ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного развития рыночной экономики и предпринимательства становится все более актуальным вопрос об изучении маркетинговой деятельности на предприятии.
Сегодня никто уже не сомневается в том, что для успешного хозяйствования во всех сферах деятельности необходимо глубокое знание рыночных механизмов, принципов и методов изучения рынка и экономической конъюнктуры, комплекса мер эффективного воздействия на конкурентные позиции фирмы, методов маркетинговых исследований рынка, способов управления качеством и конкурентоспособностью товара, методов формирования спроса и стимулирования сбыта, определения товарной, ассортиментной, ценовой, коммуникационной политики предприятия. Совокупность подобных инструментов и составляет основу маркетинга.
Маркетинг – один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок». С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение. Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга и организована маркетинговая деятельность в компании, зависит эффективное функционирование всего компании.
Сегодня современные потребители скептически относятся ко многим инициативам специалистов по маркетингу, поэтому привлечь и удержать покупательский интерес к какому-либо виду товаров довольно сложно.
В настоящее время, чтобы обеспечить успешную продажу товара или услуги, компании необходимо сделать больше, чем просто следить за его отличным качеством, установив на него самую низкую цену, или просто разместить товар наилучшим образом на полках магазинов.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что маркетинг обеспечивает комплексный подход к управлению организацией, которые позволят конкурировать и реализовывать свой потенциал в условиях современного рынка, который характеризуется высокой степенью динамизма, изменчивости условий.
Объектом изучения является ООО «Партнер агрария».
Предмет исследования – маркетинговая деятельность ООО «Партнер агрария».
Цель работы – разработка направлений по совершенствованию маркетинговой деятельности в ООО «Партнер агрария».
Согласно поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические аспекты маркетинговой деятельности организации;
- проанализировать маркетинговую деятельность ООО «Партнер агрария»;
- разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Партнер агрария».
В работе использованы следующие методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам маркетинговой деятельности организации. В рамках теоретической главы рассмотрена сущность маркетинговой деятельности организации, а также реализация маркетинговой деятельности и управление маркетинговой деятельностью.
Вторая глава дипломной работы посвящена анализу маркетинговой деятельности ООО «Партнер агрария» в период 2017-2019 гг. В рамках проведения анализа маркетинговой деятельности ООО «Партнер агрария» была рассмотрена организационно-экономическая характеристика, проанализированы показатели деятельности организации в период 2017-2019 гг., также был проведен анализ среды деятельности организации и анализ организации маркетинговой деятельности предприятия. В результате проделанной работы во второй главе были сформулированы мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Партнер агрария».
Третья глава дипломной работы посвящена разработке мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Партнер агрария», где были рассмотрены наиболее эффективные направления совершенствования маркетинговой деятельности с расчетом их экономической эффективности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность маркетинговой деятельности организации
Успех в бизнесе напрямую зависит от успеха в маркетинге. Именно он помогает сделать так, чтобы покупатель выбирал нужные ему товары и приходил за ними неоднократно. Успешный бизнесмен знает, что хочет потребитель, и старается обеспечить его этим. Главным образом маркетинг в сфере малого бизнеса может быть определен так – это предложение покупателем того, чего они хотят, по приемлемой цене, в приемлемом для них месте и с необходимой долей рекламной информации, чтобы они предпочли наш товар, товарам конкурентов. Однозначно, что введение маркетинга в хозяйственную деятельность предприятия способствует его развитию и повышению эффективности его деятельности.
Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий на конкретном рынке.
Главный принцип маркетинга – ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого заключаются в установлении цели, планировании, организации, мотивации и контроле [1, с. 135].
Главная цель – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению [1, с. 139].
Приоритетная цель менеджмента – обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности [1, с. 147]. При исследовании компании как целостной социально-экономической системы соотношение маркетинга и менеджмента рассматривается как части целого.
В то же время маркетинг может быть системой управления самостоятельной функциональной системой – маркетинговым центром, агентством, консультативной организацией. Указанное разграничение имеет формальную сторону. В действительности роль и значение маркетинговой концепции управления значительно шире. Она представляет собой образ мышления управляющих и всего персонала организации.
Особенности такого подхода состоит в ориентации всей деятельности организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность.
Величина и динамика данных характеристик определяются рыночными возможностями организации и состоянием рынка.
Функции маркетинга заключаются в исследовании и формировании его средствами организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации [3, с. 41].
Проще говоря, посредством маркетинга производственно-хозяйственные организации комплексно решают проблемы потребителя (заказчика). Эффективность маркетинга заключается в последовательности действий и комплексном использовании принципов, методов и средств маркетингового воздействия и маркетинговой информации по стадиям воспроизводственного процесса.
Указанные особенности позволяют рассматривать маркетинг как важное условие и существенный резерв антикризисного менеджмента. В антикризисном менеджменте, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение может иметь комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов.
Поэтому важно рассмотреть характерные особенности и практику применения маркетинговых средств воздействия на функционирование организации.
В зависимости от того, каким конкурентным преимуществом обладает компания, стратегии подразделяются на:
1. Стратегию дифференциации – предполагает выделение компании среди конкурентов за счет высокого качества или особых свойств продукта.
2. Стратегию лидерства по издержкам – позволяет компании устанавливать минимальную на рынке цену, благодаря меньшим издержкам на производство и реализацию продукции по сравнению с конкурентами. Минимизировать издержки можно в том случае, если вы имеете какое-либо объективное преимущество: экономичное оборудование, выгодное географическое положение, особую технологию производства и так далее.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАРКТЕИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПАРТНЕР АГРАРИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Партнер агрария» - общество с ограниченной ответственностью, уставный фонд которого разделен на доли согласно учредительным документам. Следует отметить, что общество с ограниченной ответственностью имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет гражданские права и несет ответственность.
ООО «Партнер агрария» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом компании и имеет статус юридического лица.
Основная цель деятельности компании: осуществление хозяйственной деятельности, которая направлена на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, интересов учредителя.
ООО «Партнер агрария» уже более 25 лет является надежным поставщиком и производителем запасных частей для сельскохозяйственной техники, занимает одно з ведущих мест в данной сфере.
У компании много сертификатов и свидетельств, которые подтверждают ее лицензированную и сертифицированную деятельность (Приложение А). Стоит отметить, что ООО «Партнер агрария» является официальным представителем завода по производству запасных частей для сельскохозяйственный техники ООО «Агрополис».
ООО «Партнер агрария» активно принимает участие в различного рода выставках, и была награждена неоднократно за участие в выставках (Приложение Б).
Теперь рассмотрим подробнее организационную структуру компании.
Организационная структура управления ООО «Партнер агрария» направлена, прежде всего, на то, чтобы организовать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления. Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Организационная структура ООО «Партнер агрария» представлена руководительским отделом, отделом продаж и закупок, отделом маркетинга, отделом бухгалтерии, логистическим и юридическим отделом, а также цеха производства запасных частей. Более подробно организационная структура ООО «Партнер агрария» представлена в Приложении В.
Рассмотрим функции и деятельность каждого из отделов организационной структуры ООО «Партнер агрария».
Единоличным исполнительным органом предприятия является его управляющий. Внутренний контроль за деятельностью организации осуществляет управляющий.
Отдел логистики обеспечивает своевременную и качественную организацию поставок продукции, выполнение плана поставок по объему, номенклатуре, срокам, качеству, а также обеспечивает сохранность запасов на складе совместно с заведующим складом, соблюдение норм отпуска материалов, транспортно-заготовительные расходы и прочее. Также логистический отдел занимается хранением, транспортировкой поставляемой продукции. Причем часто сама физическая транспортировка отдается транспортным компаниям. А специалисты по логистике обеспечивают перевозки информацией о грузе, получателях и сопроводительной документацией.
На отделе продаж лежит выполнение договорных обязательств и планов поставок продукции потребителям по объему, качеству, срокам, номенклатуре.
Маркетолог изучает рынки сбыта продукции, положение товаров на рынках сбыта, конкурентоспособность продукции и пути ее повышения, разрабатывает ценовую политику предприятия и другие вопросы, связанные с внешней средой функционирования предприятия. Также он занимается рекламой.
В качестве основного звена ООО «Партнер агрария» можно выделить бухгалтерию, которая подчиняется управляющему и главному бухгалтеру.
Чтобы отслеживать финансово-экономическое состояние компании, бухгалтерия всегда проводит анализ показатели деятельности ООО «Партнер агрария», для этого используются активно «Бухгалтерский баланс» (Приложение Г), «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение Д).
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПАРТНЕР АГРАРИЯ»
Проведенный анализ во второй главе позволяет говорить о необходимости повышения эффективности маркетинговой деятельности путем внедрения новой должности маркетолога-аналитика, а также использование современных технологий продвижения продукции, в качестве чего может быть использована такая технология как лендинговая страница.
Основная деятельность маркетолога-аналитика на ООО «Партнер агрария» должна заключаться в следующем:
- определить проблему, цель и методы исследования;
- разработать план исследования;
- собрать и проанализировать собранные данные;
- интерпретировать полученные результаты и подготовить отчет;
- довести результаты исследования до сведения руководства.
В соответствии с занимаемой должностью на маркетолога-аналитика возлагается ряд должностных обязанностей:
- организация и непосредственное участие в проведении маркетинговых исследований;
- проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
- анализ ценовой, ассортиментной, сбытовой политики конкурентов и их деловой активности;
- анализ потребителей;
- выявление мнений, предпочтений, требований потребителей к качеству оказываемых услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование числа оказываемых услуг;
- анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, прибыли от оказания услуг, конкурентоспособности, факторов, влияющих на сбыт;
- выявление рыночных потребностей, которые не удовлетворяются конкурирующими предприятиями;
- организация накопления и хранения информации, собранной посредством маркетинговых исследований;
- обработка данных и подготовка отчетов по результатам проведенных маркетинговых исследований.
Для успешной и продуктивной работы маркетолог-аналитик должен знать организацию работы исследований, методы анализа, систему сбора и обработки информации, ее объем и структуру, способы ее эффективного поиска и сбора; методы передачи, обработки и хранения информации; экономику и организацию производства, основы менеджмента, статистику, технологию производства выпускаемой продукции. Должен иметь отличные навыки работы с персональным компьютером, хорошо знать базовый пакет офисных программ, а также иметь навыки работы со специальным программным обеспечением – Terrasoft CRM, Microsoft CRM, Monitor CRM, Oracle Siebel CRM и другие.
Маркетологу-аналитику следует знать и использовать в своей работе законодательные акты, нормативные и методические материалы по маркетингу, планово-учетную документацию, статистическую отчетность, сроки и порядок ее предоставления, формы учетных документов и порядок составления отчетности и прочую нормативную и законодательную документацию.
Маркетолог-аналитик несет персональную ответственность за качество проводимых маркетинговых исследований, надежность применяемых методик, правильность составления и оформления бюджета расходов по реализации и плана маркетинговых исследований, их соответствие установленным на предприятии требованиям.
Таким образом, за счет введения в штат должности маркетолога-аналитика маркетинговая деятельность ООО «Партнер агрария» улучшится за счет получения и грамотной обработки информации о конкурентах, маркетинговой среды в целом, рынках сельскохозяйственной техники, политической и экономической ситуации в целом.
Затраты на введение новой должности делятся на два типа: разовые (единовременные) и постоянные. К разовым затратам отнесутся затраты на поиск сотрудника, оборудование его рабочего места (приобретение офисной мебели, оргтехники), обучения нового работника (затраты рабочего времени начальника отдела, при необходимости – курсы повышения квалификации по специальности). К постоянным – затраты на заработную плату и соответствующим налоговым выплатам, регулярное повышение квалификации сотрудника (участие в семинарах, в том числе проводимых поставщиками и партнерами, в среднем 2-3 раза в год).
В таблице 3.1 отображены предварительные расчеты (в рублях) предполагаемых расходов по найму нового сотрудника на годичный период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе была рассмотрена тема совершенствования маркетинговой деятельности на примере ООО «Партнер агрария» в период 2017-2019 гг. В рамках изучения данной темы были рассмотрены теоретические аспекты маркетинговой деятельности организации, а также проведен анализ маркетинговой деятельности ООО «Партнер агрария» в рассматриваемом периоде. В результате проведенного анализа были внесены предложения, которые позволят повысить эффективность организации маркетинговой деятельности рассматриваемой компании.
В результате изучения теоретических вопросов в работе можно сделать ряд выводов.
Маркетинговая деятельность на практике осуществляется путем выполнения задач маркетинга, таких как исследование рынка, определение сегментов рынка и выбор приоритетных, позиционирование продукции, разработка привлекательного для потребителя товарного ассортимента, внедрение на рынок новых продуктов, проведение гибкой ценовой политики, нахождение и подбор эффективных каналов сбыта, коммуникационная деятельность. Основными функциями управления считаются грамотное планирование и организация, поскольку от качества и объективности планов маркетинга зависит успех всей маркетинговой деятельности.
Реализация управления маркетинговой деятельностью позволит организации в современных условиях в кратчайшие сроки обеспечивать адаптацию к изменяющимся условиям микро- и макросреды, создавать конкурентные преимущества и повышать эффективность своей деятельности.
Проведенный анализ маркетинговой деятельности в ООО «Партнер агрария» в 2017-2019 гг. позволяет сделать ряд выводов.
Организационная структура управления ООО «Партнер агрария» направлена, прежде всего, на то, чтобы организовать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности.
Организационная структура ООО «Партнер агрария» представлена руководительским отделом, отделом продаж и закупок, отделом маркетинга, отделом бухгалтерии, логистическим и юридическим отделом, а также цеха производства запасных частей.
Проведенный анализ показателей рентабельности ООО «Партнер агрария» в период 2017-2019 гг. позволяет отметить их рост. все показатели имели положительное значение, так как в организации имела прибыль от своей хозяйственной деятельности.
В результате анализа показателей финансового состояния организации на протяжении анализируемого периода можно сказать об их соответствии нормативным значениям, кроме коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, но он также увеличивается. Ситуация соответствия коэффициентов нормативным значениям говорит об эффективном финансовом состоянии организации в период 2017-2019 гг. и росте ее платежеспособности.
В результат проведенного SWOT-анализа среды деятельности ООО «Партнер агрария» можно сказать, что компания имеет возможность и необходимость увеличить расходы на маркетинговую деятельность, вместе с тем, требуется совершенствование маркетинговых коммуникаций, направленных на доведение до покупателей информации о расширении ассортимента реализуемой и производимой продукции, так как увеличение количества привлеченных клиентов оказывает непосредственное влияние на расширение доли рынка. ООО «Партнер агрария» стоит расширять рынок сбыта продукции, что потребует проведения маркетинговых исследований, а также важно постоянно следить за соответствием потребностям целевой аудитории.
Что касается PEST-анализа среды деятельности ООО «Партнер агрария», то самое большое влияние на деятельность организации оказывают экономические факторы, которые выражаются в уровне экономического положения страны и, соответственно, платежеспособности и количестве покупателей.
Проведенный анализ среды деятельности и организации маркетинговой деятельности в ООО «Партнер агрария» позволяет сказать, что в организации есть маркетолог и специалист по рекламе, но исследования проводятся нерегулярно, стоит пересмотреть возможности активного использования имеющегося у компании официального сайта, с помощью которого можно будет продвигать продукцию как собственного производства, так и поставляемую. Также стоит рассмотреть вариант расширения предложение по внедрению такой должности, как маркетолог-аналитик.
В результате анализа организации маркетинговой деятельности ООО «Партнер агрария» были внесены предложения по следующим мероприятиям:
- внедрение новой должности «маркетолог-аналитик», который будет заниматься именно аналитикой маркетинга на рынке деятельности организации;
- также было предложено провести SEO оптимизацию.
Так, за счет введения должности маркетолога-аналитика, дополнительная выручка составит 271,7 тыс. руб. Прогнозируемая выручка от реализации продукции составит в 2020г. составит 27440,7 (27169+271,7) тыс. руб. Сумма дополнительной прибыли составит 20 тыс. руб.
1. Азарова, С.П. Маркетинговые исследования: Теория и практика: Учебник для прикладного бакалавриата / С.П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 314 с.
2. Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебное пособие для вузов / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2016. – 463 с.
3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 736 с.
4. Башаримова, С.И. Основы маркетинга: Курс лекций / С.И. Башаримова, М.В. Дасько – Минск: НИИ Белкоопсоюза, 2017. – 106 с.
5. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
6. Бронникова, Т.С. Маркетинг: Учебник / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. – М.: Инфра-М, 2017. – 325 с.
7. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая; Высшая школа экономики. – М.: Юрайт, 2016. – 541 с.
8. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология: Учебное пособие / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2016. – 158 с.
9. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс., 2016. – 704 с.
10. Данченок, Л.А. Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.А. Данченок [и др.]; под редакцией Л.А. Данченок. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
11. Дурович, А.П. Маркетинг: Курс интенсивной подготовки: Учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2016. – 253 с.
12. Жабина, С.Б. Маркетинг продукции и услуг. Общественное питание: Учебное пособие для академического бакалавриата / С.Б. Жабина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 264 с.
13. Жильцова, О.Н. Маркетинговые исследования: Учебник для среднего профессионального образования / О.Н. Жильцова [и др.]; под общей редакцией О.Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с
14. Казакова, Н.А. Маркетинговый анализ: Учебное пособие – М: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017. – 240 с.
15. Казущик, А.А. Основы маркетинга: Учебное пособие / А.А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2017. – 246 с.
16. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. – 2-е издательский дом. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА–М, 2016. – 368 с.
17. Капон, Н. Управление маркетингом: Учебное пособие для вузов/ Н. Капон, В. Колчанов, Д. Макхалберт. – Спб: Питер, 2015. – 832 с.
18. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с.
19. Карпова, С.В. Маркетинг. Практикум: Учебное пособие для академического бакалавриата / С.В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С.В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
20. Ковалев, М.Н. Маркетинг: Учебное пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. Кабаева, О.В. Устименко; под ред. М.Н. Ковалева. – Гомель: УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2016. – 377 с.
21. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров/ А.В. Коротков. – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Юрайт, 2017. – 592 с
22. Котлер, Ф. Основы маркетинга: Краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. – Москва [и др.]: Вильямс, 2012. – 488 с.
23. Лукина, А.В. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240 с.
24. Кулибанова, В.В. Маркетинг: Сервисная деятельность: Учебное пособие / В.В. Кулибанова. – СПб.: Питер, 2017. – 231 с.
25. Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие для бакалавров, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Финуниверситет; Российская ассоциация маркетинга; колл. авт. под общ. ред. С.В. Карповой – М.: Юрайт, 2016. – 408 с.
26. Маркетинг: Учебное пособие / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2017. – 335 с.
27. Маркетинговые исследования. Теория и практика: Учебник для бакалавров / Финуниверситет; под общ. ред. О.Н. Романенковой – М.: Юрайт, 2017. – 315 с.
28. Михарева, В.А. Маркетинг: Курс лекций / В.А. Михарева. – Минск: Юрайт, 2016. – 224 с.
29. Основы маркетинга. Теория и практика: Учебное пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 381с.
30. Официальный сайт ООО «Партнер агрария». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://partagro.by/. – Дата доступа: 05.04.2020.
31. Основы маркетинга. Теория и практика: Учебное пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 381 с.
32. Райен, Д. Краткий курс интернет-маркетинга / Д. Райен. – М.: ШКИМБ, 2018. – 320 c.
33. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для бакалавров / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. – М.: Дашков и К, 2015. – 296 c.
34. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2017. – 232 c.
35. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр. – М.: Дашков и К, 2016. – 216 c.
36. Смирнов, А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете / А. Смирнов, Ю. Суздаль. – СПб.: ИГ Весь, 2017. – 176 c.
37. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА - М, 2017. – 383 с.
38. Твердохлебова, М.Д. Комплекс маркетинговых коммуникаций в сети интернет / М.Д. Твердохлебова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 3 – С. 202-205.
39. Тюрин, Д.В. Маркетинговые исследования: Учебник для среднего профессионального образования / Д.В. Тюрин. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 342 с.
40. Чернышева, А.М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.М. Чернышева, Т.Н. Якубова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 244 с.