вложений; ведение переговоров; принятие проекта к финансированию; контроль за реализацией проекта; ретроспективный анализ.
Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) является основным документом инвестиционного проекта, на основе которого принимается окончательное решение о реализации проекта и его финансировании. Управление инвестиционным проектом проводится по результатам анализа выполнения плана, представленного в технико-экономическом обосновании. Окончательное решение принимает генеральный директор ОАО «УКХ «Белкоммунмаш». Бизнес-план состоит из нескольких разделов, рассмотренных ниже.
1. Резюме.
2. Характеристика предприятия и стратегия его развития.
3. Описание продукции. Анализ рынка. Стратегия маркетинга. В этом большом разделе ОАО «УКХ «Белкоммунмаш» описывает продукцию своего предприятия: обрисовывает ее физические свойства, объясняет, какие потребности удовлетворяют его товары (услуги), что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар.
План маркетинга составляется на основе маркетинговых исследований, состоящих из сбора, обработки и анализа информации. При их проведении рынок делится на сегменты, выбираются наиболее подходящие из них и проводится позиционирование товара на выбранных сегментах. Позиционирование подразумевает выделение своего товара из ряда конкурентных, формулировку его преимуществ и отличительных черт с точки зрения покупателя. Позиционирование - это причина, по которой покупатель выбирает данную продукцию.
1 Абрамс, Р. Бизнес-план на 100% : стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. – М. : Альпина Паблишер, 2014. – 486 с.
2 Абрамс, Р. Как составить наилучший бизнес-план для любой отрасли и сферы деятельности. пер.с англ. – М.: Прайм-еврознак. 2013. – 544 с.
3 Амельченя, Ю. А. Бизнес-план инвестиционного проекта : разработка, утверждение, рассмотрение и экспертиза / Ю. А. Амельченя, О. В. Бакиновская // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – № 8. – С. 12–19.
4 Бакшт, К. А. Ошибка № 1: запуск бизнеса "вслепую", или На какие ключевые вопросы должен дать ответ бизнес-план? / К. А. Бакшт // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 4. – С. 46–52.
5 Берсенева, К. В. Место планирования в стратегическом управлении промышленным предприятием / К. В. Берсенева, Д. В. Чумачков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 3. – С. 24–30.
6 Блинов, А. О. Управление изменениями на промышленных предприятиях: современные подходы / А. О. Блинов, Н. А. Угрюмова // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 9. – С. 122–129.
7 Буров, В. Бизнес-план фирмы. Теория и практика./ В.И. Буров. – М.: Инфра-М, 2014. –192 с.
8 Горман, Т. Деловые письма и ведомственные циркуляры. – М.:АСТ - 2015. – 464 с.
9 Громов, А. П. Планирование и оценка деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей / А. П. Громов // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 5. – С. 62–75.
10 Жукова, Т. В. Бизнес-план как одна из составляющих системы планирования на предприятии / Т. В. Жукова // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – №1. – С. 25-30.
11 Здоровец, П. Составляем бизнес-план развития организации на предстоящий год / П. Здоровец // Главный экономист. – 2015. – № 11. – С. 20–25.
12 Зелль, А. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов. – М.: Ось-89, 2013. – 240 с.
13 Лещенок, И.П. Актуальные вопросы бизнес-планирования / И.П. Лещенок // Право: законодательство. [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://pravo.kulichki.com/dop/plan/plan0009.htm– Дата доступа:
14 Лосев, В. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. – М.: Вильямс. 2014. – 288 с.
15 Мисуно, П. И. Бизнес-план развития без ошибок: методические рекомендации на 2014 г. / П. И. Мисуно // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 2. – С. 54–83.
16 Наумчик, Ю. А. Стратегическое планирование на промышленном предприятии / Ю. А. Наумчик // Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 54–58.
17 Одегов, Ю.Г. Мотивация перcонала: учеб. поcобие. / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апенько. – М.: Альфа-Пресс, 2016. – 640 с.
18 Петров, К. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами. – М.: Вильямс. 2014. – 384 с.
19 Попов, В.М. Бизнес-планирование: Учебник / под ред. В.М. Попова, С.И.Ляпунова и С.Г. Молодика. – 2е издание., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 816с.
20 Попов, В. Финансовый бизнес-план. – М.: Финансы и статистика. 2015. – 464 с.
21 Ридинг, К. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества. – М.: Баланс бизнес букс. - 2015. – 382 с.
22 Сидоренко, В. Мотивация или двигатель прогресса : основной закон мотивации / В. Сидоренко // Кадровая служба. – 2016. – № 5. – С. 63–67.
23 Соколовская, Е. А. Отдельные вопросы прогнозирования показателей деятельности в бизнес-плане развития предприятия / Е.А. Соколовская // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 2. – С. 42-53.
24 Тарасова, Е. Стимулирование труда на базе систем KPI: общие подходы к внедрению / Е.Тарасова // Главный экономист. – 2016. – № 6. – С. 25-30.
25 Тарашкевич, Н. Что должен включать в себя грамотный бизнес-план? / Н. Тарашкевич // Финансовый директор. – 2013. – № 11. – С. 54-58.
26 Успенская, С. В. Практическое бизнес-планирование и типичные ошибки при формировании бизнес-планов развития организации / С. В. Успенская // Планово-экономический отдел. – 2013. – № 12. – С. 41–46.
27 Чиманский, Г. В. Современные формы работы по мотивации высокоэффективного труда сотрудников / Г.В. Чиманский // Кадровая служба. – 2016. – № 10. – С. 58–67.
28 Чиченов, М.В. Инвестиции: уч.пособие / М.В. Чиченов. – М.: КНОРУС, 2014. – 406 с.
29 Шумский, А. Balanced Scorecard: новая технология бизнес-процессов / А. Шумский, Д. Лавникевич // Финансовый директор. –2014. – № 9. – С. 68-71.
30 Экономика и управление на предприятии : учеб. для бакалавров / А.П. Агарков и др. ; под ред. А.П. Агаркова, Р.С. Голова. – М. : Дашков и К, 2016. – 400 с.