Управление процессом формирования экологической культуры детей в условиях учреждения дошкольного образования
МозГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Управление процессом формирования экологической культуры детей в условиях учреждения дошкольного образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2017
100.00 BYN
Управление процессом формирования экологической культуры детей в условиях учреждения дошкольного образования
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 84 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе имеется только первая глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и специфика экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Модель управления процессом формирования экологической культуры детей в условиях учреждения дошкольного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель нравственного воспитания. Учреждение дошкольного образования уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время [1].
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наиболее эффективно [2].
В соответствии с государственными программами экологического воспитания детей дошкольного возраста экологическое мировоззрение необходимо формировать уже в раннем детстве. Вопросами экологического воспитания и ознакомления детей с природой занимались педагоги современности С.А. Веретенникова, Л.А.Каменева, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова. Данные учёные разработали методики экологического образования детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и специфика экологического воспитания детей дошкольного возраста
Наиболее распространенным определением экологии как научной дисциплины является следующее: экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношения между организмами и средой их обитания. Термин «экология» (от греч. «ойкос» дом, жилище и «логос» учение) был впервые введен в биологическую науку немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г.
Изначально экология и развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой [3].
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии экосистемы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область её компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), совокупностей популяций, т.е. биотических сообществ биоценозов (биоценотический уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).
Задачи экологии:
- исследование закономерностей организации жизней;
- регуляция численности популяций;
- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляют ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
Каждая из форм организации детей в процессе экологического воспитания стимулирует разные виды познавательной деятельности детей. К ним относятся: самостоятельная работа с различными источниками информации; игра; специальные занятия.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
1. Авдеева, Н.Н., Степанова, Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112 с.
2. Ашиков, В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков – М.: Педагогическое общество России. – 1998. – 172 с.
3. Акимова, Т.А. Экология: Учебник / Т.А.Акимова. – М.: Академия, 2007. – 453 с.
4. Дре, Ф. Экология / Ф. Дре – М.: Атомиздат, 1996. – 450 с.
5. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. – № 6. – С. 10-16.
6. Бровкина, Е. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студ. сред. и высш. пед учеб.заведений / Издат. Центр «Академия» 2000. – 224 с.
7. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, – 2013. – № 6. – С. 16-20.
8. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011.
9. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.
10. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1973. – 256 с.
11. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет.сада /Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева; Под ред. П.Г. Саморуковой. – 2-е изд.,дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.
12. Коломина, Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. Коломина – М.: 2004 – 144 с.
13. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и стар. групп дет. Сада: Кн. Для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. – 3-е изд. – М.: Просвещение., 2001. – 310 с.
14. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2001. – 184 с.
15. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет / Т.М. Бондаренко – Воронеж: Учитель, 2002. – 159 с.
16. Зверев, И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание // Воспитание дошкольников. – 1985 – №6 – С. 30-35.
17. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2002. − 336 с.
18. Николаева, C.H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – M.: Мозайка-Синтез, 2004. – 128 c.
19. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
20. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 96 с.
21. Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2009. – № 4. – С. 42-46.
22. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. – № 4. – С.14-20.
23. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 91 с.
24. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. – 2000. – №4. – С. 25-36
25. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
26. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2011 – 96 с.
27. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. Сакирдановой Т.И. – Симферополь, 1995.
28. Ярышева, Н.Ф. Ознакомление детей с природой. – К.: Радянська школа, 1980. – 164 с.
29. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А Серебрякова. – Н.-Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.
30. Воспитание детей дошкольного возраста/Под. ред. Л. Н. Проколиенко – К.: Рад. шк., 1991. – 368 с.
31. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1992. – 112 с.
32. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 45- 69.
33. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2011.
34. Рыжова, Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – № 9. – С. 40.
35. Рыжова, Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. – 1999. – №3. – С. 50-61.
36. Салимова, М.И. Занятия по экологии: Пособие для воспитателей детского сада / М.И. Салимова – Минск: Амалфея, 2004. – 126 с.
37. Харитонова, Л. Исследовательская деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2001. – №7 – С. 33-35.
38. Как знакомить дошкольников с природой / Под редакцией П.Г. Саморуковой. (доработ). – М., Просвещение, 1999. – 300 с.
39. Как знакомить дошкольников с природой / Под редакцией П.Г. Саморуковой. (доработ). – М., Просвещение, 1999. – 300 с.
40. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 3-9.
41. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 45-49.
42. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 с.
43. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. – №2. – С.28.
44. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С.10-12.
45. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание, 2008. – № 2. – С. 34.
46. Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В. Н. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 530 с.
47. Бобылева, Л., Дупленко, О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – №7. – С. 36-42.
48. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 2010. – 240 с.
49. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297 с.
50. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 2008. – №3. – С. 22-23.
51. Волчкова, B.H. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 c.
52. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. – № 3. – С. 23-27.
53. Гомезо, М.В., Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гомезо, М.В. Матюхина. – М.: Просвещение, 2001. – 256 с.
54. Горощенко, В.П. и др. Основы природоведения: учеб. пособие для учащихся педучилищ по специальности №2001. – М.: Просвещение, 1996. – 239 с.
55. Дежкин, В. Беседы об экологии / В. Дежкин – М.: Молодая гвардия, 1995. – 200 с.
56. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013.
57. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. – 80 с.
58. Заварухина, Т.А. Организация экологического воспитания в ДОУ // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. / Ответ. за выпуск О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. − Томск: ОГУ РЦРО, 2008. − С. 35-36.
59. Залыгин, С. Экология и культура.//Новый мир. – 1992 – №9 – С. 3.
60. Захлебный, А. Н. На экологической тропе. – М.: Знание, 1996 – 280 с.
61. Зенина, Т. Экологические акции в работе с дошкольниками / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2012 . – №7.– С. 18.
62. Зенина, Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. – №7. – С. 58-63.
63. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. – 2003. – №7. – С. 31-34.
64. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы / Под ред.Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
65. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
66. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: Нескучная энциклопедия /Сост. Е.П. Гайдаренко. – Д.: Сталкер, 1997. – 448 с.
67. Измайлов, И.В., Михлин, В.Е., Шубкина, Л.С. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983. – 157 с.
68. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. – № 2. – С. 38-41.
69. Каленникова, Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. – Минск: Народная педагогика, 1989. – 240 с.
70. Киреева, О.В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 62-66.
71. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.07 / Киреева О.В. − СПб, 2009. – 20 с.
72. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! / Л.В. Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2014. – 72 с.
73. Кочергина, В. Наш дом – Земля // Дошкольное воспитание. – 2004. – №6. – С. 50-53.
74. Комарова, Л.Г. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001 – С. 80.
75. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после, 2012. – № 1. – С. 46-48.
76. Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передальский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2011. – С. 545-549.
77. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 384 с.
78. Лопатина, А., Скребцова, М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – М.: Амрита, 2010. – 128 с.
79. Лопатина, А., Скребцова, М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
80. Лучич, М. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов / М. Лучин – М.: Просвещение,1993. – 160 с.
81. Мамедов, Н.М. Проблемы экологии / Н.М. Мамедов – М.: Знание, 1989. – 290 с.
82. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
83. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. – 319 с.
84. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях / Л.П. Молодова. – Минск: Аскар, 2014.
85. Молодова, А. Игровые экологические занятия с детьми / А. Молодова – Минск., 1998. – 80 с.
86. Мы – Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.
87. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. − 1998. − №2. − С. 13.
88. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. − М.: Академия, 2001. – 184 с.
89. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 10. – С. 40.
90. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
91. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. / Е.И. Рогов. – М., 1999. – 480 с.
92. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт дошкольного учреждения / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2010. – №2. – С. 30.
93. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001. – №7. – С. 61-69.
94. Рыжова, Н.А. Я и природа / Н.А. Рыжова – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56 с.
95. Саморукова, П. Г. Систематизация знаний у детей о природе // Дошк. воспитание. – 1973. – №4. – С. 90
96. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
97. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание – 2004 – №7 – С. 21-27.
98. Степаненко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход / Ю.В. Степанченко // Стандарты и мониторинг в образовании – 2013. – №3. – С. 12.
99. Танасийчук, В.Н. Экология в картинках / В.Н. Танасийчук – М., 1989. – 75 с.
100. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1985. – 240 с.
101. Энциклопедия для детей Т.3 География. / Под ред. Аксёновой. – М.: «Аванта+», 2000. – 365 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность 84 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 46.
В работе имеется только первая глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты