Межличностная аттракция
БГУ (Белорусский государственный университет)
Доклад
на тему: «Межличностная аттракция»
по дисциплине: «Социальная психология»
2021
11.00 BYN
Межличностная аттракция
Тип работы: Доклад
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Поделиться
Введение
1. Определение понятия «межличностная аттракция» в социальной психологии
2. Теории изучения феномена межличностной аттракции
3. Психологические исследования изучения межличностной аттракции
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к феномену аттракции возник в начале 20 века. В 60-е годы в США сложился целый ряд авторских концепций, определенным образом объясняющих возникновение аттракции; среди них нужно выделить социальный подход А. Керкофа, экологический подход И. Алтмана, когнитивно-развивающий подход Т. Ликона, бихевиористский – Д. Бирна и др.
Все люди в своей повседневной жизни находятся под сильным влиянием межличностной аттракции, и так было на протяжении всей истории человечества. В этом угрожающем и проблемном мире межличностная аттракция может быть одним из ключей к гармоничным отношениям, и его отсутствие оставляет дверь открытой для негативных чувств и негативных моделей межличностного поведения.
Ясно, что было бы безрассудно предполагать, что социальные проблемы могут быть решены за счет увеличения межличностной аттракции; скорее, внимание следует сосредоточить на той важной роли, которую аттракция может играть в улучшении личного благополучия и межличностных и социальных отношений.
Межличностная аттракция является важной частью межличностного взаимодействия, при этом долгое время ее невозможно было исследовать из-за сложности определения и выявления структуры.
На данный момент большинство теоретических исследований направлены на выяснение внешних детерминант, не вдаваясь в подробности влияния на нее внутренних факторов, личностных особенностей.
Цель работы – изучить феномен межличностной аттракции.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ» В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу [11, c. 398].
В своей книге «Введение в социальную психологию» В.А. Янчук выделяет следующие факторы межличностной аттракции:
- Физическая привлекательность.
- Пространственная близость или дистанция общения
- Знакомство
- Доступность
- Ожидание продолжения взаимодействия.
- Взаимность
- Сходство
- Взаимодополняемость
- Эмпатия
- Способствование достижению личностно значимых целей
- Личностная гармония [11, c. 402]
Перечисленные факторы, конечно же, отражают интересы и представления определенных исследователей. В последние годы становится очевидным, что их наиболее уязвимой характеристикой является излишняя статичность и претензии на универсальность в транскрипции авторов. Вместе с тем очевидно, что данные факторы отражают важные аспекты развития аттракции и при определенном сочетании условий в определенном времени могут играть существенную роль. Столь же очевидно и то, что будущее развитие данной проблемной области связано прежде всего с привнесением аспектов динамики и процессуальности, сложной переплетенности детерминант межличностной аттракции друг с другом
По мнению Л. Гозмана, аттракция – это специфическое эмоциональное отношение, которое предопределяет привлекательность одной человека для другого. На его основе формируется интегральное устойчивое чувство привязанности к другому человеку [3].
Сама поведенческая модель аттракции, характерная для бихевиоризма, нашла отражение в теориях подкрепление, с акцентом на выдающуюся роль получения вознаграждения. Данная точка зрения характерна для работ Д. Тибо, Г. Келли, Д. Хоманса.
2. ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ
Д. Тибо и Г. Келли считали, что партнеры обладают большим потенциалом для вознаграждения другого участника, и способствует достижению положительного результата взаимодействия [5].
Схожей с позицией Д. Тибо и Г. Келли является теория «социального обмена» Д. Хоманса. В центре внимания Д. Хоманса есть взаимный обмен между участниками взаимодействия наградами (положительными подкреплениями) и расходами (Негативными подкреплениями), соотнесение которых и влияет на результаты взаимодействия. главными категориями теории является «деятельность», «сентимент» и «интеракция».
Термин «деятельность» выступает равнозначным скинеривському термина «оперант». Б.Ф. Скиннер использовал термин «оперантный» для описания любого поведения, которая под влиянием внешних факторов имеет определенные последствия. Сантименты являются знаками атитюдив и чувств, которые возникают по отношению к другим людям и являются внешними поведенческими проявлениями, например: рукопожатие, поцелуй и т.п.
Интеракция, по Д. Хоманс, состоит в обмене операнты и сантиментов, образуя особый вид взаимодействия. По мнению автора, желание взаимодействовать зависит от количества получаемых вознаграждений, чем больше положительных вознаграждений человек получает, тем чаще инициировать это взаимодействие. Каждый участник взаимодействия ожидает пропорционального, справедливого обмена между полученными наградами и осуществленными издержками. Оценка сторонами меры получения своего вклада базируется на прошлом опыте. Может оказаться, что кого-то опыт приучил к малым вознаграждений за значительные вклады, а кого-то –наоборот, получать значительно больше при незначительных затратах. Если во взаимодействие вступают носители конфликтующих, а не взаимодополняющих, норм справедливого обмена, то взаимодействие не будет продолжаться.
Более сложные модели аттракции, анализируют не только результаты получения выгоды от межличностной взаимодействия, но и типы стимулов, факторы, которые способствуют возникновению межличностного привлекательности, в том числе сходство личных качеств, социальных установок, эмоциональное взаимодействие партнеров.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ АТТРАКЦИИ
Особенности возникновение и эмоциональный фон в развитии отношений в образовании симпатий – антипатий существенное значение имеет установка (готовность) к сотрудничеству или соперничеству. Уже только это вызывает у испытуемых определенные отношения, что показали психологические эксперименты [7].
Испытуемым предлагалось заслушать интервью, проводимое с другими испытуемыми, якобы сидящими в соседней комнате. На самом деле интервью было записано на магнитофон, но воспринималось как действительное, так как проверить это не было возможности.
Причем одной части испытуемых говорилось, что они должны будут сотрудничать с будущим партнером после первой части эксперимента. Другой части говорилось о будущем соперничестве с «прослушанным испытуемым партнером».
Наконец, была группа испытуемых, которым вообще ничего не говорилось. Затем испытуемым предлагалось заполнить опросник на самого себя и на «мнимого» партнера. Сравнение ответов, оценок себя и другого показывало экспериментаторам видение сходства – различия в «парах будущих сотрудников» и в «парах соперников». С помощью специального опросника устанавливалась межличностная дистанция, которую хотел бы иметь испытуемый с «мнимым» партнером. (например, иметь знакомство, быть приятелем, другом и т.д.) Третья проба оценивала силу симпатии – антипатии у испытуемых с мнимым сотрудником или соперником. После проведенного эксперимента перед испытуемым извинялись и говорили, что по техническим причинам исследование дальше проводиться не может.
Анализ результатов продемонстрировал различия. Так, например предполагаемое соперничество заставляло испытуемых:
- «видеть» большее различие между собой и «мнимым» соперником;
- хотеть быть подальше от него;
- испытывать к нему антипатию.
И наоборот, предполагаемое сотрудничество с «мнимым партнером заставляло:
- «видеть» сходство с партнером (по взглядам на жизнь, поведению в различных ситуациях и т. д.);
- «хотеть» быть ближе к партнеру (дружить, вместе учиться, работать и жить);
- испытывать симпатию (переоценивать теплоту, добродушие, общительность, интеллект) [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав различные теоретические методы, можно сделать следующие выводы.
Аттракция связана с такими явлениями как симпатия, любовь и дружба, и по мере развития этих явлений, чем глубже эмоциональные отношения, тем выше уровень аттракции. Аттракция – это эмоция, нацеленная на другого человека. В русской психологии привлекательность и степень самораскрытия также взаимосвязаны, и они положительно взаимосвязаны.
Под межличностной аттракцией понимается формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Благодаря изучению внутренних факторов аттракции можно выяснить их влияние на становление того или иного вида аттракции. Это в свою очередь является актуальной информацией для улучшения взаимодействия участников с различными личностными особенностями.
Рассматривая аттракцию со стороны межличностного восприятия, можно предположить, что ценностные ориентации являются внутренним фактором межличностной аттракции.
Сторонники теории справедливого обмена подчеркивают справедливость вознаграждений и считают, что человеческое взаимодействие можно понять с точки зрения вознаграждений и наказаний. Бесспорно, что люди часто совершают определенные действия, чтобы получить вознаграждение, или действия, связанные с определенными положительными подкреплениями, часто повторяется, что является основой возникновения межличностной аттракции.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 280 с.
2. Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2003–512с.
3. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: МГУ, 1987. – 178 с.
4. Грива, О. В. Аттракция в дружеских отношениях: образ реального и идеального друга / О. В. Грива // Вестник ЮУрГГПУ. – 2016. – № 2.
5. Дементьева, Р. Р. Ведущие факторы возникновения межличностной симпатии / Р. Р. Дементьева, Г. Р. Мухаметова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 8-2.
6. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013.– 576 с.
7. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.
8. Пантелеев, А. Ф. Когнитивные стратегии при аттракции / А. Ф. Пантелеев // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2018. – № 2.
9. Хромов, В. В. Влияние характера взаимодействия на межличностную аттракцию / В. В. Хромов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 3 (41). – С. 178–189.
10. Шадричева, А. И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции / А. И. Шадричева // East European Scientific Journal. – 2016. – № 2. – С. 180-183.
11. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Учебное пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005. – 768 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты