ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы в связи с переходом экономики страны к рыночным отношениям, использование маркетинговых исследований в деятельности предприятий является важнейшим условием их успешного функционирования.
Сегодня очевидно, что в стране произошла переориентация с промышленного производства на сферу услуг. В связи с этим языковая образовательная сфера является одним из наиболее привлекательных объектов маркетинговых исследований, а изучение рынка представляет собой актуальность исследования.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях ужесточения конкуренции, использование маркетинговых исследований в деятельности предприятий является важнейшим условием их успешного функционирования.
Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное положение того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и разработку программы маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента.
Маркетинговое исследование и его результаты способствуют эффективной адаптации производства или посреднической деятельности и их потенциала к состоянию рынка и требованиям конечного потребителя.
Главное назначение маркетинговых исследований – это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, которые обеспечивали бы требуемые рынком количество и качество товарных и сервисных сделок при соблюдении требования основных факторов внешней среды и потребителя.
Необходимость маркетинговых исследований, как показывает история их развития, связана с активным процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства и распределения продуктов, ростом социальных и культурных потребностей потребителей, с эволюцией маркетинга как философии и инструментария предпринимательства.
Предмет исследования в представленной работе – маркетинговые исследования организации.
Объект исследования – ООО «Центр Климат».
Цель работы – разработать предложения по совершенствованию процесса маркетинговых исследований ООО «Центр Климат».
В работе решаются следующие основные задачи:
- изучить сущность и методы проведения маркетинговых исследований товарных рынков;
- провести анализ маркетинговых исследований рынка кондиционеров г. Москвы;
- разработать предложения по совершенствованию работы ООО «Центр Климат» на основе маркетинговых исследований.
В процессе написания работы использовались следующие методы: аналитический, анализа и синтеза, методы сравнения, индексный, балансовый, абсолютные и относительные величины.
Теоретической и методологической основой исследования является труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам маркетинговых исследований. Данной темой исследования занимался ряд отечественных и зарубежных авторов, в том числе Ассэль Г., Басовский Л.Е., Беляевский И.К., Голубков Е.П., Карпов В., Котлер Ф. и другие.
Информационной базой послужили данные финансовой и бухгалтерской отчетности ООО «Центр Климат».
1 Маркетинговые исследования товарных рынков: сущность и методы проведения
1.1 Цели и методы маркетинговых исследований
Разнообразие маркетинговых функций отражает универсальность маркетинговой деятельности, которая в конечном итоге направлена на то, чтобы вывести продукт в сферу потребления и удовлетворить потребности клиентов.
Функциональный маркетинг - это иерархически организованная система для контроля за рыночной деятельностью, регулирования рыночных процессов и исследования рынка.
Одним из основных требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.
Без сбора достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не может полностью выполнить свой мандат по удовлетворению потребностей клиентов. Сбор информации, ее интерпретация, оценки и прогнозы, которые проводятся для маркетинговых служб и руководства компании по их заказу, принято называть маркетинговыми исследованиями [4, с.9].
Ряд специалистов подходит к понятию «исследование рынка», перечисляя основные функции, не раскрывая их сущности. Например, Ф. Котлер интерпретирует исследования рынка как систематическое определение объема данных, необходимых в связи с маркетинговой ситуацией компании, ее регистрации, анализа и отчетности по результатам [28, с.118]. Отечественные авторы Е.П. Голубков А.И. Ковалев повторяет эту формулировку. А.П. Дубрович перечисляет элементы исследования рынка и считает, что они направлены на уменьшение неопределенности при принятии маркетинговых решений [13, с.24]. Стоит отметить И.К. Белявский, согласно которому маркетинговое исследование является исследовательской деятельностью, направленной на удовлетворение информационных и аналитических потребностей маркетинга [4, с. 9]. Это означает, что исследование рынка, которое продолжает оставаться неотъемлемой частью маркетинга, формирует самостоятельное научное и практическое направление.
Поэтому тему маркетинговых исследований следует рассматривать как маркетинговую деятельность на рынке, а также связанные с ним рыночные процессы и явления.
Серьезной проблемой является выбор предмета исследования рынка. Это может быть сама компания и силы, содержащиеся в микросреде ее маркетинга, в частности конкуренты, поставщики и конкурирующие компании, потребители / покупатели - клиенты; федеральный или региональный рынок, включая его сегменты, а также население или его отдельные группы как носители демографических и социально-экономических факторов маркетинговой макросреды [4, с.16].
Целью исследования рынка является создание информационно-аналитической основы для маркетинговых решений и снижение связанной с этим неопределенности [4, с.10].
Многие цели, которые ставят перед собой маркетологи или их клиенты, можно разделить на четыре легко определяемые группы:
- поисковые - сбор дополнительной информации, выяснение проблемы и помощь в разработке множества рабочих гипотез для дальнейшего исследования;
- описательные - с подробным описанием отдельных факторов и явлений, а также их взаимосвязей и последствий;
- экспериментальные - состоят из проверки маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом, с одной стороны, и основными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т. д.) и потребителем (возраст, пол, доход, характер) и т. д.) - с другой стороны;
- оправдательные - подкрепить уже сложившееся мнение, убежденность, позицию менеджера (компании) или точку зрения объективной информацией [5, с.259].
Задачи исследования рынка могут быть самыми разными. Прежде всего, речь идет о поиске потенциальных покупателей, изучении их потребностей, существующего и будущего спроса на товары для выбора целевых рынков, т.е. рынки, на которых компания может достичь своих целей. После выбора рынка необходимо постоянно следить за его состоянием, чтобы иметь возможность реагировать на изменения во времени. Исследование рынка также необходимо для прогнозирования долгосрочных тенденций развития. Прогноз должен быть основой для постановки целей, разработки стратегий и планирования деятельности компании. Исследование рынка особенно остро, когда компания намерена начать разработку, производство и запуск новых продуктов на рынке [13, с.24].
Каждая компания ставит перед собой задачу проведения маркетинговых исследований на основе своих собственных интересов. Охват широкого спектра направлений маркетинговых исследований зависит от определенных условий: ситуации на товарном рынке, маркетинговой стратегии компании и, конечно же, от ее специализации. Значительная часть отечественных поставщиков и торговых компаний проводит исследования рынка по следующим направлениям: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы наиболее важных параметров рынка, исследование поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т. д., а также оценка собственного потенциала [4, с. 10]. Области исследований постоянно расширяются. Ф. Котлер перечисляет 28 направлений, а более поздние авторы - до ста.
1.2 Процесс проведения маркетинговых исследований
Исследование рынка - сложный, иерархически структурированный процесс, который реализуется последовательно с течением времени. Существуют разные взгляды на структуру процесса исследования рынка. Например, в работах Ф. Котлера, Г.Д. Крылова, И.К. Белявский, А.А. Бревнова, несмотря на определенное сходство в ходе процесса исследования рынка, есть небольшие различия в процедурах, которые включены в определенный этап. Рассмотрим процесс исследования рынка включает в себя следующие этапы и процедуры:
1. Определение проблемы и целей исследования:
- определение потребностей в проведении маркетинговых исследований;
- определение проблемы;
- формулирование целей маркетинговых исследований.
2. Разработка плана исследований:
- выбор методов проведения маркетинговых исследований;
- определение типа требуемой информации и источников ее получения;
- определение методов сбора необходимых данных;
- разработка форм для сбора данных;
- разработка выборочного плана и определение объема выборки.
3. Реализация плана исследований:
- бор данных;
- анализ данных.
4. Интерпретация полученных результатов и их доведение до производства [10, с. 105].
Определение потребностей в исследованиях рынка. Чтобы определить потребности в исследованиях рынка, все организации должны постоянно контролировать свою внешнюю среду, используя систему наблюдения. Основной целью использования системы мониторинга является предоставление оперативной информации для управления организацией. Руководство может использовать эту информацию для оценки того, соответствуют ли результаты их текущей операционной деятельности запланированным целям. влияет ли принятое законодательство на покупательскую способность потребителей и деятельность промышленных компаний; изменились ли система потребительских ценностей и образ жизни; использовали ли конкуренты новые стратегии.
В некоторых случаях исследования рынка могут не потребоваться. Есть 4 возможных ситуации:
1. Информация уже доступна;
2. нехватка времени на исследование рынка;
3. Никаких ресурсов не требуется.
4. Затраты превышают ценность результатов маркетинговых исследований [23, с. 184].
Руководство организации, осуществляющей мониторинг внешней среды, получает информацию из различных источников - от акционеров, которые могут сообщать о жалобах на низкое качество продукции, от дилеров, которые могут сообщать, что организация сдает позиции конкурентам, и т.д. Однако эта информация, скорее всего, связана с проблемами - симптомами, не лежащими в основе проблемами. Задача исследователей состоит в том, чтобы точно определить основные проблемы, на которых основаны симптомы [10, с. 106].
Определите проблему. Четкое и точное описание проблемы является ключом к успешному исследованию рынка. Клиенты маркетинговых компаний часто сами не знают своих проблем. Они утверждают, что продажи уменьшаются, доля рынка уменьшается, но это только симптомы, и важно выявить причины их проявления. Классическая ситуация, когда исследование рынка не направлено на реальную проблему.
Чтобы избежать этого, необходимо изучить все возможные причины симптомов. Разведочные работы часто проводятся для этих целей.
Нужно знать, что определяет проблему:
– выявление симптомов;
– четкое указание на возможные причины или основные проблемы, лежащие в основе симптомов;
– определив полный список альтернативных действий, которые менеджер по маркетингу может предпринять для решения проблем [28, с. 85].
При проведении исследования рынка существует два типа вопросов: проблемы регулирования рынка и проблемы исследования рынка. Первые выступают в двух случаях. Во-первых, когда появляются симптомы, что цели маркетинговой деятельности не достигаются. Во-вторых, вероятность достижения цели является вероятной, но менеджер должен выбрать шаг, который дает право в полной мере использовать благоприятные обстоятельства.
Проблемы маркетинговых исследований определяются необходимостью предоставить менеджерам и маркетологам конкретную, точную и объективную информацию, необходимую для решения задач управления маркетингом.
Задачи управления маркетингом сформулированы в очень точной форме (не более нескольких предложений) с учетом следующего:
– указывает компанию, подразделения и менеджеров, которые должны участвовать в исследовании;
– обозначены симптомы проблем;
– называет возможные причины этих симптомов;
– предполагаемое использование маркетинговой информации сформулировано.
Задачи исследования рынка формулируются в три этапа:
– выбор и четкое определение содержания проверяемых параметров;
– определение отношений;
– выбор модели.
1. Абрамова, Г.П., Касаев Б.С. Маркетинг: учеб. пособие / Г. П. Абрамова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
2. Акулич, М. Выстраиваем отношения с поставщиками и оптимизируем закупки / М. Акулич // Промышленный маркетинг. – 2015. – № 1. – с. 34-35.
3. Ансофф, И. Стратегия управления / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2014. – 341 с.
4. Арсенов, В. В. Инновационная деятельность предприятий: учебно-метод. пособие / В. В. Арсенов. – Мн.: Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2016. – 168 с.
5. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: учебник / Г. Ассель. – Москва: Изд-во Инфра-М, 2014. – 804 с.
6. Атамалиева, Л. А. Система маркетинговых коммуникаций: учеб. пособие / Л. А. Атамалиева, Г. А. Веденин. – Витебск: ВГТУ, 2012. – 166 с.
7. Барановский, С. Н. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С. Н. Барановский, Л. В. Лагодич. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 298 с.
8. Бурцева, Т. А. Управление маркетингом: учеб. пособие / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. Л. Цень. – М.: Экономисть, 2015. – 223 с.
9. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. – М.: Из-во МГУ, 2016. – 429 с.
10. Вишняков В. А. Информационный менеджмент: учебник / В. А. Вишняков. – В 8ч. Ч.4. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – 152 с.
11. Вопросы и опыт маркетинговой деятельности предприятий // Актуальные проблемы экономики: Материалы науч.-практ.конф.: В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. Н. С. Недашковой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 103 с.
12. Гильманова, Р. И. Методы оценки экономической эффективности инноваций с учетом их жизненного цикла / Р. И. Гильманова // Управление экономическими системами. – 2013. – № 28. – С. 3-12.
13. Голубков, Е.П. Управление разработкой нового продукта: разбор конкретных ситуаций / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 13-14.
14. Голубков, Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1. – С. 9-11.
15. Голубев, А. А. Экономика и управление инновационной деятельностью: учеб. пособие / А. А. Голубев. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2013. – 119 с.
16. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: учебник / Е. П. Голубков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2013. – 688 с.
17. Гужина, Г. Построение маркетингового управления / Г. Гужина // Промышленный маркетинг. – 2015. – № 2. – С. 13-17.
18. Данченок, Л.А. Понятие и значение комплексного интернет-маркетинга в деятельности предприятий / Л. А. Данченок // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1. – С. 15-17.
19. Данько, Т. П. Управление маркетингом: учебник / Т.П. Данько. – М.: ИНФРА, 2014. – 320 с.
20. Дубина, А.П. Эффективность предприятия: методы оценки и факторы повышения: учеб.-метод. пособие / А.П. Дубина. – Минск: МИУ, 2013. – 140 с.
21. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Бух. Учет», 2013. – 528 с.
22. Ефремов, В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №2. – с. 17-21.
23. Журавлев, В. Оптимизация распределения продукции между рынками сбыта / В. Журавлев // Промышленный маркетинг. – 2015. – № 3. – С. 15-18.
24. Заметин, Б. О сущности стратегического маркетинга / Б. Заметин, И. Семенов // Российская экономика. – 2013. – № 3. – С.14-29.
25. Зимина, Т.В. Диверсификация как основа долгосрочного устойчивого развития // Маркетинг в России и зарубежом. – 2014. – № 4. – С. 26-25
26. Кеворков, В.В. Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации / В. В. Кеворков. – М.: ПРИОР, 2012. – 186 с.
27. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
28. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – Москва: Инфра-М, 2014. – 605 с.
29. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2014. – № 5. – С. 28-31.
30. Кострова, С.В. Анализ маркетинговых коммуникаций на рынке выставочных услуг / С. В. Кострова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1. – с. 23-27.
31. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. – 3-е издание. – М.: Феникс, 2013. – 785 с.
32. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – 4-е изд. переработанное. – Минск: Вышэйшая школа. 2015. – 463 с.
33. Мусиенко Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях / Д. О. Мусиенко // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 383-386.
34. Основы маркетинга: учеб. пособие / Синяева И. М., Поляков В.А. [др.]. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 342 с.
35. Руткевич, Е. В. Особенности использования концепции маркетинга в управлении предприятиями Республики Беларусь / Е. В. Руткевич // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 309-315.
36. Томилин, В. Н. Управление маркетингом / В. Н. Томилин // Стандарты и качество. – 2015. – № 1. – С.18-19.