ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно определяют проведение ими взвешенной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансово-хозяйственной деятельности. Сохраняя свои позиции на рынке, снижение степени риска, повышение рыночной стоимости хозяйствующего субъекта во многом зависят от методов, способов, тактики, обоснования и реализации решений по управлению финансовыми результатами организации.
Многообразие фактов хозяйственной жизни, ее динамика в рыночной экономике обусловили необходимость определения доходов, расходов и прибыли в качестве наиболее важных факторов, влияющих на экономическую эффективность организации. Одним из основных требований функционирования хозяйствующих субъектов в современных условиях хозяйствования является безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
В Республике Беларусь проводится планомерная работа по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. В Директиве Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики признается создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности [21].
Декретом Президента Республики Беларусь № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» от 7 мая 2012 [19] приняты меры по стимулированию предпринимательства в сельской местности, средних и малых городских поселениях. Декрет принят в целях создания еще более благоприятных условий для развития бизнеса в регионах, стимулирования деловой инициативы граждан, наращивания экспортного потенциала Беларуси. Действие документа будет распространяться на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. В 2016 г. в него внесены изменения Декретом Президента Республики Беларусь от 27.06.2016 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 2) – скорректирован порядок предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот и иных преференций.
В целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь Декретом Президента Республики Беларусь 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».
22 сентября 2017 года был подписан Указ №345, который направлен на развитие торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений. Он направлен на развитие предпринимательства в сельской местности, малых городских поселениях. Вместе с тем имеет специфическую направленность – стимулирование развитие торговли, общественного питания и бытовых услуг и для применения его положений не требует от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдения каких-либо формальностей. В то время как для применения налоговых преимуществ Декрета №6 необходимо получить сертификат продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства).
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы является повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития.
Основой роста конкурентоспособности будет инновационное развитие, финансовое оздоровление реального сектора экономики, снижение всех видов затрат, повышение вклада малого и среднего предпринимательства. Кроме того, задается вектор развития регионов, подчеркивается возрастание их роли через формирование центров роста. Раскрываются меры инвестиционной, инновационной, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и внешнеэкономической политики [20].
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, основной целью функционирования любой организации является получение прибыли, так как она является важнейшей характеристикой ее деятельности и финансово-экономического благополучия, характеризует результат ее текущего, инвестиционного и финансового развития, обеспечивает ее независимость от неожиданных изменений рыночных условий, исключает риск несостоятельности и банкротства. При этом прибыль рассматривается не только как конечный результат финансовой деятельности, но и как цель организации. Достижение высоких результатов организаций предполагает управление процессом формирования и распределения прибыли.
Среди способов управления финансовыми результатами организации важное место занимает их анализ. Проблема устранения убыточности хозяйственной деятельности и получения прибыли особенно остро стоит перед организациями системы потребительской кооперации.
1 КОНЕЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ
1.1 Сущность и взаимосвязь экономических категорий «прибыль», «доход от реализации», «расходы на реализацию» в условиях действующей нормативной базы
Одним из основных требований для успешного функционирования организаций в условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной и иной деятельности, возмещение расходов за счет собственных доходов и обеспечение определенного уровня рентабельности, рентабельности управления. Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что главной задачей организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества организации.
В экономической литературе, в нормативных законодательных актах Республики Беларусь, в зарубежной теории и практики нет единого мнения по трактовке понятий «доходы» и «расходы». Существуют также определенные противоречия между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению. Различные подходы к определению данных понятий в экономической теории и бухгалтерском учете. Сущность и классификация валовой прибыли и расходов организации в Республике Беларусь имеют отличия по сравнению с Российской Федерацией, Украиной, Молдовой, а также зарубежным учетом в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности МСФО (IFRS).
Финансовый результат – это экономический итог хозяйственной деятельности организации, выраженный в денежной форме. Он выражается приростом или уменьшением стоимости собственного капитала организации, образовавшегося в процессе предпринимательской деятельности за отчетный период.
При анализе финансовый результат определяют путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период.
Базовыми элементами, формирующими финансовый результат деятельности организации, являются доходы и расходы. Разница от сравнения сумм доходов и расходов организации и представляет собой финансовый результат. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации – прибыль, а расходов над доходами – уменьшение имущества, убыток. Полученный организацией за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала организации.
Конечный финансовый результат – это чистая прибыль (чистый убыток), которая определяется как разница между суммой прибыли (убытка) текущего отчетного периода и суммой налога на прибыль, а также суммой причитающихся налоговых платежей.
Основными показателями, характеризующими результаты хозяйственной деятельности транспортных организаций, являются валовая прибыль, другие доходы, прибыль. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности организации, источником ее развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале организации, пополнения государственного и местных бюджетов.
Прибыль – это разница между доходами и расходами организации по всем видам деятельности. Согласно Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 №102 утвержденной Инструкцией по бухгалтерскому учету валовой прибыли и расходов. Данное постановление вступило в силу после 28 января 2012 года и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 года прибыль складывается из следующих видов [11]:
- прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (валовая прибыль);
- прибыль от текущей деятельности;
- прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности;
Основной удельный вес в общей сумме прибыли приходится на прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
Прибыль от текущей деятельности – это прибыль от реализации и выбытия запасов и денежных средств.
Прибылью от инвестиционной и финансовой деятельности является:
- прибыль, связанная с участием в уставных (складочных) капиталах других организаций;
- прибыль, полученная в результате совместной деятельности;
- прибыль, полученная от инвестиционной деятельности;
- прибыль, получения в результате дипломных разниц от пересчета активов и обязательств.
Таким образом, прибыль организации это сумма прибыли по всем видам деятельности, осуществляемым организацией за определенный период.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЕЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТУП «ПУТИ-ДОРОГИ»
2.1 Экономическая характеристика и правовые основы деятельности ЧТУП «Пути-дороги»
ЧТУП «Пути-дороги» основана в 2013 г. на основе права хозяйственного ведения на имущество обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства , социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных и иных средств, самостоятельно отвечает за результаты хозяйственной деятельности и исполнение обязательств перед контрагентами, а также кредитными и лизинговыми организациями. Предприятие зарегистрировано 31 августа 2012 г. Гомельским районным исполнительным комитетом в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с регистрационным номером 491070032.
Место нахождения организации: 247144, Гомельская область, Гомельский район, г/п. Прибор, ул. Мира, д.1.
Форма собственности – частная.
Целью предприятия является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов от осуществления хозяйственной деятельности.
С 2016 г. помимо услуг по грузоперевозкам (99 %), предоставляет транспортно-экспедиционные услуги (1 %).
Для реализации поставленных задач ЧТУП «Пути-дороги»:
- обладает основными и оборотными средствами;
- создает и приобретает материально-техническую базу;
- приобретает на основе сделок движимое и недвижимое имущество;
- привлекает в установленном порядке заемные средства и от кредитных учреждений;
- вступает в договорные отношения с физическими лицами и юридическими лицами, государством, органами местного управления и самоуправления.
Конкурентным преимуществом организации является мобильность.
Необходимым условием успешного функционирования автотранспортной организации является конкурентоспособность транспортной услуги, предоставляемой клиенту, она определяется 2 факторами: уровень себестоимости услуги, уровень ее качества. Поэтому снижение себестоимости и повышение ее качества является основным направлением повышения конкурентоспособности. Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а так же за счет производительности подвижного состава. Повышение качества перевозок предполагает выполнение доставки точно в срок при высокой сохранности грузов.
Основные маршруты следования:
- РБ-РФ – молочная продукция, холодильное оборудование.
- РБ-РБ – молочная продукция;
- Сербия – РФ – фрукты;
- РФ-РБ – продукты питания, бакалейные изделия;
- РБ-Турция – пиломатериалы, газетная бумага;
- РБ-Сербия – металлокорд, изделия из металла.
Основная деятельность ЧТУП «Пути-дороги» является международная и внутриреспубликанские грузоперевозки. На сегодняшний день оно зарекомендовало себя как надежная компания, ориентированная на долгосрочную, эффективную работу со своими клиентами. Благодаря повышенному качеству перевозок грузов, что предполагает выполнения доставки точно в установленные сроки при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.
ЧТУП «Пути-дороги» стремится совершенствоваться, пополняя и обновляя парк транспортных средств, приобретая как собственными средствами, так и с помощью привлечения кредитных и лизинговых компаний. На сегодняшний день в собственности ЧТУП «Пути-дороги» – 19 ед., арендованные – 14 ед., а также привлекается автотранспорт сторонних организаций.
На сегодняшний день Предприятие зарекомендовало себя как надежная компания, ориентированная на долгосрочную, эффективную работу со своими клиентами. Благодаря повышенному качеству перевозок грузов, обеспечивается выполнение доставки точно в установленные сроки при высокой сохранности количества и качества перевозимых грузов.
Перечень текущих и потенциальных заказчиков:
- ООО «Модекс», Россия;
- ООО «ЮВИТА - Транс», Россия;
- ООО «СОЮЗТЕПЛОМОНТАЖ», Россия;
- SRL «AGROINVESTPRIM», Румыния;
- ООО «КРЦ «ЭФКО-Каскад», Россия;
- CAKIRBEY TARIM GIDA NAK. TUR,Турция;
- ООО «РосБелКом-плюс», Беларусь;
- ЧТУП «Флаер-Транс», Беларусь;
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТУП «ПУТИ-ДОРОГИ»
3.1 Пути и резервы роста прибыли, как целевого показателя хозяйственной деятельности ЧТУП «Пути-дороги»
Как было отмечено по результатам проведенного анализа, для ЧТУП «Пути-дороги» главным направлением повышения эффективности деятельности организации и управления транспортными перевозками должно стать планомерное снижение затрат и повышение эффективности управления ими. При этом было выявлено, что в организации не используются программы контроля движения за транспортом.
Поэтому для ЧТУП «Пути-дороги» первоочередным направлением снижения затрат на топливо и одновременно совершенствования процесса управления транспортно-механизированным участком является замена программы контроля движения за транспортом на актуальную и позволяющую отслеживать грузоперевозки на должном уровне в том числе и за границей Республики Беларусь.
На сегодняшний день наиболее успешную программу контроля движения за транспортом в Республике Беларусь разработало и внедрило на многих крупных предприятиях ООО «Ресурсконтроль» (г. Минск, ул. Могилевская, 28, оф. 10. http://www.resurscontrol.by/#contact).
Разработка этой компании, помимо собственно программного продукта, позволяет так же добавить и систему антислива топлива. Такая система блокирует возможность умышленного слива топлива из бака автомобиля, что так же даст заметную экономию организации.
Сущность системы заключается в следующем. В автомобиль глубоко под панелью приборов устанавливается «черный ящик» – блок управления. В него вставляется SIM-карта. Устройство определяет все параметры движения независимо от показаний приборов автомобиля – по перемещению относительно спутников в пространстве: местоположение, реальный маршрут, подлинный пробег, скорость и многое другое. Устройство не только записывает все параметры движения, но и немедленно передаёт их через GSM-сеть на персональный компьютер или мобильный телефон оператора.
Система позволяет решать следующие задачи и получать следующую информацию:
- WEB-доступ к системе головной организации и филиалам в других регионах;
- ON LINE контроль местоположения транспортных средств на всей территории Беларуси;
- отображение истории передвижения транспортных средств за интересующий период (определение реального пройденного расстояния, периода и фактических адресов стоянок, транзитных населённых пунктов, отработанного времени, моточасов, машиночасов и пр. ещё до прибытия машины на базу);
- система определяет отношение водителя к эксплуатации машины: небрежный проезд выбоин, резкие торможения/разгоны и пр.;
- возможность запрограммировать систему анализировать работу вашего транспорта за вас, и ежедневно присылать вам на e-mail или на GSM-телефон любые отчёты о фактической работе ваших машин, израсходованном ими топливе;
- система автоматически следит за графиком перевозки, порядком посещения водителем заданных объектов с указанием времени прибытия/убытия, стоянки, опозданий и пр.;
-система позволяет прокладывать оптимальный маршрут, или уникальный маршрут, сохранять его и впоследствии контролировать движение автомобилей по нему: создавать автоматический отчет о факте, времени, величине отклонения от маршрута, а также израсходованном топливе при отклонении;
- если водитель обманывает топливные датчики, то система автоматически дифференцирует каждый участок пройденного маршрута по реальному режиму движения, и рассчитает с высокой достоверностью реальный расход топлива машины без использования датчиков;
- если водитель попытается отключить систему, то она передаст об этом сообщение оператору, и перейдет на внутренний источник питания;
-режим SOS в терминале позволяет при нападении на машину тут же послать сообщение об этом в офис и автоматически перейти в режим частой передачи координат (до 1 раз в сек.) с прослушиванием салона.
Система формирует автоматические отчёты (таблицы пробега, расхода топлива, адресов стоянок, стиля вождения, противодействия системе, соблюдения маршрутов, посещения ваших объектов и пр.), которые можно анализировать, распечатывать, импортировать в программы управления предприятием (1С Бухгалтерия и т.п.)
Расходы на установку такой системы будут состоять из следующих элементов:
- единоразовые затраты на приобретение и установку оборудования оператора;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности организации, затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В современных рыночных условиях основную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Анализ прибыли - это процесс изучения условий и результатов ее формирования и использования с целью оценки "доходности" организации и выявления резервов для дальнейшего повышения эффективности ее деятельности.
Рентабельность-это отношение прибыли к различным экономическим показателям, которые дают представление об организации и сферу ее деятельности. Существует три основные группы этих показателей: продажи, активы (имущество организации) и капитал, авансированный организации. Таким образом, рентабельность характеризует эффективность деятельности организации с разных позиций, что удобно для разных категорий пользователей результатов экономического анализа. Анализ рентабельности позволяет оценить способность организации приносить доход в относительном выражении. Кроме того, как и при анализе прибыли, выявляют факторы, влияющие на рентабельность организации, степень ее стабильности и резервы роста.
Показатели прибыли и рентабельности раскрываются в финансовой отчетности организации, что означает, что они открыты для внешних пользователей и имеют важное значение при принятии решений в отношении этой организации (целесообразности инвестирования, кредитования, надежности как партнера и т. д.). Однако для менеджмента организации анализ прибыли и рентабельности напрямую связан с управленческим анализом, так как прибыль является одним из основных критериев оценки любого управленческого решения в области управления затратами, объемом продаж, персоналом, а также общей оценки эффективности хозяйственной деятельности.
Учитывая такую универсальность и высокую степень востребованности для анализа таких показателей как прибыль и рентабельность, то неудивительно, что широкая разработка этой темы в литературе по общим экономическим вопросам и по экономическому анализу, особенно финансовых. При этом различные авторы высказывают большое количество различных мнений о том, как определить прибыль как объект анализа, на каком этапе формирования целесообразно использовать прибыль для анализа рентабельности, какие показатели в таком анализе необходимы и какие не нужны, насколько комплексным должен быть факторный анализ и так далее.
В данной работе на основе синтеза показателей, используемых в финансовом анализе, проведен анализ прибыли и рентабельности, исходя из вышеуказанных функций и задач, а также способности организации увеличивать выручку, прибыль и рентабельность, вытекающие из анализа этих показателей.
ЧТУП «Пути-дороги» основана в 2013 г. на основе права хозяйственного ведения на имущество обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства , социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных и иных средств, самостоятельно отвечает за результаты хозяйственной деятельности и исполнение обязательств перед контрагентами, а также кредитными и лизинговыми организациями.
Целью организации является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов от осуществления хозяйственной деятельности.
С 2016 г. помимо услуг по грузоперевозкам (99 %), предоставляет транспортно-экспедиционные услуги (1 %).
Проанализировав денежные доходы, отметим, что на протяжении анализируемого периода доходы по основной текущей деятельности ЧТУП «Пути-дороги» имели тенденцию к росту, так в 2018 году по сравнению с 2017 годом рост составил на 10,3% или на 557,9 тыс. руб., а по сравнению с 2016 годом наблюдается рост – на 1,4% или на 81,9 тыс. руб. Наибольший удельный вес в составе текущих доходов принадлежит выручке от реализации строительных услуг.
На протяжении анализируемого периода доходы от инвестиционной деятельности ЧТУП «Пути-дороги» имели неоднозначную тенденцию, так в 2018 году по сравнению с 2017 годом снижение составило на 19,9%, а по сравнению с 2016 годом наблюдается рост – на 2,2%.
С целью повышения прибыли ЧТУП «Пути-дороги» предлагаются следующие мероприятия: смена поставщика лакокрасочных материалов; установка на автомобили, работающие на бензине оборудования, позволяющего работать на сжатом газе; замена светильников под ртутные лампы на более экономичные натриевые лампы Р=250 кВт.; предоставление в аренду части свободных складских помещений; реализация неиспользуемого оборудования. Совокупный эффект от внедрения перечисленных мероприятий составит 13087,8 р.
Также с целью роста прибыли и рентабельности был предложен проект по приобретению и внедрению программы контроля движения за транспортом.
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Н.А. Русак [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Высшая школа, 2014. – 490 с.
2. Бороненкова, С.А. Экономический анализ в управлении организациям / С.А. Бороненкова. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 224 с.
3. Вериго, А. В. Финансовый механизм формирования прибыли организации / А. В. Вериго // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2018. – № 6. – С. 135-140.
4. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович. – Минск : Современная школа, 2014. – 736 с.
5. Ефимова, О. В. Анализ рентабельности капитала / О. В. Ефимова // Бухгалтерский учет. – 2018. – №11. – С.11-15.
6. Загорская, Т. Г. Анализ производственных и финансовых показателей в системе формирования и использования прибыли промышленных производств Республики Беларусь / Т.Г. Загорская // Экономика. Управление. Инновации. – 2017. – № 1/2. – С. 82-86.
7. Зарецкий, В. О. Методика бухгалтерского учета финансовых результатов хозяйственной деятельности / В. О. Зарецкий // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2016. – № 4. – С. 38-48.
8. Зельман, Н. Анализ рентабельности продаж / Н. Зельман // Финансовый директор. – 2017. – № 8. – С. 46-48.
9. Иванова, Ж. Оценка взаимосвязи затрат, объема и прибыли как основа для принятия управленческих решений / Ж. Иванова // Финансовый директор. – 2018. – № 4. – С. 29-36.
10. Ильин, А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин, В.П. Волков. – Москва ООО «Новое Знание». – 2013. – 252 с.
11. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов: пост. М-ва финансов Респ. Беларусь от 30 сент. 2012 г., № 102 (с изм. и доп. 31 дек. 2013 г., № 96) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by/
12. Инструкция о порядке составления бухгалтерской отчетности: утв. Постановлением М-ва фин. Респ. Беларусь от 31.10.2011 г. № 111 // Нац. реестр правовых актовРесп. Беларусь. – 2012. – № 10. – 91-112.
13. Кучер, Л. Теоретические аспекты формирования и экономического прогнозирования прибыли в системе менеджмента / Леся Кучер // Аграрная экономика. – 2017. – № 5. – С. 57-61.
14. Крум, Э.В. Экономика организации: учеб. пособие / Э.В. Крум, Т.В. Елецких. – Минск : Высшая школа, 2014. – 318 с.
15. Липатов, И.В. Прогнозирование прибыли / И. В. Липатов // Финансы. – 2016. – №5. – С.15-18.
16. Лобан, Л.А. Экономика организации: пособие для подготовки к экз. / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта». 2013. – 142 с.
17. Мокий, М.С. Экономика организации: учебное пособие / М.С. Мокий, Л.Г. Скамай, М.Г. Лапуста. – М.: Инфра – М., 2014. – 264 с.
18. Пузанкевич, О. А. Управление финансовыми потоками организации / О. А. Пузанкевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2017. – № 4. – С. 67-72.
19. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности : Декрет от 7 мая 2012 г., № 6 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2012.
20. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы : указ Президента Респ. Беларусь. – 2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2019.
21. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директиве Президента Республики Беларусь №4 от 31 декабря 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон, ресурс] / ЮрСпектр, Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
22. Разумов, А. Пример экспресс-анализа прибыли, рентабельности продукции и активов предприятия / А. Разумов // Финансовый директор. – 2017. – № 8. – С. 35-36.
23. Разумов, А. Пример экспресс-анализа прибыли, рентабельности продукции и активов предприятия / А. Разумов // Финансовый директор. – 2018. – № 8. – С. 35-36.
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Г.В. Савицкая – 8-е изд. – Минск: ООО «Новое знание», 2015. – 376 с.
25. Свирид, Н.В. Производительность труда в организации: рассчитываем, анализируем, применяем / Н. В. Свирид, А. Г. Фолежинский // Налоги Беларуси. – 2017. – № 8. – С. 42-55.
26. Савицкая, Г. В. Использование маржинального анализа в управлении затратами и финансовыми результатами / Г.В. Савицкая // Финансовый директор. – 2018. – № 7. – С. 18-35.
27. Смолякова, О. М. Оценка эффективности деятельности предприятий с учетом современных условий хозяйствования в Республике Беларусь / О. М. Смолякова // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 5. – С. 45-48.
28. Суша, Г.З. Экономика организации: учеб. пособие / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2014. – 384 с.
29. Степанова, Н. Управление прибылью организации и ее расчет / Наталья Степанова // Главный экономист. – 2017. – № 9. – С. 18-22.
30. Толщин, Г. С. Нераспределенная и распределенная прибыль / Г. С. Толщин // Бухгалтерский учет. – 2016. – № 7. – С. 88-92.
31. Тускенис, Ж. Как расчитаться с водителем если выявлен перерасход топлива? / Ж. Тускенис // Моя бухгалтерия. Транспорт. – 2017. – № 4. – С. 28-35.
32. Эргардт, О. О применении различных методик для анализа качества прибыли / О. Эргардт, О. Герман // Финансовый директор. – 2018. – № 11. – С. 66-68.