Социально-педагогическая адаптация детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Готовые дипломы
на тему: «Социально-педагогическая адаптация детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2020
189 BYN
Социально-педагогическая адаптация детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, ГУСО
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список испытуемых – воспитанников
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методики диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты методики "Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда"
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики С.А. Беляева «Уровень эмоционального интеллекта»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сравнительные данные по результатам изучения эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Работа педагогов с детьми с особенностями психофизического развития в рамках реализации Программы
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Критерии успешной социально-педагогической адаптации
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития
1.1 Адаптация детей с особенностями психофизического развития как социально-педагогическая проблема
1.2 Проблемы, противоречия и трудности социально-психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития
1.3 Роль интернатного учреждения в социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития
2 Пути и способы формирования благополучной социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения
2.1 Диагностические исследования по выявлению уровня социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития
2.2 Основные направления, формы и методы работы специалистов интернатного учреждения по социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития
2.3 Программа социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в Республике Беларусь проживают 138 111детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14 % от общей численности детей в республике. Количество детей с особенностями психофизического развития возрастает. По сравнению с прошлым учебным годом количество детей с нарушениями развития возросло на 2,3 %.
Анализ количественного состава детей, состоящих на учете в банке данных, показал, что улучшилась работа по своевременному выявлению детей с нарушениями развития [1].
Одним из приоритетов специального образования является формирование системы ранней комплексной помощи. Ежегодно ранней комплексной помощью в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации охвачены более 1000 детей с особенностями психофизического развития. В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом довольно типичную для периода трансформации ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, провозглашающего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и в то же время практическим отсутствием механизмов их реализации.
Реализуемая до настоящего времени государственная социальная политика направлена на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами развития. Наилучшим вариантом социализации с позиции государства считается их размещение в интернатных учреждениях. Отрицательными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях являются его изоляция от широких социальных контактов, его семья, ограниченный круг межличностного взаимодействия между учениками с нарушениями развития, низкий уровень получаемого образования, который не востребован в обществе, и низкая конкурентоспособность приобретенных профессий [1].
Большинство учеников специальных школ-интернатов не имеют навыков адаптации и саморегуляции и испытывают разнообразные и острые адаптационные трудности: основные психологические потребности человека в безопасности, любви, заботе, привязанности и т.д. не удовлетворяются. Их чувства страха, беспокойства, гнева, обиды усиливаются. Отсутствие благоприятных условий для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности и жизненных шансов актуализирует развитие, образование, социальную интеграцию и адаптацию детей с особыми потребностями, уважение их конституционных прав и доступность ресурсов окружающего мира [2].
Актуальность. Проблема социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка и каковы способы установления контакта со взрослыми. Интегрированное обучение и воспитание неразрывно связано с решением проблемы социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития. От того как проходит привыкание ребенка к новому коллективу, к незнакомым детям и взрослым зависит его физическое и психическое развитие.
Степень научной разработанности. Изучение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представлено исследованиями теоретико-методологического характера, в которых раскрываются сущность и особенности социальной адаптации (А.И. Ковалева, Л.B. Корель, П.С. Кузнецов, A.B. Петровский, М.В. Ромм, Л. Росс, Р. Нисбетт, Р. Парк). Согласно положению Л.С. Выготского, для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности [3].
С точки зрения педагогической науки социализация может быть понята как формирование у детей представлений об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общественным нормам.
Цель диагностической работы – исследование особенностей социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения (вспомогательной школы).
Задачи исследования:
1 Рассмотреть сущность адаптации детей с особенностями психофизического развития как социально-педагогическую проблему.
2 Изучить проблемы, противоречия и трудности социально-психологической адаптации детей с особенностями психофизического развития.
3 Раскрыть роль интернатного учреждения в социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития.
4 Осуществить диагностические исследования по выявлению уровня социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития.
5 Представить основные направления, формы и методы работы специалистов интернатного учреждения по социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития.
6 Разработать программу социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития.
1 Теоретические основы социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития
1.1 Адаптация детей с особенностями психофизического развития как социально-педагогическая проблема
Определение адаптации, сформулированное на основе теоретических и экспериментальных исследований Т.В. Середой, звучит следующим образом: «Адаптация – это диалектический, системный процесс активной адаптации биосистемы к неадекватным условиям окружающей среды за счет дополнительных энергетических затрат, результатом которых является способность биосистемы функционировать оптимально» [4, с. 32].
Адаптация, согласно определению А.А. Ершова, – это единство стресса (общего адаптационного синдрома), памяти и доминанты. Адаптация и преобразование (трансформация) как виды человеческой деятельности взаимозависимы. Адаптация подчиняется законам не только поддержания равновесия, но и развития, сохранения сил [5, с. 59].
Адаптация – это естественное пребывание человека, которое отражается в привыкании к новым условиям жизни, новым социальным связям, новым видам деятельности, новым социальным функциям. Для трансформирующей, творческой деятельности человека необходимы как регуляция, так и саморегуляция, которые позволяют ему оптимально адаптироваться, осваивать диктуемые условия среды, формы, нормы, ценности поведения, поиска, деятельности для достижения свободы действия. Активный человек оптимально адаптирован к окружающей среде.
Целью адаптации является достижение оптимальной работоспособности, обеспечение развития организма человека и, как минимум, поддержание его жизнеспособности, функционирование в полном объеме. Любая адаптация носит временный характер, имеет пределы. Так, биологические пределы адаптации организма находятся в генах, психофизиологическая адаптация к окружающей среде определяется темпераментными способностями, социальная адаптация осуществляется в рамках объективно развивающихся норм, ценностей, отношений, целей и убеждений [5, с. 60].
По типу адаптация подразделяется на сенсорную (адаптивные изменения чувств, соответствующие действующему раздражителю), социальную (процесс активной адаптации индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т. е. умение менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий) и психологическую.
Успех психологической адаптации определяется оптимальным соотношением сторон, составляющих активную деятельность личности: трансформации («адаптации») самого себя и трансформации среды («адаптации к себе»), т. е. правильное понимание того, как, в какой мере и для кого возможно или необходимо адаптироваться [6, с. 13]. В психосоциальном аспекте часто указывается на важность согласования с реальностью самооценки, уровня притязаний и способностей субъекта.
Н.А. Милославова считает, что «процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм адаптации, приспособления к социальной среде (пассивная адаптация кого-то к чему-либо), но и как механизм субъективной активности, направленной на адаптацию личности к определенным нормам, стандартам (активно адаптирует кого-то к кому-то)» [7, с. 43].
А.А. Реан также указывается на активный характер механизма социальной адаптации. Так, анализируя типы адаптационного процесса, исследователь подчеркивает активность так называемого «пассивного» типа. Он пишет: «... Здесь речь идет об активной адаптации личности, об активном самоизменении, самокоррекции в соответствии с требованиями среды. Не может быть простого пассивного принятия ценностных ориентаций среды без самих активных изменений, если речь идет действительно о процессе адаптации». И затем А.А. Реан резюмирует: «В связи со сказанным, критерием различения типов адаптационного процесса мы предлагаем считать не «активность – пассивность», а вектор активности, его направленность. Направленности вектора «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личности себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных поведенческих стереотипов. Это тип активного само изменения и активного само приспособления к среде»[8, с. 75].
Таким образом, социально-психологическая адаптация заключается во взаимной адаптации индивидов, групп путем усвоения ролей, норм, методов, форм взаимодействия в определенных условиях. То есть человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяет убеждения и идеи ее членов, а затем воздействует на них, меняя свои взгляды.
Рассмотрим особенности социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития. В процессе развития общества отношение к детям с особенностями психофизического развития изменилось. Более высокий уровень культуры, духовности, экономического образа жизни способствует гуманизации взглядов, конструктивному подходу к проблеме специального образования. В современных условиях специальному образованию поручены задачи не только обучения и воспитания детей-инвалидов, но и их наиболее полная социализация и интеграция в общество.
2 Пути и способы формирования благополучной социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения
2.1 Диагностические исследования по выявлению уровня социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития
Цель – исследование уровня социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения.
Реализация указанной цели осуществлялась посредством решения ряда задач практического исследования:
– методологически обосновать проведение практической части, опираясь на принципы и закономерности эмпирического исследования;
– подобрать методики по диагностике особенностей социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения;
– реализовать на практике диагностику испытуемых, на основе результатов которой сделать соответствующие выводы;
– разработать и предложить программу социально-педагогической адаптации детей с особенностями психофизического развития в условиях интернатного учреждения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; метод тестов («Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда», методика С.А. Беляева «Уровень эмоционального интеллекта»); метод математической обработки данных.
База исследования: ГУСО «Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития». Выборка испытуемых – 50 воспитанников дома-интерната в возрасте 15-18 лет, имеющих различные особенности психофизического развития (Приложение А). В исследовании принимали участие 22 девушки, что составило 44% от общей выборки, и 28 юношей (56%). Обработанные результаты нами представлены в диаграммах.
Подготовка психолого-педагогического исследования началась с конкретизации, уточнения проблемы, целей и задач, так как от них зависит выбор вида исследования. В ходе подготовки к проведению эксперимента мы руководствовались следующим принципом осуществления исследования: материальные, временные и интеллектуальные затраты на проведение исследования должны быть соразмерными его проблеме, целям, задачам и вместе с тем минимально достаточными для того, чтобы решить поставленную проблему, достичь тех целей, которые изначально интересовали исследователя.
Практическая работа началась с проведения пилотажного, или пробного, исследования, задача которого – проверка того, насколько хорошо продуман и подготовлен эксперимент, правильно ли определена его тема, точно ли сформулирована гипотеза, хорошо ли подобраны психологические методики средства статистической обработки и способы интерпретации полученных результатов.
Проведенный пилотажный эксперимент дал положительные результаты, поэтому мы приступили к проведению основного эксперимента, в ходе которого собирали первичные данные, необходимые для доказательства предложенной гипотезы.
Результаты изучения уровня социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития по методике «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К.Роджерса и Р.Даймонда».
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда[39]имела следующую инструкцию: «В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»: 0 – это ко мне совершенно не относится;2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;3 – не решаюсь отнести это к себе;4 – это похоже на меня, но нет уверенности;5 – это на меня похоже;6 – это точно про меня. Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания».
Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Шкала состоит из 100 суждений, из них 37 соответствуют критериям социально-психологической адаптировонности личности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинстваи умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем к стремление овладеть, справиться с ними и пр.), следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себе и других, наличие защитных «барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); 26 высказываний нейтральны. В число последних включена также контрольная икала (шкала лжи).
Заключение
Дети с особенностями психофизического развития испытывают значительные трудности в адаптации, которые обусловлены небольшим количеством знаний, их неточностью, различиями, бессистемностью, недифференцированностью самых разнообразных идей и неспособностью полагаться на существующие знания. Особое внимание следует уделить тому факту, что в процессе адаптации к окружающей среде приспосабливается не только ребенок со своими характеристиками, но и среда должна быть специально модифицирована, адаптивна по отношению к такому ребенку.
Содержание социально-педагогической деятельности направлено на обучение детей с особенностями психофизического развития таким умениям и навыкам, которые помогут им стать полноправными членами общества. Социально-правовой статус лиц с нарушениями психофизического развития определяется законом, который устанавливает для этих детей равные гражданские права со всеми членами общества. Педагогам необходимо принять ряд мер по оптимизации организации процесса адаптации детей, поступающих в интернатное учреждение, и их дальнейшей адаптации к внешним социальным факторам.
В исследовании принимали участие 50 воспитанников ГУСО «Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» в возрасте 15-18 лет. Изучение особенностей социально-психологической адаптации воспитанников интернатного учреждения показало: чаще испытуемые демонстрируют деструктивные, отрицательно направленные критерии адаптированности: по отношению к собственной личности скорее относятся враждебно, при оценке окружающих и выстраивании с ними коммуникативных контактов не имеют четких представлений о том, каким должен быть для них собеседник или друг. Также предъявляют нестабильные, зависящие от настроения требования как к себе, так и к других. Путаются в определении нравственных ориентиров, действуя скорее по ситуации, нежели отталкиваясь от собственных представлений о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
Изучение эмоционального интеллекта воспитанников дома-интерната свидетельствует об его умеренном развитии, однако более высоко развитым чаще встречается коммуникативный эмоциональный интеллект, нежели личностный. Эмоциональный интеллект играет существенную роль в процессе социально-педагогической адаптации воспитанников дома-интерната, при этом первостепенное значение имеет развитие коммуникативного эмоционального интеллекта.
После проведенной диагностики были определены направления практической работы с испытуемыми детьми для повышения уровня их социально-педагогической адаптации. Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-педагогической адаптации ребенка в школе-интернате, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социальной депривации. Содержание программы : социально-правовой блок (создание условий для обеспечения правовых основ сопровождения в ходе изменения социального статуса ребенка) и психолого-педагогический блок (планирование и реализацию воспитательно-образовательного маршрута ребенка в период адаптации с учетом индивидуальных психологических особенностей). В каждом из вышеназванных блоков выделяются три направления деятельности: диагностико-аналитический, организационно-методический, практический.
1 Население Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://countrymeters.info/ru/Belarus 1.
2 Светлакова, О.Ю. Адаптация и модификация содержания учебного материала в условиях интегрированного обучения и воспитания (инклюзивного образования) для детей с особенностями психофизического развития[Электронный ресурс] / О.Ю. Светлакова. – Минск: БГПУ, 2018. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/33195.
3 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 314 с.
4 Андреева, Е.Н. Самоотношение подростков / Е.Н. Андреева // Психология современного подростка. – СПб.: Питер, 2005. – С.145-151.
5 Ершова, Г.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе / Н.Г. Ершова // Теория и практика физической культуры. – 2000. – №5. – С. 14-17.
6 Остроухова, А. Как измерить адаптацию / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 12-20.
7 Милославова, И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР / И.А. Милославова. – Л.: Мир, 1989. – 162 с.
8 Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.
9 Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. – М.: Питер, 2018. – 288 с.
10 Данилова, С.Е. Адаптация / С.Е. Данилова // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Речь, 1999. – 561 с.
11 Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10 марта 2003 г. № 17 «Об утверждении Положения о порядке организации образовательного процесса для больных детей, детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития на дому, в условиях стационарного лечебного учреждения» [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/ Постановление _Министерства_образования_РБ/2003/83582.
12 Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Минск: НИО, 2003. – 232 с.
13 Липа, В.А. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / В.А. Липа. – Славянск, 2000. – 203 с.
14 Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002.
15 Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов. – 3-е изд., доп. – М.: Академия,2001. – 160с.
16 Мамайчук, И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2000. – 217 с.
17 Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001. – 156 с.
18 Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2002. – 400с.
19 Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Академия, 2004. – 272с.
20 Булыгина, Д.А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ / Д.А. Булыгина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – 322 с.
21 Немов, Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Высшая школа, 1994. – 342 с.
22 Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
23 Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии/ Н.М.Трофимова,С.П. Дуванова,Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.
24 Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Как помочь «особому» ребенку/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева,Л.А. Нисневич, А.П. Воронова. – СПб.: Питер, 1998. –348 с.
25 Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами развития (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Дэфекталогiя. – 1999. – № 4. – С. 28-33.
26 Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой.– М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
27 Швед, М.В. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: хрестоматия / М.В. Швед. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 157 с.
28 Птушкин, Г.С.Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограничениями по слуху в системе профессионального образования / Г.С. Птушкин, Т.Н. Дегтярева // Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особенностями потребностями: сб.научных работ. – К.: Украина, 2004. – С. 49-58.
29 Коноплева, А.Н. Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов / А.Н.Коноплева, Е.А. Калинина, В.П. Пархоменко: науч. ред. А.Н.Коноплева. – Минск : НИО, 2004. – 203 с.
30 Психолого-педагогические аспекты оказания ранней помощи в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации // Спецыяльная адукацыя. – 2013. – № 3. – С. 23-24.
31 Формирование механизмов социализации детей с особенностями психофизического развития (по итогам проведения методических недель по предметным областям программы ЦКРОиР) // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 5. – С. 23–24.
32 Хандажапова, С.Б. Современные технологии в специальном образовании / С.Б. Хандажапова // Спецыяльная адукацыя. – 2013. – № 3. – С.15–17.
33 Развитие системы помощи для детей с нарушениями слуха и речи// Спецыяльная адукацыя. – 2013. – № 3. – С.21–22.
34 Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 янв. 2011 г., № 243-З : принят Палатой представителей 2 окт. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm.
35 Пенина, Т.А. Совершенствование подходов и стратегий в специальном образовании с учётом разнообразных потребностей детей с особенностями психофизического развития / Т.А. Пенина // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 9. – С. 24-27.
36 Черкасова, С. А. Инновационная деятельность педагога по формированию инклюзивного образовательного пространства / С. А. Черкасова // Спецыяльная адукацыя. – 2014. – № 9. – С. 28–30.
37 Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / В.В. Хитрюк, Е.И. Пономарёва. – Барановичи : РИО БарГУ, 2014. – 372 с.
38 Планирование коррекционной работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития // Спецыяльная адукацыя. – 2013. – № 10. – С. 25–27.
39 Фетискин, Н.П.Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193-197.
40 Беляев, С.А. Разработка и стандартизация методики «Уровень эмоционального интеллекта» / С.А. Беляев, А.И. Янович, М.И. Мазуров // Психологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 9-17.
41 Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000. – 192 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список испытуемых – воспитанников
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методики диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты методики "Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда"
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики С.А. Беляева «Уровень эмоционального интеллекта»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сравнительные данные по результатам изучения эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Работа педагогов с детьми с особенностями психофизического развития в рамках реализации Программы
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Критерии успешной социально-педагогической адаптации
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты