Взаимосвязь стилей семейного воспитания и особенностей девиантного поведения у подростков Диплом
БИП (Белорусский институт правоведения)
Диплом
на тему: «Взаимосвязь стилей семейного воспитания и особенностей девиантного поведения у подростков»
по дисциплине: «Юридическая психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
154.00 BYN
Взаимосвязь стилей семейного воспитания и особенностей девиантного поведения у подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Юридическая психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.2 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СЕМЬИ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СЕМЬИ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования: в современной психологии существует достаточно много исследований на тему девиантного (отклоняющегося) поведения у подростков. Несмотря на это, проблема девиантного поведения среди подростков с каждым годом всё более актуальна.
Современное общество существует в атмосфере масштабных изменений массового сознания, обесценивание жизненных ориентиров предыдущих поколений, интенсивной плюрализации стилей жизни. Процесс осуществления человеком жизненных выборов может сопровождаться переживанием состояния фрустрации. Также наблюдается существенное увеличение асоциальных процессов в обществе среди молодых людей и подростков. В условиях роста неопределенности основных параметров жизнедеятельности людей, все более распространенными становятся отклонения в их поведении, что в значительной мере влияет на установление норм и правил взаимодействия. Девиантное поведение является существенной частью жизни общества, нарушает и деформирует распределение общественных ресурсов. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности [32].
Все возрастные периоды в жизни человека являются уникальными и важными. Особое место в возрастной периодизации занимает подростковый период. В подростковом возрасте индивид уже не является ребенком, но он еще и не взрослый. Такая позиция подростка и представлена спецификой данного периода, но это далеко не раскрывает сути, не объясняет его поведения. Современные подростки находятся в сложной ситуации, которая обусловлена двойной нагрузкой ответственности за жизненный выбор в силу специфики возрастного периода и особенностей общественно–культурной ситуации. Подростки являются активным психологическим субъектом, и поэтому проявления социально неприемлемого поведения отчетливо прослеживается именно у них. В ситуации социальных преобразований уязвимым оказывается именно подросток. Сегодня количество девиантных и даже делинквентных проявлений в подростковом возрасте резко возросла. С развитием девиантного поведения у молодежи все больше затупляются положительные чувства, и она может стать резервом для будущей преступности [33].
Объект исследования: девиантность поведения у подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь стилей семейного воспитания и девиантности поведения у подростков.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между стилем воспитания и проявлением девиантного поведения у подростков.
Задачи исследования:
- дать психологическую характеристику девиантного поведения у подростков;
- раскрыть содержание понятия «стиль семейного воспитания» в психологии;
- определить особенности психологической деформации семьи как главного фактора девиантного поведения подростков;
- эмпирическое изучение стилей семейного воспитания и девиантного поведения у подростков;
- провести анализ полученных результатов при помощи статистических методов;
- разработать рекомендации в рамках коррекции девиантного поведения у подростков.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; метод психологического тестирования:
- Опросник «Поведение родителей и отношение ребёнка к ним» (ПОР; Е.Шафер);
- Методика СДП (Склонность к девиантному поведению);
- Тест «Стили воспитания (по Овчаровой Р.В.);
- Тест–опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
ГЛАВА 1 ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Каждый человек демонстрирует свое поведение, по которому можно вычислить успешность его социализации. Социализация предусматривает процесс вхождения личности в разные сообщества людей. В процессе социализации происходит развитие представлений о правилах поведения, которые соответствуют или нет нормам общества [1, с. 56]. Оценка любого поведения подразумевает сравнение его с определенной нормой. По результатам сравнения с нормой определяют нормальное (такое, что соответствует норме) и аномальное девиантное поведение личности.
Девиантное поведение было предметом исследования многих наук. У каждой теории свое понимание девиантного поведения. У философии понимание девиантного поведения происходит через призму системного подхода к анализу социальных явлений с позиций принципов системности, историзма, детерминации (О. Дробницький, И. Кант, М. Каган, А. Скрыпник).
Девиантного поведения личности через призму медико–биологических факторов, поведенческих и психических расстройств в соответствии с медицинскими критериями и классификаций болезней рассматривают биологические и медицинские теории (Гиппократ, Р. Исаков, А. Личко, К. Леонгард, К. Лоренц, В. Менделевич, Т. Мозговая, О. Селецкий В. Пирс, Дж. Харрисон, У. Шелдон). Правовые аспекты девиантного поведения исследуются как нарушение правовых норм (Ю. Антонян, Г. Благута, В. Кормщиков, В. Кудрявцев, И. Лановенко, И. Ярмиш) [34].
В психологии проблема девиантного поведения рассматривается в разных направлениях. В отрасли коррекции и реабилитации, профилактики и интервенции, психологических детерминант поведенческих девиаций, предупреждению правонарушений (С. Беличева, Э. Эриксон, А. Змановская, Н. Максимова, И. Невский, К. Роджерс Б. Скиннер, Т. Титаренко, З. Фрейд, П. Фрик Л. Шнейдер) [20, с. 3].
В педагогике раскрываются вопросы школьной и социальной дезадаптации, нарушения нравственных, эстетических, поведенческих норм в классе. Также в педагогике раскрываются вопросы недостатков семейного воспитания и различные нарушения в процессах воспитания, социализации, социальной адаптации подростка (Т. Алексеенко, Б. Алмазов, В. Бочарова, И. Зверева, Э. Эйдемиллер, Ю. Клейберг, Б. Кобзарь, В. Оржеховська, Т.Федорченко).
Г. Аванесова, С. Бадмаев, Я. Гилинский, Э. Дюркгейм, В. Захарчик, Е.В. Змановская изучая понятия «девиантное поведение», брали во внимание отдельные существенные признаки этого явления или опирались на определение его внешних проявлений, а именно:
- поведение не соответствует принятым в обществе социальным нормам;
- наличие конструктивной и деструктивной направленности;
- причинение определенного ущерба самой личности или членам ее социального окружения;
- поведение негативно оценивается обществом;
- девиантное поведение имеет эпизодический или постоянный характер [44, c, 159].
В понятие «девиантное поведение» И. Кон вкладывает негативный смысл и разделяет на две категории:
- во–первых, девиантное поведение отклоняется от норм психического здоровья, при этом речь идет о наличии психопатологии.
- во–вторых, девиантное поведение всегда нарушает нормы общества [11, с. 170].
1.2 ПОНЯТИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [3, с. 146].
Семья – первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей (А. И. Захарова) [2, с. 179].
Семья может быть основана на следующих формах: брак как добровольный союз между мужчиной и женщиной; близкое (кровное) родство; усыновление или удочерение [4, с. 29].
Понятие «семья» изначально включало представления о питании (кормлении, удовлетворении голода) и образовании (обучении). Он основан на функциях защиты и удовлетворения жизненных потребностей своих членов. Семья является основной защитной средой личности. Семья является результатом и, возможно, даже более того, создателем цивилизации. Семья является важнейшим источником социально–экономического развития общества. Она производит основное общественное богатство – человека.
Семья является ведущим фактором в развитии личности ребенка, от которого во многом зависит будущая судьба человека. Семья характеризуется несколькими факторами.
Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек с младенчества развивается как социальное существо, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка с окружающей средой и, прежде всего, с социальной средой, микросредой, усвоение «культуры, созданной человечеством», играют первостепенную роль в его психическом развитии, формировании его личности(А. Н. Леонтьев). Семейная среда, являющаяся первой культурной пищей для ребенка, многогранна; включает в себя предметно–пространственную, социально–поведенческую, событийную, информационную среду ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают условия для воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, хорошее питание; приобретают подходящие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие образовательные средства; заботятся о положительных примерах и поведении). Методы воздействия на ребенка и их эффективность для его развития зависят от того, как организована образовательная среда. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка [35, c. 68].
Говоря о стилях семейного воспитания, рассмотрим особенности детско–родительских отношений в целом.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности [23, c. 105].
1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СЕМЬИ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей, которая представляет собой комплекс отношений родителей к воспитанию своих детей. Важнейшими характеристиками воспитательного положения родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность [27].
Адекватность – способность родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять его личностные черты, познавательные, эмоциональные, мотивационные и характерные черты, способность замечать изменения, происходящие в его внутреннем мире [45].
Гибкость – способность изменять воздействие на ребенка во время его роста или в результате различных изменений в семейных условиях. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свое мнение или обсуждать разные точки зрения.
Прогностичность – это способность родителей предвидеть и прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» модель взаимоотношений с подростком характеризуется тенденцией рассматривать только характеристики сиюминутной ситуации или прямые последствия поступков и не задумываться о более отдаленных (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).
Наиболее важной, но недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов образования является мотивация их отношения к ребенку и субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознанных и бессознательных мотивов. Реальные мотивы действий, определяющие отношения с детьми, могут быть перенесены или представлены в сознании родителей путем замены социально одобренных мотивов [51, c. 5].
Дисгармоничная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, не обеспечивает достаточного удовлетворения потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста из–за нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, процессов общения и т.д... Супружеская дисгармония порождает дисфункциональные отношения между родителями и детьми, к которым подростки очень чувствительны [48, c. 45].
Структура ролей в гармоничной семье должна быть целостной системой, отвечающей потребностям и возможностям ее членов. В дисгармоничных семьях эта структура искажена и, прежде всего, имеет место нарушение положения ребенка [4].
Например, ребенок играет следующие роли:
- «предпочтительный или любимчик» (по словам Э. Г. Эйдемиллера, В. Юсицкиса – «расширение сферы родительских чувств») – чрезмерная концентрация на ребенке; чаще всего это происходит тогда, когда супружеские отношения как–то не удовлетворяют родителей (противоречивость характеров, эмоциональная холодность и т. д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Часто в этом случае мать или (реже) отец, не зная о себе, хотят, чтобы ребенок хотя бы частично удовлетворил потребность в эксклюзивной взаимной привязанности, которая в гармоничной семье удовлетворяется психологическими отношениями супругов. Есть желание дать ребенку (обычно противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Часто мать отказывается от повторного брака, от карьеры. В раннем подростковом возрасте родители боятся независимости своих детей и желания цепляться за них. Родители обычно не знают о причинах своего поведения;
- «маленький ребенок» – даже уже немного повзрослевший ребенок в семье только ребенок, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать зрелость своих детей, сохранять такие качества, как спонтанность, наивность, игривость, тем самым снижая уровень потребностей ребенка и стимулируя развитие инфантильности [4].
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Современные представления и знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что девиантное поведение – это чрезвычайно сложная форма социального поведения личности, которое детерминировано совокупность взаимосвязанных факторов: биологических, социологических, психологических.
Теоретический анализ различных подходов к определению девиантного поведения, дает основания для обобщения: в широком смысле девиантное поведение понимается как поступки и социальные действия индивида, которые вступают в конфликт с социальными нормами общества и оказывают негативное влияние на окружающих и саму личность. Девиантное поведение человека является его личным вызовом социальной среде, порожденным несогласованностью между ее личностными притязаниями и общественными требованиями (нормами, стандартами, правилами, предписаниями) и выявленным такими социально–поведенческими действиями и поступками, не одобряются (или осуждаются) близким окружением или обществом.
Говоря о стилях семейного воспитания, рассмотрим особенности детско–родительских отношений в целом. Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».
Семейное воспитание реализуется через определенный стиль. В современной психологии под стилем семейного воспитания понимается целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов взаимодействия родителя с ребенком. Можно выделить четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка.
Важнейшими характеристиками воспитательного положения родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.
Дисгармоничная семья – это семья, которая не выполняет своих функций, не обеспечивает достаточного удовлетворения потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста из–за нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, процессов общения и т.д... Супружеская дисгармония порождает дисфункциональные отношения между родителями и детьми, к которым подростки очень чувствительны. В таких семьях ребенок может иметь следующую роль:
- «предпочтительный или любимчик»;
- «маленький ребенок»;
- «властолюбивый», «неисправимый», «трудный»;
- «вундеркинд», «надежда семьи»;
- «козел отпущения»;
- «судья», «примиритель».
Эмоциональное отторжение (родителей привлекает ребенок) создает психическую травму и приводит к формированию невротических расстройств при легких, чувственных и невротических акцентуаций, а также может способствовать формированию и усилению характеристик эпилептоидной акцентуации.
В силу сложных жизненных обстоятельства, неправильного семейного воспитания, низкого образовательного и культурного уровня, влияния окружающих – это всё способствует появлению и развитию девиантного поведения у детей подросткового возраста. Девиантное поведение подростков формируется под влиянием внешних и внутренних факторов, где важное место занимает их предрасположенность к внутреннему принятию отклоняющегося поведения, что обусловлена психологическими особенностями подростка.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. – М.: Академический проект, 2011 – 240с.
2. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
3. Аксенов, С.И. Педагогизация детско–взрослого производства в опыте А.С. Макаренко / С.И. Аксенов // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 255–258.
4. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
5. Антонов, А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) / А. Антонов. – М.: Просвещение, 1998. – 468 с.
6. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Изд–во БГУ, 2010. – 444 с.
7. Галич Г. О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ. – 2010. – № 20. – С. 84–91.
8. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Академия, 1991. – 410 с.
9. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением / Е.Г. Дозорцева. – М.: ГНЦ СПП им. В.П. Сербского, 2004. – 458 с.
10. Егорова У.Г. Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков // Вестник Самарского гос. ун–а. – 2014. – № 9 (120). – С. 1–5.
11. Зайдуллина Г. Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста // Вестник Нижневартовского гос. ун–та. – 2013. – № 2. – С. 11–18.
12. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
13. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
14. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
15. Ковалёв, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалёв – М. – Просвещение – 1988. – 208 с.
16. Коркина М.В. Психиатрия / Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко. – М.: Медицина, 1995. –– 608 с.
17. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий – М., Просвещение – 1965. – 316 с.
18. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / З. Матейчек З. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984.
19. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / сост. М.П. Павлова. – М.: Просвещение, 1968. – 373 с.
20. Макушина, О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 2002. – №5.
21. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделивич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 167 с.
22. Меренков, А.В. Тенденции измерения семейного воспитания в современном обществе / А. В. Меренков // Социологические исследования. – 2013. – № 2. – C. 101–110.
23. Миннегалиев М. М. Причины девиантного поведения подростков и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 2. – С. 122–129.
24. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. – М.: Класс, 1998. – 304 с.
25. Михаелян Е.Е. Социализация девиантного поведения личности // Теория и практика общественного развития / Е.Е. Михаелян. – 2011. – № 7. – С. 60–63.
26. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. – Воронеж: Модэк, 1999. – 394 с.
27. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд–во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
28. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: Соврем. Слово, 2005. – 720 с.
29. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 6 (108). – С. 195–198.].
30. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. –– СПб.: «Речь», 2000. –– 402 с.
31. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.:Речь, 2002. – 652 с.
32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара.: «БАХРАХ – М», 2008 – 672с.
33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. – № 5. – С. 26–30.
34. Реан А.А. Подросток и семейное воспитание – [Электронный ресурс]. http://www.narcom.ru/parents/parents/42.html
35. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт – М., Мир – 1994. – 320 с.
36. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир., – «Речь», СПб., 2000. – 194с.
37. Сиденко Е.А. Особенности подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 2. – С. 30 –32.
38. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 257с.
39. Скачкова В.А. Изучение психологической предрасположенности к суицидальному поведению учащихся старшего школьного возраста // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 12. – С. 1–5.
40. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей / В.Г. Степанов. – М.: Академия, 1996. – 320 с..
41. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьёй. –– М., 1996.
42. Торсунов, О.Г. Воспитание детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lavkachudec.ru/_fr/1/children.pdf.
43. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н.А. Сундуков. – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.
44. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2012 – 400с.
45. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 1996. – 192 с.
46. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.
47. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель–Пресс, Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 512 с.
48. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
49. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи – В.Р. Юстицкий. – СПб.: «Питер», 1999 – 345 с.
50. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
51. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 159 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты