Введение
В настоящее время актуальность проблемы готовности ребенка к школе обусловливается многими факторами. Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка, процесс его вхождения в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые и дети при приближающемся поступлении в школу. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс общеобразовательной школы, неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально-волевой, коммуникативный компоненты готовности.
Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка сформированности социальной позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению трудностей в учении.
Школа предъявляет требования к самым разным психологическим качествам ребенка. Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые.
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой не исчерпывается исследователями из разных стран. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значения для всего последующего развития личности, социальных и культурных процессов, происходящих в современном обществе – все это самым непосредственным образом влияет на понимание сущности явления «готовность к школе» и подходов к его дальнейшему изучению [1, с.221].
Среди исследователей необходимо выделить как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные исследователи и авторы придерживаются мнения, что готовность ребенка к обучению в школе является одним из наиболее важных характеристик личности младшего школьника.
Исследование готовности детей к школе в современной психологии и педагогике связана с именами таких известных ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Практически каждый исследователь, работающий в системе психологии детства, так или иначе обращался к вопросу готовности детей к школе, особенно в социально-психологической и психологической сферах.
Глава 1 «Готовность к школьному обучению» как психолого-педагогическая категория
1.1 Сущностная характеристика категории «готовность к школьному обучению»
Поступление в школу – это новый этап в жизни каждого ребенка. Ребенок усваивает новую социальную роль ученика и все требования и обязанности, связанные с новой социальной позицией. Мера личной ответственности ученика за его действия и поступки становится намного выше по сравнению с дошкольником. Меняются отношения ребенка относительно взрослых, родителей и учителей. Социальные ожидания и оценки взрослых напрямую связаны с успехами в школе. Вхождение в новую среду связано с высоким физическим, психическим и эмоциональным стрессом, который испытывает каждый первоклассник.
Неспособность начать учебу в школе нарушает гармонию между морфофункциональным и личностным развитием ребенка и часто воспринимается ребенком как «школьный стресс» или «болезнь адаптации» [2, с.189].
В педагогической и психологической литературе категории «готовности к школьному обучению» уделяется большое внимание. Готовность к школе является важным результатом развития ребенка в дошкольном возрасте и значимым показателем эффективности дошкольного воспитания и обучения в ДОУ и семье. Готовность к школе – результат воспитательной работы с детьми, проводимой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение высокого уровня готовности к школе является условием успешного обучения и эмоционального благополучия первоклассника.
Как научная категория «готовность к школьному обучению» в самом общем виде означает необходимый и достаточный уровень развития ребенка для усвоения школьной программы в определенных условиях обучения. Л.И. Божович еще в 60-е годы прошлого века указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [3, с.81].
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, В.М. Астапов назвала «внутренней позицией школьника», рассматривая это новое образование как критерий готовности учиться в школе [4, с.22].
Аналогичные взгляды развивал В.С. Мухина, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [5, с. 11].
В.С. Мухина особенно выделяла мотивационную сторону данной категории. По ее мнению, готовность к обучению – это желание и осознание необходимости учиться, которые возникают в результате социального созревания ребенка и появления внутренних противоречий, задающих мотивацию к обучению [5, с.69].
Понятие «готовность к школе» наиболее полно изложено в определении Л.А. Венгера. Он считал, что готовность к школе включает в себя определенный набор знаний и навыков, компонентами этого набора являются, прежде всего, мотивация, личностная готовность, которая включает в себя «внутреннюю позицию школьника», волевую и интеллектуальную готовность [6, с.45].
Л.И. Божович писала, что важным механизмом готовности к овладению учебной деятельностью является умение выделить режим действия. Остановившись на важности этого компонента готовности к школе, А.П. Усова подчеркнула, что дошкольник должен осознавать влияние способа воздействия на результат выполнения задания [7, с.231].
Обсуждая проблему школьной готовности, Д.Б. Эльконин поставил в первую очередь формирование необходимых предпосылок для учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, которые в целом определяют способ действий; умение руководствоваться заданной системой требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предложенные в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [8, с.123].
Д.Б. Эльконин считал, что готовность ребенка к школе подразумевает «вращение» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [8, с.128].
Несмотря на различия в подходах, практически все отечественные психологи и педагоги были едины в том, что определение сущности категории «готовность к школе» должно быть основано на фундаментальных утверждениях А.Н. Леонтьева о «фактическом уровне развития ребенка» и «зоне его ближайшего развития» [9, с. 33].
Согласно этим положениям, готовность ребенка к школе обеспечивает такой уровень соответствующего (действительного на момент тестирования) развития, при котором «зона непосредственного развития» (возможные достижения ребенка в сотрудничестве с взрослыми) перевешивает программные требования первых месяцев обучения в школе.
Общее определение готовности к школе будет следующим: готовность к школе – это эмоциональная, личностная и социальная зрелость ребенка в рамках школьного обучения [10, с.24].
Глава 2. Социально-педагогическая работа по регулированию процесса готовности дошкольников к обучению в школе
2.1 Основные социально-педагогические подходы и методы регулирования процесса готовности дошкольников к обучению
Социально-педагогическая деятельность по регулированию готовности к школьному обучению является достаточно сложной. Для достижения эффективного результата в этой сфере деятельности следует использовать как общепедагогические, так и социально-педагогические подходы и средства реализации деятельности.
Прежде всего, следует опираться на такие дидактические и воспитательные принципы:
– принцип природосообразности. Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить;
– принцип индивидуальной обусловленности. В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах;
– принцип гуманизма означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации;
– принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор;
– принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника;
– принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности – в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности;
– принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);
– принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности [49].
Наряду с указанными принципами в процессе социально-педагогического регулирования следует также придерживаться основных подходов, принятых в современной педагогике. Наиболее значимыми научными подходами выступают деятельностный, личностный, полисубъектный, системный, комплексный.
Деятельностный подход к воспитанию выделяется в силу того, что деятельность, по мнению ряда отечественных ученых, как преобразование людьми окружающей действительности служит основой, средством и решающим условием развития личности. Поэтому для того, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни в школе, необходимо в меру возможности вовлекать их в разнообразные виды социально и нравственно значимой деятельности.
Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н. Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю.
Заключение
Поступление в школу – это новый этап в жизни каждого ребенка. Ребенок усваивает новую социальную роль ученика и все требования и обязанности, связанные с новой социальной позицией. Мера личной ответственности ученика за его действия и поступки становится намного выше по сравнению с дошкольником. Меняются отношения ребенка относительно взрослых, родителей и учителей.
Подготовка детей к школе – это сложный, многоструктурный процесс, в который вовлечены все люди вокруг ребенка. Это воспитатели детских садов и, конечно же, родители, именно они должны больше всего инвестировать в ребенка, помогать и наставлять.
Основными сферами готовности ребенка к школьному обучению являются такие как физиологическая, моральная, психологическая и интеллектуальная.
Дошкольный возраст представляет собой сложную структуру, которая определяет особенности формирования личности человека и выделяет основные факторы и черты готовности к дошкольному обучению. Главными из них являются изменения в функционировании психических процессов, поведении, а также формировании стабильной внутренней позиции личности.
Семья и школа должны совместно участвовать в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению. Только совместные усилия могут помочь ребенку. При поступлении в школу ребенок будет лучше учиться, будет чувствовать себя комфортнее, если взрослые: родители, учителя и школы объединятся, станут союзниками в формировании и развитии личности будущего первоклассника.
Проведенное нами исследование строится на определенных принципах, среди них такие, как принцип природосообразности, культуросообразности деятельностного подходаи т.д. На основе данных принципов нами было построено эмпирическое исследование при помощи таких методик как методика «Сапожки» Н.И. Гуткиной, тест Керна-Иерасика, методика «Несуществующее животное».
В ходе исследования нами было выявлено, что дети дошкольного возраста в основном демонстрируют средний уровень способностей, которые характерны для готовности детей к школьному обучению. Для детей старшего дошкольного возраста в основном характерным является средний уровень интеллектуальной и личностной готовности, что соотносится с низким уровнем развития страха и тревожности у данной категории детей.
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что для детей старшего дошкольного возраста характерными являются определенные негативные тенденции в личностном и интеллектуальном уровне развития и данный факт указывает на необходимость разработки социально-педагогической программы регулирования уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
1 Алферов, А. Д. Психология развития школьников / А.Д. Алферов. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
2 Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Под ред. В.В. Слободчикова. – Томск: Астрель, 2012. – 256 с.
3 Белова, Е. А. Размышления перед школой: (Советы родителям)/ Е.А. Белова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 80–83.
4 Астапов, В.М. Диагностика понятийных форм мышления / В.М. Астапов. – М.: АРКТИ, 2010. – 28 с.
5 Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 175 с.
6 Венгер, А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / А.Л. Венгер. – М.: Форум, 2005. – 322 с.
7 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Сфера, 2018. – 328 с.
8 Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 325 с.
9 Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник / А. Н Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 426 с.
10 Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Академия, 2011. – 345 с.
11 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд–во УРАО, 2009. – 320 с.
12 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 67 с.
13 Дубровина, М.В. Психология / М.В. Дубровина. – М.: Академия, 2011. – 464 с.
14 Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Академия, 2017. – 390 с.
15 Князева, С.И. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / С.И. Князева. – М.: Академия, 2012. – 345 с.
16 Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
17 Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2015. – 144 с.
18 Ильина, Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10. – С. 197–203.
19 Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академия, 2012. – 184 с.
20 Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: «Педагогика», 2018. – 321 с.
21 Нижегородцева, Н. В. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева. – М.: Академия, 2011 – 256 с.
22 Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7лет) / Д.Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 2010. – 344 с.
23 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Сфера, 2010. – 456 с.
24 Мухина, В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин–тов / Под ред. Л. А. Венгера – М.: Просвещение, 2015. –– 272 с.
25 Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О. Косякова. – Р–н/Д: Феникс, 2007. – 414 с.
26 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: «Педагогика», 2018. – 224 с.
27 Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д.Б. Эльконин. – М.: Юрайт, 2011. – 328 с.
28 Андреев, В.И. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / В.И. Андреев. – М.: Академия, 2012. – 264 с.
29 Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У.Ф. Ульенкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 3. – С. 53–57.
30 Дерябина, В.В Психологическая готовность к школе / В.В. Дерябина. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.
31 Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
32 Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / Я.Л. Коломинский, А. А. Реан. — СПб.: Прайм–Еврознак, 2008. — 574 с.
33 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Аспект–Пресс, 2008. – 373 с.
34 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
35 Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 639 с.
36 Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 66–74.
37 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: «Владос», 2015. – 322 с.
38 Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 432 с.
39 Худик, В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. – Киев: Освита, 2012. – 214 с.
40 Семаго, Н.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. М. Семаго. – М.: «Речь», 2010. – 384 с.
41 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2012. – 939 с.
42 Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры и упражнения / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2006. – 176 с.
43 Кулигина, Е. А. Как дошкольник становится школьником? // Е.А. Кулигина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 59–89.
44 Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей. От рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. – М.: Феникс, 2013. – 320 с.
45 Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2010. – 496 с.
46 Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. – М.: Феникс, 2011. – 144 с.
47 Бугрименко, Е.А. Школьные трудности благополучных детей / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: Генезис, 2014. – 289 с.
48 Рыбина, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 25–28.
49 Журнал «Социальная педагогика» [Электронный ресурс] / Народное образование. – Режим доступа http://narodnoe.org/journals/socialnaya–pedagogika
50 Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6–7 лет // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 27–31.
51 Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
52 Чечет, В.В. Основные направления исследования проблем воспитания детей и учащейся молодежи отечественными учеными-педагогами (90-е годы XX – начало XXI веков) / В.В. Чечет, А.В. Позняк // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2014. – № 10 – С. 27–31.
53 Марцинковская, Т.Д. Психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Флинта, 2003. – 103 с.
54 Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 636 c.
55 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.07.2015 № 82 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/ru/rukovoditelyam/organizatsiya-vospitaniya.html
56 Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения / О.А. Фиофанова. – М.: Флинта, 2012. – 120 с.