ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕГО КОНТРОЛЯ
1.1 КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ: ПОНЯТИЕ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
1.2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1.3 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА – КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ»
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
3.2 ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА» В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
3.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема организации контроля качества является одной из важнейших государственных проблем, сочетающей в себе политический, социальный, экономический, научно-технический и организационно-технический аспекты. Качество продукции сегодня относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия.
В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается в основном на поле качества выпускаемой продукции. Борьба за высокое качество продукции – одно из основных направлений повышения эффективности производства, поскольку именно высокое качество позволяет удовлетворить общественные потребности с меньшими затратами труда и материальных ресурсов.
В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и, следовательно, потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой организации необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя организации может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной организации.
Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любая организация, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции. Обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
Сегодня каждая организация, независимо от ее размера и отраслевых особенностей, рискует быстро выйти за рамки контроля качества, если откажется от внедрения системы управления качеством. Конечно, каждая организация индивидуальна и к ней нельзя относиться одинаково. Существуют также различия в создании систем управления качеством в крупных и малых организациях [1, С. 156].
Контроль качества продукции - это постоянно целенаправленный процесс воздействия на факторы и условия, которые обеспечивают оптимальное с точки зрения качества и оптимального использования проектирование продукции.
Повышение качества производства считается одним из важнейших условий его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет авторитет страны и является решающим фактором повышения ее национального богатства.
Проблема качества является одной из важнейших государственных проблем, сочетающей в себе политический, социальный, экономический, научно-технический и организационно-технический аспекты.
Борьба за высокое качество продукции — одно из основных направлений повышения эффективности производства, поскольку именно высокое качество позволяет удовлетворить общественные потребности с меньшими затратами труда и материальных ресурсов.
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Организации затрачивают свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.
Цель дипломной работы – разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию процесса контроля качества ОАО «Минск Кристалл». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы контроля качеством на основе концепции всеобщего менеджмента качества;
2. провести анализ контроля качества в ОАО «Минск Кристалл»;
3. направления совершенствования процесса контроля качества в ОАО «Минск Кристалл».
Объект исследования – ОАО «Минск Кристалл».
Предмет исследования – контроль качества в организации.
При выполнении работы использованы общеметодологические принципы научного исследования, изучена организация и порядок управления качеством в организации. Работа состоит из введения, трех глав и включает выводы и рекомендации, список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕГО КОНТРОЛЯ
1.1 Качество продукции: понятие, методы оценки
Контроль качества занимает заметное место в системе контроля, которая является неотъемлемой частью производственного процесса и представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение полного соответствия производства нормативным требованиям.
Контроль заключается в проверке соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям. Управляемыми параметрами в зависимости от объекта технического контроля могут быть маркировка материала, физико-химические, геометрические, функциональные параметры, количественные и качественные характеристики процесса, внешние и внутренние дефекты.
Для координации деятельности по управлению качеством на предприятиях необходимо создать службу качества, а также обеспечить проведение операций по техническому контролю. Эту службу должен возглавлять заместитель директора по вопросам качества, наделенный достаточными полномочиями.
Служба качества предприятия имеет подразделение технического контроля качества - Отдел технического контроля, который обеспечивает технические и технические аспекты контроля качества.
Основные задачи комиссии - предотвращение производства продукции, не соответствующей технологической документации, в нормах и на технических условиях, на договорных условиях, так же как усиление дисциплины производства и технологии и возложения ответственности всех секторов производства за качество производства. КПП организует все виды техосмотра на уровне производственного подразделения предприятия. Структура и численность предприятия разработаны с учетом особенностей предприятия [2, c.92].
В соответствии со стандартом ISO 9000:1994: качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его¬ способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любая организация, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции. Обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
Несмотря на то, что в настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2000: «Качество – это степень соответствия характеристик продукции, процесса или системы существующим или предполагаемым потребностям, многие авторы считают, что приведенное выше определение больше¬ соответствует сути современных представлений о предмете.
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.
Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции. Жизненный цикл также называется петлей качества. Обычно его ломают на более мелких этапах: Маркетинг, исследование и изучение рынка, проектирование и (или) разработка технических требований, разработка производства, поставки оборудования, подготовка и разработка производства, производство, контроль, проведение испытаний и инспекций, упаковка и хранение, проведение и распределение производства, монтаж и эксплуатация, устранение неисправностей и обслуживание, использование после использования [2, с. 92-93].
По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть выделены три направления:
– обеспечение качества;
– управление качеством;
– улучшение качества [3, с. 78].
Качество продукции в организациях определяется рядом внутренних факторов - технических, организационных, экономических, социально-психологических. Среди этих факторов важное место занимают организационные факторы, связанные с совершенствованием организации производства и труда. Эти факторы связаны с эффективным подходом к проблемам качества в организации - системное управление качеством [4, с. 356].
Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству [5, с. 67]. Для технических изделий обеспечение качества означает, что обеспечивается проектирование и изготовление изделия таким образом, что все его детали и изделие в целом изначально могут выполнять заданные функции.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Общая экономико-финансовая характеристика предприятия
Минский винно-водочный завод «Кристалл» как старейший и крупнейший в Беларуси производитель ликеро-водочных изделий за более чем вековую историю по праву занял лидирующее положение в отросли, а продукция марки «Кристалл» завоевала популярность не только в нашей республике, но и во многих странах мира.
Фирменная продукция завода «Кристалл» обладает истинно национальным колоритом и отменным вкусом благодаря постоянному поиску, разработке и освоению новейших технологий и оборудования, высококачественного натурального и экологически чистого сырья и оригинальной рецептуры, базирующихся на глубоких научных исследованиях заводской лаборатории и ряда академий и НИИ Беларуси, России и Украины. Так, освоение передовой технологии производства с использованием кремневой воды позволило не только повысить чистоту и вкусовые качества водок, но и вырабатывать продукцию оздоровительно-профилактической направленности.
Модернизация производства позволила предприятию занять ведущие в Республике позиции не только по качеству, но и по объёмам производства. На заводе ежегодно производиться более 4 млн. дал ликероводочных изделий 40 наименований и 1,8 млн. дал этилового ректификованного спирта, в т.ч. и самых высококачественных в Беларуси спиртов «Люкс» и «Супер-Люкс».
На «Кристалле» всегда стремились и стремятся не только расширять ассортимент и повышать качество продукции, но и совершенствовать её дизайн, внешний вид. Красочность этикеток, «евробутылки» и современная упакувка, в т. ч. и в сувенирном исполнении, полностью соответствуют европейским нормам и способствуют расширению экспорта изделий марки «Кристалл» и укреплению их конкурентоспособности на мировом рынке.
Отличительной особенностью является то, что «Кристалл» работает на своём высококачественном натуральном экологически чистом сырье. Лекарственные и пряно-ароматические травы выращиваются на подведомственных заводах объединения, а необходимые для приготовления ликёроводочных изделий крепких плодовых напитков экстракты, настойки и концентраты вырабатываются на специальном экспериментальном участке мощностью 25 тыс. дал в год. В настоящее время на заводе имеются два участка по розливу продукции: водочный и винный. На водочном установлено 5 автоматизированных розливных линий, 3 из которых итальянские. На винном - также 5, из них одна – итальянская с укупоркой корковой пробкой и усадочным колпачком. На винном участке разливаются вина, напитки плодовые крепкие и ликероводочные изделия. Средний объём розлива на одной линии для ёмкости 0,5 л составляет 2 300 дал, для ёмкости 0,7 л – 3100 дал в смену.
Поставка посуды осуществляется самовывозом в полиэтиленовых пакет-поддонах, имеются два деполизатора по разборке посуды с пакет-поддонов, 40% грузов перевозится собственным транспортом. Компьютеризированный учет готовой продукции.
В июле 2017 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ N326 «О создании белорусского алкогольного холдинга». В состав холдинга входят 8 организаций концерна «Белгоспищепром». Управляющей компанией является ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» – управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП». В состав холдинга вошли: ОАО «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», ОАО «Витебский ликеро-водочный завод «Придвинье», ОАО «Гомельский ликеро-водочный завод «Радамир», ОАО «Гродненский ликеро-водочный завод», ОАО «Климовичский ликеро-водочный завод», ОАО «Мозырский спиртоводочный завод», ОАО «Пищевой комбинат «Веселово».
Внедрение передовых производственных технологий способствует активной разработке и выпуску новых улучшенных видов продукции. Только за последнее время специалистами завода разработано около 30 наименований разнообразных изделий, которые в целях охраны промышленной собственности патентуются как по композиции ингредиентов, так и по способам производства. Среди них – водки «Два буслы», «Кристалл-Люкс», «Белая Русь», «Кристалл-100», «Минская Кристалл», «Всеслав Чародей», «Водолей»; настойки «Особая перцовая», «Лимонная», «Зубр», «Траецкая»; аперитивы «Немига», «Диалог»; ликеры «Аксамит», «Медово-женьшеневый»; напитки плодовые крепкие «Прамень», «Раубичи», «Вермут-Крышталь», «Крыжачок»; коньяк «Глория»; бальзам «Минск-Крышталь».
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Развитие контроля качества
Руководство несет ответственность за разработку политики в области качества продукции и удовлетворения потребителя. Ее успешная реализация зависит от того внимания, которое руководство уделяет разработке и эффективному функционированию системы качества.
Как говорилось ранее, наиболее важный ресурс в любой организации - её кадры. Это особенно важно в организации, занимающейся строительством, где поведение и работа каждого сотрудника оказывают непосредственное воздействие на качество продукта.
В ходе реализации системы управления качеством руководству ЧУП «Минскинтеркапс» предлагается проведение совместных мероприятий, например, форумы по повышению качества, которые могут оказаться эффективными для улучшения взаимоотношений между персоналом и предоставить возможность для активного участия и сотрудничества в решении проблем. Систематическое общение в рамках ОАО «Минск Кристалл» как производственной организации, должно стать характерной чертой на всех уровнях руководства.
Важным средством развития взаимодействия является наличие соответствующей информационной системы. К методам взаимодействия могут относиться: инструктажи руководства; совещания по обмену информацией; документированная информация. Материальные ресурсы, необходимые для производства продукции, могут включать: оборудование и имущество, обеспечивающее производство; складские помещения, транспортные системы; приборы, инструменты, программное обеспечение для оценки качества; рабочую и техническую документацию. Руководство по качеству должно содержать описание системы качества в ЧУП «Минскинтеркапс», разработанной на основе требований международного стандарта ИСО 9001 системы качества. Руководство разработано на основе рекомендаций международного стандарта ИСО 10013:94. Руководство по качеству должно включать в себя краткое изложение всех процедур, показывает организационную структуру ОАО «Минск Кристалл», и предназначено как для внутреннего, так и для внешнего пользования.
Анализ ЧУП «Минскинтеркапс» должен осуществляться Координационным советом периодически, один раз в квартал. Основная цель применения процедур анализа системы качества - обеспечение эффективности производства. Однако для успешного функционирования системы качества необходимо, чтобы в процесс обеспечения качества были вовлечены и другие структуры организации:
1) кадровая служба: планирование и обучение методам обеспечения качества, ориентация и повышение квалификации персонала;
2) финансовая служба: планирование сметы на мероприятия, связанные с обеспечение качества продукции и технико-экономическое обоснование проектов (разработка бизнес-плана);
3) коммерческая служба: четко сформулировать требования, предъявляемые к качеству поставляемого материала, довести до сведения поставщика классификацию показателей качества и определить их значимость;
4) маркетинговая служба: получение обратной информации, позволяющую воспользоваться положительными результатами, достигнутыми в смежных областях.
Применение различных методов улучшения качества должно происходить исключительно исходя из специфики деятельности организации. При выборе метода улучшения качества важно не недооценивать человеческий фактор, влияние культуры. Любое улучшение (изменение) требует времени для реализации, принятия достижения и стабилизации уже в качестве общепринятой практики. Совершенствование должно предусматривать паузы между внедрениями изменений, с тем чтобы изменения стабилизировались и можно было оценить реальное улучшение до того, как будет предпринято следующее (именно так следует понимать непрерывность совершенствования)
Автоматизация процессов СМК организации дает возможность:
- детально контролировать процесс взаимодействия организации с заказчиком от получения письма-заказа на выполнение работ до момента полной передачи проектной документации и завершения работ по договору;
- обеспечить плановое взаимодействие всех структурных подразделений организации (с контролем сроков исполнения) при выполнении предпроектных и проектных работ;
- обеспечить контроль своевременности выпуска и комплектности всей выпускаемой рабочей и проектной документации, контроль потребности, сроков и состава переписки с заказчиком для получения исходных данных по проектным заданиям;
- организовать эффективное перераспределение работ между исполнителями при необходимости их замены (болезнь, производственная необходимость и т.п.);
- обеспечить все уровни руководства соответствующей информацией о ходе выполнения предпроектных и проектных работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. Качество продукции находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией. Управление качеством в организации – это руководящая деятельность по обеспечению проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.
Оценить уровень качества этой продукции можно по качественным и количественным признакам. Низкое (не конкурентноспособное) качество продукции – не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности организации. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема.
Способность организации достигать своих целей, обеспечивая конкурентно-способность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления качеством.
Зарубежный опыт работы организаций показывает, что системы управления качеством на основе требований стандартов ИСО серии 9000 охватывают лишь 30 % проблем, которые постоянно приходится решать организацией. В связи с этим конкурентоспособность организаций в будущем может быть обеспечена только путем комплексного управления всеми подсистемами организации и их постоянного совершенствования на основе «Всеобщего руководства качеством» (TQM).
В Республике Беларусь внимание к управлению качеством постоянно возрастает, однако заметно отставание Республики Беларусь от зарубежных организаций. Продвижение идей TQM в отечественную экономику является самостоятельной задачей. Побудительным моментом может и должно стать массовое внедрение международных стандартов, а также через премию правительства РБ в области качества.
Система менеджмента качества ОАО «Минск Кристалл» построена на основе требований стандарта ГОСТ ISO 9001-2011. Ответственность за разработку, внедрение и организацию выполнения процессов и процедур системы менеджмента качества несет директор организации. Документация СМК подразделяется на шесть уровней: высший уровень – политика и цели в области качества; первый уровень – документация по управлению качеством; третий уровень – документированные процедуры по управлению качеством на уровне подразделения; четвертый уровень – документация по подтверждению качества; базовый уровень – нормативные и законодательные документы.
Анализ показал, что цели в области качества разработаны с учетом требований ГОСТ ISO 9001-2011 и применяются как средство управления и оценки результативности СМК. Цели конкретны, измеримы и направлены на постоянное улучшение. Цели в области качества выполняются в полном объеме и доведены до всех специалистов и понятны им. Персонал подразделений комбината вовлечен в достижение целей в области качества.
В ходе реализации системы управления качеством руководству ОАО «Минск Кристалл» предлагается проведение совместных мероприятий, например, форумы по повышению качества, которые могут оказаться эффективными для улучшения взаимоотношений между персоналом и предоставить возможность для активного участия и сотрудничества в решении проблем. Систематическое общение в рамках ОАО «Минск Кристалл» как производственной организации, должно стать характерной чертой на всех уровнях руководства. Важным средством развития взаимодействия является наличие соответствующей информационной системы. К методам взаимодействия могут относиться: инструктажи руководства; совещания по обмену информацией; документированная информация.
Материальное стимулирование за повышение качества продукции (разработка и внедрение новой техники, новых технологических процессов, оргтехмероприятия, направленные на повышение качества) предлагается производить в соответствии с Положением о премировании работников предприятий и организаций за создание и внедрение новой техники. Одним из способов совершенствования системы менеджмента качества является применение информационных технологий.
В современных рыночных условиях чрезвычайно высоки требования к обоснованности и быстроте принимаемых решений в области управления производственными и финансовыми процессами. Эффективное управление возможно, если специалисты и руководители всех уровней организации воспринимают и оперативно обрабатывают полную и достоверную информацию, имеющую отношение к их деятельности. Но без автоматизации сбора и обработки информации эффективность системы менеджмента оказывается невозможной. Поэтому можно считать TRIM-QMS инструментом достижения эффективности. Следовательно, проект является эффективным.
«Галактика Business Suite» – полнофункциональный комплекс бизнес-решений. Основное назначение комплекса – выполнение в едином информационном пространстве типовых и специализированных задач управления предприятием, холдингом, группой компаний в условиях современной экономики. В состав комплекса бизнес – решений «Галактика Business Suite» входят «Галактика ERP» и «Галактика Business Intelligence».
1. Батова, Т. Н. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Т. Н. Батова, О. В. Васюхин, Е. А. Павлова, Л. П. Сажнева. – СПб.: ИТМО, 2012. – 249 с.
2. Артюхова, И. В. Концептуальный подход к многокритериальной классификации факторов качества продукции / И. В. Артюхова, М. Ю. Танцюра // Экономика Крыма. – 2017. – № 17. – С. 92-94.
3. Агарков, А. П. Управление качеством : учеб. пособие / А. П. Агарков. – М.: Дашков и К, 2011. – 217 с.
4. Волков, О. И. Экономика предприятия. Курс лекций / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 280 с.
5. Коноплев, С.П. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / С.П. Коноплев. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 251 c.
6. Мишин, В. М. Управление качеством: учебник / В. М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с.
7. Экономика предприятия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 670 с.
8. Салимова, Т. А. Управление качеством: учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Т. А. Салимова. – М. : Издательство «Омега_Л», 2011. – 414 с.
9. Шаповал, М. И. . Менеджмент качества: учебник / М. И. Шаповал. – К.: «Знание»,2018. – 475 с.
10. Ершов, А.К. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А. К. Ершов. – М.: Логос, 2016. – 283 c.
11. Управление качеством: учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. – М. : ЮНИТИ, 2016. – 334 с.
12. Кузнецова, Н.В. Управление качеством: учеб. пособие / Н. В. Кузнецова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. – М. : Флинта, 2011. – 359 c.
13. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие / В. Ю. Огвоздин. – М. : Дело и сервис, 2010. – 288 с.
14. Аристов, О. В. Управление качеством: учебник / О. В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 238 с.
15. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2016. – 424 с.
16. Карпенко, Е. М. Менеджмент качества : учеб. пособие / Е. М. Карпенко. – Минск: ИВЦ Минфина, 2016. – 207 с.
17. Горбашко, Е. А. Управление качеством: учеб. пособие / Е. А. Горбашко [и др.]. – СПб. : Питер, 2011. – 382 с.
18. Святкина, Л. И. Управление качеством : учеб. пособие / Л. И. Свят- кина. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 193 с.
19. Тавер, Е. И. Качество как объект управления / Е. И. Тавер // ММК. – 2016. – № 11. – С. 22-27.
20. Розова, Н. К. Менеджмент качества: учеб. пособие / Н. К. Розова. - СПб. : Вектор, 2010. - 188 с.
21. Ребрин, Ю. И. Управление качеством: учеб. пособие / Ю. И. Ребрин. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011. – 174 с.
22. Управление качеством: В 2 т. Т. 2. Принципы и методы всеобщего управления качеством. Основы обеспечения качества // под общ. ред. В.Н. Азарова. – М.: МГИЭМ, 2010. – 212 с.
23. Эванс, Дж. Р. Управление качеством: учеб. пособие / Дж. Р. Эванс. - М. : ЮНИТИ, 2011. – 637 с.
24. Москвин, В. А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков, риск-менеджеров: произв. -практ. изд. / В. А. Москвин. – М. : Финансы и статистика, 2011. – 384 с.
25. Зуев, Е. Т. Менеджмент качества в производстве напитков : произв.-практ. изд. / Е. Т. Зуев. - М.: Протектор, 2018. – 90 с.
26. Киселева, А. С. Современные подходы к управлению качеством продукции / А. С. Киселев // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями. – Ставрополь, 2017. – С. 212-217.
27. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие / В. Ю. Огвоздин. – М. : Дело и сервис, 2010. – 288 с.
28. Панде, П. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством : произв. - практ. изд. / П. Панде. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2012. – 156 с.
29. Швец, В. Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента / В. Е. Швец // Стандарты и качество. – 2011. – № 6. – С. 52-58.
30. Никитин, В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 : Политика. Оценка. Формирование: произв.-практ. изд. / В. А. Никитин. - СПб.: Питер, 2010. - 126 с
31. Максимчук, Т.П. Контроль качества продукции (товаров) / Максимчук Т.П. // Планово-экономический отдел. – 2011, № 5 (47)
32. Менеджмент качества: Учеб. пособие / Е.М. Карпенко, С.Ю. Комков. – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 208 с.
33. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / Круглов М.Г., Сергеев С.К., Такташов В.А. и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2017. – 368 с.
34. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие / Под ред. Мазура И.И. – М.: Высш. шк., 2017. – 334 с.
35. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Учеб. пос. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2018. – 336 с.
36. Стачков М.И. Стандартизация и управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. – М.: Издательство стандартов, 2018. – 55с.
37. Суша, Г.З. Экономика предприятия. Учеб. пособие. / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2013. – 384 с.
38. Тишков, Ю.С. Практические вопросы разработки системы менеджмента качества организации. / Ю.С. Тишков // Отдел. – 2017. – № 11 ноябрь. – С. 123-135
39. Тишков Ю.С. Практические вопросы разработки системы менеджмента качества организации. / Ю.С. Тишков // Отдел. – 2017. – № 12 декабрь. – С. 116-129
40. Управление качеством продукции. Учеб. пособие / Н.И. Новицкий, В.Н. Олексюк, А.В. Кривенков, Е.Э. Пуровская; под ред. Н.И. Новицкого. – 3-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2011. – 367 с.
41. Управление качеством Учебник / Под ред. академика Международной Академии Информатизации, доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 386 с.
42. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
43. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: курс лекций.– М.: Тандем, 2017. – 175 с.
44. Шпаковская, В.Б. Внедрение международных стандартов системы менеджмента качества как фактор роста конкурентоспособности белорусских предприятий: проблемы и перспективы. / В.Б. Шпаковская // Экономика и управление. – 2017. – № 3. – С. 31-35
45. Экономический анализ: Учебник для студ. экон. спец вузов./ Г.В. Савицкая. – 9-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2011. – 640с.
46. Экономические рычаги улучшения систем качества/ выпуск 14. – М.: НТК Трек, 2017. – 145 с.