Значимые события жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Готовые дипломы
на тему: «Значимые события жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов»
по дисциплине: «Семейная психология»
2020
189 BYN
Значимые события жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов
Тип работы: Готовые дипломы
Дисциплина: Семейная психология
Организация: Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района, УСЗ (г. Бобруйск)
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные по методике «Значимые события жизненного пути семьи» в модификации Т.А. Заеко
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике «Линия времени»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике «Временная перспектива»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Программа психологического тренинга «Повышение уровня сплочённости супругов»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рубрикаторы
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение значимых событий жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов
1.1. Понятие и стадии жизненного цикла семьи в представлении супругов
1.2. Значимые события жизни супругов на каждом этапе жизненного цикла семьи
1.3. Тренинг как эффективный способ работы с супругами на разных этапах жизненного цикла семьи
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения к значимым событиям жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов
2.1. Методики исследования значимых событий жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов и организация исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3. Общие рекомендации по тренинговой программе
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что современная семья находится под влиянием различных факторов: внесемейных (политические реформы, социальные трансформации в обществе) и внутрисемейных (принятие родительских позиций, уход детей из родительской семьи). Одним из актуальных в проблеме семейного взаимодействия является вопрос о восприятии значимых событий жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов. Раскрытие особенностей динамики восприятия значимых событий жизненного пути в процессе прохождения семьей основных этапов ее жизненного цикла, может показать те периоды в семейном развитии, когда семья наиболее уязвима и чувствительна к трудностям, а также позволит выявить те этапы семейного развития, когда семья может вполне успешно самостоятельно адаптироваться к появлению изменений, трудностей и нагрузок в семейной системе, и периоды, когда ей требуется особое внимание и помощь специалистов.
Существует два типа семейных систем: открытые и закрытые. Главное различие между ними заключается в том, как они реагируют на изменения извне, потому что источник изменений находится внутри самой семьи. Основываясь на этом, открытая система подразумевает изменения. Закрытая система подразумевает очень небольшие изменения, и в большинстве случаев она не подразумевает таких изменений.
Семейство также является базовой системой по отношению к каждому содержащемуся в нем элементу. Это означает, что модели, в соответствии с которыми существует семья, могут быть такими же или не такими, как модели, в соответствии с которыми ее элементы являются членами семьи. Все зависит от типа семьи. Например, восточные семьи строго контролируются, в то время как западные, как правило, более либеральны. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений людей, а регулируется свойствами системы как таковой, что учитывается в работе специалиста (психолога) с семьей.
С целью изучения значимых событий жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов, нами был разработан научно–категориальный аппарат:
Объект исследования: жизненный цикл семьи.
Предмет исследования: значимые события жизненного цикла семьи.
Гипотеза исследования: для каждого этапа жизненного цикла семьи характерным является специфический набор значимых событий, которые оказали влияние на все последующие.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически обосновать особенности значимых событий на каждом этапе жизненного цикла супругов.
Задачи исследования:
- определить понятие и стадии жизненного цикла семьи.
- выделить значимые события жизненного цикла семьи на каждом из этапов
- определить эффективный способ рабы с супругами на различных этапах жизненного цикла семьи
- провести эмпирическое исследование отношения к значимым событиям жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов.
Методы исследования: аналитико–синтетический, анализ библиографических источников, психодиагностические методы (тестирование), методы статистической обработки данных (критерий ранговой корреляции Ч. Спирмена, критерий Крускалла-Уоллиса).
Психодиагностические методики исследования: «Значимые события жизненного пути семьи», которая является модификацией известной проективной методики Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография» (модификация Т.А. Заеко), методика «Линия времени», автор А.В. Черников, «Опросник временной перспективы» Ф.Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой).
Теоретическая значимость исследования: в данном исследовании теоретически изучены и эмпирически обоснованы особенности значимых событий на каждом этапе жизненного цикла супругов и отношение к значимым событиям на важных этапах жизненного цикла семьи.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, социального педагога для разработок тренинговых, психокоррекционных программ, направленных на помощь в осознании особенностей этапов жизненного цикла семьи, на актуализацию и развитие устойчивых семейных ресурсов конструктивного и эффективного перехода от одного этапа к другому.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на подразделы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СУПРУГОВ
1.1 Понятие и стадии жизненного цикла семьи в представлениях супругов
В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла.
Семья – это первая социальная общность в жизни человека, благодаря которой он приобретает опыт и пример социального поведения. В семье человек делает свои первые шаги, испытывает свои первые радости и печали. Семья – первый скульптор, который формирует, как физическую, так и духовную личность. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнана [2, с. 412].
В академической психологии при изучении развития личности принято использовать рамки онтогенеза, при этом выделены различные научные теории стадий развития и возрастных и регуляторных кризисов. Как правило, при переходе к теоретическому анализу развития семьи используется категория жизненного цикла семьи. Принятие семейного жизненного цикла в качестве ориентира эффективно как в научных исследованиях, так и в практике оказания психологической помощи семье. Знание этапов жизненного цикла дает исследователю или практике понимание типичных проблем развития семьи, так же, как знание этапов развития личности вооружает ученого пониманием естественных особенностей развития. Как и индивид, каждая семья неизбежно сталкивается с нормативными кризисами, которые естественным образом возникают в процессе ее развития, при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой.
Цикл семейной жизни – это история семейной жизни, ее продолжительность во времени, динамика собственной семейной жизни. Это понятие используется социологами, психологами и психотерапевтами для описания ряда важных событий, характерных для нуклеарной семьи [18; 20].
Жизненный цикл семьи – это последовательность событий и этапов, через которые проходит любая семья. Конечно, семья может потерять некоторый этап своего развития, например, не иметь детей, но некоторые события остаются неизменными, например, изменения в физическом возрасте людей.
Стадии жизненного цикла различны. Этап жизненного цикла – это расстояние от одного семейного события до другого.
Термин «жизненный цикл семьи» появился в 40-е гг. XX в. в демографии. Американский демограф Пол Глик в 1948 г. использовал его для определения периодов роста и убыли численного состава семьи. Он определил жизненный цикл, как состоящий из трех этапов:
- период численного роста состава семьи от момента заключения брака до рождения последнего ребенка;
- период стабилизации численности от момента рождения последнего ребенка до момента, когда первый ребенок, став взрослым, покидал семью;
- от момента, когда второй ребенок и другие младшие дети, став взрослыми, покидали семью, и она уменьшалась в численности до изначальной диады.
Жизненный цикл семьи завершается со смертью первого, а затем и второго супруга. Используя термин «жизненный цикл», Глик акцентировал внимание на универсальной повторяемости семейных событий биологической природы человека.
Жизненный цикл семьи – последовательность социальных и демографических состояний семьи на непрерывной временной оси с момента ее образования, до момента прекращения ее существовании.
Сегодня существует несколько подходов к определению этапов жизненного цикла семьи.
Развитие семьи отражается на этапах ее жизненного цикла, который состоит из многих семейных событий. И эти события - не миллионы повседневных семейных ситуаций, а самые значимые, которые оказывают существенное влияние на изменение структуры семьи. Наиболее заметными и важными событиями являются рождение и смерть членов семьи, а также присутствие или отсутствие тех или иных членов семьи.
Изменения присущи каждой семье. Семья - единственная социальная группа, приспособившаяся к многочисленным последовательным событиям в столь небольшом жизненном пространстве и за столь короткое время. Если члены семьи не готовы к переменам и старательно избегают их, они рискуют оказаться в трудном положении, поскольку не ожидают перемен там, где они необходимы. Люди рождаются, растут, работают, женятся, становятся родителями, стареют и умирают. Это человеческая жизнь.
Интерес к семье, наряду с существенным изучением ее многофункциональности, поддерживается когнитивным интересом к ее уникальной посреднической роли в силу ее социокультурной природы как внутреннего пограничного феномена, находящегося на пересечении структур в любом социальном сооружении и на границе макро- и микроанализа. Каждый этап жизненного цикла семьи ставит перед ее участниками определенные задачи. Функциональная семья - это семья, которая успешно справляется с возложенными на нее внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная семья - это семья, которая не в состоянии справиться с этими задачами. Это всегда кризис, и люди не видят возможности адаптироваться к новой ситуации или даже принять ее.
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАЧИМЫМ СОБЫТИЯМ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СУПРУГОВ
2.1 Методики исследования значимых событий жизненного пути на разных этапах жизненного цикла супругов и организация исследования
Цель исследования: выявить особенности жизненного пути семей на разных этапах.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей жизненного пути семей на разных этапах с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Бобруйска».
Всего в исследовании приняли участие 25 семей на разных этапах жизненного пути. Выборка исследования была сформирована методом случайного отбора. Выборку исследования составили:
4 семьи на стадии I. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
3 семьи на стадии II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.
3 семьи на стадии III. Семья с детьми–дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.
3 семьи на стадии IV. Семья с детьми–школьниками, старшему ребенку 6–13 лет.
3 семьи на стадии V. Семья с детьми–подростками, старшему ребенку 13–21 год.
3 семьи на стадии VI. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
3 семьи на стадии VII. Супруги зрелого возраста.
3 семьи на стадии VIII. Стареющая семья.
Гипотеза исследования: для каждого этапа жизненного цикла семьи характерным является специфический набор значимых событий, которые оказали влияние на все последующие.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ.
В качестве психодиагностического инструментария применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Значимые события жизненного пути семьи», которая является модификацией известной проективной методики Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография» (модификация Т.А. Заеко).
Назначение методики: изучение истории семьи и особенностей восприятия членами семьи событийного пути семьи.
Испытуемому предлагается вспомнить и указать события, которые произошли в его жизни с момента знакомства со своим будущим супругом (либо с момента рождения – для детей) до настоящего времени, а также отметить события, которые как предполагает испытуемый, могут произойти в будущем. Испытуемому необходимо выразить свое отношение к указанным событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные от –1 до –5. При этом события прошлого, в отличие от событий будущего, необходимо оценить дважды: первая оценка – ретроспективная – это то, как испытуемый оценивает событие в момент его свершения; вторая оценка является актуальной – это то, как он оценивает событие сейчас.
Основными параметрами интерпретации данных являются:
- продуктивность восприятия образов жизненного пути, определяемая по количеству названных событий;
- оценка событий, определяемая по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие (значимые и незначимые);
- степень влияния (события, оказывающие значительное влияние; события, оказывающие умеренное влияние; события, оказывающие малое влияние);
- среднее время ретроспекции и антиципации событий;
- содержание событий (события биологического типа, личностно–психологического типа, события, относящиеся к изменениям физической среды события, относящиеся к изменениям социальной среды).
Процедура исследования: тестирование проводилось в групповой форме. Испытуемым предлагалось заполнить опросники методик в письменном виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья представляет собой стабильную ячейку общества, которая направлена на выполнение воспитательных, хозяйственно– бытовых, и иных функций, которые необходимы для полноценного функционирования семьи.
Каждая семья проходит в своем развитии определенный жизненный цикл, который делится на несколько этапов: период ухаживания, создание молодой семьи, семья с одним ребенком, зрелая семья, уход детей из дома, престарелая семья, завершающая стадия семейного цикла.
При прохождении всех вышеперечисленных этапов, в жизни семьи происходит множество значимых событий. К основным положительным событиям можно отнести свадьбу, рождение детей и т.д. Однако, на каждом этапе развития семьи супругам необходимо решать множество проблем, которые связаны со становлением семьи на определенном этапе.
К таким событиям можно отнести кризисы, как возрастные, так и психологические, физиологические изменения, ролевые изменения, появление новых статусов в связи с рождением детей и т.д.
С целью выявления особенностей жизненного пути семей на разных этапах было проведено эмпирическое исследование. Установлено, что наибольшая продуктивность восприятия образов жизненного пути выше в молодых и стареющих семьях. Средняя продуктивность восприятия образов жизненного пути выявлена у семей с детьми–школьниками, старшему ребенку 6–13 лет и у семей, «отправляющих» детей в жизнь. Низкая продуктивность восприятия образов жизненного пути характерна для супругов зрелого возраста.
Радостные и будущие события наиболее значимы для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми–дошкольниками до 6 лет. Радостные и прошедшие события наиболее значимы для семей с детьми–школьниками до 13 лет. Грустные и прошедшие события являются наиболее значимыми для семей с детьми–подростками и семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей.
На протяжении жизненного пути для семей на разных стадиях с увеличением семейного стажа и возрастом ребенка увеличивается степень влияния, оказываемое на функционирование семьи. Для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми–дошкольниками до 6 лет события их жизненного пути оказали малое влияние на дальнейший ход функционирования семьи. Для семей с детьми–школьниками до 13 лет, для семей с детьми–подростками события их жизненного пути оказали умеренное влияние на дальнейший ход функционирования семьи. Для семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей события их жизненного пути оказали значительное влияние на дальнейший ход функционирования семьи.
Степень реализованности событий и их удаленности в прошлое различна. Для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми–дошкольниками до 6 лет характерна низкая степень реализованности событий. Для семей с детьми–школьниками до 13 лет, для семей с детьми–подростками характерна средняя степень реализованности событий. Для семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей характерна высокая степень их реализованности.
Степень потенциальности событий и их удаленности событий в будущее различна. Для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми–дошкольниками до 6 лет характерна высокая степень потенциальности событий. Для семей с детьми–школьниками до 13 лет, для семей с детьми–подростками характерна средняя степень потенциальности событий. Для семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей характерна низкая степень потенциальности событий.
На протяжении жизненного пути для семей на разных стадиях особую значимость имеют события, относящиеся к разным типам. Для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей наиболее значимыми являются события, относящиеся к изменениям социальной среды (вступление в брак, продвижение по службе). Для детородящих семей с ребенком до 3 лет и для семей, «отправляющих» детей в жизнь, – это события биологического характера (беременность, рождение ребенка, физическая травма). Для семей с детьми–дошкольниками до 6 лет и семей с детьми–школьниками до 13 лет наиболее значимыми являются события, относящиеся к изменениям социальной среды (вступление в брак, поступление ребенка в детский сад, повышение по службе, новая работа). Для семей с детьми–подростками, для зрелых супругов и стареющих семей наиболее значимыми являются события личностно–психологического типа (выбор жизненного пути, события, связанные с проведением свободного времени). Именно эти значимые события в семьях внесли качественное изменение в функционировании семьи.
С целью способствования повышению уровня сплоченности семьи, мужа и жены, нами было проведено тренинговое занятие.
1. Алёшина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 1999.– 208с.
2. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Ю.Е. Алешина // Вестник Московского университета. – 1987. – № 2. – С. 60–72.
3. Андреева, Т.В. Социальная психология семейных отношений / Т.В. Андреева. – СПб: Санкт–Петербургский гос. ун–т, 1998. – 100 с.
4. Антонов, А.И. Микросоциология семьи. / А.И. Антонов. – М.: «Nota Bene», 1998. – 360 с.
5. Антонов, А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: МГУ, 1996. – 304 с.
6. Бестужев–Лада, И.В. Семья, вчера, сегодня, завтра / И.В. Бестужев Лада // Научно–популярный журнал «ВАГАНТ–МОСКВА». – 1999. – №4. – С. 478–487.
7. Бутузова, Ю. С. Отношения между супругами в молодой семье / Ю.С. Бутузова // Молодой ученый. – 2016. – №17. – С. 286–288.
8. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
9. Варга, А..Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
10. Витакер, К.Танцы с семьей: семейная терапия / К. Витакер, В. Бамберри; пер. с анл. А.З.Шапиро. – М.: Класс, 1999. – 176 с.
11. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества / В.И. Гарбузов. – М.: Педагогика, 1989. – 276 с.
12. Герасимов, Е. М. Возможность прогнозирования супружеских конфликтов по результатам современных исследований в отечественной психологии / Е.М. Герасимов // Молодой ученый. – 2009. – №2. – С. 226–230.
13. Голод, С.И. Семья и брак: историко–социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.
14. Городилина, М. В. Время как интегрирующий фактор семьи в зарубежных исследованиях / М. В. Городилина // Социальная психология и общество. – 2017. – Т.8. – №1. – С. 5-16.
15. Городилина, М. В. Диалог с историей своей семьи: зарубежный опыт исследования / М. В. Городилина // Педагогика и психология образования. – 2017. – №2. – С. 110-119.
16. Дымнова, Т. Н. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской / Т. Н. Дымнова // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 19 – 27.
17. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И.Захаров. – М.: Просвещение,1993. – 192 с.
18. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Владос–Пресс, 2004. – 320 с.
19. Качанова, О. И. Семейные кризисы и пути их преодоления / О.И. Качанова // Молодой ученый. – 2011. – №10. Т.2. – С. 141–145.
20. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
21. Козлов, Н.И. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. / Н.И. Козлов. – М.: «Новая школа», 1994. –
320 с.
22. Комаров, М.С. Введение в социологию. / М.С. Комаров. – М.: «Наука», 1994. – 317 с.
23. Кравченко, А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 479 с.
24. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
25. Кутсар, Д. О характерах супругов в связи с некоторыми показателями атмосферы общения в конфликтной семье/ Д. Кутсар // Психология семьи. – 2002. – №2. – С. 505–513
26. Левкович, В.П. Социально–психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович, О.Э. Зуськова // Психологический журнал. – 1985. – Т.6. – № 3. – С. 126–137.
27. Лейбин, В. Словарь–справочник по психоанализу / В. Лейбин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 960 с.
28. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы методологии, теории и методики. / М.С. Мацковский. – М., 1989. – 105 с.
29. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: Изд–во НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с.
30. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич–Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
31. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 327 с.
32. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528с.
33. Райгородский, Д.Я. Подросток и семья / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат. Дом БАХРАХ, 2002. – 656 с.
34. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир; пер. с англ. Е.В. Новиковой, М.А. Макарушкиной. – М.: Педагогика–Пресс, 1992. – 192 с.
35. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2001. – 295 с.
36. Семейная психотерапия / сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
37. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
38. Скиннер, Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Дж. Клииз; пер. с англ. Н.М. Падалко. – М.: Класс, 1995. – 272 с.
39. Соловьев, Н.Я. Брак и семья сегодня / Н.Я. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 164 с.
40. Сырцова, А.А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. – 2008 . – Т. 29. – №3. – С.101-109.
41. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. – М.: Класс, 1990. – 182 с.
42. Хаментаускас, Г. Семья глазами ребенка / Г. Хаментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 206 с.
43. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев. – М.: Прогресс, 1978. – 180 с.
44. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2003. – 272 с.
45. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004.– 288 с.
46. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: психология семьи / В.М. Целуйко. – Р–н–Д: Феникс, 2004. – 448 с.
47. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 116 с.
48. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель–Пресс, Изд–во ЭКСМО–Пресс, 2000. – 512 с.
49. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В Юстицкис. – СПб: Питер, 2002. – 656 с.
50. Ялом, И. Когда Ницше плакал: Психотерапевтические истории / И.Ялом. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – 427 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 57.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные по методике «Значимые события жизненного пути семьи» в модификации Т.А. Заеко
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные данные по методике «Линия времени»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные данные по методике «Временная перспектива»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты статистической обработки данных
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Программа психологического тренинга «Повышение уровня сплочённости супругов»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Рубрикаторы
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты