Государственное регулирование малого предпринимательства в РБ Диплом
Академия управления при Президенте РБ
Диплом
на тему: «Государственное регулирование малого предпринимательства в РБ»
по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
301.00 BYN
Государственное регулирование малого предпринимательства в РБ
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные направления макроэкономического регулирования предпринимательства
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сведения о субъектах малого предпринимательства Республики Беларусь в 2018-2019 годах
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рейтинг Республики Беларусь в отчете Всемирного Банка «Ведение бизнеса»
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие, сущность и содержание малого предпринимательства, его влияние на развитие экономики
1.2 Система государственного регулирования малого предпринимательства
1.3 Зарубежный опыт реализации государственной политики развития малого предпринимательства
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Становление малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.2 Основные показатели и динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.3 Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
3.2 Направления совершенствования регулирования малого предпринимательства в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Малое предпринимательство – бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Он характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг. Мировой опыт подтверждает: малое предпринимательство – важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Особенностями малого предпринимательства являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно–конкурентного хозяйствования.
Если прежняя экономическая система в Беларуси делала отчётливый акцент на развитие крупных предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрепление структуры экономики выступает одной из важных составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом.
Малое предпринимательство состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно–правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Важная роль малого предпринимательства заключается в том, что оно обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.
Малое предпринимательство как имманентная составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создаёт естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой – предпринимателей.
Переход к рыночным отношениям в белорусской экономике определяет необходимость организационно–экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно–командной экономики к нормальной рыночной экономике.
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малое предпринимательство. Малое предпринимательство обычно характеризуется тем, что оно более мобильно и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий, – они дают необходимую насыщенность рынка, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам–гигантам.
В связи с вышеизложенным актуальность темы дипломной работы не вызывает сомнений.
Объектом исследования в данной дипломной работе выступает система государственного регулирования малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Предмет исследования – основные тенденции развития и пути совершенствования регулирования малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Методологию исследования составили следующие методы: общенаучный, сравнительный, дидактический, аналитический, дедуктивный и другие.
Цель дипломной работы – исследование развития государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства Республики Беларусь и разработка путей его совершенствования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие, сущность и содержание малого предпринимательства, его влияние на развитие экономики
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [17, с.229].
Основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно–правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому предпринимательству являются:
– численность персонала;
– размер уставного капитала;
– величина активов;
– объем оборота (прибыли, дохода) [11, с.19].
Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Малые предприятия как появляются, так и распадаются по многим причинам. Доля банкротств предприятий малого бизнеса всегда выше, так как, идя на риск, предприниматель решает достаточно сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Начальная стоимость ставит основателей организации в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. В связи с этим начинающая организация всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий – это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря ни на что, количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.
В связи с этим можно выделить три модели развития малого бизнеса:
- медленное расширение деловой активности;
- быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;
- сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне [33, с.42].
Рыночные отношения предполагают деятельность субъектов рыночного хозяйства, выполняющих предпринимательские функции. В принципе любой агент рыночных отношений может рассматриваться как предприниматель. Однако традиционно предпринимательская деятельность связывается лишь с систематическим использованием факторов производства для из¬влечения прибыли. Впрочем, если трактовать предпринимательство расширительно, то следует признать, что руководители предприятий в советскую эпоху реализовывали определенные предпринимательские функции, связанные с техническими нововведениями, совершенствованием организации труда и т.п. Тем не менее, они, во всяком случае, не выполняли функций, привычных для предпринимательской деятельности в рыночных условиях.
Однако, как выяснилось на практике, далеко не всякая модель рыночной экономики способна продемонстрировать приемлемую эффективность, в том числе и с точки зрения создания мотивации для успешной предпринимательской деятельности. Поэтому проблема не может быть сведена лишь к тому, чтобы запустить двигатель рыночного хозяйства, а дальше, мол, рынок все расставит по своим местам [13, с.12].
Должна быть решена сложная и долгосрочная задача, сочетающая в себе необходимость формирования эффективной структуры рыночной экономики, соответствующей реальным условиям переходного общества, и необходимость выработки стандартов, традиций и навыков предпринимательской деятельности, также соответствующих этим реальным переходным условиям [34, с.142].
Основными факторами, обусловливающими развитие предпринимательства, являются следующие:
– переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка. Это расширяет круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять которые могут мелкие предприятия;
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Становление малого предпринимательства в Республике Беларусь
Генезис малого предпринимательства в Беларуси происходил в условиях, когда сложившаяся в стране экономическая система не только не была готова к внедрению рыночной конкуренции как основы рыночной экономики, но и отторгала её по основным направлениям.
История белорусского предпринимательства началась в XIX веке, когда Беларусь являлась частью Российской Империи. В это время возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа. Несмотря на бурный процесс концентрации производства, мелкая промышленность играла значительную роль. По численности рабочих она в 1908–1910гг. она по¬чти в два раза превосходила крупную. Крупная промышленность специализировалась на выработке полуфабрикатов, в то время как потребности населения в готовых изделиях чаще всего удовлетворяло мелкое производство.
По¬мимо этого, мелкие предприниматели действовали в тех звеньях производственного процесса, где требовалось изготовление сложных изделий в небольшом количестве. Такое относительное процветание мелкой промышленности было отчасти результатом льготного налогообложения, а также освобождения от налоговых выплат, которое практиковалось государством на протяжении длительного периода времени.
Особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX века кооперативного движения как одной из форм предпринимательской деятельности. Начавшись позже, чем в странах Запада, оно охватило различные сферы. Так, к 1917 г. в кооперативах участвовало около 84 млн. человек, или половина населения страны. На 1 января 1917 г. в России функционировало 47187 кооперативов, в том числе 16055 кредитных товариществ, 20000 потребительских обществ, 8132 сельскохозяйственных общества, 3000 маслодельных артелей [57, с.18].
Роль малого бизнеса возросла в период НЭПа. В 1925г. в промышленности действовало 1882408 мелких, частных и кустарных ремесленных предприятий, на которых производилось 19% промышленного производства страны, в том числе 32% выпуска потребительских промышленных товаров. На частную торговлю приходилось 25% всего товарооборота России и более 50% розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60% всех финансовых ресурсов частного сектора. Период НЭПа оказал благотворное воздействие на экономику, ликвидировав дефицит, поспособствовав развитию конкуренции, повлияв на уровень потребительских цен.
В последующие годы развитие предпринимательства было приостановлено. Его возрождение началось во второй половине 1980–х гг., дав толчок пере¬ходу к рыночным отношениям в экономике Беларуси.
Современный период становления малого предпринимательства в Рес-публике Беларусь принято делить на несколько этапов в зависимости от степе¬ни государственного вмешательства в его развитие. Различными учеными выделяется от двух до пяти этапов, однако все они сходятся во мнении, что отправной точкой является принятие в 1986г. правительством СССР решений о развитии индивидуальной трудовой деятельности, а позже, в 1988г., – Закона «О кооперации».
Целесообразным является выделение пяти этапов, в процессе которых сложился современный образ белорусского малого предпринимательства.
Первый этап (1986–1991 гг.) характеризуется, прежде всего, принятием ряда нормативно–правовых актов, положивших начало развитию малого бизнеса. В 1986г. было принято постановление бывшего союзного правительства «О создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства». Затем Верховным Советом СССР были приняты следующие законы: в 1987 г. – «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1988г. – «О кооперации», в 1990г. – «О предприятиях», «О предпринимательской деятельности» [52, с.501].
Важным явилось постановление Совета Министров от 20 мая 1991г. «О малых предприятиях». Субъекты малого предпринимательства выступали в качестве кооперативов, имеющих статус полноценных предприятий и рыночных агентов, в основе которых лежал принцип коллективного самоуправления. Кооперативы не отчисляли деньги в бюджет и вышестоящим организациям, как государственные предприятия, а платили налоги, в первое время достаточно умеренные. Если в среднем у государственных предприятий забирали 50% при¬были, то у кооперативов – всего 3% дохода, что составляло в среднем около 6% прибыли.
Благодаря хорошему экономическому положению Республики Беларусь, а также предоставлению предпринимательским структурам большого числа льгот в данный период отмечается стремительный рост численности кооперативов и происходит быстрое накопление капитала. Так, на начало 1988г. в Белорусской ССР было 2158 кооперативов с числом занятых 20,4 тыс. человек, к началу 1990г. – 6183 кооперативы с числом занятых 355 тыс. человек. К 1992г. уже было зарегистрировано и работало 11055 кооперативов, малых предприятий и обществ с ограниченной ответственностью, а также 180 тыс.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
Несовершенное и постоянно изменяющееся законодательство в области предпринимательства, едва заметные результаты проведенной приватизации – ключевые факторы, тормозящие развитие сектора малого бизнеса в Беларуси. Существует множество методов, к которым можно прибегнуть, чтобы повлиять на сущность и темпы развития малых частных предприятий.
В нынешних условиях малым предприятиям необходима не только прямая поддержка. Без упрощения и стабилизации законодательства в области предпринимательства развитие сектора малого бизнеса и, как следствие, его вклад в общий процесс трансформации не будут реализованы в полной мере.
Когда финансовые и посреднические операции приносят многократно большие прибыли, чем производственная деятельность, потенциальные предприниматели естественно устремляются туда, где добывать деньги проще. Это привело к тому, что новые предприниматели в состоянии вести борьбу за контроль над производственными предприятиями, но почти никто из них пока не смог реализовать себя в сколько–нибудь сложном производственном бизнес–плане. Отечественные товаропроизводители столкнулись с конкуренцией технически более совершенных и подкреплённых хорошо налаженной системой сбыта западных товаров и с конкуренцией более дешёвых товаров из стран третьего мира [12, с.34].
Дополнительные трудности в исследовании проблем предпринимательства связаны с проведением их в чрезвычайных условиях коренных и одновременных преобразований в общественно – политической и социально – экономических сферах обществах, осуществляемых весьма динамично, непродуманно, некомплексно и крайне противоречиво.
Рассогласованность экономической политики приводит к тому, что в системе целевых установок государственного регулирования экономики интересы поддержки малого бизнеса вступают в противоречие с задачами достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического и т.д.)
На данный момент существует «перекос» между внутренними белорусскими ценами и ценами на мировом рынке. Процесс выравнивания этих цен ещё не закончен, что до сих пор делает спекулятивные отношения значительно более выгодными, нежели "нормальная" внешняя торговля. Отсюда и особая выгодность массового малого бизнеса именно во внешней торговле. Такое предпринимательство не в меньшей мере влияет на отечественное производство в сторону повышения его конкурентоспособности. Сотрудничество между производящими и торговыми организациями в сфере организации производства и продвижении на мировые рынки отечественной продукции практически отсутствует.
Низкая конкурентоспособность национального производства привела к тому, что многие внешнеторговые компании Беларуси по соображениям выгоды становятся партнёрами зарубежного бизнеса по вытеснению отечественного производства, как с внешнего, так и с внутреннего рынков.
Ещё одной особенностью белорусского малого предпринимательства является ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации.
Предприниматели не преследуют стратегических целей, во–первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Во–вторых, всё ещё сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых операций. Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемо.
Характерной чертой предпринимательского поведения в Беларуси является преувеличенное влияние краткосрочных финансовых целей, нередко определяющее стремление к персональному обогащению в ущерб положению организации. Нельзя не отметить очень низкую степень законопослушности отечественных предпринимателей. Это наглядно проявляется, например, в уклонениях от уплаты налогов [49, с.219].
При разработке программ поддержки малого бизнеса следует иметь в виду, что обеспечение финансовыми ресурсами необходимое, но отнюдь не достаточное условие для развития малых предприятий. Как мы уже утверждали ранее, кроме методов прямой поддержки развития сектора малого бизнеса, необходимо стабилизировать макроэкономическую ситуацию, создавая рыночные институты, внося коррективы в законодательство и налоговую политику в области предпринимательства и, что более важно, воздействуя на отношение к предпринимательству со стороны общества в целом [56, с.7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование проблематики настоящей дипломной работы позволило сделать следующие выводы.
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Темпы развития малого бизнеса во многом зависит от того, в какой именно рыночной среде оно функционирует: в уже сформированной, только что становящейся, подрываемой монополизацией производства или какой–либо иной.
К сожалению, основная причина неразрешённости многих проблем в сфере малого бизнеса заключается в отсутствии в нашей стране подлинной рыночной среды, рыночной экономики. Именно рыночная экономика обладает важнейшими признаками, которые обуславливают природу и характер предпринимательства.
Отсутствие таковой вынуждает многие положения чисто понятийного характера выводить не из собственного опыта (опыта своей страны), а из опыта рыночной действительности зарубежных стран; опираться на высказывания западных учёных – экономистов, высказывания которых не всегда адекватны содержанию и остроте специфических проблем переходного периода.
Ключевым направлением политики в области малого бизнеса является изменение негативного отношения некоторых представителей властей к развитию малого бизнеса, включающее гарантии от экспроприации собственности, пересмотр политики рыночных преобразований. Без этого предприниматели не будут заинтересованы продолжать свою деятельность в Беларуси и, перемещая свои организации за границу, нанесут ущерб экономике, что, в конечном счёте, снизит уровень жизни белорусского народа.
Наиболее сложным является определение приоритетных направлений развития малого бизнеса для конкретной территории. При решении этой задачи необходимо рассматривать во взаимосвязи конъюнктуру и перспективы регионального рынка, свободные и нерационально используемые ресурсы сырья, имеющиеся и потенциальные резервы рабочей силы, современные и перспективные пути развития коммуникаций, внешние экономические связи, экологическую обстановку, требования к уровню социального развития населения в настоящее время и в перспективе и т.д..
Главную роль в оценке ситуации в конкретном регионе и определении приоритетных направлений развития предприятий малого бизнеса, которым будут предоставлены специальные льготы на конкретной территории, должны сыграть местные органы управления с привлечением к этой работе специалистов различных направлений. При этом следует учитывать, что наилучшим образом малое предпринимательство способно решить проблемы занятости населения, обеспеченности жителей региона товарами, услугами, использования научно–технического потенциала, природных ресурсов и т.д.
Несмотря на реализацию ряда программ социально–экономического развития страны, включавших и поддержку развития малого бизнеса, для устойчивого развития частных предприятий необходимо ускорить и углубить процессы преобразований в этом направлении – создавать специальные институты, совершенствовать законодательную базу и изменить отношение общества к частному предпринимательству. Пока в Беларуси не изменится подход к развитию малого (частного) предпринимательства, никакие программы поддержки малого бизнеса не будут эффективны.
Малое предпринимательство в Республике Беларусь развивается в нестабильных экономических и политических условиях переходного периода. Положение многих малых предприятий осложняется тем, что они, как представители нового сектора экономики, не включены изначально в сложившееся распределение прав собственности и систему хозяйственных связей и отношений.
Тем не менее, малое предпринимательство продемонстрировало наличие достаточно высокого адаптационного потенциала. Немало белорусских предприятий успешно справилось с трудностями становления, да и затем имело вполне удовлетворительное либо хорошее экономическое положение. Многие малые предприятия смогли решить вопросы снабжения и отчасти сбыта, преодолели финансовые трудности, хотя последние и остались весьма острыми.
Отличительной чертой поведения малых предприятий является гибкость, быстрота реагирования на изменение условий, что выражается в смене профиля деятельности. Малое предпринимательство обычно не отягощено «традициями» государственного сектора, предприятия которого привязаны к определенному направлению производства, структуре хозяйственных связей, сложившимся трудовым коллективам.
Огромное значение для развития малого бизнеса имеют неформальные связи, деловые контакты, личные знакомства среди чиновников, предпринимателей, руководства государственных предприятий. Через подобные связи они получают информацию, ресурсы, финансовые средства, новые деловые контакты.
Хотя для малого бизнеса характерно создание различного рода объединений, но они затрагивают лишь незначительное число предпринимателей.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь, 1 июля 2011 г. №148–З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь, 31 декабря 2011 г. №4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 18 июня 2005 г. №285 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года «Беларусь-страна успешного предпринимательства», 7 мая 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Административно–правовые основы государственного управления: Учеб. пособие по спец. «Госуправление», юрид. спец. / С.А. Балашенко, Т.С. Бойко, Г.А. Василевич и др.; Общ. ред. А.Н. Крамника. – Мн.: Тесей, 2013. – 702 с.
7. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Н.Б.Антонова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 778 с.
8. Антонова, Н.Б. Организационная структура государственного управления: Курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012. – 215 с.
9. Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: Курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010. – 191 с.
10. Акопов, В.И. Структура малого бизнеса в экономике государства / В.И.Акопов. – М.: Приор, 2015. – 208 с.
11. Алмаев, М.А. Реформирование малого бизнеса: проблемы и перспективы / М.А.Алмаев // Власть и экономика, 2016. – № 12. – С.19–24.
12. Архипов, А.Т. Государство и Малое предпринимательство: финансирование, кредитование и налогообложение / А.Т.Архипов // Вопросы экономики, 2016. – №4. – С.34–39.
13. Балацкий, Е.А. Малое предпринимательство: тенденции становления и специфика функционирования / Е.А.Балацкий // Экономист, 2017 г., №9. – С.11–17.
14. Борисевич, Е.В. Малое предпринимательство в белорусской экономике / Е.В.Борисевич. – Минск: Веды, 2015. – 218 с.
15. Бондаренко, О. Г. Задачи развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / О. Г. Бондаренко // Потребительская кооперация. – 2016. – № 1. – С. 20–26.
16. Блудов А. М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности: вопросы адаптации / А. М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы - 2015 - №3-4- С.12-14.
17. Воробьева, В.И. О необходимости разработки инновационных методов оперативного управления предприятиями малого бизнеса / В.И. Воробьева // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы III Международной научно–практической конференции, Минск, 19–20 мая 2015 г. [В 2 т.]. Т. 2 / М–во образования Респ. Беларусь, Белорус.гос. экон. ун–т ; В.Н. Шимов. – Минск: БГЭУ, 2015. – С. 229–231.
18. Войцеховская, С.В. Правовые аспекты регулирования малого бизнеса / С.В.Войцеховская // Экономика и право. – 2013. – № 11. – С.14–21.
19. Гавриков, А.В. К вопросу о некоторых проблемах развития системы малого бизнеса в Республике Беларусь // Молодежь для науки и бизнеса: разработки и перспективы: сборник научных статей III международного форума молодых ученых, посвященного 50–летию Белорусского торгово–экономического университета потребительской кооперации, Гомель–Милоград, 21–23 мая 2014 г. – Гомель, 2014. – С. 174–177.
20. Государственная политика и предпринимательство в США. // Экономика и упр. в зарубеж. странах. - 2016. - № 9. - С. 86.
21. Гришкевич, Н.В. Проблемы развития малого предпринимательства в Республике Беларусь / Н.В.Гришкевич // Минск, Экономика, 2017. – №8. – с.23–29.
22. Дещеня, С.А. Направления рационализации структуры управления малым бизнесом в Республике Беларусь / С.А. Дещеня // Директор. – 2018. – № 1. – С. 7–13.
23. Демчук, М.К. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития / М.К. Демчук. – Минск: РИВШ БГУ, 2016. – 342 с.
24. Ермалинская, Н.В. Эволюция и основные модели малого бизнеса в условиях становления рыночной экономики / Н. В. Ермалинская // Экономика. – 2015. – №3. – С. 7–13.
25. Жариков, И.Б. Управление сферой малого бизнеса в Республике Беларусь: оценки, проблемы, способы обеспечения / И.Б.Жариков // Государственное управление. – 2016. – № 12. – С.34–39.
26. Запольский, М. И. Особенности и тенденции развития малого бизнеса в условиях становления рыночной экономики / М. И. Запольский // Изв. Нац. акад. наук Беларуси. – 2015. – № 2. – С. 22–28.
27. Запольский, М.И. Малое предпринимательство как сектор экономики Беларуси / М.И. Запольский. – Минск: Институт экономики НАН Беларуси, 2014. – 318 с.
28. Запольский, М.И. Эффективность интеграционных отношений в сфере малого бизнеса / М. И. Запольский. – Минск : Ин–т систем, исслед. НАН Беларуси, 2014. – 256 с.
29. Иванов, В.Н. Тенденции и направления развития малого бизнеса в Республике Беларусь / В.Н. Иванов // Экономика. – 2016. – № 3. – С. 24–30.
30. Иванова, В.И. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь: региональный аспект / В.И. Иванова // Экономика и управление. – 2017. – № 2 (34). – С. 69–74.
31. Интернет–сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http:/ http://www.economy.gov.by.
32. Исследовательский центр ИПМ [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.research.by/
33. Коробкин, А. З. Эффективность и конкурентоспособность организаций малого бизнеса в Республике Беларусь / А. З. Коробкин. – Гомель: БТЭУ, 2017. – 280 с.
34. Колесникова, Л.А. Малое предпринимательство в современном государстве: управление развитием / Л.А.Колесникова. – М.: Новый Логос, 2017. – 314 с.
35. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб. пособие / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2017. – 576 с.
36. Лутохина, Э.А. Малое предпринимательство: социально ориентированный подход: учебник для студ. вузов / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кажуро; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2015. – 400 с.
37. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
38. Макроэкономика: учебник / Э.А. Лутохина [и др.]; под общ.ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2017. – 296 с.
39. Масленников М. Н., Правовое регулирование предпринимательства в экономике развитых стран. // Экономика и жизнь. - 2015. - № 10. - С.121.
40. Ничипорович, А.П. Проблемы развития малого бизнеса в зарубежных странах / А.П.Ничипорович. – М., ДА МИД РФ, 2016. – 189 с.
41. Олешев, С.И. На пути создания интегрированных систем управления малым бизнесом / С.И.Олешев // Государственное управление, 2017. – № 8. – С.21–29.
42. Потрубач, Н.Л. Концепция реформирования малого бизнеса / Н.Л.Потрубач // Социально–гуманитарные знания. – 2013. – № 4. – С.11–18.
43. Петрова, Ю.И. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь / Ю.И. Петрова // Экономика. – 2016. – №3. – С.15–24.
44. Полторжицкая, Д.А. Современные тенденции развития малого бизнеса: отечественный и зарубежный опыт / Д. А. Полторжицкая // Инновационный потенциал молодежи в современном мире: материалы ХХХV международной научно–практической конференции студентов и учащихся, Гомель, 5–7 мая 2015 г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации; под науч. ред. Н. А. Снытковой. – Гомель, 2015. – С. 9–16.
45. Пронкин, С.В., Петрушина О.Е. Государственное управление в зарубежных странах / С.В.Пронкин // Учеб. пособие для студентов вузов / С.В. Пронкин, О.Е. Петрушина. – М.: АспектПресс, 2015. – 416 с.
46. Плотницкий, М.И. Макроэкономика: учеб. пособие / 2–е изд., стереотип / М.И.Плотницкий. – М.: Новое знание, 2017. – 461 с.
47. Сорокина, Т.В. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2016. – 289 с.
48. Сазанович, В.М. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / В.М.Сазанович. – Гродно, «ГрГУ им.Я.Купалы», 2017. – 242 с.
49. Семенчук, А. В. Стратегическое управление развитием малого бизненса в Республике Беларусь / А.В. Семенчук // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VII Международной научно–практической конференции, Минск, 25–26 сентября 2014 г. / В.Н. Шимов. – Минск: БГЭУ, 2014. – Т. 2. – С. 218–224.
50. Справочная информация: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/reference/.
51. Тарасевич, В.М. Экономическая эффективность потребительской малого бизнеса и пути ее повышения / В.М. Тарасевич; науч. рук. Л.М. Соколова // Наука и молодежь: новые идеи и решения: материалы XXXIV межвузовской студенческой конференции по итогам научных исследований за 2013/14 учебный год, Гомель, 6–8 мая 2014 г. / Белкоопсоюз, Белорусский торгово–экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. Н.А. Снытковой. – Гомель, 2014. – С. 117–118.
52. Урбанович, О. М. Маркетинг организации малого бизнеса / О.М. Урбанович // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы : сборник научных трудов / Белорусский государственный экономический университет. – Минск: А.Н. Вараксин, 2014. – С. 500–504.
53. Царик, В.М. Управление в малом бизнесе: сущность, значение, развитие / В.М. Царик // Потребительская кооперация. – 2015. – № 2. – С. 3–8.
54. Шамхалов, Ф.И. Теория государственного управления / Ф.И.Шамхалов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. – 271 с.
55. Шелег, Н.С. Основы малого бизнеса / Н.С. Шелег. – М.: СИА, 2009. – 196 с.
56. Шимов, В.Н. Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и приоритеты / В. Н. Шимов // Белорусский экономический журнал – 2017. – № 2. – С. 4–11.
57. Якушевич, Н.Е. Малое предпринимательство в Республике Беларусь / Н.Е.Якушевич. – Минск: МИУ, 2015. – 237 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 65.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные направления макроэкономического регулирования предпринимательства
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сведения о субъектах малого предпринимательства Республики Беларусь в 2018-2019 годах
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рейтинг Республики Беларусь в отчете Всемирного Банка «Ведение бизнеса»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты