Семейные ценности и ролевые ожидания в зарегистрированном и незарегистрированном браке (молодые семьи)
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Готовые дипломы
на тему: «Семейные ценности и ролевые ожидания в зарегистрированном и незарегистрированном браке (молодые семьи)»
по дисциплине: «Семейная психология»
2020
189 BYN
Семейные ценности и ролевые ожидания в зарегистрированном и незарегистрированном браке (молодые семьи)
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Семейная психология
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методики исследования
Приложение Б Эмпирический материал
Приложение В Содержание занятий тренинговой программы по развитию понимания традиционных семейных ценностей и ролевых ожиданий молодыми супругами в незарегистрированном браке
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты изучения семейных ценностей и ролевых ожиданий в зарегистрированном и незарегистрированном браках
1.1 Признаки, механизмы функционирования и развития молодых семей
1.2 Семейные ценности и ролевые ожидания в зарегистрированном и не зарегистрированном браках
2 Эмпирическое исследование семейных ценностей и ролевых ожиданий в зарегистрированном и незарегистрированном браках в молодых семьях
2.1 Организация и методики эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Тренинговая программа по развитию понимания традиционных семейных ценностей и ролевых ожиданий молодыми супругами в незарегистрированном браке
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Проблемы семьи относятся к числу наиболее важнейших и актуальных проблем современности. Семья является важнейшей составляющей современного общества. Именно в семье, благодаря родителям и другим родственникам, у детей формируются ценности, в том числе семейные, ценностные ориентиры, жизненные установки, которые будут проявляться в разных сферах жизнедеятельности. Семейные ценности характеризуются уникальностью и особой социальной значимостью.
Сегодня многими исследователями отмечается тенденция к негативным трансформациям в системе ценностных ориентаций. Широкое распространение получают внесемейные ценностные ориентации и стремление к личностной самореализации. Крах неразрывности брачного, сексуального и репродуктивного поведения разрушил регуляционный механизм рождаемости и семейной стабильности, привел к допустимости добрачных отношений, незарегистрированных браков, разводов, абортов, внебрачного материнства и т.д. Распространение негативных семейных ценностей обусловлено, в первую очередь, связано повышением уровня притязаний и ожиданий в браке, изменением стандартов благополучной жизни молодежи.
Современный этап социокультурного развития накладывает свой отпечаток и на развитие семейных отношений, особенно – на молодые семьи. В настоящее время происходящие трансформации брачных ценностей меняют приоритет в функциях семьи. Психологическое функционирование молодых семей основано на отражении происходящих в обществе преобразований Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.
Молодая семья переживает процессы собственного становления, и не всегда оказывается способной к адаптации в изменяющейся среде, в отличие от семьи со стажем, уже имеющей внутренние ресурсы для этого. В связи с этим начальный период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи. Одним из факторов устойчивости семьи выступает согласованность ролевых ожиданий супругов. Для того, чтобы семья была благополучной, представления о супружеских ролях, ожидания реализации их партнером должны быть непротиворечивыми.
Изучением семейных ценностей занимались такие авторы как Т.Н. Иванова, Г.В. Лагонда, Е.С. Романова, Е.М. Фещенко и др. Проблемой изучения семейных ценностей в молодой супружеской паре занимались такие авторы как Э.Р. Агаджанова, Е.П. Винивидова, М.В. Гурджиян, Е.Н. Дубовец, Ж.Н. Дюльдина, О.И. Ефимова, А.В. Маркова, В.В. Мартынова, С.А. Памфилова, А.М. Рогова, А.Б. Федулова и др.
Цель исследования: изучить, исследовать и описать семейные ценности и ролевые ожидания молодых супругов в зарегистрированном и незарегистрированном браках.
Задачи исследования:
- провести теоретическое изучение семейных ценностей и ролевых ожиданий молодых супругов в зарегистрированном и незарегистрированном браках;
- определить признаки, механизмы функционирования и развития молодых семей в зарегистрированном и незарегистрированном браках;
- провести эмпирическое исследование семейных ценностей и ролевых ожиданий молодых супругов в зарегистрированном и незарегистрированном браках;
- проанализировать полученные результаты и разработать тренинговую программу по развитию понимания традиционных семейных ценностей и ролевых ожиданий молодыми супругами в незарегистрированном браке.
Актуальность темы исследования состоит в том, что традиционные семейные ценности – супружество, родительство, прочность брака – постепенно теряют в своей значимости, уступая место так называемым альтернативным ценностным ориентациям – профессиональной деятельности, карьерному росту, личной и материальной независимости. Изучение семейных ценностей и ролевых ожиданий в зарегистрированном и незарегистрированном браке важно, так как полученные результаты могут послужить тем фундаментом для определения путей возобновления традиционных семейных ценностей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования; тестирование (опросник «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» А.Н. Волковой, опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни).
Научная новизна заключается в выявлении семейных ценностей и ролевых ожиданий молодых супругов в зарегистрированном и незарегистрированном браках, в разработке тренинговой программы по развитию понимания традиционных семейных ценностей и ролевых ожиданий молодыми супругами в незарегистрированном браке.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в индивидуальном и семейном консультировании, в коррекционно-развивающей работе по формированию традиционных семейных ценностей молодых супружеских пар, состоящих в зарегистрированном или незарегистрированном браках.
1 Теоретические аспекты изучения семейных ценностей и ролевых ожиданий в зарегистрированном и незарегистрированном браках
1.1 Признаки, механизмы функционирования и развития молодых семей
Понятие семьи являлось предметом изучения многих отечественных ученых, среди которых: А.Г. Харчев, Г.М. Андреева, В.А. Сысенко, А.И. Антонов, С.И. Голод, А.И. Захаров, А.В. Черников, В.М. Целуйко, О.А. Карабанова, Ю.С. Котельникова и др.
В психологической литературе не существует общепринято определения понятия «семья». Традиционно под семьей принято понимать важнейший социальный институт, где происходит первичная социализация ребенка. А.Г. Харчев определяет семью как институированную общность, которая складывается на основе брака и порождается им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитания. По мнению автора, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [1, с. 59].
В работе Г.М. Андреевой (1980) рассматриваются психологические особенности, характерные для семьи как малой группы:
- наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
- частичное различие в интересах и установках членов семьи;
- наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
- включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
- семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп;
- многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь;
- особая открытость, уязвимость членов семьи [2, с. 161].
Кроме психологических особенностей семье присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, так как именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека.
Понятие семья рассматривается и с позиций системного подхода. По мнению В.А. Сысенко, семья – это система, согласованное функционирование которой осуществляется посредством усвоения и исполнения ожидаемой роли каждым ее членом. Нормальное функционирование семьи возможно лишь при правильном распределении ролей и обязанностей между ее членами [3, с. 7].
С позиций А.И. Антонова семья – это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [4, с. 5]. Следовательно, здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство. Так, точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей.
Согласно А.И. Антонову, «ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества – родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп. Для того, чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношения по типу: муж – жена; муж – дети; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений [4, с. 6].
Семья представляет собой и малую группу, и социальный институт. В работе С.И. Голод семья определяется как социальный институт, представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества [5, с. 58].
Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, которые находятся под постоянным влиянием различных факторов общества. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. Этой точки зрения придерживается А.И. Захаров. По мнению автора, в семье как в первичной группе связи выстраиваются на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Семья является единственной группой, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей [5, с. 60].
В рамках системного подхода семья рассматривается как система. Семейная система является открытой системой, которая находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
2 Эмпирическое исследование семейных ценностей и ролевых ожиданий в зарегистрированном и незарегистрированном браках в молодых семьях
2.1 Организация и методики эмпирического исследования
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняло участие 120 респондентов в возрасте от 21 до 28 лет. Испытуемые для проведения исследования разделены на две группы:
- первая группа – 60 человек (30 мужчин и 30 женщин), состоящих в зарегистрированном браке;
- вторая группа – 60 человек (30 мужчин и 30 женщин), состоящих в незарегистрированном браке.
Цель исследования: выявить особенности семейных ценностей и ролевых ожиданий в зарегистрированном и незарегистрированном браке в молодых семьях.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование семейных ценностей и ролевых ожиданий в зарегистрированном и незарегистрированном браках в молодых семьях с помощью тестирования, обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов
3) на третьем этапе осуществлялась разработка коррекционной программы по формированию традиционных семейных ценностей в зарегистрированном и незарегистрированном браке в молодых семьях.
Гипотеза исследования: существуют различия в семейных ценностях и ролевых ожиданиях в зарегистрированном и незарегистрированном браках в молодых семьях.
Для проведения исследования использовали следующие диагностические методики:
1. Опросник «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волкова).
2. Опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской.
1. Опросник «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волкова) [10].
Цель: изучение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей. Эта методика позволяет уточнить представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний.
Опросник содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7 шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
Обработка полученных результатов осуществляется с помощью ключа. Минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале – 9 баллов. Критерии оценки:
Низкие оценки по шкале – 0–3 балла;
средние оценки по шкале – 4–6 балла;
высокие оценки по шкале – 7–9 баллов.
Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов позволяет предположить отсутствие у супругов проблемных взаимоотношений, в то время как расхождение более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности отношений в паре. Текст опросника представлен в Приложении А.
2. Опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской [36].
Цель: определение особенностей распределения ролей в семье между супругами.
Шкалы методики: воспитание детей; эмоциональный климат в семье; материальное обеспечение семьи; организация развлечений; роль «хозяина», «хозяйки»; сексуальный партнер; организация семейной субкультуры.
Испытуемым предлагается ряд вопросов, которые касаются организации семейной жизни. Каждый вопрос предполагает набор вариантов ответов, среди которых необходимо выбрать тот, который наиболее полно отражает представления испытуемого о распределении ролей в семье. За каждый ответ начисляется определенный балл. Чем выше балл, тем в большей степени эта роль в исследуемой семье реализуется женой, чем ниже – реализуется мужем. Величина, близкая к срединному значению, означает то, что эту роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
Критерии оценки: - средний балл в пределах 1 – 1,9 означает, что данная роль выполняется в основном мужем, средний балл в пределах 2 – 2,9 – выполняется обоими, средний балл 3 – 3,9 – в основном женой.
Заключение
В результате проведенного анализа литературы по теме исследования выявлено, что понятие молодой семьи в современной психологии рассматривается как социальный институт и как малая группа, обладающая своими характеристиками. Молодая семья – это семья от момента заключения брака до рождения ребенка, когда происходит супружеская адаптация, психологическая сущность которой заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Молодая семья переживает два нормативных кризиса: принятие на себя супружеских ролей, обязательств и рождение ребёнка, соответственно принятие на себя родительских обязательств. В первый год-два совместной жизни формируются индивидуальные стереотипы общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии. На этом этапе решаются следующие основные задачи: формирование структуры семьи, распределение функций (ролей) между мужем и женой, выработка общих семейных ценностей.
Важнейшими характеристиками функционирования молодой семьи являются семейные ценности и ролевые ожидания. Семейные ценности и ролевые ожидания в зарегистрированном и незарегистрированном браке имеют свои особенности. Незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и отличается от зарегистрированного брака институциональностью, легитимностью, степенью материальной и психологической безопасности, привязанностью, ответственностью партнеров за воспитание детей и друг перед другом. Зарегистрированные пары уделяют больше внимания обязанностям, ответственности перед своими семьями и различным обязанностям в семейной сфере. Иерархия ценностей у людей, состоящих в зарегистрированном и незарегистрированном браке, различна.
В результате эмпирического исследования было установлено, что для молодых супружеских пар, находящихся в зарегистрированном браке, преобладающими семейными ценностями являются: родительско-воспитательная сфера, интимно-сексуальная сфера. Умеренно значимы для них такие семейные ценности как хозяйственно-бытовая сфера, социальная активность, эмоционально-терапевтическая сфера, идентификация. Менее значима для молодых супружеских пар, находящихся в зарегистрированном браке, внешняя привлекательность. Для молодых пар, находящихся в незарегистрированном браке, преобладающими семейными ценностями являются: интимно-сексуальная сфера, социальная активность, эмоционально-терапевтическая сфера и внешняя привлекательность. Менее значимы для них такие семейные ценности как личностная идентификация с партнером, родительско-воспитательная сфера и хозяйственно-бытовая сфера.
Установлено, что у мужчин, находящихся в зарегистрированном браке на достоверном уровне более выражены ролевые ожидания в личностной идентификации с партнером, хозяйственно-бытовой сфере, в родительско-воспитательной сфере. У мужчин, находящихся в незарегистрированном браке, более выражены ролевые ожидания в интимно-сексуальной сфере, социальной активности, эмоционально-терапевтической сфере и внешней привлекательности. У женщин, находящихся в зарегистрированном браке на достоверном уровне более выражены ролевые ожидания в хозяйственно-бытовой сфере, в родительско-воспитательной сфере. У женщин, находящихся в незарегистрированном браке, более выражены ролевые ожидания в интимно-сексуальной сфере, личностной идентификации с партнером, социальной активности, эмоционально-терапевтической сфере и внешней привлекательности.
Мужчины, находящихся в зарегистрированном браке на достоверном уровне более склонны приписывать супруге выполнение таких ролей как: роль ответственного по уходу за ребенком и роль семейного психотерапевта. Мужчины, находящиеся в незарегистрированном браке, более склонны приписывать супруге выполнение таких ролей как: роль ответственного за материальное обеспечение семьи, роль организатора развлечений и роль сексуального партнера. Женщины, находящихся в зарегистрированном браке на достоверном уровне более склонны приписывать супругу роль хозяина, по сравнению с женщинами, находящимися в незарегистрированном браке. У молодых супружеских пар, находящихся в зарегистрированном браке на достоверном уровне более значимыми семейными установками являются: отношение к детям, отношение к автономности или зависимости супругов, отношение к автономности или зависимости супругов и отношение к любви романтического типа. У молодых супружеских пар, находящихся в незарегистрированном браке, более значима установка на отношение к разводу. Гипотеза исследования о том, что существуют различия в семейных ценностях и ролевых ожиданиях в зарегистрированном и незарегистрированном браках в молодых семьях, подтвердилась.
На основании проведенного исследования нами разработана тренинговая программа по развитию понимания традиционных семейных ценностей и ролевых ожиданий молодыми супругами в незарегистрированном браке включает. Цель программы: повышение психологической культуры молодых семей, состоящих в незарегистрированном браке с целью приобщения к семейным ценностям и выработки адекватных ролевых ожиданий.
Результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в индивидуальном и семейном консультировании, в коррекционно-развивающей работе по формированию традиционных семейных ценностей молодых супружеских пар, состоящих в зарегистрированном или незарегистрированном браке.
1 Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
2 Миллер, О.В. Особенности конфликтов в молодых семьях / О.В. Миллер // Инновационная наука. – 2015. – № 8–1. – С. 161–162.
3 Дементьева, И.Ф. Изменение института семьи в условиях глобализации / И.Ф. Дементьева // Культурное наследие России. – 2013. – № 6. – С. 5–12.
4 Реан, А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям / А.А. Реан // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1 (21). – С. 3–8.
5 Мартынова, В.В. Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей / В.В. Мартынова, Е.Н. Дубовец // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І.П. Шамякіна. – 2013. – № 1. – С. 57–61.
6 Маркова, А.В. К вопросу о семейных ценностях / А.В. Маркова // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России / Под ред. Л. И. Савинова. – М., 2016. – С. 56–58.
7 Егорова, Н.Ю. Трансформации супружества в контексте семейных ценностей / Н.Ю. Егорова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2017. – № 2. – С. 18–35.
8 Елисеева, А.А. Влияние современности на изменение семейных ценностей / А.А. Елисеева // Система ценностей современного общества. – 2012. – № 23. – С. 196–201.
9 Лагонда, Г.В. К проблеме создания психологической теории брака / Г.В. Лагонда // Психологический журнал. – 2007. – № 2 (14). – С. 72–81.
10 Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 563 с.
11 Зритнева, Е.И. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни: теория и практика: монография / Е.И. Зритнева. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 208 с.
12 Котельникова, Ю.С. Психологическая характеристика нормативных кризисов супружеских отношений в молодой семье / Ю.С. Котельникова Наука и образование сегодня. – 2018. – № 4. – С. 112–116.
13 Андреева, T.B. Психологические проблемы супружеских отношений / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. –1999. – № 20. – С. 14-16.
14 Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. – 1987. – № 2. – С. 18-26.
15 Семяшкина, И.С. Психологические особенности отношений супругов в молодой семье с детьми и без детей / И.С. Семяшкина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2017. – С. 247-249.
16 Бакалова, А.С. Динамика супружеских отношений в молодых семьях в период беременности и после рождения первенца / А.С. Бакалова // Научное сообщество студентов XXI столетия: материалы научно-практич. конф. – 2018. – № 6 (54). – С. 1-7.
14 Сосновская, Н.А. Трансформация семейных ценностей в современном обществе / Н.А. Сосновская // Наука и инновации. – 2015. – № 9. – С. 14–19.
15 Сосновская, Н.А. Семейные стратегии населения Республики Беларусь / Н.А. Сосновская // Проблемы развития территории. – 2018. – № 1. – С. 111–121.
17 Морозова, О.П. Трансформация социального института семьи в современных условиях (региональный аспект): автореф. дис. . канд. соц. наук / О.П. Морозова. – Пенза, 2012. – 25 с.
18 Богданова Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л.П. Богданова, А.С. Щукина // Социологические исследования. – 2003. – №7. – С. 38.
19 Липай, Т.П. Гендерные аспекты семейных ценностей белорусской молодежи / Т.П. Липай // Женщина в российском обществе. – 2009. – № 1. – С. 44-48.
20 Морозова, О.П. Трансформация социального института семьи в современных условиях (региональный аспект): автореф. дис. . канд. соц. наук / О.П. Морозова. – Пенза, 2012. – 25 с.
21 Дюльдина, Ж.Н. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках / Ж.Н. Дюльдина, Л.П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1 (11). – С. 96–99.
22 Тлемешок, В.Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В.Р. Тлемешок, Н.Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – С. 206–208.
23 Рогова, А.М. Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / А.М. Рогова. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 19 с.
24 Дюльдина, Ж.Г. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям / Ж.Н. Дюльдина // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). – 2012. – № 1(1). – С. 73–82.
25 Агаджанова, Э.Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э.Р. Агаджанова, О.И. Ефимова // Сибирский научный вестник. − 2015. − № 2. − С. 134–139.
26 Григорьева, О.В. Отношение к семейным ценностям / О.В. Григорьева, Д.И. Захарова // Интерактивная наука. – 2017. – № 7 (17). – С. 36–37.
27 Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – Мн.: Университетское, 2003. – 80 с.
28 Разумова, И.А. «Гражданкий брак»: понятие, статус, исследования / И.А. Разумова // Труды Кольского научного центра РАН. – 2010. – № 2. – С. 14-18.
29 Лидовская, Н.Н. Взаимоотношения супругов в незарегистрированном браке: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.Н. Лидовская. – Санкт-Петербург, 2009. – 24 с.
30 Ковалева, А.В. Гражданский брак как дестабилизатор института семьи / А.В. Ковалева // Власть и управление на Востоке России. – 2009. - № 1 (46). – С. 142-148.
31 Аргентова, Т.Е. Гражданский брак как предмет социально-психологического исследования / Т.Е. Аргентова, Н.Н. Лидовская // Сибирская психология сегодня. Сб. науч. трудов. – Изд-во: Кузбассвузиздат, 2003. – Вып. 2. – С. 229-233.
32 Реан, А.А. Психологические проблемы гражданского брака / А.А. Реан, Т.В. Андреева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2009. – Вып. 5. – С. 36-45.
33 Шабунова, А.А. Незарегистрированные союзы – привычное новое / А.А. Шабанова, О.Н. Калачикова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. – 2015. – № 1. – С. 183-191.
34 Щербакова, М.В. Сожительство как модель брачного союза / М.В. Щербакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 2. – С. 354-356.
35 Миронова, Ю.Г. Сожительство как альтернативная форма семейно-брачных отношений в современном российском обществе / Ю.Г. Миронова, Н.А. Тырнова // Вестник ВолГУ. – 2014. – № 3. – С.54-60.
36 Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб., 2005. – 145 с.
37 Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2006. – 768 с.
38 Иванова, И.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И.В. Иванова, Т.В. Дударева // Психологические исследования. – 2009. – №2(4). – С. 43-44.
39 Иванова, Т.Н. Супружеские роли в условиях трансформации современного общества / Т.Н. Иванова, М.В. Устинова // Концепт. – 2016. – Т. 38. – С. 70-74.
40 Лезжова, М.В. Исследование семейных ценностей в молодой семье / М.В. Лезжова, Т.Ю. Садовникова // Психологические проблемы современной семьи: материалы международной научно-практической конференции. – Урал, 2018. – С. 325-330.
41 Шляхтенкова, О.Д. Сравнительное исследование отношений супругов, состоящих и не состоящих в официальном браке / О.Д. Шляхтенкова, О.А. Галстян // Студенческая наука Подмосковью: материалы международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2018. – С. 631-634.
42 Фещенко, Е.М. Ролевые ожидания и притязания супругов на разных этапах / Е.М. Фещенко // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 172–175.
43 Лагонда, Г.В. Экспектационный подход к психологическому анализу распада супружеских отношений / Г.В. Лагонда // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. – 2012. – № 1. – С. 178–185.
44 Романова, Е.С. Супружеские ожидания и притязания в молодой семье / Е.С. Романова // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 6. – С. 1–7.
45 Карпова, А.В. Кризис формирования семейных ценностей как отражение современного состояния семейно-брачных отношений / А.В. Карпова // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – 2013. – № 3. – С. 206–213.
46 Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.: Академия, 2001. – 208 c.
47 Лебедева, Л.А. Психологические особенности семейных ценностей и ролевых установок в супружеских отношения / Л. А. Лебедева, О. Н. Рычкова // Вестник Мордовского ун-та. – 2011. – № 2. – С. 121–123.
48 Белогай, К.Н. Психологические аспекты незарегистрированных браков в период ранней взрослости / К.Н. Белогай // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 14-18.
49 Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина. Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 356 с.
50 Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методики исследования
Приложение Б Эмпирический материал
Приложение В Содержание занятий тренинговой программы по развитию понимания традиционных семейных ценностей и ролевых ожиданий молодыми супругами в незарегистрированном браке
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты